Программно – методическое обеспечение для реализации воспитательной программы "Гармония жизни"
учебно-методический материал на тему

Спица Наталия Петровна

           Программно-методическое обеспечение воспитательной программы направлено на использование в воспитательном процессе интересов, базовых потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся. В целом этот материал мною использовался в группе, где обучались подростки с деструктивным поведением. И мне необходимо было создать условия для реализации очень сложной задачи: нейтрализовать негативные поведенческие проявления и стимулировать правильные привычки поведения. Поставив перед собой такую цель, я проанализировала меиодическую базу,, которую накопила за время своей работы, выделила те модули, которые считаю на данный момент самыми приоритетными для решения нашей проблемы, и начала апробировать этот опыт в своей группе обучающихся. В воспитательной базе я выделила 4 модуля. Их может быть больше или меньше, это на усмотрения педагога и тех воспитательных задач, которые он решает в данный период. Я надеюсь, что представленный мной материал позволит моим коллегам оптимально быстро подобрать необходимые формы работы с воспитанниками, которые нуждаются в профилактике и коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma.rar21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Программно-методическое обеспечение для реализации воспитательная программы  «Гармония жизни».

Цели: создать  оптимальные условия  для саморазвития и самопознания каждого обучающегося  с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей.

Задачи:

  1. Формирование социальной и правовой активности воспитанника;
  2. Развитие коммуникативной компетентности учащегося;
  3. Воспитание нравственных качеств личности;
  4. Укрепление потребности в здоровом образе жизни;
  5. Профилактика девиантности.

Обоснование необходимости создания воспитательной программы.

         Я получила задание  - создать базу программно – технологического обеспечения. Для создания такой базы было необходимо учитывать то, что  современное образование -  это инновационное образование – тот ведущий механизм, который может                            реально изменить качество жизни как отдельного человека, так и целого региона, такого как наша Владимирская область. Инновационный подход в профессиональном образовании должен осуществляться с учетом достижений психолого-педагогической науки и местных условий и возможностей. Невозможно осуществлять инновации только в одном направлении. Конечно, можно лишь обновить содержание образовательных и воспитательных программ, но при этом нельзя будет сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Нужен комплексный инновационный подход к воспитательно-образовательному процессу.

          Поэтому моей целью было  -  создать  оптимальные условия  для саморазвития и самопознания каждого обучающегося  с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей.

           Ставя перед собой эту  цель  - создать благоприятные условия для успешной социализации учащихся в учреждении среднего профессионального образования, такую  программно – технологическую базу, которая  необходима  для формирования социализации современного подростка, я столкнулась проблемой того, что в нашем образовательно-воспитательном пространстве утрачены ценностные ориентиры, поведение подростков во многом носит деструктивный характер. Для некоторых наших воспитанников характерны проявления асоциального поведения: у них завышен уровень конфликтности, уровень психической неустойчивости, эгоцентризм, агрессивность, половая деморализация. Кроме того, встречаются и проявления делинквентного поведения: экстремизм, алкоголизация, наркотизация, преступное поведение.

      Как нейтрализовать все эти явления и сформировать навыки положительного, социально-одобряемого образа жизни?

      Разработанных педагогических технологий, которые были бы адаптированы в условиях начального и среднего  профессионального образования просто нет.

             Этот вопрос я должна была разрешить!

   Моя задача – подобрать, разработать, апробировать программно – методическое обеспечение для реализации  задачи: нейтрализовать  негативные поведенческие проявления и стимулировать правильные привычки поведения.

           Поставив перед собой такую цель, я проанализировала всю методическую базу, которую накопила за  время своей педагогической деятельности. Выделила те модули, которые на мой взгляд являются самыми приоритетными для решения наших проблем, и начала апробировать этот опыт в своей группе обучающихся. Моя система воспитательной работы была предложена для работы  другим классным руководителям.

       Я создала «символический» большой мешок счастья В этой воспитательной базе выделила 4 модуля, которые считаю самыми важными. Это модуль «Здоровье», «Право», «Гармония», «Семья».

Условия реализации программы:

    Модуль «Здоровье» нацелен на закрепление гигиенических навыков, развитие физической подготовленности воспитанников, формирование навыков эффективной адаптации в обществе, способствующих предотвращению алкоголизации и наркотизации.

В структуре модуля:

  1. Санитарно-просветительские занятия

- беседы

- презентации

- видеофильмы

     2) Активные формы обучения

          - тренинги коррекции

          - тренинги коррекции  (устойчивости к негативному социальному влиянию, в ходе которого формируется способность говорить нет)

            - (тренинг «Я и мой образ жизни»)

3) мотивационные слайды, цель которых формировать у подростков положительные эмоции

4)  спортивные кружки  и секции:

- военно – патриотический клуб «Русич»

- Спортивный комплекс «Спортивный клуб армии» 
Плавание, теннис, аэробика
Руководитель - Михаил Андреевич Бабело.
Пр-т Строителей, д. 17а.
Тел.: (4922) 42-14-23, 23-35-25.

-Дворец творчества юных
Настольный теннис, гимнастика стрельба, шахматы, фехтование, борьба айкидо, туризм; аэробика; силовое троеборье, культуризм.
Руководитель – Юрий Викторович Царевский.
Ул. Мира, д. 8.
Тел.: (4922) 36-45-84.

Спортивный центр «Молодежный» 
(13 подростково-молодежных клубов)
Каратэ-кекусенкай, каратэ-сетокай ; баскетбол, стритбол, ОФП, футбол, мини-футбол, хоккей, настольный теннис ; борьба самбо, дзюдо, пауэрлифтинг, бодибилдинг, велоспорт, велотуризм, обучение навыкам обращения с оружием (спортивное совершенствование в стрельбе), бокс, аэробика, шейпинг.
Бесплатно.
Руководитель - Андрей Андреевич Цырулев.
Октябрьский пр-т, д. 41-б.
Тел.: (4922) 35-31-50.

-Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по тяжелой атлетике 
Тяжелая атлетика
Руководитель - Павел Викторович Кузнецов.
Ул. Дворянская, д. 16а Дворец спорта ГУ ФК «Торпедо-Владимир».
Тел.: (4922) 32-70-77.

- Владимирский областной Совет РОСТО
Авиамодельный спорт, автомодельный спорт, автомобильный спорт, вертолетный спорт - с любого возраста, бесплатно; мотоциклетный спорт, радиоспорт, судомодельный спорт, служебное собаководство, парашютный спорт - с любого возраста, платно.
Руководители - Николай Григорьевич Олейник, Алексей Викторович Воробьев.
Ул. Ставровская, д. 8.
Тел.: (4922) 24-17-06, 24-27-97, 24-34-77.

Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике
Легкая атлетика - с 10 лет, бесплатно; атлетическая гимнастика - с 16 лет, платно.
Руководитель - Кучеров Александр Васильевич.
Ул. Студеная Гора, д. 14.
Тел. (4922) 32-61-17.

Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лыжным гонкам с отделением биатлона
Лыжные гонки, биатлон - с 9 лет.
Бесплатно.
Руководитель - Владимир Лаврентьевич Малашенков.
Ул. В. Дуброва, д. 2а.
Тел. (4922) 24-32-96.

5) медицинские учреждения:

- центр планирования семьи -    г. Владимир, ул. Каманина, 23 
Контакты:    (8-4922) 23-15-36 

- кожвендиспансер-  г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 63а 
Контакты:    (8-4922) 32-31-77, 32-49-68, 32-73-96, 32-39-86 
Сайт:    
E-mail:    doc@okvd.elcom.ru 

- наркологический кабинет –

 Адрес: Мира, 37

Телефоны: 53-53-98

- наркологический диспансер – город Владимир, ул. Княгининская, д.2, копр. «Наркодиспансер».

    Модуль «Право»   актуализирует  представления обучающихся об их правах и ответственности, знакомит с Законами РФ, определяющими права и ответственность несовершеннолетних.

Структура :

  1. Формирование правовой компетентности подростков

(индивидуальное и групповое консультирование (классные часы, занятия в фокус - группах, презентации);

  1. Активная форма обучения

- Тренинги (Г.И. Макартычева. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний), деловые и ролевые игры и упражнения.

     Модуль «Гармония» ставит целью  обогащение чувственного опыта обучающихся, профилактику деструктивных форм поведения, формирование эмоционально-волевой сферы, организация досуга воспитанников, утверждение жизнеутверждающих идеалов у подростков.

             Основополагающим для меня в этом модуле является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости

Структура:

  1. Активные формы обучения:

- презентации

- занятия

- уроки нравственности

-экскурсии

  1. Формирования коммуникативной компетентности воспитанников:
  • Профилактические и коррекционные занятия;
  • Консультирование (индивидуальное и групповое)
  • Тренинги;

    Модуль «Семья» нацелен на формирование представлений у обучающихся о функциях, традициях, социальных нормах и ценностях семьи, аспектах духовно-нравственного воспитания, проблемах и сложностях современного родителя, профилактику  семейного насилия.

В структуру модуля входят:

  1. Формирование семейных ценностей:
  • Беседы, дискуссии;

Индивидуальное и групповое консультирование и др.

  1. Тренинги «Я и моя семья»
  2. Сотрудничество семьи, детей и педагогов:

- совместные проекты

- родительские собрания

         Предоставленная  мной воспитательная программа позволит моим коллегам оптимально быстро подобрать необходимые формы работы с воспитанником, который нуждается в профилактике и коррекции.

Использованные ресурсы:

1. Психологический тренинг - Макартычева Г.И., - Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей .2007

2. Щуркова Н.Е.,Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого)./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004.

3.  Бенюмов А.Ф., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина и наркотиков: Пособие для учителя. – К., 1989.

4. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения, М., Вако 2004.

5. И.М. Дубовик.   Проект модульной программы социально-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях учреждения начального профессионального образования. 2011. 

6.  Родионов В. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

7.  Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская. - Минск, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица Программно- методическое обеспечение педагогического процесса

Таблица "Программно- методическое обеспечение образовательного процесса" необходима для учителя и завуча. При аттестации учителя, при проверках и т.д.  часто запрашивают материал по данной теме. ...

Проблемы формирования комплексного программно-методического обеспечения в учреждениях сферы молодежной политики

В статье описаны основные проблемы документационного обеспечения деятельности, с которыми сталкиваются специалисты сферы молодежной политики....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Программно-методическое обеспечение тестового контроля в 6 классе.

Предлагаемые тестовые задания составлены по действующему учебнику географии для 6 класса Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский  Москва «Русское слово» 2008 год. программы образовательных учреждений ...

Презентация Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей

Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей.Балашова О.В,...

Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей

Учебно-методический комплекс система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации деятельности по дополнительным ...

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...