"Физика после уроков" мероприятия во время предметной недели 2011-2012 год
материал по физике на тему
Предварительный просмотр:
Предметная неделя
Внеклассная работа по физике.
Учитель Злобина Л.Л.
2011-2012 год.
Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.
Эффективная организация внеклассной работы невозможна без знания специфики различных видов внеклассных занятий. Необходимость разнообразия форм внеклассных занятий диктуется разнообразием задач внеклассной работы:
– повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
– развитие познавательной и творческой активности учащихся;
– усиление практической направленности знаний, формирование у учащихся устойчивых умений и навыков;
– осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с учащимися;
– всестороннее развитие личности ученика.
Внеклассная работа всегда занимала большое место в моей практике.Понятно, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному средству, как внеклассная работа по физике. Внеклассная работа – это уникальная возможность:
1. дифференцированного подхода к каждому ученику в рамках единой школы;
2. формирования и развития детского технического творчества;
3. удовлетворение личных интересов учащихся; подготовки их к осознанному выбору профессии и т.д.
Одной из форм внеклассной работы является проведение предметных недель. В нашей школе ежегодно проходят декады физики, в течение которых бывает много внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету. Задолго до начала декады физики выбирается оргкомитет из числа учащихся, изучающих физику, во главе с учителем физики. Составляется план проведения декады с указанием всех мероприятий, сроков их проведения и ответственных лиц. В каждый день декады обязательно проводится одно или два внеклассных занятия, как правило после уроков. В каждую декаду физики обязательно включаются вечера занимательной физики с демонстрацией опытов, конкурсы рисунков, физические игры «КВН», «Физический ринг», «Звездный час», «Кто хочет стать миллионером» и другие. Кроме перечисленных мероприятий, можно проводить конференции и семинары. Для подготовки к проведению недели/декады физики можно пользоваться дополнительной литературой, журналом «Физика в школе», информацией из Интернета и др. По своему опыту работы могу сказать, что польза от таких мероприятий очень большая, как для учащихся, так и для учителя, так как при подготовке обе стороны узнают много нового для себя. Часы занимательной физики, различные экскурсии, выставки самодельных приборов, физические посиделки, эстафеты, устные физические журналы, КВНы, интеллектуальные и ролевые игры, физические вечера, турниры, суды над физическими явлениями и теориями - чего только не было за многие годы работы в школе. Но...менялись времена, а с ними менялись дети, школьные стандарты, требования к выпускникам школ. Менялись и формы внеклассной работы. В последние годы широкое распространение получила проектная деятельность школьников, заниматься которой мне интересно.
Не секрет, что в последние годы интерес к изучению предметов естественно-математического цикла падает. Это не только результат недостатков в работе школы и педагогов, но, в первую очередь, реалии современной жизни. В то же время нельзя забывать, что будущее наших воспитанников и всей страны зависит от развития науки и техники. А это накладывает на нас, учителей физики, определенные обязанности по подготовке фундамента, на котором и будет вестись формирование грамотных специалистов в различных областях.
Один из способов повысить интерес учащихся — внеурочная работа, в частности предметные недели. При проведении данных мероприятий возникает ряд как организационных, так методических проблем: внесение изменений в расписание уроков; наличие необходимых физических приборов; заинтересовать самих учащихся к участию; да и сам учитель должен обладать соответствующим опытом работы и методическими наработками. Но с данными вопросами и многими-многими другими успешно можно справиться, применяя педагогическое мастерство и творчество, оптимизм, активное проявление своего личностного потенциала.
Задача проведения декады физики — развитие интереса учащихся к предмету, а также профессиональная ориентация школьников. Эта неделя, как и другие предметные недели, проводится каждый год. В начале учебного года составляется план проведения предметных недель, определяются сроки. Особенность предметной недели состоит в том, что в ее подготовке принимают участие учащиеся всех классов школы. За неделю до начала предметной декады вывешивается план, объявляются конкурсы, в которых учащиеся могут принять участие. Мероприятия, которые проходят в дни декады физики, необходимо делать максимально яркими, запоминающимися, они должны пропагандировать физические знания среди учащихся и выявлять наиболее способных ребят.
Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить на следующие:
1. Индивидуальная работа – работа с отдельными учащимися с целью руководства их внеклассным чтением по физике, подготовка на этой основе рефератов, докладов; руководство детским творчеством; работа с учащимися-лаборантами и т. п.
2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практический умений (физические кружки, секции, творческие группы).
3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом, - лекции, вечера, конференции; недели, декады физики; олимпиады и конкурсы, выставки, внепрограммные экскурсии и т. п.
Внеурочная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм работы учащихся на уроке и основывается на тех же педагогических принципах, что и учебная (классная) работа с детьми.
Главными из них являются принципы доступности, научности и систематичности, а также принципы развивающего и воспитывающего обучения.
Для внеурочной работы характерны:
• необходимость удовлетворения интересов и запросов учащихся;
• добровольность выбора ими вида работы;
• определенная самостоятельность участников работы;
• учет местных условий.
Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.
Среди всех массовых внеклассных мероприятий наибольшей популярностью у школьников пользуются недели , декады занимательной физики или наук, связанных с ней (астрономии, химии, биологии). Однако подготовка таких мероприятий представляет большие трудности.
Во-первых, это развлекательное мероприятие и его главная цель – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предметов, привить им интерес и вкус к занятиям данной темой.
Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения всего . Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного – познавательной ценности.
Задача организаторов не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их. Для тех учащихся, которые еще не имеют серьезного интереса к физике, еще пассивны по отношению к ней, средства занимательности могут служить первым шагом на пути заинтересованности предметом. Следующим шагом должно быт воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям. По отношению к другой группе учащихся, уже интересующихся предметом, элементы занимательности будут служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия
- Подготовиться к игре “Физический ринг” по теме “Силы в природе” (5.12 в 15-00 в кабинете 34.) Для этого надо:
- создать команду из 7 человек со своими названием, девизом и эмблемой;
- повторить по учебнику 7 класса материал обо всех силах;
- изготовить газету “Силы вокруг нас”;
- подготовить сценку об одной из сил
- Участвовать в творческих конкурсах:
- сочините стихи или песни на известные мелодии о физике, физических явлениях, законах;
- изготовьте поделки, демонстрирующие физические явления;
Участие в любом конкурсе награждается оценкой 5 по физике. Посчитайте, сколько пятерок можно получить за одну неделю! Желаем успеха!
- Проведение мероприятий во время декады
- Физические экскурсии с отчётом в виде фотогазеты или презентаций
- Игры-путешествия
“Путешествие по планете Магэ”
Описание игры. Игра проводится для учащихся 9-х классов после изучения темы “Электромагнетизм”. В игре 6 станций по количеству участвующих классов.
Учащиеся 11-х классов заняты подготовкой к проведению игры и являются ее судьями.
Подготовка к игре
11-е классы проводят большую подготовительную работу:
1.Изготавливают маршрутные листы для команд 9-х классов.
2. Подбирают фрагменты видеофильма “Уроки из космоса” (3 часть) для демонстрации и постановки вопросов по ним.
3. Тренируются в постановке опытов и умению их правильно объяснять.
4. Судьи на станциях предварительно знакомятся с критериями оценок ответов команд.
Остров эрудитов
1. Прочтите ребус, где зашифрованы слова знаменитого физика, сказанные им, когда он обдумал результаты своего эксперимента.
Назовите ученого и год, когда он сделал это открытие.
Опишите опыт.
2. Назовите ученого, фамилия которого состоит из 5 букв причем:
- первая из них – первая в названии электрода;
- вторая – вторая в названии единицы сопротивления;
- третья – третья в названии прибора для измерения силы тока;
- четвертая – четвертая в названии единицы силы тока;
- пятая – последняя в названии прибора для измерения напряжения.
3. Прочтите ребус, где зашифрованы слова знаменитого физика, ставшие для него девизом в его исследованиях на долгие 11 лет.
Назовите ученого и название открытого им явления.
Опишите опыт.
4.Отгадайте слово. Оно состоит из 6 букв. Каждую букву можно узнать по одному из рисунков:
1)Определите направление тока в проводнике – оно укажет, какую букву выбрать (Н или М).
2) После замыкания цепи стрелка повернется. Северный полюс стрелки укажет номер буквы в алфавите (1 или 6).
3) Определите направление тока в кружке. Выберите пример с таким знаком действия, результат которого укажет номер буквы в алфавите.
4) Поставьте магнитную стрелку, указывающую направление магнитных линий внутри стрелки. Она покажет своим северным полюсом, какую букву выбрать (К или Н).
5) Нужная буква стоит у северного полюса магнитной стрелки (И или О).
6) Выберите букву, которая стоит у положительного полюса источника тока.
Полюс Электрический
I. Команде предлагается участие в блиц – турнире, где ведущие зачитывают вопрос, а участники команд без раздумывания дают ответ. Задача участников – ответить как можно на большее число вопросов.
Вопросы блиц – турнира:
1. Единица электрического заряда.
2. Физическая величина, измеряемая в вольтах.
3. Место на источнике тока, на котором накапливаются заряженные частицы.
4. Прибор, служащий для обнаружения в цепи электрического тока.
5. Часть электрической лампы накаливания, которая ввинчивается в патрон.
6. Металл, из которого изготавливают спираль лампы накаливания.
7. Газ, применяемый для заполнения ламп накаливания.
8. Вещество, непроводящее электричество.
9. Сообщение телу электрического заряда.
10. Частицы, из которых состоит ядро атома
11.Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов.
12. Прибор, служащий для обнаружения электрического заряда.
13. Одно из веществ испускающих α - частицы.
14. Прибор для измерения силы тока.
15. Вещество, название которого по-гречески звучит как электрон.
16. Явление, при котором электрический заряд с тела передается Земле.
17. Единица измерения сопротивления.
18. Физическая величина, равная работе электрического поля по перемещению единицы электрического заряда на участке цепи.
19. Положительный электрод.
20. Сопротивление проводника длиной 1м и площадью поперечного сечения 1мм2.
21. Физическая величина равная произведению силы тока в участке цепи и напряжения на концах этого участка.
22. Вещество, обладающее наименьшим удельным сопротивлением.
23. Единица измерения мощности электрического тока.
24. Как зависит сила в участке цепи от приложенного напряжения?
25. От чего зависит сопротивление проводника?
26. Прибор для регулирования силы тока в цепи.
27. Как взаимодействуют одноименные электрические заряды?
28. Как зависит сила тока в участке цепи от сопротивления этого участка?
29. Как соединены несколько проводников, если на концах каждого из них одинаковое напряжение
30. Как включить в электрическую цепь амперметр для измерения силы тока?
II. Разгадайте кроссворд” Электрическая цепь.”
- Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
- Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.
- Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь.
- Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
- Итальянский ученый, построивший первый источник тока.
- Часть электрической цепи, служащая для соединения остальных ее частей.
- Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
- Часть электрической цепи, служащая для ее замыкания и размыкания.
- Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
- Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
- Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока.
- Источник тока, требующий предварительной зарядки.
1 | э | |||||||||||
2 | л | |||||||||||
3 | е | |||||||||||
4 | к | |||||||||||
5 | т | |||||||||||
6 | р | |||||||||||
7 | и | |||||||||||
8 | ч | |||||||||||
ц | е | п | ь | |||||||||
9 | с | |||||||||||
10 | к | |||||||||||
11 | а | |||||||||||
12 | я |
Магнитный полюс
I. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1.Ученый, обнаруживший взаимодействие электрического тока и магнитной стрелки.
2. Место магнита, где наблюдается наиболее сильные магнитные действия.
3. Устройство, работающее на слабых токах, при помощи которого можно управлять электрической цепью с сильными токами.
4. Изобретатель первого в мире телеграфного аппарата печатающего буквы.
5. и 6. Приборы, совместное пользование которыми позволяет передавать звук на далекие расстояния.
7. Изобретатель электромагнитного телеграфа и азбуки из точек и тире.
8.Ученый, объяснивший намагниченность молекул железа электрическим током.
9. Прибор, служащий для ориентации на местности.
10. Русский ученый, который изобрел первый электрический телеграф с магнитными стрелками.
11. Одна из основных частей телефона.
12. Приемник тока, служащий для превращения электрической энергии в механическую.
13. Вещество, из которого делают постоянные магниты.
По вертикали: в выделенных клетках прочтете слово – катушка проводов с железным сердечником внутри.
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 |
II. Вспомните как можно больше применений электромагнитов и заполните поля “Лесенки”.
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 |
Материк Экспериментов
1. Взаимодействие наэлектризованных полиэтиленовых полос.
- определить, каким по знаку зарядом электризуется полиэтилен при трении о деревянную линейку;
- при трении о пластмассовую ручку.
2. Взаимодействие металлической гильзы с заряженной линейкой из оргстекла при трении о резину.
- почему незаряженная гильза притягивается к заряженной линейке?
- почему после соприкосновения гильза отталкивается от линейки?
3. Опыт по обнаружению экранирующего действия металла.
- как объяснить это явление?
- для чего применяется это явление?
4. Взаимодействие стрелки компаса с электрическим током.
- кто и когда впервые провел этот опыт?
- как изменить направление отклонения стрелки компаса?
- по какому правилу можно определить это отклонение?
- сформулировать это правило;
- определить направление движения стрелки?
- как увеличить магнитное действие катушки на стрелку компаса?
5. Демонстрация работы электрического звонка.
- какова роль электромагнита в его устройстве?
- почему якорь то притягивается к катушке электромагнита, то отталкивается?
Залив Великих Физиков
Отгадайте имя ученого:
а) Французский ученый, первым изучавший силу взаимодействия заряженных тел и давший понятие о количестве электричества.
б) Итальянский физик, создавший первый источник тока.
в) Немецкий физик, открывший экспериментально закон, выражающий связь между силой тока и напряжением.
г) Французский физик, который высказывал гипотезу о природе магнетизма, первым объяснил связь электрических и магнитных явлений.
д) Ученые, открывшие независимо друг от друга один и тот же закон, который носит имена обоих.
е) Русский физик, построивший первым электрический двигатель.
ж) Английский ученый, предложивший планетарную модель атома.
з) Советский ученый, предположивший, что в природе существует частица, имеющая наименьший электрический заряд.
и) Английский ученый, открывший явление электромагнитной индукции.
к) Английский ученый, создавший теорию электромагнитного поля.
л) Великий русский ученый, экспериментально и теоретически исследовавший атмосферное электричество.
Напишите по порядку букву вопроса, номер портрета ученого, его фамилию.
Океан Изображений
Демонстрируются фрагменты видеофильма “Уроки из космоса” (III часть)
1.Опыт Эрстеда
- Опишите опыт
- Объясните опыт
2. Взаимодействие магнита и проводника с током
- Как можно наблюдать взаимодействие магнита и проводника с током
- В чём состоит особенность такого наблюдения в космосе?
3. Взаимодействие цепочки магнитов с катушкой
- Как взимодействуют магнитные полюсы?
- Как определить магнитные полюсы намагниченного стержня?
4. Колебания цепочки магнитов внутри катушки
- Опишите опыт
- Почему нельзя в условиях Земли пронаблюдать такое взаимодействие?
- Проведение творческих конкурсов
- Кроссвордов и ребусов
- Стихов и песен с физическим содержанием
- Сочинений и комиксов
- Весёлых задач
- Плакатов и газет
- Презентаций
Конкурс весёлых задач
Заключается в том, чтобы составить свою задачу по определённой теме программы с физическим содержанием и юмором. Задачу ( а также и её решение) необходимо красочно оформить на альбомном листе.
Подготовка классов к игре
7-е классы
- Подготовить команду из 7 человек, выбрать капитана.
- Придумать название команды, ее девиз и изготовить эмблемы.
- По учебнику физики А.В.Перышкина для 7 класса изучить §1.Невесомость из раздела для дополнительного чтения.
- На уроках музыки разучить одну из песен о космосе.
10-е классы
- Выделить от класса по 2 лаборанта для подготовки и демонстрации опытов.
- Выделить от класса по 1 лаборанту для управления техническими средствами.
- Выделить от класса по 3 помощника для подготовки и уборки зала, где будет проходить игра.
Описание игры
Игра состоит из 10 раундов по 2 минуты.
Команды дают письменные ответы, а озвучивают свой ответ по очереди.
В игре 3 музыкальных паузы, в них классы (можно в полном составе) поют разученные на уроках музыки песни:
- “14 минут до старта”(музыка О.Фельцмана, слова В.Войновича)
- “И на Марсе будут яблони цвести” (музыка В. Мурадели, слова Е.Долматовского)
- “Марш космонавтов”( музыка В. Мурадели, слова Е.Долматовского).
Технические средства
- Компьютер
- Экран
- Видеопроектор
Сценарий игры
Добрый день, дорогие юные друзья!
Мы живем в эпоху освоения космического пространства. Первым человеком в мире, проложившим путь в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. Его полет на космическом корабле “Восток” 12 апреля 1961 года вошел в историю человечества как выдающееся событие.
Да, космос сам по себе место, мало приспособленное для жизни человека. Черная пустота, пронизываемая смертоносными лучами, резкие – в сто и более градусов! – перепады температур, очень непривычное состояние невесомости, странствующие метеориты – все это непременные атрибуты сурового внеземного мира.
“Тайны космоса”- так назвали мы сегодняшнюю игру, в которой участвуют команды 7-ых классов.
Помогать нам будет жюри в составе……..
Игра состоит из 10 раундов. Команда получает вопрос, на обдумывание и ответ дается 2 минуты, причем одна из команд отвечает вслух, а две другие – письменно.
А сейчас смотрим представление команд.
(Команды по очереди выходят в центр зала, говорят свое название и девиз).
Итак, начинаем игру. Первый раунд. Через 2 минуты 7а дает ответ устно, а 7б и 7э коротко отвечают письменно. Внимание, видеовопрос!
(Демонстрируется фрагмент фильма “Уроки из космоса”).
Повторяю вопрос : в чем причина невесомости? Время пошло.
Команды в поиске правильного ответа, а мы обращаемся к болельщикам. Вы сможете принести дополнительные баллы своей команде, если будете участвовать в конкурсах для болельщиков.
(Болельщикам раздают листочки с заданием найти ошибки в рассказе.)
(Команды 7б и 7э сдают жюри свои ответы на первый вопрос, а 7а отвечает вслух.)
Внимание, правильный ответ. Смотрим на экран телевизора.
(Продолжаем просмотр фрагмента фильма до получения полного ответа на первый вопрос.)
Второй раунд. Почему внутри летящего по орбите корабля – спутника можно передвигаться, только отталкиваясь от неподвижно закрепленных предметов?
7б, готовьте устный ответ.
(Через 2 минуты 7а и 7э сдают письменный ответ жюри, а 7б отвечает. В это время для зрителей демонстрируется один из слайдов о космосе с комментариями.)
Внимание, правильный ответ. На борту космического корабля состояние невесомости, а значит нет и трения, необходимого для передвижения обычным способом.
Третий раунд. Как по звездному небу определить направление на север?
7э будет отвечать устно.
(Для зрителей демонстрируется следующий слайд о космосе с комментариями.)
Внимание, правильный ответ. Найти на небе Большую Медведицу(ковш), мысленно провести вверх прямую, соединяющую 2 звезды в этом созвездии, которые расположены дальше всех от ручки ковша до тех пор, пока не встретится первая звезда – это Полярная звезда. Направление на нее – направление на север.
А теперь немного передохнем. Музыкальная пауза – 7а поет “Марш космонавтов”.
Игра продолжается. Четвертый раунд. Внимание, опыт!
(Ученик 10 класса начинает демонстрацию опыта с реактивным плотом. См. стр.68-69”Космос у тебя дома”.)
Внимание, вопрос. Что произойдет после пережигания нити? Как называется это явление? Отвечает устно 7а.
(Для зрителей демонстрируется следующий слайд о космосе с комментариями.)
Внимание, правильный ответ. Смотрим опыт до конца.
После пережигания нити шарик полетел в одну сторону, а плот – в другую. От плота отделилась его часть – шарик, он подействовал на плот в противоположную сторону. Такое движение называется реактивным.
Пятый раунд. Сможет ли космонавт в полете на космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом?
Отвечать устно готовится 7б.
(Для зрителей демонстрируется следующий слайд о космосе с комментариями.)
Внимание, правильный ответ. Нет, как только сосуд с водой будет наклонен, вода от толчка вылетит из него в виде шариков и разнесется по кабине.
Для болельщиков объявляется следующий конкурс. Знаете ли вы созвездия: по их очертаниям надо написать их названия.
(Болельщикам раздаются карточки с очертаниями созвездий.)
Шестой раунд. Внимание, вопрос. Сколько планет в Солнечной системе? Перечислите их по порядку, начиная от Солнца.
Устно отвечать будет команда 7э.
(Для зрителей демонстрируется следующий слайд о космосе с комментариями.)
Внимание, правильный ответ. 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Седьмой раунд. Внимание, физический опыт!
(Ученик 10 класса демонстрирует опыт с вращающимся воздушным шариком. См. стр.72-75”Космос у тебя дома”.)
Внимание, вопрос. Для какого маневра космического корабля во время полета на орбите можно использовать это явление?
7а будет отвечать устно.
(Для зрителей демонстрируется следующий слайд о космосе с комментариями.)
Внимание, правильный ответ. Для разворота или поворота корабля на некоторый угол включается один из двигателей. Реактивная струя газа разворачивает корабль.
Восьмой раунд. Внимание, вопрос. Смогут ли космонавты, высадившиеся на Луну, переговариваться обычным способом?
Устно ответит 7б.
(Для зрителей демонстрируется следующий слайд о космосе с комментариями.)
Внимание, правильный ответ. Нет, так как на Луне нет атмосферы, передающей звуки. Нужен радиотелефон.
Девятый раунд. Команды получают карточки с изображением приборов. Внимание, вопрос. Какие из этих приборов космонавт сможет использовать на борту космического корабля в невесомости: часы – ходики, барометр – анероид, рычажные весы, гидравлический пресс, воздушный насос?
Отвечает устно 7э.
(Для зрителей демонстрируется следующий слайд о космосе с комментариями.)
Внимание, правильный ответ. Барометр – анероид, гидравлический пресс и воздушный насос.
А теперь еще одна музыкальная пауза. 7э поет песню “14 минут до старта”.
Десятый раунд. Внимание, физический опыт!
(Ученик 10 класса демонстрирует опыт, используя прибор для демонстрации невесомости, вначале разобрав прибор и объяснив его устройство.)
Внимание, вопрос. Почему загорается лампа во время движения шара по вертикали?
Ждем устный ответ от 7а класса.
(Для зрителей демонстрируется следующий слайд о космосе с комментариями.)
Внимание, правильный ответ. При свободном падении груз, находясь в состоянии невесомости, освобождает контакты, которые замыкают лампочку, и она загорается.
Уважаемые болельщики! Заканчивается и ваш конкурс. Сдавайте свои ответы в жюри.
Пока жюри подводит итоги, мы вместе с командами и зрителями найдем ошибки в рассказе о необычном путешествии.
Сегодня мы с вами только лишь прикоснулись к тайнам космоса.
Космос неисчерпаем по богатству и сложности происходящих в нем явлений. Узнать, изучить и освоить их – вот основная цель людей планеты Земля. Космос нужен людям, и он будет служить им во имя прогресса и мира на нашей планете.
Жюри оглашает итоги игры.
Ответы к вопросам игры.
1раунд. Корабль и все находящиеся в нем тела, включая космонавта, непрерывно как бы падают на Землю. Поэтому тела не давят на опоры. Наступает невесомость.
2 раунд. На борту космического корабля состояние невесомости, а значит нет и трения, необходимого для передвижения обычным способом.
3 раунд. Найти на небе Большую Медведицу (ковш), мысленно провести вверх прямую, соединяющую 2 звезды в этом созвездии, которые расположены дальше всех от ручки ковша до тех пор, пока не встретится первая звезда – это Полярная звезда. Направление на нее – направление на север.
4 раунд. После пережигания нити шарик полетел в одну сторону, а плот – в другую. От плота отделилась его часть – шарик, он подействовал на плот в противоположную сторону. Такое движение называется реактивным.
5 раунд. Нет, как только сосуд с водой будет наклонен, вода от толчка вылетит из него в виде шариков и разнесется по кабине.
6 раунд. 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
7 раунд. Для разворота или поворота корабля на некоторый угол включается один из двигателей. Реактивная струя газа разворачивает корабль.
8 раунд. Нет, так как на Луне нет атмосферы, передающей звуки. Нужен радиотелефон.
9 раунд. Барометр – анероид, гидравлический пресс и воздушный насос.
10 раунд. При свободном падении груз, находясь в состоянии невесомости, освобождает контакты, которые замыкают лампочку, и она загорается.
Карточки – задания
1 раунд. Внимание, видеовопрос!
(Демонстрируется фрагмент фильма “Уроки из космоса”).
В чем причина невесомости?
2 раунд. Внимание, вопрос. Почему внутри летящего по орбите корабля – спутника можно передвигаться, только отталкиваясь от неподвижно закрепленных предметов?
3 раунд. Внимание, вопрос. Как по звездному небу определить направление на север?
4 раунд. Внимание, опыт!
(Ученик 10 класса начинает демонстрацию опыта с реактивным плотом.)
Внимание, вопрос. Что произойдет после пережигания нити? Как называется это явление?
5 раунд. Внимание, вопрос. Сможет ли космонавт в полете на космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом?
6 раунд. Внимание, вопрос. Сколько планет в Солнечной системе? Перечислите их по порядку, начиная от Солнца.
7 раунд. Внимание, физический опыт!
(Ученик 10 класса демонстрирует опыт с вращающимся воздушным шариком.)
Внимание, вопрос. Для какого маневра космического корабля во время полета на орбите можно использовать это явление?
8 раунд. Внимание, вопрос. Смогут ли космонавты, высадившиеся на Луну, переговариваться обычным способом?
9 раунд. Внимание, вопрос. Какие из этих приборов космонавт сможет использовать на борту космического корабля в невесомости: часы – ходики, барометр – анероид, рычажные весы, гидравлический пресс, воздушный насос?
10 раунд. Внимание, физический опыт!
(Ученик 10 класса демонстрирует опыт, используя прибор для демонстрации невесомости, вначале разобрав прибор и объяснив его устройство.)
Внимание, вопрос. Почему загорается лампа во время движения шара по вертикали?
Подготовка опытов к игре
Для подготовки опытов можно использовать книгу “Космос у тебя дома” из серии “Знай и умей”.
1. Опыт с реактивным плотом.
К бортику плота прикрепить согнутое лезвие и стянуть его концы ниткой. Положить плот на воду в тазике, а на него поместить шарик от настольного тенниса так, чтобы он был прижат к согнутому лезвию.
Вопрос. Что произойдет с плотом после пережигания нити? Как называется такое явление?
Демонстрация опыта.
Ответ. После пережигания нити шарик покатится по плоту в воду, а плот будет двигаться в противоположную сторону по воде. Такое движение называется реактивным.
2. Опыт с воздушным шариком.
В отверстие надутого шарика вставить тонкую трубочку запаянную снаружи. Шарик подвесить на нити.
Демонстрация опыта. Перерезаем запаянный конец трубочки. Шарик начинает вращаться. Мы наблюдаем реактивное движение шарика.
Вопрос. Для какого маневра космического корабля во время полета на орбите можно использовать это явление?
Ответ. Вращение шарика за счет реактивной струи воздуха, выходящего из него, можно использовать для разворота или поворота космического корабля на орбите за счет реактивной струи газа.
3. Опыт с прибором для демонстрации невесомости
Объяснение устройства шара. Раскручиваем обе половинки шара. Внутри шара – электрическая цепь, в которой есть батарейка, лампочка, контакты для замыкания и размыкания цепи. Эти контакты разомкнуты (ток через лампу не проходит), когда грузик подвешен на нити. Поднимаем груз, чтобы он не натягивал нить – лампа загорается. Закручиваем полушария на место.
Демонстрация опыта. Держим шар в руках – лампа не горит. Подбрасываем шар вверх – лампочка загорается.
Вопрос. Почему загорается лампа во время движения шара?
Ответ. При свободном падении груз, находясь в состоянии невесомости, освобождает контакты, которые замыкают электрическую лампочку, и она загорается.
Работа в команде при подготовке внеурочных мероприятий воспитывает коммуникативную культуру учащихся. В ходе подготовки ребята учатся работать с научно-популярной литературой, подготавливать и проводить занимательные опыты, связанные с темой внеклассного мероприятия, подбирать интересные вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях происходящих в нём и искать ответы на них. Рисунки, стенгазеты, презентации готовятся учениками, ученики пишут стихи, самые энергичные, артистичные и инициативные становятся капитанами команд и ведущими. Каждый может себе выбрать дело по душе, применить и показать свои знания, навыки и умения.
Хочется надеяться, что материал, представленный в статье поможет учителям физики оптимизировать процесс организации внеклассной работы, позволит эффективно ее организовать, поможет в определении стратегии обучения, ориентации учащихся на творчество, саморазвитие.
Использованные материалы:
- И.Я.Ланина, Внеклассная работа по физике, Просвещение, 1977
- И.Я.Ланина, 100 игр по физике, Просвещение, 1995
- http://malrmofizik.ucoz.ru/publ/vneklassnaja_rabota_po_fizike/1-1-0-2
- http://uchitel-fiziki.ucoz.ru/index/vneklassnaja_rabota/0-9
- http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&lib_no=8034&tmpl=lib
- http://www.dslib.net/teoria-vospitania/kovaleva4.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образного мышления учащихся посредством вовлечения в творческую деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Вашему вниманию предложено обобщение опыта (текстовый документ) + разработка урока физики в 9 классе (по Шахмаеву) по теме: "Вес тела, невесомость, перегрузки"....
Гражданское и патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочное время.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного ч...
Проектная деятельность учащихся с применением информационных технологий на уроках физики и во внеурочное время
Опыт проектной деятельности с применением информационных технологий...
Формирование и диагностика ключевых компетенций обучающихся на уроках физики и во внеурочное время
Компетентностный подход в обучении позволяет сформировать успешного, самостоятельного, критически мыслящего, мобильного выпускника. Компетентностный подход в обучении нацелен на конечный р...
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...
Игра по физике "Своя игра" в рамках предметной недели
Игра по физике "Своя игра" в рамках предметной недели...