Методическая разработка урока "Весенние обряды и праздники" 2 класс
методическая разработка по музыке на тему
Методическая разработка урока во втором классе по программе "Музыка" авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина посвящена теме "Весенние обряды и праздники", позволит организовать процесс постижения музыкальной культуры русского народа в нестандартной, увлекательной форме. Предназначена для учителей музыки и педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_andryukhina_o.v.docx | 948.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ВЕСЕННИЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ
2 класс, программа «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
АНДРЮХИНА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА,
учитель музыки
МКОУ ШР«Средняя общеобразовательная школа №2»,
г. Шелехов Иркутской области
Аннотация
Методическая разработка урока музыки во втором классе по программе "Музыка" авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина посвящена теме «Весенние обряды и праздники», позволит организовать процесс постижения музыкальной культуры русского народа в нестандартной и увлекательной форме. Предназначена для учителей музыки и педагогов дополнительного образования.
Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют основы духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, учитывая историко-культурную специфику. Одной из основных задач музыкального образования школьников является воспитание уважения, любви к истории и традициям музыкальной культуры своего народа.
Урок во 2 классе «Весенние обряды и праздники» относится к разделу программы «Музыка» (авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Сценарий урока выстроен на основе системо-деятельностного подхода, благодаря которому школьники задумаются над тем, какое значение имеет музыка в народных весенних праздниках. Через поисковую форму работы, в доступной для детей форме раскрываются черты и приметы народных праздников, понятие обряда, как определенной последовательности своих действий, в ходе которых человек творит свой мир. На основе жизненных наблюдений, самостоятельного сочинительства дети постигают значимость музыки в обрядовом действе.
Для повышения качества учебного материала и усиления образовательных эффектов в уроке используется ИКТ.
Урок музыки поможет обучающимся овладеть универсальными учебными действиями: личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Разучивание песен и весенних закличек, собственные импровизации, а также введение в урок элементов обряда, соответствующих данному празднику, инструментальное исполнение уже знакомых плясовых наигрышей, оформление класса народными орнаментами и рисунками на тему этих праздников, придадут уроку соответствующий эмоциональный настрой, яркость и праздничную атмосферу.
Основная часть
Цель: расширить представления учащихся с музыкой, используемой в весенних обрядах и праздниках.
Задачи урока:
Для учителя | Для ученика |
|
|
Тип урока: расширение и систематизация знаний, совершенствование умений и навыков.
Вид урока: урок — исследование.
Технологии: проблемно-поисковая, здоровьесберегающая.
Методы работы: поисковый,
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод концентричности организации музыкального материала;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Приёмы работы: мотивация достижений, использование жизненных наблюдений учащихся, игра, «пение про себя», «продолжить фразу», «шифрование слова», рефлексия эмоционального состояния, деятельности и освоения учебного материала.
Оснащение урока:
Презентация «Весенние обряды и праздники»;
«Весеннее деревце», ленты красного, желтого, зеленого цветов, птички- жаворонки;
«Дерево фольклора» и карточки «заклички», набор детских шумовых инструментов.
Оформление кабинета в русском народном стиле.
Техническое обеспечение: компьютер, проекционная система, CD-проигрыватель.
Видеоматериал: Чайковский «Времена года. Подснежник».
Музыкальный материал
- «Плясовые наигрыши»,
- «Веснянка» русская народная песня в инструментальном исполнении,
- «Закличка» русская народная песня в инструментальном исполнении,
- Песня «Весну звали» музыка и слова Наталия и Виктор Осошник,
- Закличка «Прилети к нам куличок»
- «Камаринская» вариации на тему русской народной песни.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Содержание. Музыкальный материал, слайды | Формируемые УУД | ||
1 этап урока. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Эмоциональный настрой. | |||||
Распределение учащихся по группам при помощи цветовых карточек. Музыкальное приветствие в народном стиле. Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания о народном фольклоре Какая музыка по настроению встретила вас? Кто сочинил эту музыку- народ или композитор? | Дети входят под музыку, рассаживаются по группам (5 групп). Выявляют характерные черты народной музыки. | «Плясовые наигрыши». Музыкальное приветствие. | ЛУУД – проявление эмоциональной отзывчивости. КУУД- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. ПУДД - строить рассуждения о воспринимаемых свойствах народной музыки. | ||
2 этап урока. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. | |||||
Организация слушания музыки с опорой на видеоряд. О чем вам рассказала эта музыка? Продолжите фразу «музыка, которая сейчас прозвучала, была по характеру…» Вы узнали эту музыку? Кто композитор?
Но за окном еще февраль и так далеко до первых весенних цветов, а так хочется позвать весну, тепло. Как бы вы это сделали? А вы знаете, как в старину встречали весну? Вы хорошо поработали над предыдущей темой- много узнали о празднике Масленица. А есть ли еще праздники или обряды, которыми встречают приход весны? А между тем: «Весна не наступит, если ее не встретить особым образом», - так думали наши предки. Дайте узнаем, как это сделать и дадим название теме нашего урока. Вот вы и определили тему нашего урока «Весенние обряды и праздники». | Смотрят видео «Времена года». Размышляют, дают характеристику музыкальному произведению. Соотносят содержание видеоряда с музыкальными впечатлениями. Называют автора и название знакомого произведения - П. Чайковский пьеса из альбома «Времена года. Подснежник». Размышляют и рассуждают о возможностях музыки в весенних масленичных обрядах, исходя из жизненного опыта. «Масленица зиму провожает, а весну встречает». Приходят к выводу, что необходимо пополнить свои знания о весенних обрядах. Высказывают предположения: «Праздники весны», «Как весну в гости позвать», «Весенний обряд» и другие. | Видео на музыку П. Чайковского «Времена года. Подснежник». | ЛУУД – позиция слушателя музыкальных произведений; проявление эмоциональной отзывчивости. ПУУД – соотнесение музыкального произведения по настроению, средствам музыкальной выразительности. КУДД – используют простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. ПУУД – выделение информации исходя из собственных наблюдений за различными явлениями жизни. РУУД – целеполагание | ||
3 этап урока. Постановка цели и задач урока. | |||||
Что бы вы хотели об этом узнать? (по мере поступления вопросов учитель дополняет слайд). Я предлагаю вам сегодня стать исследователями русского фольклора, и проникнуть в тайну старинных русских обрядов. | Вступают в диалог, сотрудничество с учителем. Формулируют интересующие их вопросы. | РУУД – целеполагание как постановка учебной задачи. ПУУД – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание. | |||
4 этап урока. Организация поисковой деятельности. | |||||
В течение урока мы с вами будем дополнять «Дерево фольклора» новыми жанрами и украшать «Весеннее деревце» птицами и лентами. А для чего деревья украшали наши предки? Первое задание для исследователей: необходимо найти ответ на тот вопрос.
| Работают в группах самостоятельно, Три группы ведут поиск нужной информации через информационный лист (Приложение 1), две группы через учебник «Музыка» стр. 68. | «Дерево фольклора» Музыкальное сопровождение «Веснянка». Информационный лист: «Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают». | ПУУД -осуществлять поиск нужной информации. КУДД - – контролировать свои действия в коллективной работе. | ||
Следующее задание исследователям. Нужно найти важное весеннее слово. Замкнул Мороз весну на 8 замков, приморозил стужей снегом и никак весеннему слову из оков не вырваться. Помогите, расколдуйте слово, без него встретить весну не получится. А что означает это слово? На нашем дереве фольклора появился еще один листочек – «Заклички». А какая из представленных на «Дереве фольклора» песен будет похожа на закличку? | Работают в группах по карточкам, разгадывают зашифрованное слово по первым буквам музыкальных знаков и инструментов. (заклички). (Приложение 2) Ученики, давшие правильный ответ первыми прикрепляют карточку со словом «заклички» к «Дереву фольклора». Находят и сравнивают «Закличку» и «Веснянку». | Музыкальное сопровождение «Закличка» в инструментальном исполнении. | РУУД - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. ПУУД- осуществлять поиск нужной информации. КУДД - – контролировать свои действия в коллективной работе. ПУУД- строить рассуждения о свойствах народной музыки. | ||
5 этап урока. Организация совместной исполнительской деятельности. | |||||
Весну можно позвать «А-У». Но нотки, которые нужно пропеть превратились в яркие солнышки и расположились на нотном стане. Назовите, чье место они заняли? Распевание на гласные звуки «А-У» по трезвучию. Приглашаю встретить весну песней. Показ песни, через собственное исполнение. Сейчас мы с вами разучим закличку, которую пели в старину. | Определяют названия нот (соль, си). Совершенствуют навыки быстро, бесшумно брать дыхание, петь лёгким, звонким, но ненапряжённым звуком. Ясно выпевать все гласные, округляя их звучание. Слушают новую песню. Проявляют эмоциональную отзывчивость. Разучивают новую песню совместно с учителем. . | Закличка «Прилети к нам куличок» Разучивание песни-заклички по фразам. Работа над интонацией, дикцией и артикуляцией в песне. | РУУД- осуществлять контроль своего участия в вокальном исполнении. ПУУД - пользоваться нотной записью. ЛУУД - представления о гигиене голосового аппарата. КУУД- инициативное сотрудничество с учителем, коллективное исполнение песни. РУУД- принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий при разучивании песни. | ||
Закликание весны сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Считалось, что их непременно услышит Весна. Какие это инструменты? | Самостоятельно находят ответ в учебнике стр. 68 (свистульки). | Учебник «Музыка» стр. 68. | ПУУД- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника. | ||
Как с помощью свистулек украсить эту песенку –закличку? | Осваивают с помощью учителя способы игры на свистульке. Исполняют закличку в ансамбле с музыкальными инструментами. | Закличка «Прилети к нам куличок» исполнение с народными свистульками | КУУД - исполнять музыкальные произведения со сверстника ми. | ||
Похожая интонация встречается в знакомой вам песне. В какой? Композиторская эта песня или народная? Организация вокально- хоровой и исполнительской деятельности. | Узнают песню по главной интонации. Дают определение песни: «Композиторская в народном духе». Разрабатывают совместно с учителем исполнительский план песни. Принимают участие в хоровом исполнении песни. | Песня «Весну звали» | ПУУД – выявляют черты народной и композиторской песни. КУУД-следить за действиями других участников в процессе коллективного исполнения песни (ансамбль) выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения. ЛУУД - эмоционально откликаться на музыкальное произведение. | ||
Предлагает исполнить песню с движениями. | Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения. | РУУД- саморегуляция. Участие в создании музыкально –пластической композиции. | |||
6 этап урока. Усвоение новых знаний. | |||||
Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. По народному календарю день «Жаворонки» Второе название этого праздника Сороки. Прочитайте, что об этом празднике написано в календаре. | Работа в парах с календарем. «Сороки (Сорока святых). Народное название дня памяти Сорока мучеников в православном церковном календаре 22 марта… По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавшие в этот день с юга 40 птиц первой из которых был жаворонок или кулик. На юге России существовала поговорка: «Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья». Жаворонков звали особым способом: для этого жаворонков пекли из теста, делали из ткани, садили на высокие шесты и обязательно пели заклички». | Народный календарь. | ПУУД- осуществлять поиск нужной информации, используя сведения полученные от учителя, из материла народного календаря. ЛУУД - представление о культуре Родного края. | ||
7 этап урока. Организация сольной исполнительской деятельности. | |||||
Я прошу поделиться теми песнями- закличками, которые вы приготовили дома, и спеть их со своей мелодией, потому что к песенкам в старину можно было придумывать собственные мелодии. . | Представляют птичек, изготовленных из бумаги, на которых записан текст заклички. (Приложение 3) Исполняют заклички на мелодию собственного сочинения. После исполнения птичкой украшают «Весеннее деревце». | Исполнение закличек собственного сочинения. | ПУУД -следить за действиями других участников в процессе импровизаций. ЛУУД- выражение в музыкальных импровизациях своих чувств и настроений; понимание настроения других людей. | ||
8 этап урока. Организация игры в оркестре на народных духовых и ударных инструментах. | |||||
А еще брали разные инструменты, которые называли «будихи» и сопровождали ими свое исполнение. Какие инструменты могли бы разбудить весну? Выберите необходимые музыкальные инструменты. С веселой «Камаринской» мы будем радоваться приходу весны. | Самостоятельно подбирают народные музыкальные инструменты. Ударные: трещотки, ложки, коробочка. Духовые: дудочка, свистульки. Повторяют исполнительский план вариаций. Закрепляют навык игры на музыкальных инструментах в оркестре. | «Камаринская» русская народная плясовая песня исполнение с народными инструментами. | ПУУД - расширять свои представления о музыке; –ориентироваться в способах решения исполнительской задачи. КУУД - исполнять музыкальные произведения со сверстника ми, выполняя функцию ритмического сопровождение на народных инструментах | ||
9 этап урока итог урока. Рефексия. | |||||
Сегодня вы провели исследование по теме «Весенние праздники и обряды». Что же вы узнали нового и какими знаниями чем сможете поделиться с другими? Оцените свой вклад в исследование. | Обобщают знания, полученные на уроке. | РУУД –оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании. | |||
Нам осталось завершить обряд украшения «Весеннего деревца» лентами, чтобы оно было по-настоящему праздничным. Подберите цвет ленты соответственно. | Осуществляют рефлексию, украшая лентами «Весеннее деревце». Красная – Было интересно, я многое узнал. Зеленая – я хотел бы продолжить изучение той темы. Желтая - я остался равнодушным к тому, что узнал на уроке. Белая - Работа была чрезвычайно трудной и скучной. Выходят из класса под музыку. |
«Плясовые наигрыши» | РУУД –оценивают результаты работы на уроке ЛУУД -этические и эстетические чувства, личная значимость культуры родного края. |
Заключение
Урок музыки «Весенние обряды и праздники» составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Все виды планируемой деятельности направлены на формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Через поисковую работу ребята знакомятся с традицией народных весенних праздников. Праздник помогает раскрыться человеку для других людей. Расширение представлений учащихся о музыке, используемой в весенних обрядах и праздниках, воспитывает уважение, любовь к истории и традициям музыкальной культуры своего народа.
Данный урок музыки, посвященный традициям и праздникам русского народа, имеет логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками. Сценарий праздника может быть разработан вместе с учителем начальных классов, с включением в него песен, инсценировок русских народных сказок, танцев, народных игр, выставок детских рисунков и изделий декоративно-прикладного искусства с участием родителей.
Список использованных источников
- Айдашева Г.А. Русские обряды. Весна. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2004.-80 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС/ Управление Начальной Школой №11/2011
- Критская Е.Д. Музыка 2 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина 2-е изд., – М.: Просвещение,2012.- 128 с.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.
- Сергеева Г.П, Музыка 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой: пособие для учителя общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,2011.- 64 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Приложения
Приложение 1.
Информационный лист «Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают». |
Приложение 2.
Ответы: Звукоряд Арфа Ключ Ложки Инструменты Четверть Колокольчики Исполнитель |
Приложение 3.
Птички с закличками
(работы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка "Серия географических диктантов, 7 класс (Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2008 г. )".
Серия диктантов за 7 класс....
Методическая разработка "Серия географических диктантов, 8 класс (Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Ложбанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.)".
Географические диктанты по учебнику 8 класса....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"
Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...