Работа над развитием голосового диапазона детей в ДМШ и ДШИ
методическая разработка по музыке по теме
В данной работе были представлены этапы работы по овладению умения пользоваться разными регистрами своего голоса.
Были предложены как классические упражнения для расширения голосового диапазона, так и упражнения В.В. Емельянова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golosovye_vozmozhnosti_detey.docx | 35.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая работа
преподавателя класса хоровых дисциплин «СДШИ» п. Пироговский
Нечипоренко Г.Е.
«Работа над развитием голосового диапазона детей
в ДМШ и ДШИ»
Работа над развитием голосового диапазона детей
в хоровом классе ДМШ и ДШИ.
Содержание:
1. Примарные тоны.
2. Переходные звуки.
3. Звуковой диапазон детских голосов.
4. Использование голосовых регистров младшими школьниками, не обученных певческим навыкам.
5. Оптимальный режим голосообразования у детей.
6. Используемая литература.
I. Примарные тоны.
Правильное представление о примарных тонах, или зоне примарного звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит определить наиболее удобный участок звуковой шкалы, который необходимо выявить для пения в каждом конкретном случае и соответственно выбрать учебный репертуар, наилучшим образом способствующий развитию детского голоса; поможет управлять тембром за счет использования оптимального регистрового режима и добиться максимального звукового и динамического диапазонов при свободном, без напряжения звукообразовании.
Примарные звуки, в отличие от других тонов голоса, звучат наиболее естественно и свободно. При их пении все звенья голосового аппарата работают с естественной, природной координацией. На примарных звуках легче всего настроить голос на звукообразование в любом регистре.
В голосе детей можно найти эти примарные тоны (2, 3 звука), которые расположены примерно в середине звукового диапазона. Для большинства детей домутационного возраста зона примарного звучания приходится примерно на звуки ми-фа первой октавы - ля первой октавы. С этих тонов обычно рекомендуется начинать распевание. Я заметила, что у большинства детей эти примарные тоны все-таки приходятся на ре первой октавы - фа первой октавы (гораздо ниже и ближе к разговорной речи). Зона примарных тонов в разные годы - до наступления мутационного возраста - меняется.
Понижение голоса связано со становлением речевой функции и отсутствием целенаправленного вокального воспитания. Далее, с началом обучения пению, центр голоса у детей повышается.
Значительная разница между показателями для мальчиков и девочек не наблюдается. Однако, в зоне примарного звучания голоса детей, есть и индивидуальное различие, которое условно можно отнести к двум группам: сопрано и альтов. Соответственно, они имеют разные звуковысотные расположения.
Средняя высота голоса может быть приравнена к среднему тону примарной зоны его звучания, что обычно совпадает с его речевой доминантой.
При индивидуальном обучении следует исходить из примарных звуков данного ребенка, а при коллективном - приходится ориентироваться на усредненные данные, типичные для большинства.
На начальном этапе обучения используются произведения, мелодия которых не превышает интервала кварты или квинты. А вот на распеваниях можно использовать более большой диапазон.
В своей работе по развитию диапазона голосов в подготовительной группе, я использую музыкальные игры. Во время игры дети незаметно для себя могут исполнять песни в достаточно высокой тесситуре. Этому помогает постепенное повышение мелодии по полутонам, а также немаловажную роль исполняет игровой момент. Но обычно музыкальные игры проводятся в конце занятий, а вот для того, чтобы «разогреть» голосовой аппарат и подготовить детей к разучиванию произведения мне помогают упражнения В.В.Емельянова. Здесь также используется игровой момент. Дети изображают звуки машины, которые: то поднимаются в гору, то скатываются вниз; воспроизведение звуков кошечки, козочки, барашка… Но лучше всего все эти моменты объединить в одну сказку.
В работе с младшим и средним хором, основной упор для расширения диапазона мною делается всё – таки на классическое распевание. Это поступенные распевания в пределах квинты ( вверх - на легато, вниз – на стаккато), а затем – пение гаммы, сначала легато, а затем – стаккато. Для выведения голоса в высокую тесситуру хорошо помогают распевания на стаккато по звукам трезвучия. Но важно это делать лёгким звуком и в головном регистре. Помогают добиться этого различные ассоциации: «отпрыгивающий от пола мячик» - опора только на первый звук, а дальше «мячик» подпрыгнул вверх, или представление «балерины на пуантах» и т.д. Упражнение Емельянова В.В., которое ассоциируется с моментом шуточной боли и испуга – «Ой–ё–ёй», также помогает найти точку в головном регистре и немаловажную роль в этом играет звук «й», который как – бы пробивает выход в головной регистр.
В работе над расщирением диапазона в старших классах, также помогают упражнения В.В.Емельянова: в нижнем регистре (начиная с ля – малой октавы) на гласную «э», а в высоком регистре (начиная с си – первой)– на «р-р-р» или «бр-р-р». Используется поступенное движение на три ступени вверх и вниз.
II. Переходные звуки.
По природе голоса, детям, как и не обученным взрослым певцам, свойственно использовать натуральные регистры с явно выраженным переходом грудного голоса в фальцетный.
Если попросить ребенка спеть восходящий звукоряд на гласный звук «а», настроив при этом его голос на грудное звучание, то верхний предел грудного регистра, где голос как бы ломается, обычно расположен в диапазоне ре второй октавы – ре диез второй октавы для альтов и фа второй октавы – фа диез второй октавы для сопрано. У некоторых детей 4-х, 5-ти лет этот прием в голосе слышится на звуках ля первой октавы – си первой октавы, после чего голос соскальзывает на фальцет.
Переходные звуки в голосе детей могут быть ярко выражены или оставаться незаметными. Если петь восходящий звукоряд грудным регистром, то в определенном месте перелом в голосе наступает неизбежно. Если же петь нисходящий звукоряд, начиная от самых высоких звуков голоса, стараясь сохранить фальцетное звучание, за счет краевого настроя по всему диапазону, то никаких переходных звуков можно не заметить. На этом и основан принцип построения вокально – тренировочных упражнений для сглаживания регистрового звучания: нисходящий поступенный звукоряд при облегчении нижних звуков.
Перелом в голосе при пении восходящего звукоряда наступает тогда, когда грудной регистр достигает предела своего напряжения. Обычно, напряжение в голосе при пении грудным регистром появляется за кварту до переходных звуков. Зная это, следует уже при подходе к ним обдегчать звук за счет ослабления динамики (т.е. уменьшения давления голосовых связок) и смягчения атаки звука (т.е. более осторожного и лёгкого прикосновения голосовых связок перед атакой звука).
III. Звуковой диапазон детских голосов.
Голосовые связки каждого ребёнка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и пр.
Нижний предел голоса можно установить путём пения нисходящего поступенного звукоряда. Верхний предел можно установить несколькими способами.
1. Поющий исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса.
2. Исполняется какой – либо поступенный восходящий звукоряд на гласный звук «а».
В результате определения звукового диапазона у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, т.к. первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границ натуральных регистров.
Когда ребёнок поёт поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где – то на подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, т.к. ему кажется, что более высокие звуки он взять не сможет.
Однако, если уметь настроить ребенка на фальцетное звучание, то голос может подняться выше и откроется ещё целый ряд звуков – на октаву и более вверх.
Поэтому, при оценке голосового диапазона необученного певца очень важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.
В связи с ростом голосовых аппаратов детские голосовые диапазоны нельзя определить как постоянные. Даже для одного возраста они разные и зависят от систематических упражнений, овладения голосовыми регистрами, а также от индивидуальных различий.
Диапазон детского голоса характеризуется не только его широтой, но и высотным расположением на звуковой шкале. Альты и сопрано(или дисканты) могут встречаться как среди девочек, так и среди мальчиков
При правильной настройке голоса на соответствующее тесситуре регистровое звучание общий диапазон его будет значительно шире, тем более при систематической тренировке, независимо от возраста ребенка.
Однако, несмотря на такие их голосовые возможности, в учебный репертуар, особенно в начале, следует включать песни с относительно узким диапазоном (на двух трех звуках), и лишь постепенно расширять его на последующих этапах работы.
Таким образом, постепенное расширение диапазона детского голоса нельзя считать возрастным признаком. С возрастом объем голоса скорее суживается, нежели расширяется. Целесообразно говорить о постепенном расширении диапазона не с точки зрения возрастных возможностей детей, а сточки зрения последовательности в методике обучения их пению, с какого бы возраста они не начинали петь.
Характеризуя развитие детского голоса, следует отметить, что изменение его основных характеристик относятся не только к звуковому диапазону, сколько к возрастанию силы голоса и обогащению тембра.
Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (т.е. регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ученика.
IV. Использование голосовых регистров младшими школьниками, не обученных пению.
Управлять развитием детского голоса – значит, максимально учитывая природу естественного протекающего процесса, согласовывать каждое воздействие на данный процесс с его внутренней логикой.
Необходимо принимать в расчет, прежде всего, регистровую природу детского голоса, т.е. знать исходный материал, с которым приходится иметь дело в процессе обучения. Поэтому следует выяснить, какой преимущественно регистр используют дети, не имеющие вокального воспитания.
Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон специально не задается.
В процессе прослушивания необходимо учитывать 2 фактора: качество интонации и преимущественное использование голосового регистра.
По качеству интонации детей можно распределить на 3 группы:
- Дети с плохой интонацией, совсем неправильно воспроизводящие мелодию исполняемой песни («гудошники»);
- Со средней по качеству интонацией, искажающие мелодию лишь частично;
- С хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.
По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса можно разделить на 4 группы:
- С чисто грудным звучанием;
- Использующие микст, близкий к грудному типу;
- Микст, близкий к фальцетному типу;
- Чистый фальцет
Следует отметить, что такое разделение весьма условно, поскольку ребенок, исполнивший песню, например микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Но рекомендуется судить по первому исполнению, т.к. регистровый режим выбирался самим поющим.
Прослушивание множества детей позволяет сделать вывод, что природе певческого голоса не обученных пению младших школьников свойственны все регистры, присущие голосу взрослых.
В зависимости от высоты тона дети в домутационном возрасте могут вводить в действие грудной или фальцетный механизм по своему желанию или заданию педагога.
Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому по тембру и диапазону. Физиологической предпосылкой этого является то, что развитие и становление гортани человека связано прежде всего с речевой функцией.
Дети с плохим интонированием (т.е. «гудошники») обычно используют грудную манеру фонации. Голоса детей со средней по качеству интонацией звучат, как правило, в микстовых регистрах, т.е. они используют микст в различной степени приближение к крайним типам. Голоса детей с хорошей и отличной интонацией звучат ближе к фальцету.
Таким образом, проявляется определенная взаимосвязь между типом регистрового звучания голоса и качеством интонации, а это значит, что при фальцетном типе звукообразования легче добиться чистоты интонирования по сравнению с грудным.
С возрастом певческий голос детей постепенно начинает отличаться от речевого как по тембру, так и по примарной зоне звучания.
Регистровые возможности голоса проявляются далеко не одинаково у всех детей младшего школьного возраста. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: возрастных и индивидуальных особенностей анатомии голосового аппарата, общего физического развития, музыкального и, в частности, вокального опыта.
V. Оптимальный режим голосообразования у детей.
Оптимальное звучание голоса связано с работой над устранением различных недостатков в функционировании голосового аппарата певца. Работа частей голосового аппарата отражается на способе колебания голосовых связок - источника звука - по типу того или иного регистра. Это предопределяет и основные характеристики певческого звука. Понятие об оптимальности голосообразования детей относится к сфере регистрового режима.
Такие характеристики голоса, как звонкость, «полетность», близкая вокальная позиция, ровность по тембру, нормальное легкое вибрато, отсутствие зажатости и перенапряжение звучания говорят о правильном голосообразовании и должны быть присущи звуку в любом регистре.
Работая над развитием детского голоса, необходимо соблюдать определенную последовательность действий. Если идти от простого к сложному, то следует переходить от чистых регистров к смешанным: в зависимости от индивидуальных особенностей голоса ребенка в одних случаях от чистого фальцета, а в других от чисто грудного звука - к различным типам микста. Фальцет бывает разный в зависимости от тесситуры. Чисто фальцетные звуки получаются только в высокой тесситуре, и по своему звучанию на высоких звуках фальцет воспринимается как более естественный для детского голоса.
Выбор оптимального режима голосообразования определяется:
1. индивидуальными особенностями данного голоса;
2. этапом работы (а не исключительно возрастом ребенка).
Необходимо иметь в виду, что один и тот же регистр у детей одного возраста, так же как и у взрослых, звучит не одинаково в зависимости от физиологического развития и состояния всего организма, в частности голосового аппарата.
На первом этапе работы целесообразно начать с того типа регистрового звучания, к которому проявляется склонность у данного ребенка от природы. Основные этапы формирования оптимального голосообразования у детей зависят от индивидуального и коллективного обучения.
Во время индивидуальных занятий на первом этапе работа должна быть направлена на овладение учеником натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляется склонность у данного ребенка от природы.
На втором этапе вводится понятие о звукообразовании и звучании натуральных регистров, необходимо научить пользоваться ими в соответствующем диапазоне: фальцетом на всем диапазоне, начиная с верхней тесситуры, а грудным лишь нижней его части.
На третьем этапе, наряду с произвольным переключением - скачком с одного регистра на другой, надо формировать умение постепенно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый, при постепенном тембральном обогащении певческого звука, начиная от очень легкого микста, близкого к фальцетному типу.
На четвертом этапе надо совершенствовать способность ученика целенаправленно использовать различные типы регистрового режима при пении: свободное переключение с одного натурального регистра на другой наряду с плавным переходом между ними через микст.
Продолжительность каждого этапа работы всякий раз определяется по-разному в зависимости от того, как часто будут проводиться занятия, от восприимчивости ученика, его музыкальных способностей и пр.
При коллективном обучении трудно создать наилучшие условия для развития всех видов голосов. Даже при осуществлении индивидуального подхода в процессе коллективного обучения неизбежно наблюдается определенная тенденция к сглаживанию тембров. Использование какого-либо одного регистрового режима будет способствовать развитию той группы голосов, которые проявляют склонность к нему от природы, а остальные будут заторможены в своем развитии. При коллективном обучении пению целесообразнее использовать также все виды регистрового звучания.
С самого начала необходимо разделить весь коллектив на две группы по признаку склонности преимущественному использованию одного из крайних типов регистрового звучания. Такое разделение осуществляется в результате индивидуального прослушивания: ученика просят спеть любую знакомую песню или изобразить голосом как рычит медведь, как квакает лягушка или как пищит мышка и т.п. Тембральные особенности голоса проявляются даже в процессе речи. Затем выбирается оптимальный режим, который доступен большинству поющих в данном коллективе и не является перегрузкой для голосов. Этот простой режим голосообразования для детей - фальцет в средней, ближе к высокой, тесситуре. Такой режим голосообразования доступен большинству детей любого возраста. Главной задачей педагога является приведение поющих к общему тону, т.е. выработка унисона. Для большинства детей это возможно на основе настройки их голосов на облегченное звучание, близкое к фальцетному типу, в средней, ближе к высокой тесситуре.
Дети с исключительно грудной манерой фонации требуют особого внимания педагога. Их необходимо научить пользоваться фальцетной манерой звукообразования.
Последующие этапы работы при коллективном обучении пению будут такие же, как и в условиях индивидуального обучения: постепенное тембральное обогащение (от чистых регистров к смешанным) и овладение умением целенаправленно использовать разные регистры своего голоса.
Фальцетный тип голосообразования, необходимый для первого этапа работы с детскими голосами, в дальнейшем может быть использован как основной метод при разучивании произведений, т.к. при пении фальцетом голос меньше утомляется, а интонация становится точнее по сравнению с любым другим звукообразованием.
Постоянно петь чистым фальцетом до наступления мутационного возраста нецелесообразно. С эстетической точки зрения такой регистровый режим производит звук, бедный по тембру, и имеет ограниченный динамический диапазон, что является однообразием нюансировки при исполнении вокальных произведений.
Чисто грудной голос имеет свои недостатки: ограниченный звуковой диапазон. Выход за его пределы сопровождается перенапряженностью в звуке голоса, что недопустимо. И как было сказано выше, певцу необходимо уметь владеть мягким переходом из грудного регистра в микстовыи и в фальцет.
Формирование микстового звучания и регулировка степени смешения регистров в зависимости от высоты тона возможны лишь на основе ясного представления о голосообразовании натуральных регистрах и целенаправленного использования их. Правильный выбор смешения регистров - это отсутствие мышечных зажимов при голосообразовании, излишних перенапряжений в звучании голоса и ощущение полного резонирования звука.
К выбору оптимального звучания голоса необходимо подходить, имеюя в виду не только общую перспективу его развития, но и даже планирования одного занятия: от легкого фальцетного в начале работы до более темброво обогащенного и динамически насыщенного звучания, близкого к плотному миксту в конце. В связи с этим в определенной последовательности и подбирается и, соответственно, используется на уроке учебный материал.
Оптимальной формой обучения пению принято считать сочетание групповых ансамблевых и индивидуальных занятий. Групповая работа с самого начала ведется так, чтобы иметь возможность использовать пение маленькими группами (ансамблями), составленными по регистровому сочетанию голосов. Дальнейшее сочетание группового и ансамблевого пения ведется по пути освоения двух- и трехголосия.
Занятия в ансамбле проводится на всех возрастных ступенях, равномерно сочетая групповые занятия, ансамблевые и индивидуальные прослушивания.
Использованная литература:
- Г.П.Стулова, «Теория и практика работы с детским хором». - М.:, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.
- В.В.Емельянов, «Развитие голоса, координация и тренинг». - СПб.: издательство «Лань», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
. «Нетрадиционные приемы работы для развития ручной умелости младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии"
Статья в сборнике в рамках научно-практической конфеенции с международным участием "Я в мир удивительный этот пришел"...
Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.
В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся на уроках...
Методическая разработка на тему: Развитие вокального диапазона
Комбинированный урок по вокалу на тему: "Развитие вокального диапазона"...
Технические упражнения для развития голосового аппарата
Технические упражнения для развития голосового аппарата...
Комплекс упражнений для развития голосового аппарата детей
В комплекс упражнений входят интонационно - фонопедические, дыхательные , артикуляционные, дикционные и вокальные упражнения на занятиях в объединении "Звонкие голоса"...