ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Ансамбль-гитара" 5 лет
рабочая программа

ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Ансамбль-гитара" 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ansambl_gitara_5_let.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ (гитара)

срок реализации – 5 лет

Пояснительная записка 

 Программа учебного предмета «Ансамбль» по виду инструмента «Гитара», далее - «Ансамбль », разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Ансамбль» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

2.         Срок реализации учебного предмета «Ансамбль (гитара)» составляет 5 лет..

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3.   Объем учебного   времени,   предусмотренный  учебным  планом образовательного    учреждения    на    реализацию    учебного    предмета

Цель программы.

Создание условий для развития музыкальных способностей ребенка через овладение инструментом, развитие навыков ансамблевой игры, привитие детям любви к музыке, музицированию, практического применения знаний и умений в дальнейшей жизненной деятельности, укрепление психического и физического здоровья детей.

Задачи программы.

Настоящая программа позволяет решить следующие задачи:

Образовательные:

1. Формирование навыков коллективного творческого музицирования, внутридолевой пульсации;

  • умение слышать звучание своей партии;
  • умение слышать партию партнера;
  • умение слышать звучание ансамбля в целом;
  • умение читать с листа свою партию и ориентироваться в ней;
  • умение добиться тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани (штрихов, звукоизвлечения, динамики);
  • умение играть синхронно, в одном темпе, постоянно ощущая общность движения;
  • умение работать над единством художественного образа произведения в процессе совместного исполнения.

2. Овладение навыком самостоятельного разбора новых произведений.

3. Формирование устойчивых музыкальных представлений.

Развивающие:

  • умение играть в ансамбле;
  • развить комплекс исполнительских и слуховых навыков;
  • расширить музыкальный кругозор учащихся;
  • развить у детей и подростков музыкальный вкус и эрудицию, навыки
  • сценического поведения и актерского мастерства;
  • способствовать развитию у учащихся образного мышления.

Воспитательные:

  • воспитание высокохудожественного музыкального вкуса;
  • воспитание творческой и учебной воли, желания добиваться постав-

ленных целей, стремления преодолевать трудности;

  • воспитание стремления к самосовершенствованию;
  • воспитание патриотизма, любви к национальной  понимание и уважение культуры и традиций народов мира;культуре;
  • воспитание чёткого представления о нравственности;
  • воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности.

Отличительные особенности данной программы.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития учащегося.

Деятельность преподавателя базируется на следующих принципах:

  • доступность занятий;
  • внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
  • предоставление возможности самовыражения, саморегуляции, инициативности;
  • доступность понимания и исполнения музыки различных стилей и жанров;
  • всестороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей.

Форма и режим занятий.

Программа  рассчитана на 5 лет обучения и адресована учащимся 4-8 классов гитары, обучающихся по 8-летней программе дополнительного предпрофессионального образования Детской школы искусств.

.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В процессе обучения учащийся должен усвоить значение термина «ансамбль» – как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу.

Учащийся должен уметь:

  • применять в ансамбле практические навыки игры на инструменте, приобретенные на индивидуальном уроке;
  • слышать и понимать музыкальное произведение - его основную тему, подголоски, вариации, исполняемые другими участниками ансамбля;
  • исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке произведения;
  • уметь читать с листа партию и ориентироваться в ней

Формы контроля усвоения учебного материала:

  • контрольные уроки;
  • академические концерты;
  • открытые концерты для родителей;
  • конкурсы, фестивали.

В течение учебного года преподаватель должен подготовить с учащимся 4-6 произведений, различных по жанру, форме, образно-художественному содержанию. Учащийся должен знать свои партии наизусть для выступления на академическом концерте.

Критерии оценки выступления на академическом концерте.

1. Качество исполнения музыкальных произведений:

  • точность текста;
  • фразировка;
  • метроритм;
  • интонирование.

2. Исполнительские данные:

  • психофизические возможности;
  • музыкальные способности;
  • эстрадно-исполнительские качества (культура исполнения, поведения на

сцене, ощущение свободы).

3. Владение навыками игры в ансамбле:

  • синхронность звучания партий ансамбля;
  • единство трактовки художественного образа музыкального произведения.

4. Осмысленность исполнения.

Методические рекомендации.

При подборе репертуара преподаватель должен руководствоваться принципами постепенности и последовательности обучения.

Программа предусматривает изучение разнообразного ансамблевого репертуара: это оригинальные гитарные ансамбли; переложения произведений композиторов разных стилей и эпох (от классической западноевропейской и русской музыки до сочинений современных авторов, обработки народных песен и танцев). В процессе освоения учебной программы закрепляются навыки игровой установки, приобретённые в ансамбле.

Особое внимание уделяется правильной постановке игрового аппарата, которая является основой интонационной чистоты звучания, продолжительности и динамики звука. Ровность, четкое и определенное звучание играют важную роль в активном формировании звука, смысловой нагрузки.

Игра в народном ансамбле дисциплинирует его участников, воспитывает в них чувство ответственности и трудолюбия. Участники коллектива должны осознавать сложность игры в ансамбле, когда от каждого зависит точность и чистота исполнения, единство тембра, освоение единой манеры, умение слышать свой голос и голоса других участников, не выделяться из общего звучания в процессе исполнения. Результатом создания качественного ансамблевого звучания должно стать умение ученика подчинить свою индивидуальность задачам коллектива.

Инструментальная работа в ансамбле имеет свои особенности, которые включают в себя: чистое интонирование, слитность звучания голосов, ансамбль, строй, единую манеру звукообразования и звуковедения, четкую артикуляцию и другое.

Эстетическим критерием оценки художественного исполнения в ансамбле является разнообразие и тонкость нюансировки, принцип динамического контраста, единый эмоциональный настрой.

Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие умений и навыков учащихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность.

Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда учащийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы учащийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.

Особенностью работы в классе народного ансамбля является необходимость применения принципа индивидуального подхода к каждому участнику коллектива. Это обусловливается многообразием природных индивидуальных различий. Отсюда наблюдающееся в практике разнообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию учащегося и его голоса. Работа в ансамбле предполагает планомерное усложнение репертуара, которое заключается в разнообразии гармонической и ритмической ткани, расширении и углублении стилистики и содержания произведений.

Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности - развитие музыкального мышления учащегося. В начальный период обучения необходимо учить обучающегося чувствовать и понимать краски и смысл отдельного звука, интонации, фразы, мелодического оборота темы, отдельной части музыкального произведения и т.д., а затем, со временем – учить передавать средствами музыкальной выразительности  различные настроения, характеры, мысли, чувства.

Необходимо осуществлять постоянную, тесную связь с родителями, информировать о состоянии обучения их ребенка, что положительно скажется на учебном процессе. В беседах с родителями важно подчёркивать необходимость системной подготовки к занятиям музыкой, поддержки стремления ребёнка к прекрасному, к духовности и культуре.

Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающихся. Дело педагога – развить у коллектива народного ансамбля увлеченный коллектив единомышленников, для которых  игра в ансамбле является важной духовной потребностью. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.  

При формировании народного ансамбля преподаватель должен руководствоваться следующими принципами: уравновешенность инструментальных партий, уровень технической подготовки каждого участника ансамбля, гибким эмоциональным восприятием музыки.

 Подготовка обучающихся для ансамблевого исполнительства должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей личности: психофизиологических, эмоциональных, интеллектуальных.

Необходимое техническое оснащение занятий

Аудитория для групповых занятий, стулья, гитары (по количеству участников ансамбля), подставка для ноги, пюпитр, нотная и методическая литература.

Первый год обучения 4 класс

Знакомство обучающихся с техническими особенностями ансамблевого исполнительства.

Работа над основополагающими моментами ансамблевого исполнительства: чистое интонирование, игра с опорой и без опоры, четкость исполнения, ясная артикуляция, тембровое единство. Работа над подвижностью и гибкостью голоса каждого из участников ансамбля. Эмоциональное исполнение, понимание смысловых акцентовтекста,кульминационных точек в содержании пьесы.

  Примерный репертуарный список.

- В. Де Хове  - «Танец»

- Аноним, обр., Н. Ивановой - Крамской – «Танец»

- А. Гедике          - «Заинька попляши»

- Е. Юцевич  - «Колыбельная»

- О.Зубченко  - «Весёлые гуси»

- Аноним, обр., Н. Ивановой – Крамской – «Тамбурин»

- О. Зубченко  - «По Дону гуляет…»

- П. Бухалов – «Колокольчики мои, цветики степные»

- Ф. Сор – «Андантино»

- Ф. Сор – «Анданте»

- Аноним – «Старинная французская песня»

- Л. Моцарт – «Бурре»

- Г. Тельман – «Менуэт»

- Ф. Карулли – «Пьеса»

- Ф. Карулли – «Андантино»

- И. Кюфнер – «Экоссез»

- А. Корелли – «Сарабанда»

- Обр., Н. Ивановой – Крамской – «Ковбойская песня»

- Р.Н.П. ,обр. Н. Ивановой-Крамской – «Сама  садик я садила»

- Матросская песня 19в обр. Н. Ивановой-Крамской – «Марш»

- О.Чилизотти – «Балет»

- Й. Кюффнер – «Марш»

- Ф. Карулли – «Модерато»

- Й. Кюффнер – «Лендлер»

- Обр., Н. Ивановой – Крамской – «Зелёные рукава»

- Й. Кюффнер – «Немецкий танец»

- Ф. Сор – «Анданте»

- Пер. Х. Сарате – «Плывёт,плывёт лодка»

- Музыка народов Перу – «Маленький карнавал»

-

Примерные программы академического концерта

1 вариант

- В.Де Хове  - «Танец»

- Й. Кюффнер - «Лендлер»

2вариант

- О.Зубченко – «По Дону гуляет»

- Ф.Сор – «Андантино»

3 вариант

- Л.Моцарт – «Бурре»

- О.Зубченко – «Весёлые гуси»

Второй год  обучения – 5 класс      

Укрепление навыков и разностороннее воспитание музыкально-исполнительских особенностей ансамблевого исполнения. Работы над основополагающими моментами ансамблевого исполнительства: чистое интонирование, игра с опорой и без опоры, четкость исполнения, ясная артикуляция, тембровое единство. Работа над подвижностью и гибкостью голоса каждого из участников ансамбля. Эмоциональное исполнение, понимание смысловых акцентов текста, кульминационных точек в содержании пьесы.   Дальнейшее развитие  гармонического  и мелодического слуха, яркости и эмоциональности исполнения.  Введение в работу упражнений со специфическими приемами: легато, простые флажолеты.

В течение года обучающиеся должны освоить 6-7  произведений различного характера и содержания. Обязательно исполнение одного произведения крупной формы (желательно обработка народной песни).

Примерный репертуарный список

- Р.Н.П. Обработка А.Иванова-Крамского – «Ты пойди, моя коровушка, домой»

- М. Каркасси в переложении О. Зубченко  – «Аллегретто»

- М. Джулиани в переложении О. Зубченко – «Аллегро»

- Ф.Шуберт – «Немецкий танец»

- Граф Лози фон Лозинтал – «Сарабанда»

- Н. Иванова-Крамская – «Песня без слов»

- Обр. Н. Ивановой-Крамской – «Венгерская народная песня»

- Ф. Сор – «Андантино»

- Р.Н.П. Обр., А. Холминова – «Ой, да ты калинушка»

- Р.Н.П. Обр., В. Калиниа – «Чтой-то звон»

- И.Н.П. Обр., В. Калинина – «Санта Лючия»

- Н.Н.П. Обр., Н. Ивановой – Крамской – «Санта Лючия»

- А. Иванов – Крамской – «Колыбельная»

- А. Штингль – «Прелюдия»

- О.Лассо – «Песня»

- Белорусский народный танец, обр., Н. Ивановой – Крамской – «Янка»

- Г. Перселл – «Марш»

- Обр., Б. Хенце – «Немецкий народный танец»

- П. Чайковсий – «Колыбельная»

- Ф. Де Милано – «Канцона»

- Д. Фортеа – «Вальс»

- П. Чайковский – «Немецкая песенка»

- Т. Хренников – «Колыбельная»

- К. Вебер – «Романс»

- М. Эйве – «Разговор вдвоём»

- Популярная музыка – «Маленький рок»

Примерные программы академического концерта

1 вариант

- М. Каркасси в переложении О. Зубченко  – «Аллегретто»

- Р.Н.П. Обр., А. Холминова – «Ой, да ты калинушка»

2 вариант

- М. Джулиани в переложении О. Зубченко – «Аллегро»

- Р.Н.П. Обр., В. Калиниа – «Чтой-то звон»

        

3 вариант

- Граф Лози фон Лозинтал – «Сарабанда»

- К. Вебер – «Романс»

Третий год обучения – 6 класс         

Продолжается работа над  правильной артикуляцией и четкостью исполнения. Внесение в исполнение элементы художественного творчества, чувствование движение мелодии, динамику ее развития в многоголосном звучании. Введение в работу упражнений со специфическими приемами: глиссандо, пиццикато.

    В течение года обучающиеся должны освоить 6-7  произведений различного характера и содержания. Обязательно исполнение нескольких произведений крупной формы  двух, трехголосных.

Примерный репертуарный список

- Польский народный танец, обр., О. Зубченко – «Мазурка»

- О. Зубченко – «Прелюд – мимолётность»

- Обр., О. Зубченко – «Хава нагила»

- В. Гомес – «Романс»

- Е. Ларичев – «Полька»

- П. Чайковский – «Старинная французская песенка»

- М.- Л. Анидо – «Аргентинская мелодия»

- Ф. Сор – «Старинный испанский танец»

- А. Халпахчиев – «Прелюдия»

- Популярная музыка – «Маленький рок»

- Аноним – «Каранга»

- Э. Назарет – «Утреннее танго»

- Г. Бьянка Пинеро – «Самба»

 Примерные программы академического концерта

1 вариант

- Польский народный танец, обр., О. Зубченко – «Мазурка»

- О. Зубченко – «Прелюд – мимолётность»

2 вариант

- Обр., О. Зубченко – «Хава нагила»

- В. Гомес – «Романс»

3 вариант

- Ф. Сор – «Старинный испанский танец»

- А. Халпахчиев – «Прелюдия»

Четвёртый год обучения – 7 класс         

Продолжается работа над  правильной артикуляцией и четкостью исполнения. Внесение в исполнение элементы художественного творчества, чувствование движение мелодии, динамику ее развития в многоголосном звучании. Введение в работу упражнений со специфическими приемами: глиссандо, пиццикато.

    В течение года обучающиеся должны освоить 6-7  произведений различного характера и содержания. Обязательно исполнение нескольких произведений крупной формы  двух, трехголосных.

Примерный репертуарный список

- Польский народный танец, обр., О. Зубченко – «Мазурка»

- О. Зубченко – «Прелюд – мимолётность»

- Обр., О. Зубченко – «Хава нагила»

- В. Гомес – «Романс»

- Е. Ларичев – «Полька»

- П. Чайковский – «Старинная французская песенка»

- М.- Л. Анидо – «Аргентинская мелодия»

- Ф. Сор – «Старинный испанский танец»

- А. Халпахчиев – «Прелюдия»

- Популярная музыка – «Маленький рок»

- Аноним – «Каранга»

- Э. Назарет – «Утреннее танго»

- Г. Бьянка Пинеро – «Самба»

 Примерные программы академического концерта

1 вариант

- Польский народный танец, обр., О. Зубченко – «Мазурка»

- О. Зубченко – «Прелюд – мимолётность»

2 вариант

- Обр., О. Зубченко – «Хава нагила»

- В. Гомес – «Романс»

3 вариант

- Ф. Сор – «Старинный испанский танец»

- А. Халпахчиев – «Прелюдия»

Пятый  год обучения – 8 класс

Закрепление полученных ранее технических навыков, подвижность игрового аппарата, различными динамическими оттенками. Закрепление навыка работы с инструментальной радиотехнической аппаратурой. Введение в работу упражнений со специфическими приемами: вибрато, сложные флажолеты, исполнение в энергичной манере с акцентировкой каждой дол. Активизируется работа над выявлением стилистических особенностей произведения.

Освоение и передача художественного и музыкального образа, понимание идеи произведения и смысла каждой ноты, потребность в выражении глубины переживания.

В течение года обучающиеся должны освоить 7-8  произведений различного характера и содержания. Обязательно исполнение нескольких произведений крупной формы и полифонии, двух-, трёх-, четырёхголосие.

Примерный репертуарный список

- Итальянский народный танец, обр., В. Калинина – «Санта лючия»

- Мексиканская народная песня, обр., В. Калинин – «Скамеечка»

-  Мексиканская народная песня, обр., В. Калинин – «Красивое небо»

- Г. Гладков – «Песенка друзей»

- Г. Свиридов – «Отзвуки вальса»

- П. Чайковский – «июнь»

- И. С. Бах – «Гавот»

- Мексиканский народный танец, обр., В. Гуркина – «Харабе»

- М. Ролан – П. Мориа – «Токката

- Р.Н.П. обр., А. Иванова – Крамского – «В низенькой светёлке»

- Р.Н.П. обр., А. Иванова – Крамского - «Ты пойди, моя коровушка, домой»

- Мексиканская народная песня – «Уйди»

- И. Штраус – «Полька-пиццикато»

- Популярная андалузская музыка – «Цападеато»

- Обр., А. Флёри – «Аргентинская мелодия»

- Е. Ларичев -  «Вальс»

Примерные программы академического концерта

1 вариант

- М. Джулиани – «Этюд – ручеёк»

- Р.Н.П. обр., А. Иванова – Крамского – «В низенькой светёлке»

2вариант

- Музыка неизвестного автора, обр., О. Зубченко – « Кубинский танец»

- Р.Н.П. обр., А. Иванова – Крамского - «Ты пойди, моя коровушка, домой»

3 вариант

- И. С. Бах – «Гавот»

- Обр., А. Флёри – «Аргентинская мелодия»

Список рекомендуемой нотной литературы

В.Калинин – юный гитарист

В.Калинин – тетрадь юного гитариста

П.Агафошин – Школа игры на шестиструнной гитаре

Н.А.Иванова-Крамская – Школа исполнительского мастерства юного гитариста

О.В.Зубченко – Хрестоматия юного гитариста для учащихся ДМШ 1-3 классы

В.В.Гуркин – Хрестоматия гитариста 5 класс

К.И.Гордиенко - Хрестоматия гитариста 2-3 классы

А.Иванов-Крамской – Школа игры на шестиструнной гитаре

В.В.Гуркин – Популярные джазовые и эстрадные мелодии

В.Юрьев – Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

В.Бровко – «Битлз» для двоих

Г.Фиртич – 10 песен ансамбля «Битлз»

И.Цветков – Песня 88

В.Ф.Суханов – гитара для всех

А.Шумидуб - самоучитель

Е.Ларичев – Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

П.В.Иванников – Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре

Е.Белова; А.Карелин – Волшебный мир шести струн

Б.М.Павленко – Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

В.Цветков – гитара для всех

Г.Ларичев  - альбом для детей

В.В.Гуркин – хрестоматия гитариста 3-4 классы

О.В.Зубченко – хрестоматия юного гитариста 3-5 классы

О.В.Зубченко – Хрестоматия юного гитариста (репертуар для ансамблей шестиструнных гитар) (дуэты, трио)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 8 лет

ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 8 лет...

ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность -гитара" 5 лет

ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 5 лет...

Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"

Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"...

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программыв области "Музыкальное искусство" ДПОП  "Музыкальный фольклор"...

Система мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано»

 Система мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Форт...

Методический доклад "« Песенный фольклор Курской области как региональный компонент при реализации ДПОП в области музыкального искусства»

Особое место в культуре каждого народа занимает музыкальный фольклор. Он играет одну из важнейших ролей в нравственном и эстетическом воспитании ...