Конспект урока в 4 классе
план-конспект урока по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе по теме:
«Так полюбил я древние дороги»
/программа "Музыка" для 1-4 классов,
авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак/
Дувалкина Мария Владимировна
учитель музыки
МОБУ Кемлянская СОШ
Тема урока: «Так полюбил я древние дороги»
Цель урока: воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к её истории и традициям; показать как композиторы, художники, поэты отражают в своём творчестве тему «дорога».
Задачи:
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- развить творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к Родине, уважения к её истории и традициям.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление.
Материал и оборудование к уроку:
- Е. Поплянова «Начинается урок» (пение);
- норвежская народная песня «Волшебный смычок»;
- фрагмент мультфильма «По дороге с облаками»;
- фрагмент фильма «Сотворившая чудо (Курская Коренная икона Божией Матери)»;
- П. Чайковский Симфония №1 I часть;
- А. Алябьев, А. Пушкин «Зимняя дорога»;
- Энтин, Минков «Дорога добра»;
-« Дорога к солнцу» ;
- Подарил мне Боженька( духовный стих);
- компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Орг. момент.
Е. Поплянова «Начинается урок» (пение и игра на музыкальных инструментах).
Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
II. Повторение темы прошлого урока «Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига». Выполнение кроссворда (слайд 2).
1. Место, где жил композитор Э. Григ.
2. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена
3. Важнейшая тема народной культуры Норвегии и творчества Э. Грига.
4. Героиня музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена.
5. Волшебные персонажи норвежского народного творчества и музыки Э. Грига.
Пение норвежской народной песни «Волшебный смычок».
III. Давайте вспомним с вами главную тему года (ответы детей). Да, это «Музыкальное путешествие». Мы с вами уже путешествовали по России, Украине, Белоруссии. Побывали в Польше, Италии, Австрии, Норвегии. А какое же сегодня нас ожидает путешествие?
Просмотр фрагмента мультфильма «По дороге с облаками» (слайд 3). И о чём сегодня предстоит нам узнать? О чём, по вашему мнению, будет разговор? Какое музыкальное путешествие мы совершим? (ответы детей)
И так, тема нашего урока «Так полюбил я древние дороги» (слайд 4). Вы можете спросить меня, а причём здесь дороги и музыка? Но в нашей жизни всё взаимосвязано. И всё, что происходит в жизни, отражается в искусстве. А ведь музыка – это тоже искусство.
Какие у вас возникают ассоциации со словом «дорога»? (ответы детей)
Слово «дорога» имеет много значений и смыслов. Дорогой может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь.
Исстари в России главные дороги вели к храму – русской православной церкви. Ведь именно с церковью всегда были связаны важнейшие этапы жизни человека (слайд 5).
Многие дороги хранят память о духовных и исторических событиях страны. Например, Ямской тракт, что соединяет город Курск с местечком Свобода (слайд 6).
Каждый год, начиная с XVIII века, на Девятую пятницу после пасхи по этому тракту совершаются Крестные ходы (слайд 7). Тысячи верующих следуют за иконой, обладающей чудотворной силой. Называется икона Курская-Коренная («Знамение») (слайд 8). Просмотр фрагмента фильма «Сотворившая чудо» (слайд 9).
Широко известна и роковая дорога Владимирка. В царской России по ней отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы (слайд 10).
Тема дороги отражена во многих произведениях искусства. Нередко она связана с художественным пейзажем, однако гораздо чаще – с чувствами и настроениями человека.
Всмотритесь в картину Исаака Левитана «Владимирка». Подумайте и ответьте, почему художник запечатлел дорогу именно в ненастную погоду (ответы детей).
Широко расстилается по сторонам и далеко уходит вглубь типичная русская равнина. Там, вдали, у горизонта, белеет церковка, и синие дали соседствуют с яркостью ржаного поля. Низко нависло серое облачное небо, несущее дождливую погоду, а под ним по равнине тянется вдаль дорога с её тропинками по бокам, протоптанными ногами многих и многих путников. Грустью веет от этого пейзажа и бесприютностью. Но вместе с тем в самой его шири, и его просторах и глубине, в том, как неуклонно движется вдаль дорога, преодолевая возвышенности почвы, пересекающую её тропинку, - во всём этом есть нечто величавое и неотвратимое, как сама жизнь. Это пейзаж, который словно вечно существовал как лицо страны, как один из скорбных и вместе величавых обликов родины. Одинокая фигурка странницы и придорожный столбик-голубец подчёркивают безлюдье и безмолвие пейзажа. Но они же, как и дорога, напоминают о людях, о тех, кто очеловечил эту землю и проложил этот скорбный путь.
Пение «Подарил мне Боженька» исп. Ксюша Черемушкина
Мы с вами прошлись по дороге с героями мультфильма, совершили воображаемый Крестный ход по Ямскому тракту, по Владимирке – наверное, самой печальной из всех дорог. А как бы вы назвали эти дороги.
Работа в группах: дети придумывают свои варианты названия дорогам и объясняют почему, напр., дорога дружбы, дорога надежд, дорога печали. Театрализация: изобразить различный вид ходьбы, соответствующий перечисленным дорогам.
Пение «Дорога добра» весь класс
А вот как о дороге говорил писатель Николай Васильевич Гоголь (слайд 11): «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! И как чудна она, сама эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... Боже! как ты хороша подчас, далёкая дорога! Сколько раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грёз, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!» (обратить внимание на слово «грёзы» - мечта).
Замечательные слова!
А этого поэта вы, конечно, знаете (Слайд 12) (дети называют поэта). Да, это Александр Сергеевич Пушкин. И у него тоже есть стихотворение о дороге. Давайте послушаем его. Читает Дементьева Диана.
- Какое чувство у тебя возникло при чтении стихотворения?
- Какое настроение в нём отражено?
- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы сочинили бы к нему?
- Какую картину бы изобразили?
А ведь композиторы тоже не обошли эту тему стороной. Например, вот этот композитор (слайд 13) (дети называют композитора). Первая симфония Чайковского называется «Зимние грёзы», а первая часть её имеет название «Грёзы зимнею дорогой». В одном из писем Чайковский писал об одной увиденной им картине: «… она обратила на себя моё особое внимание потому, что это как бы иллюстрация к первой части моей Первой симфонии. Картина эта изображает большую дорогу зимой. Хороша она!» Может эта картина выглядела так? (слайд 14)
Послушайте фрагмент первой части симфонии, а потом расскажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку, что она изображала. Какие музыкальные средства помогли нарисовать такой образ? Что воспроизводят звуки аккомпанемента в начале симфонии? (ответы детей, это напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух)
Физкультминутка
На слова А. Пушкина русский композитор Алябьев Александр Александрович (1787-1851) написал романс (слайд 15). Послушайте его и сравните, созвучен ли образ зимней дороги в стихотворении А. Пушкина и в музыке А. Алябьева (ответы детей).
Пение «Зимняя дорога» исп. Ильин Вова
В наше время композиторы тоже обращаются к теме «дорога». Все вы знаете группу «Волшебники двора». Одна из песен этой группы так и называется «Дорога к солнцу». Давайте исполним её.
Пение «Дорога к солнцу» весь класс
Да, у каждого из нас своя дорога, и я желаю, чтобы у каждого из вас больше было дорог дружбы и дорог надежд, но меньше дорог печали.
IV. А теперь предлагаю вам сочинить свою песню о дороге. Вы побываете в роли поэта и композитора. И так, ключевое слово «дорога». Сочиняем стихотворение (сначала подбираем пары: дорога – тревога, путь - луч А теперь сочиним мелодию к этим стихам. Какая она будет по настроению? Какой будет лад? Какое будет движение мелодии? А ритм, темп? Каждый предлагает свои варианты, приходим к общему мнению, и получается песня, которую все вместе поём.
Результат коллективного сочинения на уроке:
Вдаль уносит нас дорога,
На душе у нас тревога.
Мы избрали верный путь,
Он для нас, как солнца луч.
V. Закрепление изученного (слайды 17-21).
1. Это слово имеет много значений и смыслов. Им может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь.
2. Дорога, соединяющая город Курск с местечком Свобода, по которой совершаются Крестные ходы.
3. Икона Курская-Коренная имеет ещё одно название. Какое?
4. Роковая дорога в царской России, по которой отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы.
5. Кто написал Симфонию №1 «Зимние грёзы»?
VI. Молодцы, ребята, вы хорошо работали сегодня на уроке, дружно.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие духовные и исторические события хранят в памяти русские дороги?
- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?
- За что бы вы себя похвалили на уроке?
- Что изменили бы в своих действиях на уроке?
- Что вам понравилось на уроке больше всего?
VII. Домашнее задание (Слайд 22)
- Если бы ты был композитором, то какие средства музыкальной выразительности использовал в своём музыкальном сочинении о зимней дороге? Каким бы был характер музыки? (р.т. стр. 43)
- Найти стихотворение о дороге (можно сочинить) и распеть его.
VIII. Музыкальное прощание.
Литература
Музыка. 4 кл. В 2ч. Ч.2.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2007.
Музыка. 4 кл.: рабочая тетрадь: пособие для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2010.
Интернет-ресурсы
http://www.gukovo.ru/culture/belousov/
http://vs1969r.narod.ru/Frend/Glaz/glz29.htm
http://www.bibliotekar.ru/kKryzh/8.htm
http://www.sch1262.ru/levitan/art08.html
http://www.igorkornilov.ru/music.html
http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=17293
По презентации
Слайд 2 - нажимая на номер, появляется вопрос, следующее нажатие по номеру - появляется ответ и исчезает вопрос и т.д.
Слайд 3 - при нажатии на внизу справа появляется фрагмент мультфильма.
Слайд 9 - при нажатии на внизу справа появляется фрагмент фильма.
Слайды 14 - 16 - при нажатии на звучит музыка
Слайды 17 - 21 - при нажатии на квадрат, появляется буква.
При распаковке файла из Zip все ссылки работают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...