РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП специальность ( домра)
рабочая программа по музыке (11 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
(НР БОУ ДОД «ДШИ № 1»)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Предметная область
ПО.01.Музыкальное исполнительство
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП специальность ( домра)
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента«домра», далее – «Специальность (домра)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение им и художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогомряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (домра)» для детей, поступивших в образовательные учреждения в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9)лет. Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, поступивших в образовательные учреждения в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5(6) лет.
Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год (9 лет или 6 лет).
3.Объём учебного времени.
Срок обучения | 8 лет | 9-ый год обучения | 5 лет | 6-й год обучения |
Максимальная учебная нагрузка в часах | 1316 | 214,5 | 924 | 214,5 |
Колличество часов на аудиторные занятия | 559 | 82,5 | 363 | 82,5 |
Колличество часов на вне аудиторные занятия (самостоятельные) | 757 | 132 | 561 | 132 |
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, продолжительность урока 40 минут.
Основной формой учебной и воспитательной работы с учащимися ДШИ в инструментальном классе является индивидуальное занятие педагога с учеником. Однако в первый год обучения возможны мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется для занятий с двумя-тремя учащимися одновременно. Это даёт педагогу возможность уделять больше внимания развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащегося.
5.Цели и задачи учебного предмета «Специальность (домра)»
Цели:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать ,осваивать и исполнять на домре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
- определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
- выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
- овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
- формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
«Специальность (домра)»
Программа содержит небходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-формы и методы контроля;
-методическое обеспечение учебного процесса;
7.Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение)
-метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения)
-метод показа ( показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес)
- объяснительно-иллюстративный ( педагог играет произведение ученика и попутно объясняет)
- репродуктивный метод ( повторение учеником игровых приёмов по образцу учителя)
- метод проблемного изложения ( педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решений)
- частично-поисковый ( ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным нормам и нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по данному учебному предмету имеют площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра, подставок под ноги. Образовательное учреждение имеет в наличии комплект инструментов (домры 4-х струнные ученические и концертные ).
II.Содержание учебного предмета.
Сведения о затратах учебного времени.
Таблица 2
Срок обучения 9 лет
Распределение по годам обучения | |||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Продолжительность учебных занятий (в нед.) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 559 | 82,5 | |||||||
641,5 | |||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам | 64 | 66 | 66 | 99 | 99 | 99 | 132 | 132 | 132 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 757 | 132 | |||||||
889 | |||||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 |
Общее максимальное количество часов по годам | 128 | 132 | 132 | 165 | 165 | 165 | 214, 5 | 214, 5 | 214. 5 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 1316 | 214. 5 | |||||||
1530,5 |
Срок обучения 6 лет
Таблица 3
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 363 | 82,5 | ||||
445,5 | ||||||
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 561 | 132 | ||||
693 | ||||||
Максимальное количество часов на занятия в неделю | 5 | 5 | 5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 |
Общее максимальное количество часов по годам | 165 | 165 | 165 | 214,5 | 214,5 | 214,5 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 924 | 214,5 | ||||
1138,5 |
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Распределение учебного материала по классам.
Срок обучения 8-9 лет
1 класс.
- Организация работы игрового аппарата: посадка; постановка рук;
удержание инструмента.
- Основные приемы игры: единичное движение медиатора вниз и вверх; переменное движение медиатора; отдельно взятые ноты тремоло.
- Штрихи: нажим и бросок (единичное движение медиатора вниз).
- Игра в I позиции: упражнения с открытой струной; трелеобразные упражнения; упражнения по три разных звука.
- Диатонические однооктавные гаммы в I позиции. Арпеджио.
Динамика: p, mp, mf, f, cresc., dim. Ритмика: дубль-штрих, триоли. Красочные приемы: pizz. б.п.
- 4-5 этюдов и упражнений на различные штрихи с минимальным количеством знаков альтерации и простым ритмическим рисунком.
- 12-14 пьес различного характера.
- Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 128 часов
Аудиторные занятия 32 х 2=64 часа
Самостоятельная работа 32 х 2=64 часа
Консультации 6 часов
2 класс.
- Организация работы игрового аппарата: укрепление пальцев левой руки; координация работы рук.
- Основные приемы игры: ровность переменных движений; тремоло, короткие фразы тремоло; дуольные группировки – соединение тремоло с движением медиатора вниз, движением медиатора вверх.
Штрихи: нажим и бросок (переменные движения медиатора).
Артикулляция: стаккато (с участием пальцев левой руки); тремоло легато;нон легато.
- Игра в I позиции: тетрахорды; упражнения с открытой струной.
Смена струн: работа правой и левой рук при смене струн; смена струн в гаммообразном движении.
- Интонирование: интонирование в гамме; вслушивание в мелодический рисунок.
- Диатонические однооктавные гаммы в I позиции. Арпеджио.
Динамика: ровное динамическое звучание; контрастная динамика.
- Ритмика: пунктир; синкопы; квартоли (по четыре удара на одну ноту); дуоли. Красочные приемы: арпеджиато.
- 4-5 этюдов до трех знаков в ключе на различные штрихи.
- 8-10 пьес различного характера.
- Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 132 часа
Аудиторные занятия 33 х 2=66 часов
Самостоятельная работа 33 х 2=66 часов
Консультации 8 часов
3 класс
- Организация работы игрового аппарата: игра кистью; игра предплечьем; одновременная активность мышц кистьи и предплечья.
- Основные приемы игры: снятия в тремолировании; начальные навыки исполнения кантилены.
- Штрихи: твердая, мягкая и подчеркнутая атака звука (бросок, нажим,толчок); атака звука тремоло.
- Игра в I позиции: хроматическое движение в I позиции
- Смена позиций: игра на одной струне по всей ее длине одним, двумя(1-2, 2-3, 3-4), тремя (1-2-3, 2-3-4), четырьмя пальцами.
- Смена струн: смена струн в арпеджированном движении; смена струн тремоло легато.
- Интонирование: интонационная сущность мелодии.
- Диатонические двухоктавные гаммы в I позиции.
- Арпеджио.
- Ритмика: дуоли, триоли, квартоли, соединение их с единицей.
- 4-5 этюдов до трех знаков в ключе на различные виды техники.
-4- 8- произведений различного характера, в том числе однопроизведение крупной формы.
Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 132 часа
Аудиторные занятия 33 х 2 =66 часов
Самостоятельная работа 33 х 2 =66 часов
Консультации 8 часов
4 класс
- Организация работы игрового аппарата: активность мышц плеча;
уточнения в постановке пальцев левой руки.
- Основные приемы игры: работа над кантиленой.
- Штрихи: твердая, мягкая и подчеркнутая атака звука (бросок, нажим, толчок); атака звука тремоло.
- Артикулляция: тенуто.
- Смена позиций: смена позиций пальца, кисти, предплечья.
- Интонирование: тяготение и разрешение; функциональная принадлежность звуков.
- Диатонические двухоктавные гаммы со сменой позиций. Арпеджио.
- Ритмика: квинтоли.
- Красочные приемы: шумовые эффекты; pizz. ср. п.; вибрато.
4-6 этюдов до трех знаков в ключе на различные виды техники.
4-8 произведений различного характера.
Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 165 часов
Аудиторные занятия 33 х 2 = 66 часов
Самостоятельная работа 33 х 3= 99 часов
Консультации 8 часов
5 класс
- Организация работы игрового аппарата: дифференциация игровых усилий пальцев левой руки.
- Основные приемы игры: работа над основными приемами игры с использованием дифференцированной мышечной активности правой и левой рук.
- Штрихи, атака звука: атака звука в гамме – сохранение единой динамики при смене разных видов туше.
- Артикулляция: варианты артикулляционных штрихов в гамме.
- Смена позиций: цепочки тетрахордов; скачки на широкие интервалы с использованием разных видов смены позиций.
- Интонирование: подбор по слуху, транспонирование.
- Диатонические двухоктавные гаммы.
- Диатонические трехоктавные гаммы.
- Арпеджио.
- Ритмика: секстоли.
- Мелизмы: форшлаг; трель.
4-5 этюдов до трех знаков в ключе на различные виды техники.
4-8 произведений различного характера (из них одно произведение
крупной формы).
Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 165 часов
Аудиторные занятия 33 х 2 =66 часов
Самостоятельная работа 33 х 3 = 99 часов
Консультации 8 часов
6 класс
- Организация работы игрового аппарата: дифференциация игровых усилий пальцев левой руки.
- Основные приемы игры: работа над основными приемами игры с использованием дифференцированной мышечной активности правой и левой рук.
- Штрихи: портаменто.
- Артикулляция: варианты артикулляционных штрихов в гамме.
- Смена позиций: смена позиций легато.
- Смена струн: штриховые варианты перехода со струны на струну.
- Диатонические трехоктавные гаммы.
- Диатонические однооктавные гаммы на одной струне: тремоло легато.
- Хроматические однооктавные гаммы «соль» «ля».
- Арпеджио.
- Ритмика: соединение ритмов до 4-х с единицей, двойкой.
- Двойные ноты: трелеобразные упражнения двойными нотами.
- Красочные приемы: gliss. пальцами левой руки.
- Мелизмы: мордент.
4 этюда на различные виды техники.
4-8 произведений различного характера (из них одно-два произведения крупной формы, одна-две обработки народной песни или танца).
Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 165 часов
Аудиторные занятия 33 х 2= 66 часов
Самостоятельная работа 33 х 3= 99 часов
Консультации 8 часов
7 класс
- Организация работы игрового аппарата: дифференциация игровых
усилий пальцев левой руки.
- Основные приемы игры: работа над основными приемами игры с
использованием дифференцированной мышечной активности правой и левой рук.
- Артикулляция: варианты артикулляционных штрихов в гамме.
- Смена позиций: арпеджированное движение со сменой позиций;соединение гармоний: T3/4 – t3/4, T6 – t6, T6/4 – t6/4.
- Смена струн: упражнения Шрадика ч.I (выборочно).
- Диатонические трехоктавные гаммы: A, a, G, g.
- Диатонические однооктавные гаммы на одной струне: тремоло легато.
- Диатонические двухоктавные гаммы.
- Арпеджио.
- Ритмика: соединение ритмов до 6-ти с единицей, двойкой; ритмы до
8-ми.
- Двойные ноты: тремоло нон легато; легато
- Динамика: pp – ff активность различных групп мышц при смене нюансов.
- Красочные приемы: pizz. л. р. («срывы»).
- 4 этюда на различные виды техники.
- 6-8 произведений различного характера, в том числе произведения крупной формы, обработки народной песни или танца.
- Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 224,5 часа
Аудиторные занятия 33 х 2,5 =82,5 часа
Самостоятельная работа 33 х 4=132 часа
Консультации 8 часов
8 класс
Задачи последнего года образовательного цикла определяются конечными целями обучения конкретного учащегося. Для большинства учащихся это завершение работы по формированию исполнительских навыков для любительского (ансамблевого и сольного) музицирования, проверка самостоятельности в решении музыкально-технологических задач в концертно-исполнительской работе. Для профессионально ориентируемых учащихся это сверка своих возможностей с требованиями профессиональных учебных заведений, работа по дальнейшему развитию музыкально-исполнительских навыков (в контексте решения проблем интерпретации) или ликвидации недочетов.
В течение учебного года ученик совершенствует технику звукоизвлечения и повышает уровень пальцевой беглости, работает над различными видами соединения позиций, использует фактурную игру.
Экзаменационные требования.
На выпускном экзамене учащийся должен исполнить четыре произведения:
1. произведение крупной формы;
2. кантилена;
3. пьеса по выбору;
4. обработка народной песни или танца, пьеса на народной основе.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 224,5 часа
Аудиторные занятия 33 х 2,5 =82,5 часа
Самостоятельная работа 33 х 4 =132 часа
Консультации 8 часов
9 класс
Дальнейшее совершенствование музыкально-исполнительских навыков, умений и знаний, полученных за время обучения в ДМШ.
Повышение исполнительского уровня учащихся. Углубленная работа над техникой исполнения. Изучение произведений, различных по стилю и жанрам. Совершенствование навыка публичных выступлений. Тщательная работа над программой, соответствующей приемным требованиям СПУЗа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 379,5 часов
Аудиторные занятия
I полугодие 16 х 2,5 = 40 часов
II полугодие 17 х 2,5 =42,5 часа
Самостоятельная работа
I полугодие 16 х 4 =64 часа
II полугодие 17 х 4 =68 часов
Консультации 8 часов
План промежуточной и итоговой аттестации по классам.
1 класс
1 полугодие -контрольный урок -2 разнохарактерных пьесы
2 полугодие - участие в концертах и переводной экзамен -2 разнохарактерных пьесы
2 класс
3 полугодие - технический зачет гамма по требованию класса 1 этюд
академический концерт-2 разнохарактерных произведения
4 полугодие - технический зачет гамма по требованию класса 1 этюд
переводной экзамен-2 произведения на разные виды техники
3 класс
5 полугодие - технический зачет - гамма по требованию класса 1 этюд
академический концерт- 2 произведения на разные виды техники
6 полугодие - концертная практика и переводной экзамен
2 произведения (одно из них – обработка народной песни или танца)
4 класс
7 полугодие - технический зачет - гамма по требованию класса1 этюд
академический концерт -2 произведения (одно из них – обработка народной песни или танца
8 полугодие
Концертная практика и переводной экзамен
2 произведения (одно из них – произведение крупной формы)
5 класс
9 полугодие-технический зачет - гамма по требованию класса и 1 этюд
академический концерт-2 произведения (одно из них – произведение зарубежного классика)
10 полугодие- концертная практика и переводной экзамен -2 произведения (одно из них – произведение крупной формы)
6 класс
11 полугодие
технический зачет гамма по требованию класса1 этюд
академический концерт -2 произведения (одно из них – обработка народной песни или танца
12 полугодие
технический зачет гамма по требованию класса1 этюд
переводной экзамен 2 произведения (одно из них – кантилена)
7 класс
13 полугодие
технический зачет гамма по требованию класса1 этюд
академический концерт-2 произведения (одно из них – произведение крупной формы)
14 полугодие
зачет по техническим навыкам
переводной экзамен -2-произведения (одно из них – обработка народной песни или танца)
8 класс
15 полугодие
Прослушивание выпускной программы 1 произведение
академический концерт (прослушивание выпускной программы)-2 произведения
16 полугодие
Прослушивание выпускной программы 4 произведения
выпускной экзамен
4 произведения (индивидуальная программа по каждому инструменту отделения)
9 класс (предпрофессиональное обучение)
I полугодие
академический концерт (прослушивание выпускной программы 2 произведения)
3 произведения (одно из них – произведение крупной формы
II полугодие
академический концерт (прослушивание выпускной программы 3-4 произведения)
(одно из них – произведение крупной формы, концертная практика и выпускной экзамен.
Примерные переводные программы.
1 класс
Гайдн Й. Песенка
Филиппенко А. По малину в сад пойдем
Шуберт Ф. Экосез
Бакланова Н. Колыбельная
2 класс
Английская песня “Спи, малыш”, обр. Локтева В.
Бакланова Н. Мазурка
Гайдн И. Менуэт
Булахов П. Колокольчики мои
3 класс
Богословский Н. Грустный рассказ
Лаптев В. Обр. «Посею лебеду»
Бетховен Л. Контрданс
Андреев В. Вальс «Бабочка»
4 класс
Обер Л. Тамбурин
Лаптев В. Обр. “Ничто в полюшке”
Бетховен Л. Сонатина
Тамарин И. Старинный гобелен
5 класс
Корелли А. Аллегро
Чайковский П. Осенняя песнь
Красев М. Обр. « Сама садик я садила»
Вивальди А. Концерт Соль мажор
Римский-Корсаков Н. Песня Индийского гостя из оперы «Садко»
Лоскутов А. Обр. Веселая голова
6 класс
Гендель Г. Соната № 4, III ч.
Чайковский П. Ната-вальс
Чекалов П. Вариации
Бетховен Л.Рондо
Ребиков В. Мазурка
Трояновский Б. Обр. «Цвели цветики»
7 класс
Вивальди А. Концерт Ля минор, ч. I
Аренский А. Романс
Олейников Н. Обр. «Со венком я хожу»
Вивальди А. Концерт Соль мажор, ч. II и III
Глюк К. Мелодия
Кичанов Е. Камские припевки
Попатенко. Романс
8 класс
Лаптев В. Концерт № 3
Вераччини А. Ларго
Монюшко С. Багатель
Н.Олейников Обр. «Полянка»
Бетховен Л.Рондо
Глиэр Р. Адажио из балета «Красный цветок»
Шостакович Д. Лирический вальс
Ленец Обр. «Ах, вы сени, мои сени»
9 класс
Клебанов Д. Концерт для домры, I ч.
Кюи Ц. Кантабиле
Меццакапо Е. Бонита. Серенада-болеро.
Лаптев В. Обр. «По улице не ходила, не пойду»»
Гендель Г. Соната ля-минор в 4-х частях
Глиэр Р. Романс
Рахманинов С. Романс.Апрель.
Цыганков А. Гусляр и скоморох
Распределение учебного материала по классам.
Срок обучения 5-6 лет
1 класс.
- Организация работы игрового аппарата: посадка; постановка рук; удержание инструмента.
- Основные приемы игры: единичное движение медиатора вниз и вверх; переменное движение медиатора; отдельно взятые ноты тремоло.
- Штрихи: нажим и бросок (единичное движение медиатора вниз).
- Игра в I позиции: упражнения с открытой струной; трелеобразные
упражнения; упражнения по три разных звука.
- Диатонические однооктавные гаммы в I позиции. Арпеджио.
Динамика: p, mp, mf, f, cresc., dim. Ритмика: дубль-штрих, триоли. Красочные
приемы: pizz. б.п.
- 4-5 этюдов и упражнений на различные штрихи с минимальным
количеством знаков альтерации и простым ритмическим рисунком.
- 12-14 пьес различного характера.
- Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 165 часов
Аудиторные занятия 66 часов
Самостоятельная работа 99 часов
Консультации 8 часов
2 класс.
- Организация работы игрового аппарата: укрепление пальцев левой руки; координация работы рук; игра кистью; игра предплечьем; одновременная активность мышц кисти и предплечья.
- Основные приемы игры: ровность переменных движений; тремоло, короткие фразы тремоло; снятия в тремолировании; начальные навыки исполнения кантилены; дуольные группировки – соединение тремоло сдвижением медиатора вниз, движением медиатора вверх.
- Штрихи: твердая, мягкая и подчеркнутая атака звука (бросок, нажим, толчок); атака звука тремоло.. Артикулляция: стаккато (с участием пальцев левой руки); тремоло легато; нон легато.
- Игра в I позиции: тетрахорды; упражнения с открытой струной. Смена струн: работа правой и левой рук при смене струн; смена струн в гаммообразном движении.
- Смена позиций: игра на одной струне по всей ее длине одним, двумя (1-2, 2-3, 3-4), тремя (1-2-3, 2-3-4), четырьмя пальцами.
- Интонирование: интонирование в гамме; вслушивание в мелодический рисунок.
- Диатонические однооктавные гаммы в I позиции; диатонические двухоктавные гаммы в I позиции.
Арпеджио. Динамика: ровное динамическое звучание; контрастная динамика.
- Ритмика: пунктир; синкопы; квартоли (по четыре удара на одну ноту); дуоли. Красочные приемы: арпеджиато.
- 4-5 этюдов до трех знаков в ключе на различные штрихи.
- 8-10 пьес различного характера.
- Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 165 часов
Аудиторные занятия 66 часов
Самостоятельная работа 99 часов
Консультации 8 часов
3 класс
- Организация работы игрового аппарата: активность мышц плеча; уточнения в постановке пальцев левой руки.
- Основные приемы игры: работа над кантиленой.
- Штрихи: твердая, мягкая и подчеркнутая атака звука (бросок, нажим, толчок); атака звука тремоло.
- Артикулляция: тенуто.
- Смена позиций: смена позиций пальца, кисти, предплечья.
- Интонирование: тяготение и разрешение; функциональная принадлежность
звуков.
- Диатонические двухоктавные гаммы со сменой позиций. Арпеджио.
-Ритмика: дуоли, триоли, квартоли, квинтоли; соединение их с единицей.
- Красочные приемы: шумовые эффекты; pizz. ср. п.; вибрато.
- 4-6 этюдов до трех знаков в ключе на различные виды техники.
- 8-10 произведений различного характера.
- Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 165 часов
Аудиторные занятия 66 часов
Самостоятельная работа 99 часов
Консультации 8 часов
4 класс
- Организация работы игрового аппарата: дифференциация игровых усилий пальцев левой руки. Основные приемы игры: работа над основными приемами игры с использованием дифференцированной мышечной активности правой и левой рук.
- Штрихи, атака звука: атака звука в гамме – сохранение единой динамики при смене разных видов туше.
- Артикулляция: варианты артикулляционных штрихов в гамме.
- Смена позиций: цепочки тетрахордов; скачки на широкие интервалы с использованием разных видов смены позиций; смена позиций легато.
- Интонирование: подбор по слуху, транспонирование.
- Диатонические двухоктавные гаммы.
- Диатонические трехоктавные гаммы.
- Арпеджио.
- Ритмика: секстоли; соединение ритмов до 4-х с единицей, двойкой.
- Мелизмы: форшлаг; трель.
- 4-5 этюдов до трех знаков в ключе на различные виды техники.
- 6-8 произведений различного характера (из них одно произведение крупной формы).
Произведения для чтения нот с листа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 214,5 часов
Аудиторные занятия 82,5 часа
Самостоятельная работа 132 часа
Консультации 8 часов
5 класс
- Организация работы игрового аппарата: дифференциация игровых
усилий пальцев левой руки.
30
- Основные приемы игры: работа над основными приемами игры с использованием дифференцированной мышечной активности правой и левой рук.
- Штрихи: портаменто.
- Артикулляция: варианты артикулляционных штрихов в гамме.
- Смена позиций: смена позиций легато.
- Смена струн: штриховые варианты перехода со струны на струну.
- Диатонические трехоктавные гаммы.
- Диатонические однооктавные гаммы на одной струне: тремоло легато.
- Хроматические однооктавные гаммы «соль» «ля» «ре» «ми»
- Арпеджио.
- Ритмика: соединение ритмов до 4-х с единицей, двойкой.
- Двойные ноты: трелеобразные упражнения двойными нотами.
- Красочные приемы: gliss. пальцами левой руки.
- Мелизмы: мордент.
- 4 этюда на различные виды техники.
- 6-8 произведений различного характера (из них одно-два произведения крупной формы, одна- две обработки народной песни или
танца).
Произведения для чтения нот с листа.
Экзаменационные требования.
На выпускном экзамене учащийся должен исполнить четыре произведения:
1. произведение крупной формы;
2. кантилена;
3. пьеса по выбору;
4. обработка народной песни или танца.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 214 часов
Аудиторные занятия 82,5 часа
Самостоятельная работа 132 часа
Консультации 8 часов
6 класс
Задачи последнего года образовательного цикла определяются конечными целями обучения конкретного учащегося. Для большинства учащихся это завершение работы по формированию исполнительских навыков для любительского (ансамблевого и сольного) музицирования,проверка самостоятельности в решении музыкально-технологических задач в
концертно-исполнительской работе. Для профессионально ориентируемых учащихся это сверка своих возможностей с требованиями профессиональных учебных заведений, работа по дальнейшему развитию музыкально-исполнительских навыков (в контексте решения проблем интерпретации) и ликвидации недочетов.
- Организация работы игрового аппарата: дифференциация игровых усилий пальцев левой руки.
- Основные приемы игры: работа над основными приемами игры с использованием дифференцированной мышечной активности правой и левой рук.
- Артикулляция: варианты артикулляционных штрихов в гамме.
- Смена позиций: арпеджированное движение со сменой позиций;
соединение гармоний: T3/4 – t3/4, T6 – t6, T6/4 – t6/4.
- Смена струн: упражнения Шрадика ч.I (выборочно).
- Диатонические трехоктавные гаммы: A, a, G, g.
- Диатонические однооктавные гаммы на одной струне: тремоло легато.
- Диатонические двухоктавные гаммы.
- Арпеджио.
- Ритмика: соединение ритмов до 6-ти с единицей, двойкой; ритмы до
8-ми.
- Двойные ноты: тремоло нон легато; легато
- Динамика: pp – ff активность различных групп мышц при смене нюансов.
- Красочные приемы: pizz. л. р. («срывы»).
- 4 этюда на различные виды техники.
- 6-8 произведений различного характера, в том числе произведения крупной формы, обработки народной песни или танца.
- Произведения для чтения нот с листа.
Дальнейшее совершенствование музыкально-исполнительских навыков, умений и знаний, полученных за время обучения в ДМШ.
Повышение исполнительского уровня учащихся. Углубленная работа над техникой исполнения. Изучение произведений, различных по стилю и жанрам. Совершенствование навыка публичных выступлений. Тщательная работа над программой, соответствующей приемным требованиям СПУЗа.
Сведения о затратах учебного времени.
Максимальная нагрузка 379,5 часов
Аудиторные занятия
I полугодие 40 часов
II полугодие 42,5 часа
Самостоятельная работа
I полугодие 64 часа
II полугодие 68 часов
Консультации 8 часов
План промежуточной и итоговой аттестации по классам.
1 класс
1 полугодие – контрольный урок-2 разнохарактерных произведения
2 полугодие - концертная практика, контрольный урок по техническим навыкам
переводной экзамен- 2 разнохарактерных произведения
2 класс
3 полугодие - технический зачет гамма по требованию класса 1 этюд
академический концерт -2 разнохарактерных произведения
4 полугодие технический зачет и переводной экзамен -2 произведения на разные виды техники
3 класс
5 полугодие - технический зачет-гамма по требованию класса и 1 этюд
академический концерт -2 произведения на разные виды техники
6 полугодие
технический зачет-гамма по требованию класса и 1 этюд
переводной экзамен - 2 произведения (одно из них – обработка народной песни или танца)
4 класс
6 полугодие
технический зачет гамма по требованию класса 1 этюд
академический концерт -2 произведения (одно из них – обработка народной песни или танца)
8 полугодие технический зачет-гамма по требованию класса и 1 этюд
переводной экзамен - 2 произведения (одно из них – произведение крупной формы)
5 класс
9 полугодие – прослушивание выпускной программы 1 произведение
академический концерт (прослушивание выпускной программы -2- произведения одно крупная форма)
10 полугодие
Прослушивание выпускной программы 4 произведения
выпускной экзамен - 4 произведения
6 класс (предпрофессиональное обучение)
11 полугодие
технический зачет гаммы по требованию класса
академический концерт (прослушивание выпускной программы) 2 произведения (одно из них – произведение крупной формы )
12 полугодие зачет по концертной практике
выпускной экзамен 4 произведения
Примерные переводные программы.
1 класс
Моцарт В. Пастушья песня
Русск.нар.пес. Уж как по мосту, мосточку
Русск.нар.пес. Уж как во поле калинушка стоит
Ребиков. Воробушек
2 класс
Бетховен Л. Сурок
Дирванаускас А. Литовский танец
Шуман Р. Весёлый крестьянин
Глинка М. Соловушко
3 класс
Гендель Г. Бурре
Штейбельт Д. Адажио
Дербенко Е. Сюита «Приключение Буратино»
Бах И. Марш
Кабалевский Д. Клоуны
Лаптев В. Обр. « Тонкая рябина»
4 класс
I
Корелли А. Соната ми-минор I, II ч.
Аренский А. Романс
Бакланова Н. Концертино
Лаптев В. Обр. « Во лузях»
5 класс
Бакланова Н. Сонатина
Перголези Дж. Сицилиана
Свиридов Г. Музыкальный момент
Олейников Н. Украинская пьеса
Вивальди А. Концерт Соль мажор I ч.
Пахульский Г. Мечты
Мусоргский М. Гопак
Олейников Н. Лирический хоровод
6 класс
Вивальди А. Концерт a-moll I ч.
Дакен Л. Ригодон
Кюи Ц. Восточная мелодия
Олейников Н. Обр. «Перепёлочка»
Вераччини А. Увертюра g-moll
Давыдов. Романс
Шуман Р. Отзвуки театра
Ленец. Обр. «Ах, вы сени, мои сени»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития
учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
- знать основные исторические сведения об инструменте;
- знать конструктивные особенности инструмента;
- знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
- знать оркестровые разновидности инструмента домра;
- знать основы музыкальной грамоты;
- знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
- знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
- знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
- знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на домре;
- знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
- уметь самостоятельно настраивать инструмент;
- уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
- уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
- уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными
- произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
- уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
- уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
- иметь навык игры по нотам;
- иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
- приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
- приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, таки в различных ансамблях и оркестрах.
- Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
- самостоятельному музыкальному исполнительству; комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая
- включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков ,позволяющих использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
- знание художественно-исполнительских возможностей домры;
- знание музыкальной терминологии;
- знание репертуара для домры, включающего произведения разных стилей
- и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
- наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
- умение транспонировать и подбирать по слуху;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно -концертной работы в качестве солиста.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Требования к промежуточной и итоговой аттестации по специальному инструменту.
Академический концерт, экзамен, концертная практика
обучающийся должен показать - комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, владение различными видами техники исполнительства, использование художественно- оправданных технических приемов;
- наличие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
-свободно чувствовать себя на концерте, вырабатывать артистизм.
Технический зачет.
обучающийся должен показать- навыки художественно- исполнительских возможностей инструмента;
- наличие сформированных представлений о приемах работы над техническими трудностями;
- знание профессиональной терминологии.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Вид контроля Задачи Формы
Текущий контроль
- поддержание учебной дисциплины, - выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, - повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль
осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование
занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых годовых оценок.
Промежуточная аттестация
Контрольные уроки, академические концерты, зачёты и прослушивания к конкурсам, отчетным концертам.
Определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на зачеты (показ
части определенном этапе обучения программы, технический зачет),
Итоговая определяет уровень и качество освоения экзамен аттестация программы учебного предмета проводится в выпускных классах: 5 (6), 8(9)
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и
навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор послуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы
беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации и в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года.
Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы
данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением
дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8(9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Оценка Критерии оценивания исполнения
5 («отлично») Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно.
Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой
и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.
4 («хорошо») Игра с ясной художественно- музыкальной трактовкой, но не все технически
проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить
«отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.
3 («удовлетворительно») Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателях художественный замысел произведения .Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.
2 («неудовлетворительно») Исполнение с частыми остановками,
однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного
участия самого ученика в процессе музицирования.
Зачет (без оценки) Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:
1. Оценка годовой работы учащегося.
2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены
следующие параметры:
1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный
технический уровень владения инструментом.
2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Учебная литература:
Этюды, упражнения, гаммы
1. Александров А. Азбука домриста. М., 1963
2. Александров А. Гаммы. М., 1963
3. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М., 1972
4. Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24-х
тональностях. Вып. 1. М.-Л., 1959
5. Бакланова Н. Этюды на сложное интонирование для скрипки. 5-6
классы ДМШ. М., 1968
6. Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Киев, 1966
7. Гржимали И. Упражнения в гаммах. М., 1966
8. Григорян А. Гаммы и арпеджио для скрипки. М., 1965
9. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1975
10.Донт Я. Этюды для скрипки. М., 1958
11.Донт Я. Этюды для скрипки. Подготовительные упражнения кэтюдам Р. Крейцера и П. Роде. М., 1968
12.Избранные этюды для скрипки. Вып. 1. Составители М.Гарлицкий,
К.Родионов, К.Фортунатов. М., 1975
13.Избранные этюды для скрипки. Вып. 2. Составители М.Гарлицкий,
К.Родионов, К.Фортунатов. М., 1974
14.Избранные этюды для скрипки с фортепиано. 3-5 классы ДМШ. Вып. 2. М., 1975
15.Кайзер Г. 36 элементарных прогрессивных этюдов. М., 1969
16.Комаренко В. Этюды для четырехструнной домры. Тетрадь 1. Киев,
1962
17.Комаренко В. Этюды для четырехструнной домры. Тетрадь 2. Киев,
1964
18.Крейцер Р. Этюды для скрипки. 5-6 классы ДМШ. М., 1961
19.Кристофаро Ф. Избранные этюды для мандолины. Составитель'E2 А.Самойлов. М., -1962
20.Кудряшев А. Школа игры на скрипке. М.-Л., 1961
21.Лекгер А. Мелодические этюды для скрипки. Киев, 1964
22.Михелис В., Калинин А. Начальная школа игры начетырех¬струнной домре. Киёв, 1963
23.Петров Ю. 10 этюдов для трехструнной домры. Л., 1965
24.Попонов В. Школа игры на четырехструнной домре. М., 1972
25.Пьесы и этюды для домры. Составление и редакция Н.Розова. М.,1960
26.Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1975
27.Сборник этюдов для трехструнной домры. М., 1965
28.Сборник этюдов и упражнений (младшие классы). Составитель
Н.Олейников. Свердловск, 1974
29.Упражнения, этюды и пьесы для домры. Составитель Тихомиров.М., 1964
30.Фесечко Г. Начальная школа обучения игре на скрипке. Л., 1961
31.Хрестоматия для трехструнной домры. 3-4 классы ДМШ.
Составитель А.Лачинов. М., 1960
32.Шишаков Ю. 12 этюдов для трехструнной домры. М., 1961
33.Шрадик Г. Упражнения в гаммах. М., 1975
34.Этюды для скрипки на различные виды техники. 1 класс ДМШ.
Составители-редакторы В.Стеценко, К.Тахтаджиев. Киев, 1976
35.Этюды для скрипки на различные виды техники. 2 класс ДМШ.
Составители-редакторы В.Стеценко, К.Тахтаджиев. Киев, 1976
36.Этюды для скрипки на различные виды техники. 3 класс ДМШ.
Составители-редакторы В.Стеценко, К.Тахтаджиев. Киев, 1976
37.Этюды для скрипки на различные виды техники. 4-5 классы ДМШ.
Составители-редакторы В.Стеценко, К.Тахтаджиев. Киев, 1974
38.Этюды на различные виды техники. 6 класс ДМШ. Составители-
редакторы В. Стеценко, К. Тахтаджиев. Киев, 1975
39.Этюды для скрипки на различные виды техники. 7 класс ДМШ. Составители-редакторы В.Стеценко, К.Тахтаджиев. Киев, 1975
40.Этюды для скрипки соло и в сопровождении фортепиано. 5-7
классы ДМШ. Вып. 2. Составитель С.Закарян. М., 1975
41.Этюды для трехструнной домры. Вып. 2. Составитель И. Болдырев.
М. 1960
42.Этюды для четырехструнной домры. 5 класс ДМШ – I курс
музыкального училища. Составитель В. Евдокимов. М., 1963
43.Этюды для скрипки. Для учащихся ДМШ. Вып. Т. Л,, 1974
44.Этюды для скрипки. 5-7 классы ДМШ. Вып. 2. Л., 1975
45.Этюды для трехструнной домры. Вып. 1. М., 1965
46.Этюды советских композиторов для домры. Составитель А.
Дорожкин М., 1965
47.Юный скрипач. Вып. 1. Составитель К.Фортунатов. М., 1965
48.Юный скрипач. Вып. 2. Составитель К.Фортунатов. М., 1967
49.Юный скрипач. Вып. 3. Составитель К.Фортунатов. М., 1972
50.Пьесы и этюды в сопровождении фортепиано
Сборники для четырехструнной домры
1. Альбом начинающего домриста. Вып. 1. М., 1968
2. Альбом начинающего домриста. Вып. 4. Составитель Е. Климов. М.,1974
3. Альбом начинающего домриста. Вып. 6. Составитель В. Евдокимов. М., 1976
4. Библиотека домриста. Вып. 63. М., 1963
5. Библиотека домриста. Вып. 69. М., 1964
6. Библиотека домриста. Вып. 70. М., 1964
7. Библиотека домриста. Вып. 71. М., 1965
8. Библиотека начинающего домриста. Народные песни и танцы. М.,1964
9. Ботвинов И. Концерт для домры с оркестром. Киев, 1963
10. Доминчен К. Концерт для домры. Киев, 1956
11. Знакомые мелодии. Пьесы для четырехструнной домры. Вып. 1. М.,1969
12. Каминский Д. Первый концерт. Минск, 1957
13. Концертные пьесы для домры. Вып. 1. М., 1961
14. Концертные пьесы для четырехструнной домры. М., 1967
15. Концертный репертуар домриста. С. Прокофьев. Марш. М., 1964
16. Лаптев В. Сборник концертов для домры и фортепиано. Екатеринбург, 1997
17. Легкие пьесы для четырехструнной домры. Вып. 1. М., 1964
18. Легкие пьесы для четырехструнной домры. Вып. 2. М., 1965
19. Лысенко И. Школа игры на четырехструнной домре. Киев, 1967
20. Михелис В., Калинин А. Начальная школа игры на четырехструнной
домре. Киев, 1963
21. Народные песни и пьесы для домры и фортепиано. Составитель и
композитор В.Лаптев. Свердловск, 1988
22. Олейников Н. Альбом домриста. Свердловск, 1991
23. Олейников Н. Рекомендации к обработкам тем для 4-х струнной
домры и фортепиано. Свердловск
24. Педагогический репертуар домриста. Вып. 1. Составитель
В.Евдокимов. М., 1967
25. Педагогический репертуар домриста. Вып. 2. Составитель
А.Александров. М., 1967
26. Педагогический репертуар домриста. Вып. 3. Составитель
И.Шелмаков. М., 1968
27. Педагогический репертуар домриста. Вып. 4. Составитель
В.Евдокимов. М., 1968
28. Педагогический репертуар домриста. Вып. 5. Составитель
А.Александров. М., 1969
29. Педагогический репертуар домриста. Для музыкальных училищ. Вып. 1. Составитель А. Александров. М., 1969
30. Первые шаги домриста. Вып. 2. М., 1966
31. Первые шаги домриста. Вып. 3. Составитель И.Шелмаков. М., 1967
32. Первые шаги домриста. Вып. 4. Составитель В.Евдокимов. М., 1967
33. Первые шаги домриста. Вып. 5. Составитель И.Шелмаков. М., 1967
34. Первые шаги домриста. Вып. 6. Составитель В.Евдокимов. М., 1968
35. Первые шаги домриста. Вып. 7. Составитель И.Шелмаков. 1970
36. Попонов В. Школа игры на четырехструнной домре. М., 1972
37. Произведения уральских композиторов в переложении для 4-хструнной домры и фортепиано. Составитель А.Захаров. Свердловск, 1984
38. Пьесы для домры. Составитель В.Мурзин. М., 1960
39. Пьесы и этюды для домры. Составление и редакция Н.Розова. М.,1960
40. Репертуар домриста. Вып. 1. М., 1967
41. Репертуар домриста. Вып. 2. М., 1967
42. Репертуар домриста. Вып. 3. М., 1968
43. Репертуар домриста. Вып. 4. Под редакцией А.Александрова и В.Евдокимова. М., 1969
44. Репертуар домриста. Вып. 6. М., 1971
45. Репертуар домриста. Вып. 7. Составитель В.Евдокимов. М., 1972
46. Репертуар домриста. Вып. 9. Составитель В. Евдокимов. М., 1975
47. Сен-Санс К. Цыганский танец. М., 1962
48. Хрестоматия для четырехструнной домры. 1-2 классы ДМШ. Составитель Д.Александров. М., 1963
49. Хрестоматия для четырехструнной домры. 3-4 классы ДМШ.
Составитель Д.Александров. М., 1965
50. Хрестоматия для четырехструнной домры. Составитель Д. Александров. М., 1962
51. Хрестоматия для домры. Составитель Д.Александров. М., 1965
52. Хрестоматия домриста. Составитель Д.Александров. М., 1965
53. Этюды для домры. 5 класс ДМШ – I курс музыкальных училищ.
Составитель В.Евдокимов. М., 1963
Сборники для трехструнной домры
54. Александров Ан. Школа игры на трехструнной домре. М., 1972
55. Альбом для детей. Произведения для 3-х струнной домры. Вып. 2.
Составитель Л.Демченко. М., 1988
56. Альбом начинающего домриста. Вып. 1. Составитель А.Александров. М., 1969
57. Альбом начинающего домриста. Вып. 2. Составитель С.Фурмин.М., 1970
58. Альбом начинающего домриста. Вып. 3. Составитель С.Фурмин.М., 1970
59. Альбом начинающего домриста. Вып. 4. Составитель С.Фурмин. М.,1971
60. Альбом начинающего домриста. Вып 5. Составитель С.Фурмин. М.,1972
61. Альбом начинающего домриста. Вып. 6. Составитель С.Фурмин. М.,1974
62. Альбом начинающего домриста. Вып. 7. Составитель С.Фурмин. М.,1975
63. Альбом начинающего домриста. Вып. 8. Составитель С.Фурмин. М.,1976
64. Знакомые мелодии. Вып. 2. Составитель А.Лачинов. М., 1969
65. Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром. М., 1958
66. Концертные пьесы. Вып. 5. Составитель В.Евдокимов М., 1972
67. Легкие пьесы для трехструнной домры. Вып. 7. М., 1964
68. Педагогический репертуар домриста. Вып. 1. СоставительЕ. Климов. М , 1967
69. Педагогический репертуар домриста. Вып. 2. СоставительЕ. Климов. М., 1968
70. Педагогический репертуар домриста. Вып. 3. СоставительИ. Шелмаков. М., 1968
71. Педагогический репертуар домриста. Вып. 4. Составитель
Е.Климов. М., 1968
72. Первые шаги домриста. Вып. 3. М., 1966
73. Первые шаги домриста. Вып. 4. Составитель Е.Климов. М., 1966
74. Первые шаги домриста. Вып. 9. Составитель В.Синьковский. М.,1969
75. Первые шаги домриста. Вып. 10. Составитель Е.Климов. М., 1969
76. Репертуар домриста. Вып. 4. М., 1968
77. Репертуар домриста. Вып. 10. Составитель В.Евдокимов. М., 1973
78. Сборник этюдов для трехструнной домры с сопровождением
фортепиано. Вып. 1. М., 1965
79. Хрестоматия домриста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Составитель А. Александров. М., 1971
80. Хрестоматия домриста. 3-5 классы ДМШ. Вып. 1. Составитель А. Александров. М., 1972
81. Хрестоматия домриста. I-II курсы музыкальных училищ. Вып. 1.
Составитель А.Александров. М., 1974
82. Хрестоматия для трехструнной .домры. 3-4 классы ДМШ. Составитель А.Лачинов. М.,1960
83. Хрестоматия для трехструнной домры. 5 класс ДМШ. Составитель А. Лачинов. М., 1961
84. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М., 1986
85. Этюды для трехструнной домры. Вып. 1. М., 1965Сборники для скрипки
86. Александров Ан. Детские пьесы. М., 1965
87. Альбом скрипача. Классическая и современная музыка. Вып. 1.Составитель К.Фортунатов. М., 1969
88. Альбом скрипача. Классическая и современная музыка. Вып. 2.Составитель К.Фортунатов. М., 1969
89. Бакланова Н. Пьесы для скрипки. М., 1968
90. Бах И. С. Концерт ля минор. М., 1965
91. Бах И. С. Концерт ре минор. М., 1967
92. Бах К. Ф. Э. Концерт ре мажор. М., 1967
93. Бацевич Г. Концертино. М., 1967
94. Бетховен Л. Пьесы для скрипки. Составитель Т.Ямпольский. М.,1969
95. Библиотека юного скрипача. Пьесы для 1-3 классов ДМШ. Вып. 1.М., 1966
96. Библиотека юного скрипача. Пьесы для 4-5 классов ДМШ.
Составитель В.Ширинский. М., 1965
97. Библиотека юного скрипача. 5-6 классы ДМШ. М., 1965
98. Библиотека юного скрипача. 6-7 классы ДМШ. М., 1962
99. Библиотека юного скрипача. Тетрадь 2. Составитель А.Мамедов .Баку, 1963
100. Вивальди А. Концерт ля минор. М., 1966
101. Вивальди А. Концерт Соль мажор. М., 1966
102. Гендель Г. Сонаты для скрипки. Вып. 1. М., 1966
103. Гендель Г. Сонаты для скрипки. Вып. 2. М., 1966
104. Глиэр Р. Альбом пьес для скрипки. Вып. 1. М., 1961
105. Гнесина Е. Дуэты. М., 1966
106. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1975
107. Данкля Ш. Вариации на темы Пачини. М., 1965
108. Дуэты. Под редакцией К. Фортунатова
109. Зейтц Ф. Ученический концерт № 1. М., 1964
110. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Л., 1962
111. Зейтц Ф. Ученический концерт № 2. М., 1960
112. Зноско-Боровский О. Альбом юного скрипача. Часть 1. Киев, 1960
113. Зноско-Боровский О. Альбом юного скрипача. Часть 2. Киев, 1961
114. Избранные пьесы советских композиторов. Педагогический
репертуар музыкального училища. Для скрипки и фортепиано. М., 1965
115. Избранные пьесы советских композиторов. Библиотека юного скрипача. М., 1966
116. Кабалевский Д. Пьесы для скрипки. М., 1967
117. Классические пьесы. 5 класс ДМШ. М., 1966
118. Классические пьесы. 4-5 классы ДМШ. М., 1968
119. Левина З. 10 пьес для скрипки и фортепиано. М., 1976
120. Педагогический репертуар для скрипки. 3 класс ДМШ. Вып. 2.Киев. 1962
121. Педагогический репертуар для скрипки. 4 класс ДМШ Вып. 2.Киев, 1962
122. Педагогический репертуар для скрипки. 4 класс ДМШ Вып. 3.Киев, 1962
123. Педагогический репертуар для скрипки. 4 класс ДМШ Вып. 3.
Киев, 1962
124. Педагогический репертуар для скрипки. 5-6 классы ДМШ М., 1961
125. Педагогический репертуар для скрипки. 3-4 классы ДМШ. Пьесы
зарубежных композиторов. М., 1963
126. Педагогический репертуар для скрипки. 3-4 классы ДМШ. Пьесы
зарубежных композиторов. М., 1968
127. Педагогический репертуар для скрипки. 5 класс ДМШ. Пьесы
зарубежных композиторов. М., 1963
128. Педагогический репертуар для скрипки. 6-7 классы ДМШ. Пьесы
зарубежных композиторов. М., 1963
129. Педагогический репертуар для скрипки. 6-7 классы ДМШ. Пьесы
русских композиторов. М., 1963
130. Педагогический репертуар для скрипки (младшие классы). Пьесы
советских композиторов. М., 1969
131. Педагогический репертуар ДМШ для скрипки. Пьесы советских композиторов. Составитель Т.Ямпольский. М., 1969
132. Педагогический репертуар для скрипки. 5 класс ДМШ. Сборник классических пьес. М., 1961
133. Педагогический репертуар для скрипки. 7 класс ДМШ. Сборник
классических пьес. М., 1961
134. Педагогический репертуар для скрипки. 7 класс ДМШ. Этюды.
Вып. 11. М., 1962
135. Перголези Дж. Концерт. М., 1967
136. Популярная библиотека скрипача. М., 1961
137. Прокофьев С. Избранные пьесы для скрипки. М., 1966
138. Пьесы для скрипки. Вып. 1. Составитель Т.Захарьина. Л., 1966
139. Пьесы для скрипки. Вып. 2. Составитель Т.Захарьина. Л., 1968
140. Пьесы для 2-х скрипок. Тетрадь 1. Составитель Т.Захарьина. Л.,1964
141. Пьесы для 2-х скрипок. Тетрадь 2. Составитель Т.Захарьина. Л.,1965
142. Пьесы для скрипки. Составитель М.Курдюмов. М., 1966
143. Пьесы для 4-5 классов ДМШ. Составитель В.Ширинский. М., 1966
144. Раков Н. Пьесы для скрипки. М., 1964
145. Рахманинов С. Пьесы для скрипки. М., 1968
146. Ревуцкий Л. Сонечко. Киев, 1964
147. Репертуар скрипача. Составитель П.Володарский. Минск, 1966
148. Ридинг О. Концерт си минор. М., 1965
149. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1975
150. Сборник легких пьес для скрипки. Составитель В.Стеценко. Киев,1964
151. Сенайе Ж. Соната. М., 1958
152. Скрябин А. Пьесы для скрипки. М., 1966
153. Торелли Дж. Концерт. М., 1969
154. Учебный репертуар для 1 класса ДМШ. Киев, 1968
155. Учебный репертуар для 4 класса ДМШ. Киев, 1969
156. Учебный репертуар для 5 класса ДМШ. Киев, 1969
157. Фесечко Г. Начальная школа обучения игре на скрипке. Л., 1961
158. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ. Составители
М.Гарлицкий и др. М., 1967
159. Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки. 2-3 классы
ДМШ. Составитель М.Гарлицкий и др. М., 1970
160. Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки. Вып. 1.
Составитель К.Фортунатов. М., 1963
161. Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки. Вып. 2.
Составитель К.Фортунатов. М., 1963
162. Хрестоматия педагогическо-художественного репертуара для скрипки. М., 1964
163. Чайковский П. Избранные пьесы для скрипки (младшие классы ДМШ). М. 1966
164. Чайковский П. Избранные пьесы для скрипки (старшие классы. ДМШ). М. 1961
165. Шостакович Д. Альбом пьес для скрипки. СоставительК. Фортунатов. М., 1967
166. Юный скрипач. Вып. 1. Составитель К.Фортунатов. М., 1965
167. Юный скрипач. Вып. 2. Составитель К.Фортунатов. М., 1967
168. Юный скрипач. Вып. 3. Составитель К.Фортунатов. М., 1972
169. Юным скрипачам. Вып. 2. 2-3 классы ДМШ. Редактор-составитель К.Тахтаджиев. Киев, 1974
170. Юным скрипачам. Вып. 3. 4 класс ДМШ. Редактор-составитель К.Тахтаджиев. Киев,1974
171. Юным скрипачам. Вып. 4, 5 класс ДМШ. Редактор-составитель
К.Тахтаджиев. Киев, 1975
172. Юным скрипачам. Вып. 5. 6 класс ДМШ. Редактор-составитель
К.Тахтаджиев. Киев, 1975
173. Юным скрипачам. Вып. 6. 7 класс ДМШ. Редактор-составитель
К.Тахтаджиев. Киев, 1976
174. Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1983
175. Яньшинов А. Концертино. М., 1964
2.Учебно – методическая литература
1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990
2. Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
3. Круглов В. Школа игры на домре М., 2003
4. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры
на трехструнной домре. М., 2003
5.Чунин В. Школа игры на трехструнной домре М.,1986
6.Т.Вольская, М.Уляшкин. Школа мастерства.2000
7. Гризодуб В.-Михелис В. Школа игры на 4стр. домре.
8.Лысенко Н.- Михеев Б. Школа игры на 4стр. домре
9. Т.Вольская. И.Гареева. Технология исполнения красочных приёмов на домре.
3.Методическая литература
1. Александров А. Азбука домриста. М., 1963
2. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка
для преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.М., 1988
3. Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972
4. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры.
В сб. Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах. Вып. М., 1984
5. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая
разработка для преподавателей исполнительских отделов музыкальных
училищ. Составитель Терликова Л. М., 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (6 класс)
рабочая программа по географии, для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 1226 класс...
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (7 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 7 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122 (8 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 8 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная" (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 9 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...
Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...