ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 8 лет
рабочая программа
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 8 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gitara_8_let.doc | 291.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»
Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательная
программа в области музыкального искусства.
«Гитара».
срок реализации – 8 лет
Программу составила: преподаватель высшей
квалификационной категории
Кошкина Вера Васильевна
Нижневартовск - 2021 г
Содержание:
- Пояснительная записка. Стр.3
- Характеристика предмета
- Срок реализации программы и возраст обучающихся
- Объём учебного времени
- Формы и режим занятий
- Основные технологии и принципы организации программы
- Концепция программы: цели и задачи в контексте ФГТ
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
2. Содержание предмета «Гитара.» ______________________ стр.7
1.1.Сведения о затратах учебного времени.
1.2.Годовые требования по классам.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся ________ стр.18
4.Формы и методы контроля, система оценок ____________стр.24
1.1.Аттестация:цели,виды,форма,содержание;
1.2.Критерии отценки;
5.Методическое обеспечение учебного процесса ___________стр.28
1.1.Методические рекомендации педагогическим работникам.
1.2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
6. Список литературы и средств обучения. ________________стр.34
7.Приложения._________________________________________ стр.37
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа по учебному предмету «Специальность» разработана на основе и с учётом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Гитара».
Программа предназначена для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств с учетом обеспечения преемственности образовательных программ в области музыкального искусства и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства.
Программа направлена на духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности, выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем возрасте, подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства.
Актуальность программы определяется востребованностью специальности и достаточным набором контингента в класс классической (шестиструнной) гитары, а так же решением в образовательном процессе современных художественно-эстетических, духовно-нравственных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании» в концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года в государственном стандарте воспитания. Гитара, в связи с её популярностью и демократичностью, становится значимым инструментом в деле приобщения детей к музыкальному искусству, решении актуальной для общества задачи общего музыкального образования .
Настоящая образовательная программа позволяет преподавателю наиболее полно реализовать задачи каждого из курсов обучения с учётом индивидуальных особенностей учащегося (степень одаренности, способности. интерес к обучению, мотивация этого процесса и т.д и т.п)
1.2.Срок реализации программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 6,5 лет до 9 лет, составляет 8 лет. Срок реализации программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам в соответствии с федеральными государственными требованиями.
1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Специальность »:
Индекс, наименование учебного предмета | Трудоёмкость в часах | Распределение по годам обучения | |||||||||
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | 5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | 8-й класс | 9-й класс | |||
количество недель аудиторных занятий | |||||||||||
32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | |||
недельная нагрузка в часах | |||||||||||
ПО.01. УП.01 | Аудиторные занятия (в часах)
| 559 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Самостоятельная работа (в часах) | 757 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | |
Максимальная учебная нагрузка по предмету | 1316 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | |
Консультации (часы в год) | 62 | - | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
1.4Основным видом учебной и воспитательной работы в классе гитары является урок, проводимый в форме индивидуального занятия с учеником. Однако в первые годы обучения наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком (или какая либо его часть) используется на занятия с двумя-тремя учениками одновременно. Это даёт возможность педагогу работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа транспонирования,подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.
1.5.Программа построена на педагогических принципах:
- индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, что предполагает освоение каждым учащимся индивидуального репертуарного плана;
- социальная адекватность и гуманистическая ориентация образовательного процесса – добровольное включение ребёнка в образовательную и творческую деятельность, создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника, осознание ими социальной защищённости и готовности к социальной защите;
- системность, непрерывность и доступность в обучении и воспитании.
1.6. Цель и задачи программы.
Цели:
-развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретённых им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, освоить и исполнять на гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ.
-определение наиболее одарённых детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных учебных заведениях.
Задачи:
- Формирование умения самостоятельно разучивать и художественно цельно исполнять произведения различных жанров и стилей, навыков чтения с листа, формирование начальных навыков аккомпанемента, подбора по слуху, сочинения и их практического применения.
- Достижение необходимого уровня функциональной грамотности, овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка, элементарного анализа музыкального произведения знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности;
- Формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности .их практическое применение.
- Достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
- Формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
1.7.Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (гитара)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета отображает объем знаний .умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета.
Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется по двум главным и взаимосвязанным направления. Одно из самых предполагает формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте, как необходимое средство для достижения художественного результата музыкального исполнения. Другое направление – формирование, развитие и совершенствование на основе изучения, освоения и практического применения художественно – исполнительских средств в соответствии с характерном, образно – эмоциональным строем и художественным содержанием исполняемой музыки.
Работа над музыкально – исполнительской техникой ведется систематично в течение всех лет обучения на основе инструктивного материала, включающего гаммы, упражнения, этюды, на различные виды техники. Первостепенное значение в работе над исполнительской техникой имеют упражнения, особенно на начальной стадии освоения новых технических элементов и приемов игры.
Только овладев в достаточной степени тем или иным техническим элементом или приемом игры, можно приступать к исполнительской работе над музыкальным произведением, в которых данный элемент или прием используется.
Художественное и музыкальное развитие детей в процессе их обучения игры на музыкальном инструменте осуществляется на основе работы по формированию, развитию и совершенствованию навыков художественного исполнения музыкального произведения, изучению и накоплению художественного репертуара.
Изучение и накопление учащимися художественного исполнительского репертуара ведется на основе обширной, разнообразной художественной гитарной литературы, включающей инструментальные обработки народной музыки, произведение русских, советских и зарубежных композиторов. Составляющие репертуар музыкальные произведения должны быть разнообразными по стилю, жанру, форме, характеру и содержанию и обладать художественными несомненными достоинствами. Кроме того, изучаемый художественный материал должен отвечать принципу доступности и соответствовать общему развитию учащихся, уровню их музыкального и технического развития.
В целях развития навыков самостоятельного ознакомления с неизвестным музыкальным произведением необходимо систематически практиковать чтение учащимися нот с листа.
I класс
Задачи:
Знакомство с элементами музыкальной грамоты.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на гитаре:
-посадка учащегося с инструментом.
-постановка рук и пальцев учащегося на инструменте, организация игровых движений
начинающего гитариста
-.элементарное звукоизвлечение (tirando; apoyando)
-изучение нот на грифе гитары. Игра наизусть.
-специальные обозначения и термины.
В течение первого года обучения учащийся должен пройти:
- упражнения;
- этюды (4-5);
- пьесы (10-12).
- гаммы До, соль мажор в 1-2 октавы в пределах 1-й и 2-й позицийар;
Чтение нот с листа. Транспонирование. Игра по слуху.
ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ | Кол-во Часов в год | Ко-во часов в неделю |
Максимальная учебная нагрузка | 128 | |
Аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 64 | 2 |
- практические занятия | 62 | |
- контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе: | 64 | 2 |
- выполнение домашнего задания | 58 | |
- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др. | 2 | |
- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия) | 4 |
Содержание учебного предмета
2 класс
Задачи:
-Организация игровых движений учащегося в технике глушения звука(пауза.staccto)
- Гаммы до мажор и ля минор в аппликатуре А.Сеговии с каденциями; хроматическую гамму в 1 –й позиции;
- 6-8 этюдов на аккорды,арпеджио.
- 8-10 пьес различного характера.
- Ансамбли. Чтение нот с листа. Транспонирование. Игра по слуху.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ | Кол-во Часов в год | Ко-во часов в неделю |
Максимальная учебная нагрузка | 128 | |
Аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 64 | 2 |
- практические занятия | 62 | |
- контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе: | 64 | 2 |
- выполнение домашнего задания | 58 | |
- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др. | 2 | |
- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия) | 4 |
Содержание учебного предмета
3класс
Задачи:
- Ознакомление учащегося с техникой исполнения натуралных флажолетов.
- Гаммы до мажор и ля минор в аппликатуре А.Сеговии с кеденциями; хроматическую трехоктавную гамму;
- 7-8 этюдов на аккорды,арпеджио,легато и др;
- 7-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли)
- Несколько произведений в плане чтения нот с листа.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ | Кол-во Часов в год | Ко-во часов в неделю |
Максимальная учебная нагрузка | 128 | |
Аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 64 | 2 |
- практические занятия | 62 | |
- контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе: | 64 | 2 |
- выполнение домашнего задания | 58 | |
- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др. | 2 | |
- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия) | 4 |
Содержание учебного предмета
4 класс
Задачи:
- Ознакомление учащегося с приемами исполнения штриха «техническое легато»
- Гаммы Соль мажор и ми минор трехоктавные;мажорные трехоктавные гаммы в аппликатуре А.Сеговии;
- 5-7 этюдов на различные штрихи;
- 6-8 пьес различного характера(в том числе ансамбли)
- Несколько произведений в плане чтения нот с листа.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ | Кол-во Часов в год | Ко-во часов в неделю |
Максимальная учебная нагрузка | 165 | |
Аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 66 | 2 |
- практические занятия | 64 | |
- контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе: | 99 | 3 |
- выполнение домашнего задания | 92 | |
- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др. | 3 | |
- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия) | 4 |
Содержание учебного предмета
5класс
Задачи:
- Ознакомление учащегося с техникой (приемом)barre;
- Гаммы Ми ,фа мажор трехоктавные; до минор;минорные двухоктавные гаммы в различном ритмическом оформлении в аппликатуре А.Сеговии;
- 4-6 этюдов на различные штрихи;
- 6-8 пьес различного характера. включая полифонические произведения(в том числе ансамбли)
- Несколько произведений в плане чтения нот с листа.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ | Кол-во Часов в год | Ко-во часов в неделю |
Максимальная учебная нагрузка | 165 | |
Аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 66 | 2 |
- практические занятия | 64 | |
- контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе: | 99 | 3 |
- выполнение домашнего задания | 92 | |
- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др. | 3 | |
- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия) | 4 |
Содержание учебного предмета
6 класс
Задачи:
- Ознакомление учащегося с техникой исполнения искусственных флажолетов(октавных);
- Гаммы Си мажор , соль , си минор трехоктавные с каденциями; минорные трехоктавные гаммы в различном ритмическом оформлении в аппликатуре А.Сеговии;
- 4-6 этюдов на различные штрихи;
- 6-8 пьес различного характера(включая ансамбли. аккомпанементы);
- 2 полифонические произведения;
- 1 произведение крупной формы;
- Несколько произведений в плане чтения нот с листа.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ | Кол-во Часов в год | Ко-во часов в неделю |
Максимальная учебная нагрузка | 165 | |
Аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 66 | 2 |
- практические занятия | 64 | |
- контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе: | 99 | 3 |
- выполнение домашнего задания | 92 | |
- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др. | 3 | |
- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия) | 4 |
Содержание учебного предмета
7 класс
Задачи:
- Ознакомление учащегося с приемами vibrato,glissando.
- Гаммы мажорные , минорные во всех тональностях в различном ритмическом оформлении в аппликатуре А.Сеговии;
- 4-5 этюдов на различные штрихи;
- 6-8 пьес различного характера(включая ансамбли. аккомпанементы);
- 2 полифонические произведения;
- 1-2 произведения крупной формы;
- Несколько произведений в плане чтения нот с листа.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ | Кол-во Часов в год | Ко-во часов в неделю |
Максимальная учебная нагрузка | 214,5 | |
Аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 82,5 | 2,5 |
- практические занятия | 80,5 | |
- контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе: | 132 | 4 |
- выполнение домашнего задания | 125 | |
- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др. | 3 | |
- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия) | 4 |
Содержание учебного предмета
8 класс
Задачи:
- Ознакомление учащегося с техникой исполнения искусственных флажолетов(октавных);
- Все гаммы в различном ритмическом оформлении с каденциями и арпеджио в аппликатуре А.Сеговии;
- 4-5 этюдов на различные виды техники;
- 6-8 пьес различного характера(включая ансамбли.аккомпанементы);
- 2 полифонические произведения;
- 2 произведение крупной формы;
- Несколько произведений в плане чтения нот с листа.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ | Кол-во Часов в год | Кол-во часов в неделю |
Максимальная учебная нагрузка | 165 | |
Аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 82,5 | 2,5 |
- практические занятия | 80,5 | |
- контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе: | 132 | 4 |
- выполнение домашнего задания | 125 | |
- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др. | 3 | |
- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия) | 4 |
Содержание учебного предмета.
9 класс.
Задачи:
- Ознакомление учащегося с приёмом rasgueado.
- Все гаммы в различном ритмическом оформлении с каденциями и арпеджио в аппликатуре А.Сеговии;
- 4-5 этюдов на различные виды техники;
- 6-8 пьес различного характера(включая ансамбли. аккомпанементы);
- 2 полифонические произведения;
- 2 произведение крупной формы;
- Несколько произведений в плане чтения нот с листа.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ | Кол-во Часов в год | Кол-во часов в неделю |
Максимальная учебная нагрузка | 214,5 | |
Аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 82,5 | 2,5 |
- практические занятия | 80,5 | |
- контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 2 | |
Консультации. | 8 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе: | 132 | 4 |
- выполнение домашнего задания | 125 | |
- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др. | 3 |
Требования к уровню подготовки обучающихся по классам:
Данная программа отображает разнообразие репертуара, его академическую направленность ,а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений, навыков.
1 класс.
Результаты первого года обучения
Ученик должен овладеть основными постановочными элементами рук, правильной посадкой с инструментом, первоначальными навыками звукоизвлечения. Овладеть основами музыкальной грамотой, навыками игры legato, staccato, non legato.Развитие навыков слухового контроля.
Академический концерт за II полугодие
Исполнение двух произведений.
Примерные программы академических концертов
Русская народная песня «Как унаших ворот»
Исаков П. Вальс
Русская народная песня «Вдоль по речке»
Карулли Ф. Вальс
2 класс
Результаты второго года обучения.
Закрепляется правильная постановка рук, положение инструмента, накопление двигательных навыков. Обращается внимание на педаль. Развивается навык самостоятельной работы.
Академический концерт за I полугодие
Исполнение двух произведений
Технический зачет:
*Этюд
*гаммы
*музыкальные термины
*чтение с листа
Академический концерт за II полугодие
Исполнение двух произведений - разных по жанру
Примерные программы академических концертов
Русская народная песня «Вдоль по речке»
Карулли Ф. Вальс
Менро Л. (обр.) «Я вечор в лужках гуляла»
Гюнтен Ф. Пастораль
3 класс
Результаты третьего года обучения
Формирование навыков взаимодействия внутренних слуховых и двигательных представлений ученика.
Формирование устойчивых гитарных навыков: положение рук, экономичность, расчетливость движений. Активное посещение концертов.
Академический концерт за I полугодие
Исполнение двух произведений
Технический зачет:
*Этюд
*гаммы
*музыкальные термины
*чтение с листа
Академический концерт за II полугодие
Исполнение двух произведений - разных по жанру
Примерные программы академических концертов
Александров Н. Этюд №2
Русская народная песня «Я на горку шла»
Менро Л. (обр) «Ходила младешенька по борочку»
Карулли Ф. Пьеска
4 класс
Результаты четвертого года обучения
Развитие техники на основе изучения различных технических формул.
Исполнение сольных программ. Концертная деятельность.
Академический концерт за I полугодие
Исполнение двух произведений
Технический зачет:
*Этюд
*гаммы
*музыкальные термины
*чтение с листа
Академический концерт за II полугодие
Исполнение двух произведений - разных по жанру
Примерные программы академических концертов
Александров Н. Этюд №10
Мелешко Р. (обр) «Среди долины ровныя»
Иванов М. (обр) «Эй, ухнем»
Высотский М. Мазурка
5 класс
Результаты пятого года обучения
Вырабатываются устойчивые технические навыки. Развиваются навыки ансамблевой игры, укрепляются навыки чтения с листа.
Академический концерт за I полугодие
Исполнение двух произведений
Технический зачет:
*Этюд
*гаммы
*музыкальные термины
*чтение с листа
Переводной экзамен за II полугодие.
Исполнение трёх произведений:
Полифония
Концертная пьеса
Обработка народной мелодии
Примерные программы академических концертов
Мелешко Р. Этюд до мажор
Высотский М. Мазурка
Бах И. Куранта
Морков В. Адажио
Сазонов В. (обр) «Степь да степь кругом»
6 класс
Результаты шестого года обучения
Ко всем сформировавшимся навыкам прибавляется развитие навыков крупной техники, терций, секст, октав. Усложняются технические и музыкальные задачи в изучаемых произведениях. Более устойчивыми становятся навыки ансамблевой игры.
Академический концерт за I полугодие
Исполнение двух произведений - разных по жанру
Технический зачет:
*Этюд
*гаммы
*музыкальные термины
*чтение с листа
Академический концерт за II полугодие
Исполнение трех произведений
Примерные программы академических концертов
Морков В. (обр) «Как за реченькой рябинушка росла»
Паганини Н. Сонатина
Иванов М. Этюд «Беспокойство»
Сихра А. (обр) «Я по цветикам ходила»
Глиэр Р. Рондо
7 класс
Результаты седьмого года обучения
1.Подготовить учащегося:
к исполнению программы, где он демонстрирует навыки, приобретенные в течение 7-летнего обучения
2.Подготовить музыканта любителя, умеющего:
- читать с листа,
- способного выучить текст незнакомого музыкального произведения
- исполнять несложный аккомпанемент
- играть в ансамбле
Академический концерт за I полугодие
Исполнение двух произведений - разных по жанру
Технический зачет:
*Этюд
*гаммы
*музыкальные термины
*чтение с листа
Академический концерт за II полугодие
Исполнение трех произведений
*крупная форма
*народная обработка
*пьеса кантилентного характера
Примерная программа контрольных прослушиваний:
Ф.Сор.Аllegretto ми минор,соч.44,№13
Сазонов В. (обр) «Вечер поздно из лесочка»
Бах И. Аллеманда
Винницкий А. «Тихий зеленый свет»
Паганини Н. Соната
8 класс.
Результаты восьмого года обучения
1.Подготовить учащегося:
к исполнению выпускной программы, где он демонстрирует навыки, приобретенные в течение 8-летнего обучения
2.Подготовить музыканта , умеющего:
- читать с листа,
- способного выучить текст незнакомого музыкального произведения
- исполнять несложный аккомпанемент
- играть в ансамбле
3.Подготовить наиболее одаренных детей к поступлению в среднее специальное музыкальное заведение.
Выпускной экзамен: исполнение 5 произведений
* пьеса с элементами полифонии
*крупная форма
*народная обработка
*пьеса кантилентного характера
* этюд
Примерная экзаменационная программа
Иванов М. Этюд №1
Ф Сор. Вальс ми мажор.
Р.н.п.в обр.А Иванова-Крамского. «Уж ,ты,сад»
Бах И. Аллеманда
Паганини Н. Соната№1
9 класс.
Результаты восьмого года обучения.
1.Подготовить учащегося:
к исполнению выпускной программы, где он демонстрирует навыки, приобретенные в течение 9-летнего обучения
2.Подготовить музыканта , умеющего:
В области музыкального исполнительства:
-знания основного сольного репертуара для инструмента;
-знания ансамблевого репертуара;
-знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
-умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
-навыков подбора по слуху;
В области теории и истории музыки:
-первичные знания и умения в области элементарной теории музыки(знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построения интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
-умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
-навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
-навыков восприятия современной музыки.
3.Подготовить детей к поступлению в среднее специальное музыкальное заведение.
Выпускной экзамен: исполнение 4 произведений.
* этюд
*народная обработка
*крупная форма
*пьеса кантилентного характера
Примерная экзаменационная программа
Д.Агуадо.Этюд№6.
Ф.Сор.Allegro до мажор,соч.5,№4.
Н.Альфонсо. Болеро.
«Я на камушке сижу»,р.н.п. в обр.А.Иванова-Крамского.
Иванов М. Этюд №1
Ф Сор.Этюд,соч.6,№6.
«Отдавали молоду»,р.н.п.в обр.Е.Ларичева.
Э.Вилла-Лобос. Прелюдия IV.
М.Джулианни .Сонатина,соч.71,№2,ч.III.
IV.Формы и методы контроля, система оценок.
1.1.Аттестация:цели,форма,содержание. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Народные инструменты» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи, формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (гитара)охватывают все виды контроля:
-текущий контроль успеваемости;
-промежуточная аттестация учащихся;
-итоговая аттестация учащихся;
Цель промежуточной аттестации- определение уровня подготовки учащегося на определённом этапе обучения по конкретному пройденному материала.
Текущий контроль. Формы контроля: опрос, анализ работы (рефлексия) и наблюдение, оценка на уроке за выполнение домашних заданий и работу на занятиях.
Промежуточная аттестация. Формы контроля: академические концерты, контрольные уроках, технические зачеты (эти формы контроля оцениваются отметкой по пятибалльной системе), концерты, конкурсы, прослушивания к ним (эти выступления обучающихся в течение года оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки: владение инструментом, отношение к исполняемому произведению, выразительность, музыкальность, динамика роста исполнительского мастерства).
Академический концерт проводится два раза в год (конец первого полугодия и конец второго полугодия). Для проведения академических концертов выносится несколько дат, утвержденных на заседании народного отдела, при такой организации академических концертов педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара.
Проверка технической подготовки учащихся осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на технических зачетах 2 раза в год, начиная со 2 класса, в присутствии двух – трех педагогов отдела.
Контрольные уроки проводятся в конце каждой четверти, начиная со второго класса, на которые выносятся произведения различной степени завершенности, а также задания по музицированию. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления.
Исполнение самостоятельно выученной пьесы, с целью повышения ответственности за эту форму работы, целесообразно выносить на классные собрания один раз в год.
При вынесении годовой оценки следует учитывать результаты работы ученика в течение года по всем разделам программных требований: выступления на академических, классных концертах, результаты технических зачетов и другие выступления ученика в течение года.
Итоговая аттестация. Формой контроля является выпускной экзамен, который проводится в конце 8(9) класса. При вынесении экзаменационных оценок учитывается продвижение учащегося и соотносится качественный уровень выполнения программных требований с индивидуальными способностями ученика. Экзаменационная комиссия должна со вниманием относиться к характеристике ученика, данной его преподавателем.
Соответствие выпускника требованиям к уровню и качеству подготовки в области музыкального начального образования устанавливается на выпускном экзамене, где оценивается как качество исполнения им музыкальных произведений, так и развитие способностей, художественного вкуса, интеллекта учащегося, умение практически использовать полученные знания.
Выпускники на экзамене должны:
- показать навыки качественного владения инструментом, в исполнении произведений классического репертуара;
- исполнить экзаменационную программу из 4-5 произведений разных стилей и жанров.
В целях комплексной проверки развития выпускников на контрольных уроках (в течение 2-го полугодия) проводится оценка следующих знаний, умений, навыков:
- беглого исполнения любой (по выбору комиссии) мажорной и минорной гамм со всеми изученными техническими формулами;
- умение проанализировать одно из исполняемых произведений;
исполнить самостоятельно выученное за 2 недели до экзамена произведение, сделав возможный целостный и исполнительский анализ.
1.2.Критерии оценивания используемых умений и навыков
На современном этапе развития дополнительного образования, когда приоритетной формой обучения является развитие личности обучающегося, определяются следующие параметры оценочной деятельности преподавателя:
- качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие программам;
- степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, художественной и др.);
- степень развития основных качеств исполнительской деятельности (умение наблюдать, анализировать, обобщать, применять необходимые исполнительские навыки и т.д.).
Для оценивания применяется пятибалльная система.
Разработаны следующие критерии оценивания:
№п.п. | Критерии оценивания | Показатели |
1. | Владение инструментом |
|
2. | Уровень исполнительского мастерства |
|
3. | Исполнительская воля | Донесение до слушателя художественного смысла произведения, посредством приобретенных навыков исполнения. |
4. | Динамика роста исполнительского мастерства | В сравнении с предыдущими выступлениями. |
V.Методическое обеспечение учебного процесса.
1.1.Методические рекомендации педагогическим работникам.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, системность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учётом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчёт о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося.При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. Репертуарную политику рекомендуется строить не только с учетом степени технической сложности учебного материала, но и с учетом степени доступности этого материала для анализа и осмысления его учащимся. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Диагностическая карта учащегося, музыкального отделения (индивидуального обучения), составляется в индивидуальных планах учащихся на конец учебного года по следующим показателям:
Показатель развития | |
Характеристика музыкальных данных: слух, ритм, память, внимание, музыкальное мышление, эмоциональная отзывчивость. | |
Общий уровень развития: физиологический, интеллектуальный, психологические особенности. Состояние здоровья. | |
Выполнение намеченного плана работы: уровень обученности и обучаемости. | |
Анализ работы в классе и дома: работоспособность, внимание, регулярность, умение заниматься дома самостоятельно, быстрота освоения музыкальных произведений. | |
Отношение к занятиям, интерес к музыке, к искусству. | |
Выводы. Успехи к концу года. Недостатки в развитии и способы их преодоления. Задачи на ближайший период обучения. | |
Для учащихся профессионально-ориентированного уровня: отмечаются такие индивидуальные качества, как наличие художественного воображения, творческую инициативу, техническое развитие учащегося. |
№ | Формы контроля | 1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл |
1. | Академический концерт | IV | XI /IV | XI /IV | XII/ V | XII/ V | XII/ V | XII/ V | XII/ V |
2. | Контрольный урок | XII/ V | XII/ V | XII/ V | XII/ V | XII/ V | XII/ V | XII/ V | XII/ V |
3. | Технический зачет | XI/III | XI/III | XI/III | XI/III | XI/III | XI/III | XI/III | |
4. | Конкурс самостоятельно выученной пьесы | X | X | X | X | X | X | ||
5. | Прослушивание | I | |||||||
6. | Выпускной экзамен |
Образовательная деятельность по программе состоит из взаимосвязанных тем, где сформированность знаний и навыков по каждой, является необходимым условием дальнейшего освоения программного материала.
В содержании программы первого этапа обучения значительное место отводится освоению учащимися начальных практических исполнительских умений и навыков игры на инструменте. Преподаватель должен быть постоянно внимателен к тому, как сидит юный гитарист во время игры.(правильное и естественное положение корпуса),к тому, каковы его игровые движения(правильная постановка рук и пальцев, естественное чередование мышечных напряжений и расслаблений).а так же к тому, чтобы в игре учащегося был активно задействован его слух(слуховое внимание к качеству звука, длительности звука и т.п)
Гитара по своей природе звучит негромко. Поэтому звучание гитарной струны без шумовых призвуков. т.е точность и аккуратность игровых движений гитариста при звукоизвлечении , а так же достаточная тембровая наполненность гитарного звука являются важным условием игры на инструменте.
Правая рука начинающего гитариста, как показывает практика, нуждается в особом учительском попечении. Начальные постановочные этюды на гитаре должны содержать минимум технических задач в партии левой руки для того, чтобы учащийся, во время игры мог в достаточной мере контролировать правильность действий своей правой руки.
На втором этапе учащиеся совершенствуют полученные ранее практические умения и навыки игры на инструменте, расширяют и углубляют теоретические знания. У учащихся формируется творческое воображение и способность к самовыражению при исполнении музыкальных произведений.
Развитию техники способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При выборе этюдов, следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач(ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачёте).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Обучение по данной программе опирается на методику гитарных школ и учебных пособий:
Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре»
П.Агафошин. « Школа игры на шестиструнной гитаре»
А.Иванов-Крамской. «Школа игры на шестиструнной гитаре»
А.Гитман. «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»
А.Сеговия. «Моя гитарная тетрадь» и т.п.
Организация всего процесса обучения опирается на педагогические технологии
- Увеличение объема и ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала в соответствии с природными данными ребёнка и индивидуальным маршрутом продвижения в обучении;
- Тесная связь теории с практикой;
- Использование широкого диапазона сведений музыкально-теоретического характера;
- Опора учебного материала на опыт мировой музыкальной культуры и социальный опыт ребёнка;
- Обучение на основе ответственности, самостоятельности, трудолюбия учащегося в самоподготовке;
- Периодическое, многократное повторение изучаемого материала.
Активизации учебной деятельности обучающегося способствуют следующие методы:
- подражание;
- эмоционально-волевой;
- интеллектуальный;
- наглядно-слуховой;
- словесный;
- анализа и сравнения;
- контроля и самоконтроля.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Каждый урок рассматривается как одно из звеньев в общей цепи учебного процесса.
В структуру урока входят следующие этапы:
- Организационный (проверка готовности к уроку, домашнего задания, мотивация на учебную деятельность, постановка цели, задач урока, требования к выполнению поставленных задач).
- Основной (изучение музыкальной грамоты, работа над произведением, повторение и закрепление пройденного материала)
- Итоговый (вывод по уроку, рефлексия, информация о домашнем задании)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
-самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
-периодичность занятий- каждый день;
-объём самостоятельных занятий в неделю-от 2до 4 часов.
Объём самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу ,исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов( с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени);разбор новых произведений или чтение с листа более лёгких произведений; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы ;работа над звуком и конкретными деталями, доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачётом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке даёт преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре - М.:1985 г.
- Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М.:1992 г.
- А. И. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.:1986 г.
- В. Калинин. Юный гитарист» М.1993
- Л. Соколова. Избранные этюды.- С-П, 1998 .
- Ю.П. Кузин. Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения.- Новосибирск 1997
- Ю.П. Кузин .Азбука гитариста. I и II части Новосибирск 1999 г.
- Ю.П. Кузин Азбука гитариста. III часть Новосибирск 1999г.
- В.В. Козлов. Маленькие тайны сеньориты гитары.- Челябинск, 1999 г
- А.И. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.:Музыка1986
- Н.Г.Кирьянов. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М.:1991
- Хрестоматия гитариста 2-3 классы. - Ростов на Дону:Феникс 1999
- Л. Соколова. Избранные этюды. - С-П: 1998
- В. Мельничко, Т. Косарева. 100 этюдов для развития универсальной гитарной техники. Омск - Гран-Центр, 1999
- Библиотека гитариста «Старинная музыка» М.1991.
- Кошкин И.Н. Маскарад. - М.: Просвещение, 1985.
- Иванов Л. Легкие пьесы. – М.:, 1999.
- Фридом О.Легкие пьесы, этюды для гитары.(1 выпуск) - С-П.: 1997
- В. Ларичев. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Просвещение, 1987.
20.А.Виницкий- Прелюдии, этюды, блюзы, произведения для гитары
21.Шедевры инструментальной музыки в переложении для дуэта гитар. В.Мельченко Т.Косарева (1 и 2 выпуск)
11.Концерт в музыкальной школе - Сборник пьес для гитары. составитель А.Гитман. Выпуск №1 и №2
12.Волшебный мир шести струн- избранные произведения для гитары 1-я тетрадь. Издательство В.Катанского
13.Хрестоматия гитариста 1,2,3,4,5 классы составитель Гуркин
14.Популярные джазовые и эстрадные мелодии 1,2,3 выпуски. Обработка Федорова
15.Малахитовая тетрадь для шестиструнной гитары
Шедевры гитарной музыки. Сборник пьес
16.Хрестоматия гитариста. Составитель Гуркин
Методическая литература:
- Амоношвили А. Гуманная педагогика.-М.: Просвещение, 1989;
- Программа для детских музыкальных школ. - М.: Министерство культуры, 2002 г.
- Педагогика. - М.: «Школа Пресс», 2000г.
- Сластенин В. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1986;
- Смирнова Т. Интенсивный курс обучения. .- М.:1997;
- Чубка Н. А. Программа обучения на шестиструнной гитаре I-V классы ДМШ. - Тюмень, 2003;
- Ю.П. Кузин. Азбука гитариста I и II части.- Новосибирск:, 1999;
- Кузин Ю.П. Азбука гитариста III часть Новосибирск 1999;
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания. – М.: Академия, 2000;
- Жуковская В.И. Беседы о воспитании. – Минск: Народная асвета, 1975;
- В.И. Петрушин Музыкальная психотерапия. – М.:Владос, 1999;
- Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Вокально-инструментальный ансамбль.- М.:Музыка, 1986;
- Пидкасистый В. Педагогика. – М.:Академия, 1999;
- Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1999;
- Цыпин Г.М. Методика обучения музыкальному исполнительству. – М.: Академия. 2000;
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура/ сост.Н.В.Чудакова. – М.: АСТ, 1997;
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/ сост.Н.В.Чудакова. – М.: АСТ, 1997;
- Ю.Б.Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.:Владос, 2000;
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Приложение 1
Примерный репертуарный список музыкальных произведений:
1-й год обучения:
М. Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре» М.1985 г.
Прелюд С-dur
Прелюд G-dur
Прелюд D-dur
Э. Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» М.1992 г.
Упр.№22
Упр.№26
Упр.№27
Упр.№30
Упр.№32
А. И. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре»
М.1986 г.
Андантино
Прелюдия
Вальс
«Как по морю»
«Утушка луговая»
В. Калинин «Юный гитарист» М.1993
Филипп Колыбельная
Р.н.п. Как под горкой
Р.н.п. Летел голубь, летел сизый
Р.н.п. Во саду-ли в огороде
Р.н.п. Ходила младешенька
Л. Соколова «Избранные этюды» с-п-1998 г. I и II части
«Чтение нот с листа»
Ю.П. Кузин «Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения»
Новосибирск 1997 г.
Ю.П. Кузин «Азбука гитариста» I и II части Новосибирск 1999 г.
В.В. Козлов «Маленькие тайны сеньориты гитары» Челябинск 1999 г.
Маленькая арфистка
Кошки-мышки
Полька «Топ-топ»
Веселые ступеньки
2-й год обучения.
М. Каркаси «школа игры на шестиструнной гитаре» М.1985г.
Аллегетро
Вальс
Анданте
Модерато
А.И. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре»
М.Музыка1986
Русский напев
Ах ты, душечка
Этюд
Танец
Игровая
Прелюдия
В. Калинин «Юный гитарист» М.1993
Родина
Как пойду я на быструю речку
Утушка луговая
Позарастали стежки-дорожки
М.Джулиани Пьеса Грациозо
Д. Агуадо Полифоническая пьеса
М. Каркасси Анданте
В. Лози Сарабанда
Н.Г.Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре» М.1991 гш.
А.н.п. Зеленые рукава обр.Агафошина П.С.
Р.н.п. Пойду-ль я, выйду-ль. обр. А.И. Иванава-Крамского
М. Каркасси Прелюдия e-moll
М. Джулиани Аллегро
А. Иванов-Крамской Этюд
Р.н.п. Ах ты, душечка
Д. Агуадо Этюд
Ф. Сор Этюд
Ф. Таррега Прелюдия «слеза».
Хрестоматия гитариста 2-3 классы Ростов на Дону «Феникс» 1999г.
Э. Иванов-Крамской Прелюдия
М. Джулиани Этюд
Ф. Сор Этюд
П. Роч Хабанера
Ф. Сор Этюд
М каркасси Этюд
Л. Соколова «Избранные этюды» с-п-1998г III часть.
В. Мельничко, Т. Косарева «100 этюдов для развития универсальной гитарной техники». Гран-Центр Омск 1999
Библиотека гитариста «Старинная музыка» М.1991г.
Л.де Милан Паваны
Ф де Милан Канцона
Ф. Негрино Ричеркар
Кузин Ю.П. «Азбука гитариста» III часть Новосибирск 1999г.
В. Лози партита a-f-moll
Н.А. Менуэт
И.С. Бах Менуэт
Н.Кост Контрданс №3
Ф. Рунг «Воспоминание об Италии»
Кошкин «Маскарад» М.1985г.
Родео, Вальс
Пиноккио, Пилигрим
В.В. Козлов. «Маленькие тайны сеньориты гитары». Челябинск 1999г.
Хоровод
Дедушкин rock’n’roll
Фанфары и барабан
Кискино горе
Румба
С неба звездочка упала.
Иванов Л. «Легкие пьесы» 1999г.
Звездный вальс
Сонатина
Две прилюдии
Фридом О. «Легкие пьесы, этюды для гитары» (1 выпуск) С-П. 1997
Маленькое рондо
Мазурка
Вальс
Марш пластилиновых солдатиков
Жалоба
Вальс
3-й год обучения.
А.И. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре»
М.Музыка1986
А.И. Иванов-Крамской Три этюда
А.Гречанинов Мазурка
А.И. Иванов-Крамской Прелюдия
А. Савио Часы
Альбом пьес для шестиструнной гитары Том№2 Минск 1995г.
Ж.Ф.Рамо Две пьесы
Менуэт
Тамбурин
Д. Скарлатти Соната a-moll
С.Л.Вейс Прелюдия для лютни
М.Каркасси Рондо D-dur
Н. Паганини Три сонатины для синьора де Лука
И.С.Бах Избранное изд. Краков 1990
Мельниченоко В. Косарева Т. «100 этюдов для развития универсальной гитарной техники» Омск 1999, Гран-Центр.
Произведения зарубежных композиторов для шестиструнной гитары Выпуск №1 М;Музыка 1982
Н. Паганини Соната C-dur
Н.Г. Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре» М.1991г.
Семизанто «Шоро»
Р.н.п. обр. И.Иванова-Крамского «Я на камушке сижу».
Ф. Таррега «Аделита»
И.С.Бах Менуэт
Р.н.п. обр. М.Высотского «Уж как пал туман»
Г.Санз Павана
И. Иванов-Крамской Вальс
И. Иванов-Крамской Колыбельная
А.н.п. Зеленые рукава обр. З.Беренда.
Упражнения в стиле фламенко. 1953 Columbia music Co.
Хрестоматия1-3 классы МП МТМ
Бренчинелло Партита
Ф. Карулли Рондо
Хрестоматия гитариста 1-7 классы М.Музыка 1995г.
Д.Ширинг Колыбельная
Страны птиц
Д. Чимароза Соната
М. Клементи Сонатина
Хрестоматия нитариста 3 класс Ростов-на-Дону «Феникс» 1992г.
Ф.Сор Этюд №8
М.Каркасси Этюд
М. Лоретти Мелодия
И. Иванов-Крамской вариации на тему Р.Н.П. «Уж, ты, сад.»
В.В. Козлов «Маленькие тайны сеньориты гитары» Челябинск 1999г.
Таинственные шаги
Танец сеньориты гитары
Прогулка на пони
Колыбельная
Иванова Л. «Легкие пьесы» С-П 1997г.
Полька
Р.н.п. «Пчелочка златая»
Баев С. «Музыкальная сказка «Семь гномов и еще один»
II.Андантино
III.Аллегро
IV.Андантино
Кано «Избранные этюды для шестиструнной гитары М.1999г.
Этюды для шестиструнной гитары Ленинград 1961г.
Кошкин Н. «Маскарад» М.1985г.
Гномы в зарослях травы
Пьеро и Арлекин
Вальс
4-й год обучения:
Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре» 1991г.
Этюд
Р.н.п. «Калинка» обр. Л.Шумеева
И.С.Бах Куранта
Д. Скарлатти соната
Л.Лауро Вальс
М. Огинский Полонез
Савио Часы
Пернамбуко «Бразильский танец»
Мельченко В.
Косарева Т. 100 этюдов для развития универсальной гитарной техники Омск 1999г.
«Музыкальный альмонах» выпуск №1 «Музыка» 1989г.
«Вижу чудное приволье» №1 М «Сов. Композитор» 1992г.
Р.н.п. «Камаринская» обр. В. Моркова
Р.н.п. «Выхожу один я на дорогу» обр. А. Иванов-Крамской.
Р.н.п. «Круголица, Белолица» обр. П. Выщицкого.
П.Петтаретти «Фантазия на тему русского национального гимна»
Хрестоматия гитариста 3-4 кл. Ростов-на-Дону «Феникс» 1999г.
Д. Каччини «Аве Мария»
А. Сеговия Прелюдия
Ж. Дюарт прелюд
Н. Паганини сонатино
Ф. Карулли Рондо
Ф. Сор Вариации на тему старинной испанской песни «Фолия»
Р.н.п. «Вдоль по улице метелица метет» обр. В. Ларичева
Ф. Таррега «Избранные произведения» М. «Музыка» 1983г.
Этюд в форме менуэта.
Г. Санз «Пять Сюит» Музыка 1978г.
Козлов В.В. «Маленькие тайны сеньориты гитары» Ч. 1999г.
Заводная кукла
Сеньор клавесин, играющий менуэт
Колыбельная
Баллада о Елене Прекрасной
Кошкин Н. Сюита «Эльфы» М.1979г.
IV Мелодия Анданте
I Галоп Allegretto grazioso
Руднев С. Издание «Матани Оффи» США 1994г.
Р.н.п. «Посею лебеду»
Р.н.п. «По улице мостовой»
Библиотека гитариста М. 1963г.
Ронкалли К. Сюита старинных танцев
Педагогический репертуар гитариста Выпуск №4
И.С.Бах Менуэт
М. Джулиани Этюд
И.С.Баз Прелюд
Ф.Сор Старинный испанский танец
Вилла-Лобос прелюдии №1,3,4
Педагогический репертуар гитариста для ДМШ Выпуск №1 М.1986г.
Р.н.п. «У ворот, ворот» обр. А.Иванова-Крамского
М. Джулиани Этюд
М. Каркасси Этюды (по выбору)
Ф. Сор Рондо.
5-й год обучения:
Хрестоматия гитаристов №4 М.1985г.
И.С. Бах Куранта из Сюите №2 для виолончели соло.
«Педагогический репертуар ДМШ» 5 класс М.1985г.
Русская народная песня «Что ты бедна ветка» обр. Сихры.
Ф. Таррега «Мария» Гавот.
«Библиотека гитариста» №4 М.1991г.
Вилла лобос 12 этюдов.
Ф. Таррега «Избранные произведения» М. Музыка 1983г.
«Розита» Полька
Прелюдия
Латиноамериканская музыка М. Музыка 1969г.
С.Абреу «Тико-тико»
Х.Родригес «Самба»
Козлов В.В. «Гитара на бис» С-П. 1999г.
«Маленький детектив»
«Летучий голландец»
«Восточный танец»
Руднев С. «Обработки русских народных песен».
Русская народная песня «Меж крутых берегов»
Русская народная песня «Хуторок»
Русская народная песня «Хоровод»
6-й год обучения.
Х.Сагрерас.Школа.Ч.1,№56-65.
Э. Пухоль. Школа.Ч.2.№61-71.
Л.Иванова.25 этюдов.№8-17
Ф.Сор.Соч.60,№7-11.СОЧ.35,№4;СОЧ.31,№2-4.
Ф.Карулли .Прелюдии.Соч.114, № 8-13.
М.Каркасси .Соч.60,№1.
Л.Брауэр.№3-5
Ф.Таррега.Прелюдии.
А.Иванов-Крамской.Русский напев.
Л.Иванова. «Лёгкие пьесы»:Полька.Звёздный вальс.
«Вокруг света»:Старинный замок.
«Юному гитаристу»:Сновидения,Мелагхолический вальс.
И.С.Бах-прелюдия A-moll из 2-ой сюиты
Р.Пипо-Танец
А.Виницкий-Карусель
В.Козлов-Маленький детектив
Феррэ-Таинственное послание
А.Мударра-Фантазия
С.Майер-Кавантина
З.Беренд-Солеарес
Б.Пауэл- Астронавт
Сор Ф.Шесть дивертисментов для гитары.Соч.8
маленькие пьесы для гитары.Соч.44,№ 4-7.
7-й год обучения.
Бах И. Аллеманда
Винницкий А. «Тихий зеленый свет»
Паганини Н. Соната
Б.Пауэл- Портрет бразильца
Ш.Рак- Хора
В.Козлов- Восточная мелодия
Н.Кошкин- Тристан, играющий на лютне
Н.Кошкин- Марионетка
Льобет- Завещание Амелии
8-й год обучения.
Х.Сагрерас.Упражнения и этюды.Ч.II(по выбору)
Э.Пухоль.Школа.Ч.II?этюды I,II.
М.Джулиани. Этюды ,соч 48.№2,3.
Ф.Сор.Этюды,соч 60.№ 21;соч.35,№17-18;соч.31№17,18.
М.Каркасси.Этюды,соч.60,№12,13.
Ф.Карулли.Этюды,соч.114.
Д.Агуадо.Школа.Этюд№1,2.
Ф.Сор.Шесть маленьких пьес,соч.45,соч.№4(Вальс до мажор)
Ф.Сор. Шесть маленьких пьес,соч.45.№4(Вальс до мажор),
Ф.Сор Вальс до мажор.соч.44.№4.
Ф.Сор Ahdahtiho ре мажор.соч.8.№3
М Анидо. Аргентинская мелодия
Б.Калатаунд.Хабанера.
В Бортняков. Сочинения и обработки для гитары.
.А Иванова-Крамского обр.Р.н.п. «Уж ,ты,сад»
М. Джулиани.12 вальсов (по выбору)
Ф. Молино. Соната ре мажор.
Н.Паганини.Соната№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДПОП в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты" .Практико-ориентированный педагогический проект " Сотвори музыку". Социально-значимый проект " Воспитание искусством".
Программы по учебным предметам.Разработчик программ: Голакова Евгния Павловна...
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Ансамбль-гитара" 5 лет
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Ансамбль-гитара" 5 лет...
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность -гитара" 5 лет
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 5 лет...
Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"
Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"...
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программыв области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"...
Система мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано»
Система мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Форт...
Методический доклад "« Песенный фольклор Курской области как региональный компонент при реализации ДПОП в области музыкального искусства»
Особое место в культуре каждого народа занимает музыкальный фольклор. Он играет одну из важнейших ролей в нравственном и эстетическом воспитании ...