Методическое сообщение на тему "Традиционные наигрыши на гармони и их характеристика"
учебно-методический материал по музыке по теме
Обучение детей на гармони проводится по дисциплине "предмет по выбору" и расчитан на пять лет. Овладение навыками игры на гармони позволяет учащимся расширить свои исполнительские возможности. Основу учебного репертуара составляют народные песни и наигрыши. Прежде чем присступить к изучению и разучиванию того или иного произведения необходимо дать учащимся характеристику традиционных наигрышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie_po_garmoni.doc | 35.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Пикалёвская детская школа искусств»
Традиционные наигрыши на гармони
и их характеристика
(методическое сообщение)
Сообщение подготовил:
Преподаватель и
концертмейстер ДШИ
Егоров В.Б.
Пикалёво
2014
Гармонь – замечательный музыкальный инструмент, давно ставший символом русского народного искусства.
К концу 1930-х годов в русской фольклорной традиции наиболее широко были представлены две гармони – русская двухрядная венка и хромка. Как было признано комиссией экспертов, по музыкально-игровым возможностям обе гармони были почти равнозначны друг другу. Однако овладевать игрой на венке, ввиду зависимости его звучания от работы мехом, было значительно сложнее. Поэтому в промышленном производстве гармоней предпочтение было отдано, естественно, хромке.
Репертуар исполняемых на хромке наигрышей охватывает все инструментальные жанры, кроме сигнального (плясовые, частушечные, танцевальные, песенные). Особенно колоритно звучат плясовые и частушечные наигрыши.
Чтобы ответить на вопрос, как используются в традиционных наигрышах звуковые возможности хромки, обратим внимание на то, что четыре мажорные басо-аккордовые комплекса, находящиеся между собой в последовательности квартовых отношениях, делают её мелодический звукоряд ладов бифункциональным (если, конечно, иметь ввиду сферу только мажора). Действительно, использование трёх верхних из них трактует её звукоряд как ионийский до мажор, трёх нижних – как миксолидийский соль мажор. Причём миксолидийская трактовка звукоряда, как показывает анализ двух десятков плясовых и частушечных наигрышей, встречается не реже ионийской. И это весьма значительно!
В наигрышах с миксолидийской трактовкой звукоряда фа бекар в мелодии приходится в одних случаях на доминантовое трезвучие соль мажора в других случаях– дополнительно используется одна из альтернативных ступеней, вынесенных в начало клавиатуры. В последующем случае фа бекар в мелодии чередуется с фа диезом.
Таким образом, употребление 6-ой ступени в мажоре при нисходящем движении мелодии, а высокой - при восходящем, эта характерная черта русской музыки, отличенная в рожечной, балалаечной и ряде других инструментальных традиций, находит отражение также и в искусстве современных фольклорных гармонистов.
Главное назначение гармони в руках виртуозного исполнителя – развеселить русского человека залихватской пляской, задорной частушкой. Поэтому на первое место выступают в русской инструментально-жанровой системе плясовые и частушечные наигрыши, выполняющие художественно-эстетическую функцию.
Наигрыш выступает как средство сопровождения пению (сольного или хорового) и как средство организации и сопровождения народной пляски и танца.
Основной корпус плясовых наигрышей составляют пляски в две и три ноги (в смысле структуры обобщённых хореографических времён). Наиболее типичными их представителями являются четырёхпозиционные наигрыши «Русского» (в две ноги), которые относятся к более позднему слою, обнаруживающему многочисленные функциональные связи со сферой частушечных наигрышей.
Истоки русских плясовых наигрышей теряются в глубине веков, о чём свидетельствует давно существующий архаический пласт, наиболее рельефно представленный в вариантах «Старинной цыганочки» и отдельных образцах других плясовых наигрышей. Этот пласт обнаруживает ритмосинтаксическое сходство с наигрышем на пастушеском барабане и травяных дудках.
Значительную часть составляют танцевальные и песенные наигрыши.
В танцевальном жанре кроме вальса, польки, краковяка, лансье и других, центральное место занимает кадриль, которая наряду с танцевальными номерами включает в себя также и плясовые, и частушечные, и песенные наигрыши.
Песенные наигрыши также неоднородны по составу. Они возникли из старинной практики сопровождать пение игрой на инструменте, которая сохранилась по сей день. Вместе с тем уже давно от практики совместного вокально-инструментального музицирования отделилась относительно самостоятельное направление – искусство исполнять известную песню исключительно инструментальными средствами.
Частушечные наигрыши, под которые также нередко пляшут, отграничены от плясовых наличием вокального компонента, равноправного с инструментальным. В частушечных наигрышах можно выделить два слоя. Наиболее древний слой – скоморошины типа небылицы («Фома и Ерёма», «Бычок») и близкие им частушки плясового типа («Подгорная», «Матаня» и др.). Особый слой образуют частушечные наигрыши, сопровождающие более поздние лирические припевки - так называемую классическую частушку.
Частушки занимают особое место в народной традиции. Формы и функции их бытования многообразны: их поют и в деревнях, и в городе.
В различных уголках России эти маленькие песенки называются по-разному: припевки, приговорки, прибаутки, коротушки, причудки, прибрешки, матани (любовный жанр) и т.д.
При всём многообразии и гибкости их мотивов и ритмического рисунка учёные выделяют четыре основных типа: собственно частушки, плясовые, а также двустрочные «страдания» и «Семёновна». Закреплению в частушках мелодических ходов и ритмов, характерных для плясовых песен, способствовала балалайка, а также гармонь, тоже повлиявшая на строй частушечных наигрышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение
Работа с начинающими в классе виолончели. Особенности, упражнения....
Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"
Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...
Методическое сообщение на РМО учителей - логопедов
В материале представлен конспект индивидуального занятия с обучающейся 2-го класса по программе для ГУО, логопедическое представление, цель и задачи, этапы занятия, самоанализ....
Методическая разработка мероприятия по теме «Русская гармонь в народном творчестве Кубани»
Аннотация урока«Русская гармонь в народном творчестве Кубани»Цель: формирование патриотических чувств, развитие познавательного интереса.Задачи:Расширить знания о культурном наследии Кубани; вос...
Программно – методическое обеспечение для реализации воспитательной программы "Гармония жизни"
Программно-методическое обеспечение воспитательной программы направлено на использование в воспитательном процессе интересов, базовых потребностей и индивидуал...
Учебно-методический комплекс по дополнительной общеразвивающей программе «Гармония в единстве»
Учебно-методический комплекс по дополнительной общеразвивающей программе «Гармония в единстве» - это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесс...
Методическое сообщение "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Методические рекомендации А. Е. Майкапара"
В данном сообщении представлена история появления тетради, краткие сведения об авторах пьес и практические рекомендации А. Е. Майкапара....