Статья "Приемы критического мышления и игровые приемы на уроках музыки"
статья по музыке по теме
Это обзор тех современных приемов и методов работы, которые соответствуют новым образовательным стандартам, и в тоже время отвечают специфике предмета "Музыка"в общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_metody_i_priemy_pedagogicheskoy_tekhniki.docx | 25.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Современные методы и приемы педагогической техники
на уроках музыки.
Методы и приемы педагогической техники современного урока описаны в методических пособиях для учителей известными, авторитетными авторами. Я не претендую вставать вровень с ними. Но хочу обратить внимание именно учителей музыки, что несмотря на универсальность описываемых в литературе методов, далеко не все из них пригодны для уроков музыки: большинство из них связаны со словом, с текстом. На уроках музыки над словом преобладает звук. Мы слушаем музыкальные произведения, анализируем их, на наших уроках присутствует исполнительство ( непо-средственное участие обучающихся в исполнении вокальной музыки, игра на блок-флейтах), и самое главное – на уроках музыки происходит воздействие на эмоциональную сферу ребенка, чего нет в таком количестве на других уроках.
Еще хочу уточнить, что сейчас понимается под определением «современный». Это не просто соответствие настоящему времени, а соответствие новым требованиям, утвержденным законодательно, т.е. новым образовательным стандартам, известным под аббревиатурой ФГОСы.
Изменилась роль учителя на уроках. Теперь он ничего не сообщает, не «транслирует» учени-кам нужную (по его мнению) информацию, он консультирует, советует, направляет и поправляет, дети как можно больше должны делать сами. Я не единожды присутствовала на уроках в 1 классе, где, имея определенный алгоритм действий, ученики действительно сами формулировали тему уро-ка, определяли, что должны узнать, как они это узнают, и зачем им нужно это знание.
Я решила попробовать эту технику (критического мышления) на своем уроке. Я сообщила детям, что мы должны познакомиться на уроке с новым музыкальным произведением, затем спросила их, что им для достижения этой цели необходимо узнать. Учащиеся быстро сообразили, что от них требуется, и так появился план урока. На доске были заранее заготовлены ключевые вопросительные слова, ставшие основой этого плана:
- Как… (называется произведение?)
- Кто… (его сочинил?)
- Как… (оно звучит?)
В дальнейшем уже дело учителя расшевелить обучающихся, и могут появиться следующие вопросы:
- Кто… (его исполняет?)
- К какому…(музыкальному жанру относится?)
- Какова… (история создания (или причина создания) этого произведения?) и т.д.
В данном случае план получения нового знания составлен самими учащимися, они сами определили для себя границы знания. А каким способом они будут получать ответы на эти вопросы, может подсказать учитель: прочитав учебник, послушав рассказ учителя, решив кроссворд, через прослушивание другого произведения этого же композитора, другого произведения в этом жанре и т.п.
Запись плана можно оформить в виде пунктов плана, а можно в виде кластера*, который в процессе работы будет заполняться ответами на поставленные вопросы. По ходу заполнения клас-тера дети будут видеть, на какие вопросы они уже получили ответы и что осталось неузнанным. В конце урока , на этапе рефлексиии, кластер наглядно поможет обучающимся обобщить полученные знания о произведении и оценить, все ли пункты их плана выполнены, и на сколько продуктивно они поработали на уроке.
* Кластер – графическое оформление информации в виде гроздей. Прием, позволяющий систематизировать знания, учит творчески, не стандартно, перерабатывать информацию, дает возможность рефлексивной оценки пройденного.
Далее хочу поделиться приемом, который очень люблю и потому часто пользуюсь им на уро-ке. Это игровая технология, игровой прием – игра в вопросы и ответы «Да/ Нет». Универсальность ее в том, что она способна увлечь и маленьких и взрослых, она создает интригу на уроке, поэтому я часто использую ее в начале урока, чтобы загадать таким образом тему предстоя-щего урока.
Игра описана в книге «Приемы педагогической техники» А. Гина (Москва, изд. «Вита-Пресс», 2005). Смысл ее очень прост: учитель загадывает нечто (что имеет отношение к уроку) , а ученики пытаются разгадать слово, задавая правильно вопросы. Учитель отвечает на них только словами «да/ нет/ и да и нет».
Игра учит правильно формулировать вопросы, вырабатывать стратегию поиска (вместо переборов возможных вариантов ответов), а это уже уровень универсальных учебных действий, к выработке которых призывают новые образовательные стандарты. Учитель обязательно дает оценку всем заданным вопросам (сильные вопросы ведут к разгадке, слабые вопросы ничем не помогают в поиске слова). Когда этот прием хорошо отработан с детьми, можно их самих просить назвать, чьи вопросы им помогли подойти к правильному ответу.
Игра в «Да/Нет» может быть использована, как педагогический прием, а может быть проведе-на просто для организации отдыха на уроке, как переключение на другой вид деятельности.
Работа в группах на уроках музыки. Развивает коммуникативные умения учеников, умение работать в команде, выполнять различные функции (ведущего и ведомого, руководителя и исполни-теля), учит отстаивать свою точку зрения и выслушивать точки зрения своих товарищей, обращаться за помощью и предлагать помощь другим.
Специфика уроков музыки предоставляет множество способов объединить учащихся в группы. На других уроках группы образуются, в основном, по принципу соседства (2-3 парты рядом) или по цветным маркерам, или по геометрическим фигурам. У нас этот процесс может быть построен на своем, чисто музыкальном содержании. Примеры:
- Объединиться по композиторам. Дети получают карточки (разложены на партах) с названия-ми произведений. Их задача – найти автора своего произведения (таблички с фамилиями композиторов учитель выставляет на парты).
- Объединиться в группы по способу исполнения музыки: музыка вокальная и музыка инст-рументальная. У детей – также карточки с названиями пройденных произведений.
- По группам симфонического оркестра (струнные, деревянные духовые, медные, ударные). На детских карточках – не названия, а изображения инструментов.
- Композиторы русские и зарубежные (конкретно по странам), а на карточках – названия их произведений.
- По жанровой принадлежности: какие произведения на карточках учеников относятся к маршевой музыке, какие – к песенной, какие – к танцевальной.
Думаю, что опыт каждого учителя позволит ему придумать еще массу способов, как объединить обучающихся на уроке.
Дети воспринимают такие задания, как игру, они очень активизируются в этот момент, рады возможности подвигаться (перейти на другое место). А учитель таким ненавязчивым, незаметным образом актуализирует знания учащихся. Кроме того, у него есть реальный повод поставить оценку тем, кто правильно определился с группой, т.е. правильно выполнил задание.
Этот прием можно использовать в качестве разрядке на уроке, а можно, пересадив учащихся в группы, дать им задания для работы в группах, т.е. продолжить урок в измененной форме.
Какие задания можно предложить на уроках музыки для групповой работы? Любые. Вот примеры из моей практики:
- Коллективный анализ музыкального произведения, где для каждой группы определено свое задание: 1 – следить за развитием мелодии (характера, образа); 2 – установить, сколько частей в музыкальном произведении; 3 – охарактеризовать средства музыкальной выразительности; 4 – определить образ и дать название незнакомому произведению.
- Решение кроссвордов, ребусов или иных занимательных заданий.
- Выполнить задание: какая группа вспомнит больше имен композиторов или произведений в определенном жанре.
- Составить программу концерта из изученных произведений.
Групповые задания обучающиеся могут получить на дом. Этот могут быть творческие про-екты, которые имеют место в рабочих программах по музыке.
Еще один из приемов, которым хорошо заканчивать урок. Это составление синквейна (пяти-стишия). Прием, который современен, но далеко не нов. Он учит работать с понятиями, развивает умение творчески интерпретировать (перерабатывать) информацию и обобщать полученные знания. Я не буду описывать технику составления синквейна, а хочу закончить свою статью пятистишием, посвященным мастерству учителя.
Труд педагога.
Творческий, неутомимый.
Учим, учимся, не останавливаемся.
Каждый урок ведет к размышлению.
Поиск.
Желаю всем коллегам искать и находить те приемы и методы работы с детьми, которые позволят им стать настоящими мастерами своего дела!
Для составления статьи использована следующая литература:
– И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготов-
ки учителя: учебно-методическое пособие (серия «Петербургский вектор введения ФГОС основно-
го общего образования»), издательство «Каро», Санкт-Петербург, 2009, 2013г.
– О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Санкт-Петербург, «Каро», 2013г.
– Современные педагогические технологии основной школы. 6 авторов: методическое пособие. Санкт-Петербург, «Каро», 2013г.
– А. Гин. Приемы педагогической техники: пособие для учителя. Москва, издательство «Вита-Пресс», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Доклад "Технология развития критического мышления. Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка."
Технология развития критического мышления.Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка. Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы научить ре...
ДОКЛАД «Развитие критического мышления и игровые технологии на уроках истории и обществознания»
Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпим...
Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.
В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...