Открытый урок-мероприятие
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
урок - мероприятие посвященный музыке мордовских композиторов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_mordovskogo_naroda.doc | 46.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок – мероприятие:
«Музыка мордовского народа»
Звучит гимн Мордовии
Дети: Да, она звучит по радио и по телевидению как позывные к передачам мордовского канала. Это гимн нашей республики.
Учитель: Известны ли вам, ребята, автор гимна?
Дети: Композитор – Нина Васильевна Кошелева, поэт Сергей Кинякин.
Учитель: Не случайно наш урок открыл гимн РМ, ведь мы сегодня отправляемся в путешествие по нашей республике и знакомимся с мордовской национальной и профессиональной музыкой, с композиторами и ведущими исполнителями Мордовии. Мы с вами побываем в эрзянском селе и мокшанской деревне повеселимся на мордовской свадьбе, послушаем и споем мордовские песни. В старину люди любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная музыка звучала везде- во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздниках. Радовались эрзяне и мокшане – и песни пели веселые, озорные; горевали- и песни звучали протяжные и грустные.
Учитель: Как же создавались народные песни- одним человеком или одновременно многими людьми? Что появлялось раньше- мелодия или слова?
Дети: Вначале народные песни сочиняли отдельные люди, они одновременно сочиняли мелодию и слова.
Учитель: Как же распространялись их песни?
Дети: Песни передавались от человека к человеку, из уст в уста.
Учитель: Вы знаете ,что у нас в республике мордовский народ говорит и поёт на двух языках: эрзянском и мокшанском?
Народная одежда и у эрзян и у мокшан очень нарядная, украшена вышивкой, яркими бусами. Она создавалась народными мастерами. В селах есть дома, у которых оконные наличники - как кружевные, только кружева эти из дерева. В песнях в мордовских тоже свои музыкальные кружева, свои узоры. Если песни внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские от всех других. Только надо внимательно слушать.
Учитель: Я расскажу вам одну историю, которая произошла давным–давно, сотни лет назад; может это быль, а может сказка.
…Жила-была девушка в эрзянском селе. Добрая, красивая. Матери с отцом помогала и в доме и в поле. Всегда радовалось солнце утреннему, траве зеленой, пенью птиц. И сама всегда напевала что-нибудь веселое. Но вот случилось большая беда: пришли на землю эрзянскую враги лютые- ногайцы. И взяли девушку в плен. Тяжело ей там жилось. Так тяжело, что умолк её звонкий напев. Зато все чаще приходило ей в голову мелодия печальная, слова горькие. В них и выливала она свою тоску по дому родному, по родителям.
Но вскоре девушке удалось сбежать и, вернувшись, домой, стала она рассказывать, как жилось ей и другим пленникам в неволе ногайской, но получился у неё не рассказ, а песня. Да уж такая печальная… назвали её «Вирь чиресэ» («На опушке леса»).
Звучит песня «Вирь чиресэ».
Учитель: Как вы думаете ребята, к какому жанру народных песен относится песня «Вирь чиресэ»? (Лирическая).
Учитель: Мы побывали с вами в эрзянском селе, пора заглянуть и в мокшанскую деревню, ведь здесь нас ждёт веселая свадьба со своими песнями и плясками.
Звучит «Свадьба» муз. Г. довина сл.А.Эскина (исполняет Нина Спиркина).
Хорошо известно в Мордовии старинная хороводная мокшанская песня «Луганяса келуня» («На лугу березынька». В ней рассказывается о березоньке, что стоит на лугу,а девушке, что сидит под этой березоньке. А нарядах той девушке, а шелковом рукоделии в её руках. После каждой песенной строки- весёлый, танцевальный припев.
Исполнение песни «Луганяса келуня» с ложками.
Молодцы ребята! Песню спели, а какая же свадьба без задорной, весёлой пляски.
Звучит танец плясовая.
Учитель: Наше путешествие продолжается. История мокшан и эрзян в их песнях.
Учитель:В три девятом царстве, три девятом государстве, что зовётся Мордовией, жил-был песельник. На скрипке играл, песни разные пел. Ходил по полям, по лесам, по селам, по деревням. Сам песни пел , но и других слушал. Вот шёл он однажды, шёл, вдруг слышит: песня звучит.
Звучит песня «Сур велесь» или «Тиринь веле».
Учитель: Пошёл Песельник прямо к песне. Идёт, идёт, а ни как не дойдет.
И вот увидел, наконец, он то селе. И впрямь оно красивое! А на околице его красны девицы поют. ( слайды с изображением женских портретов Ф.Сычкова).
Из далека их слышно, потому что мордовские песни всегда громко поются, даже печальные.
Звучит песня «Нусманя моро».
Учитель: Почему мордовские песни такие печальные? (ответы детей).
Дети: Большинство песен народ сложил давным-давно. Жизнь мордовского народа была очень тяжёлой. Трудолюбивые мокшани и эрзяни жили на берегах больших рек- Суры и Мокшы. Вырубали лес, на той земле распахивали поля, сеяли хлеб. Но не всегда им удавалось собрать урожай.
Набегут враги, сожгут поля, людей в плен возьмут. Вот поэтому песни печальные. Исполняются эти песни хором. Сначала один женский голос начинает, потом вступают все остальные голоса. Поют стройно. Поют не одну и ту же мелодию, а мелодии разные, но соединяются они в единое целое. Вот и получается многоголосие- яркая музыкальная краска с разнообразными оттенками. Краски мокшанских и эрзянских песен- звонкие, сочные, чистые.
Среди мордовских песен много таких, в которых поётся о каком-то одном человеке. Если это хороший человек, то его хвалят. А если неумёха, растеряха, лентяй- уж достанется ему в песне!
Исполнение песни « Косо, косо да Утяша».
Учитель: Не только наши девочки хорошо и голосисто поют, но и мальчики от них не отстают.
Звучит песня «Адядо, ялгат, розь паксяв» или «Кавто цёрат тикше ледить».
Учитель: Ребята, помните Песельника, которого песня привела в село Сурское. Задумал он тогда мордовских девушек в стольный город в Саранск позвать. Чтобы пели они не только для своего села, но и для всех людей. И вот стал он перед девушками речь держать:
Ай, вы, девицы, вы, красавицы!
Круглолицые да румяные!
Круглолицые да румяные!
Ваши косы- ветки ивушки,
Ваши косы- ветки ивушки,
По плечам до пят опускаются.
Только песни ваши ещё краше!
Ваши песни- как узор цветной,
Ваши песни, как ручьи весной!
Пусть народ на вас полюбуется
Вашим песням народ подивуется!
Вышла вперед одна из них, поклонилась она селу родному, роще берёзовой и сказала: «Нельзя людям без песен. В нашем селе их каждый знает, а в твоём городе про них не слыхивали. Пойдём мы с тобой будем для всех свои песни петь». Вот и пришли девицы в стольный град. Стали там песни петь, а Песельник решил помочь девушкам. Чтобы не забыли они о своём селе и своей берёзовой роще, дал он всем им одно имя- ансамбль «Келу». Это не первый профессиональный ансамбль. Вот уже более 50 лет существует ансамбль песни и танца «Умарина», «Ламзурь».
Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы с вами познакомимся с композиторами Мордовии. Первым мордовским композитором был Леонтий Петрович Кирюков. Он сделал очень много добрых музыкальных дел для нашего народа и нашего искусства, поэтому заслужил от людей почётные звания: «народный артист Мордовии», « заслуженный деятель искусств России».
Л.П. Кирюков родился в 1895 году в деревне Пичевка Зубово-Полянского района. Л.П.Кирюков работает в Анаевской школе в первой ступени. Сочинил оперы: «Несмеян и Ламзурь», «Нормальня». Сочинил «концерт для скрипки с оркестром», фортепьянные пьесы, много песен, пьесы для баяна. Л.П.Кирюков помог открыть в Саранске музыкальное училище, музыкальный театр.
Звучит мордовский танец для баяна с оркестром Л.П.Кирюкова или «Колыбельная».
Старейшиной мордовской музыки является композитор Георгий Иванович Сураев-Королёв. Он организовал женский фольклорный ансамбль «Келу». Он обрабатывает мордовские народные песни для ансамбля. Он сочинил музыку: для скрипки и фортепиано, для хора, оркестра, для детей и взрослых.
Звучит песня «Ине лей» или «Кизэ ,сак» Г.И. Сураева-Королёва.
Гавриил Григорьевич Вдовин- мордовский композитор другого поколения. Он высок и худощав, взгляд глубоко посаженных глаз пристален и серьезен. Это строгий и мудрый человек. Он не только строгий, но и добрый. Гавриил Григорьевич сочиняет разную музыку: для детей и для взрослых, для скрипки, фортепиано, оркестра. У него есть оперы.
Звучит пьеса для флейты и фортепиано Г.Г.Вдовина.
Звучит песня «Тиринь веле» сл. Н.Мокшинна муз. Г.Г.Вдовина или «Вирь удало» слова М.Моторкина.
Учитель: Ребята, бывают женщины- композиторы?
Н.В.Кошелева- мордовский композитор. Училась и жила она в детской музыкальной школе-интернате в Саранске. Пела в хоре. Ей очень нравилось петь и играть на фортепиано. Произведения: «Россиясо», «Панжи лёмось», «Весемеде мазыйнем», пьеса «весёлое настроение».
Заслуженные артисты республики Мордовия: Анатолий Калинкин, Андрей Пичугин, Ирина Пережогина. Нина Спиркина, Анна Атласова,
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня вы узнали немного о музыке Мордовии. Узнали о мордовских композиторах и исполнителях. Какие характерные черты, свойственные только музыке мордовского народа, мы узнали на нашем уроке?
Дети: специальный лад- пентатоника, переменный размер с изменчивым ритмом, огласовка согласных и слогов, небольшие внутрислоговые попевки, специфическая манера исполнения- напряженная и громкая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Физика после уроков" мероприятия во время предметной недели 2011-2012 год
план мероприятий...
Методическая разработка урока (мероприятия): «Традиции народов моего села»
В учебных учреждениях нашего района обучаются дети разных национальностей. Данный урок или мероприятие по воспитанию осознания молодёжью единства российской нации может проводиться в любой школе с уча...
Открытый урок-мероприятие
С песней по жизни. ...
Урок- мероприятие «New Year`s Day»
Цели урока: Познавательная цель: расширение кругозора по теме «Новый год и Рождество»....
Открытые уроки, мероприятия
Тема: Татар халык ашлары Максат: татар милли ризыкларының исемнәрен хәтерләп калу; исемнәрне кертеп җөмләләр төзү; тотрыклы танып белү мотивы һәм татар телен өйрәнүгә кызыксыну тәрбияләү.Җиһазлау...
Открытые уроки, мероприятия
Тема: Татар халык ашлары Максат: татар милли ризыкларының исемнәрен хәтерләп калу; исемнәрне кертеп җөмләләр төзү; тотрыклы танып белү мотивы һәм татар телен өйрәнүгә кызыксыну тәрбияләү.Җиһазлау...
открытые уроки, мероприятия
открытые уроки, мероприятия...