Содержательные линии по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" (ФГОС)
учебно-методический материал по музыке на тему
Содержательные линии по программе Сергеевой, Критской 5-8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhatelnye_linii._fgos_docx.docx | 30.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержательные линии
по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской (ФГОС)
5 класс | ||
Музыка и литература (I четверть) | Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. | |
Музыка и литература (II четверть) | Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций. Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы). Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры. | |
Музыка и изобразительное искусство (III четверть) | Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение а сареllа. Солист. Орган. Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства. Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано). Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры. Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. | |
Музыка и изобразительное искусство (IV четверть) | Органная музыка. Хор а сареllа. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства. | |
6 класс | ||
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (I четверть) | Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы развития. Повтор. Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. | |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (II четверть) | Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, а саре11а, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариантность). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Контраст — сопоставление. Хор — солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата (сценическая кантата). Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка. | |
Мир образов камерной и симфонической музыки (III четверть) | Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита. Форма. Сходство и различия как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы. Обработка. Интерпретация. Трактовка. | |
Мир образов камерной и симфонической музыки (IV четверть) | Программная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы. Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. | |
7 класс | ||
Особенности драматургии сценической музыки (I четверть) | Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. | |
Особенности драматургии сценической музыки (II четверть) | Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. | |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (III четверть) | Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. | |
8 класс | ||
Искусство в жизни современного человека | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Виды искусства. Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления (художественного и научного). |
|
Искусство открывает новые грани мира | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве. Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. Образы природы и быта. Изображение быта в картинах художников разных эпох. Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору). Особенности познания мира в искусстве XX—XXI вв. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины). | |
Искусство как универсальный способ общения | Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода — искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Передача информации современникам и последующим поколениям. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы. Образы и символы в русской поэзии и прозе. Образная символика кинофильмов. | |
Красота в искусстве и жизни | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Женские образы в произведениях художников. Портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей. Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки. Законы и символы красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза. | |
Прекрасное пробуждает доброе | Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. Героический пафос в монументальной скульптуре. Героические образы в музыкальных произведениях. Красота природы родной земли в живописи. Образы природы, Родины в русской прозе и поэзии. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. Поэтизация образа матери. Красота творческого порыва в произведениях живописи, скульптуры, рисунках, фотографиях, музыкальных сочинениях и др. Искусство как модель для подражания. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтика и народная мораль в сказочных образах. Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника и песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Сказка в театре и кино. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по содержательной линии школьного курса информатики
Представленные тестовые задания сгруппированы в разделы, которые изучаются в базовом курсе информатики. Специфика составленных тестов заключается в тематическом структурировании заданий в соответствии...
Готовимся к ГИА обществознание Содержательная линия "Экономика"
Для подготовки к экзамену по обществознанию в 9 классе можно будет провести по конспекту консультацию по содержательной линии "Экономика" . Конспект может быть планом для домашней подготовки по дополн...
Контрольно-измерительные материалы для подготовки к ЕГЭ по содержательным линиям.
1.В файлах размещены материалы для эффективной подготовки старших школьников к ЕГЭпо обществознанию.2.Материал распределен по основным разделам курса обществознания: " Совреме...
Лекционные материалы по содержательным линиям "Человек", "Общество"
Лекционные материалы основаны на информации методического пособия "Обществознание. Учебно-справочные материалы. 9 класс. ГИА". Предложенные материалы можно использовать в технологической карте у...
Содержательные линии по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" (ФГОС)
Содержательные линии программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. критской "Музыка" (5-7 кл.) и "Искусство" (8 кл)...
Содержательные линии по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" (ФГОС)
Содержательные линии по программе Сергеевой, Критской (5-8 кл.)...
Рабочая программа по музыке, 6кл.,Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, ФГОС. Рабочая программа по музыкальнй литературе, первый год обучения. Сост. Соколова В.И., ФГОС
Рабочая программа по музыке для 6 кл. разработана в соответствии с ФГОСом, а также с учетом возможностей авторской программы "Музыка" Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. В программе отражены осовные ее разд...