Влияние музыки славянских народов России, Белоруссии, Украины на духовное развитие младших школьников
методическая разработка по музыке на тему
Музыка славянских народов Украины, Белоруссии очень близка к русской музыке - та же напевность, лиричность, мягкость. Отсюда и разновидности лирической и протяжной народной песни, с образцами которой дети познакомились на предыдущих уроках. Другой пласт народной славянской музыки – это музыка, связанная с танцем, с которого берут начало виды хороводной, плясовой песни и песни - частушки.
В процессе данного урока обучающиеся получают возможность на примерах мелодий разных народов провести сравнительный анализ, обобщить, углубить представления о сходстве русской, украинской и белорусской музыки. С помощью полученных знаний и умений обучающиеся должны выйти на решение проблемной ситуации: самостоятельный поиск и внедрение мелодии в другой вариант исполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_muzyki_slavyanskikh_narodov.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников
Сычева Марина Николаевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№92 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Кемерово
учитель музыки
Цели урока:
1. Развитие интереса к музыке разных народов;
2. Выявить сходство и родство музыкального языка славянских народов
3. Провести сравнительный анализ, обобщение
Оборудование: музыкальный центр, диск с фонограммами, фортепиано
Наглядный материал:
1. Иллюстрации народных инструментов;
2. Иллюстрации народных национальных костюмов Украины, Белоруссии, России.
Музыкальный материал:
- Вокальные произведения:
«Бульба», «Ой чи я це хатинка», «Казачок», «Барыня»
- Инструментальные произведения П.И. Чайковского 4 симфония финал (фрагмент);
Вступление к песне «Перепелочка» (звучание цимбал).
Раздаточный материал:
1.Тексты народных песен;
2.Шумовые инструменты: маракасы, румбы, ложки, бубны
Ход урока
Организационный момент
Вход детей под звучание белорусской песни «Бульба». Учитель приветствует учеников
Учитель: Давайте вспомним песню русского народа, созвучную этой музыке: такую же яркую, энергичную и радостную.
Дети: Можно спеть «Барыню» .
Исполнение русской народной песни «Барыня» в сопровождении шумового оркестра.
Учитель: На доске вы видите изображение людей в разных национальных костюмах.
А как иначе одним единым словом называют русских, украинцев, белорусов?
Дети затрудняются с ответом.
Учитель: В далеком прошлом русские, украинцы, белорусы жили в едином государстве, называемом Киевская Русь. И называли их единым словом – славяне.
А сейчас мы обратим внимание на тексты песен «Ой чия це хатинка» и «Бульба», которые лежат перед вами на столе. Прочтите внимательно эти тексты.
Какая из песен вызвала наибольшее удивление?
Ой чия це хатинка не заметенная, Ой чия це дивчина не заплетенная Ой думала я, чи не думала я, Одур голову бере, чи не знаю Де жеве Ой чия це хатинка заметается, Ой чия це дивчина заплетается Ой думала я, чи не думала я, Одур голову бере, чи не знаю Де жеве | Из мешка бери картошку И питайся понемножку. Можешь есть ее вареной, Иль в мундире запеченной Трам-там-там, тара-тара- тара-рам Без картошки худо нам Трам-там-там, тара-тара- тара-рам Без картошки худо нам |
«Ой чия це хатинка» Бульба
(украинская народная песня) (белорусская народная песня)
Учитель: Какая из песен вызвала наибольшее удивление? И почему?
Дети: Украинская песня, в ней много непонятных слов
Учитель: А может кто-то догадался что такое «хатинка»?
Дети: Может хата? А хата означает «дом»
Учитель объясняет содержание песни.
Учитель: После объяснения давайте проговорим в ритме эту песню.
Дети прохлопывают и проговаривают слоги, выделяя сильным хлопком главные слоги.
Учитель: А теперь исполним песню в сопровождении фортепиано.
Учитель играет, а дети поют.
Учитель: А теперь мы проговорим и споем вторую песню. Обратите отдельное внимание на припев в «Бульбе», и повторим его несколько раз. А теперь споем.
Дети спели песню под сопровождение фортепиано.
Учитель: Как вы считаете, какие музыкальные выразительные средства объединяют эти две мелодии?
Дети: Характер в этих песнях озорной, веселый. Темп приближен к быстрому. Динамика достаточно громкая. Свойство звучания этих песен танцевальное.
Учитель: А теперь подведем итог: первая песня родилась на основе мелодии любимого украинского народом танца, называемого «Гопак». Сначала его танцевали, а затем решили запеть. Так и появилась «Ой чия це хатинка», иначе « Гопак со словами».
Учитель: Вторая песня - это не только песня, но и танец активный, энергичный, «с огоньком». Он называется «Бульба». У русских есть такое слово?
Дети: Нет.
Учитель: Но мы можем догадаться о его значении.
Дети: Картошка.
Учитель: Иногда народная песня становится мелодией большого музыкального произведения. Сейчас такое как бы превращение произойдет с известной вам русской народной песней в музыке П.И. Чайковского.
Послушайте внимательно и определите название этой песни. В каком исполнении звучит эта музыка: народного или симфонического оркестра?
Звучит фрагмент финальной части IV симфонии Чайковского.
Дети: Музыку исполняет симфонический оркестр, а мелодия этого сочинения - нечто иное как русская народная песня «Во поле береза стояла».
Учитель: Верно. Звучала IV симфония Петра Ильича Чайковского.
А к какому виду народных песен близка эта мелодия?
Дети: Она стала плясовой, хотя мы ее пели всегда как лирическую русскую народную песню.
Учитель: Композиторов всегда интересовала народная песня, так как она была тем «зерном», из которого они «выращивали» свою музыку.
Какого свойства и характера звучали песни и музыка, которые мы пели и слушали сегодня?
Дети: Звучала музыка танцевальная, плясовая.
Учитель: А с какими песнями мы познакомились?
Дети: С украинской плясовой и белорусской плясовой песней.
Учитель: Завершается наше музыкальное путешествие на берегу реки Днепр.
Неподалеку молодой казак разжег костер, а что за история с ним приключилась, расскажет песня «Казачок».
Дети берут лист с текстом № 3 и исполняют под фонограмму:
Шел со службы казак молодой.
Через речку тропинкой крутой.
Обломилась доска,
Подвела казака,
Искупался в воде ледяной.
Он взошёл на крутой бережок
Для себя огонёчек разжег.
Мимо девушка шла
К казаку подошла:
"Что с тобою случилось с тобой, мой дружок?"
Отвечает казак молодой:
"Осетра я ловил над водой.
Не поймал осетра,
Слишком речка быстра
Сапоги промочил я водой".
Отвечает дивчина ему:
"Не коптись ты, казак, на дыму.
Ты домой не спеши,
Сапоги просуши,
Мы костер разведем на дому".
Шел со службы казак молодой.
Через речку тропинкой крутой.
Эх, дощечка-доска,
Подвела казака -
Не вернулся казак холостой.
Учитель делает выводы: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в соседние страны: Украину, Белоруссию. А также мы познакомились с использованием народной песни профессиональной музыки композитора.
Мы выявили общие свойства музыкального языка в народных песнях этих стран.
В следующий раз мы продолжим наши встречи с народной музыкой и песнями других стран.
До свидания!
Литература:
1. Бекетова В. «Русские народные песни. Мелодии и тексты» изд. «Музыка» Москва, 1982
2. Осовицкая З., Казарина А. «В мире музыки» изд. «Музыка» Москва,1996г.
3. Румер М., Домрина Е., Куликова Н. «Музыка» книга для 4 класса изд. «Музыка» Москва, 1977г.
4. Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» Москва, 1998г.
5. Соболева Г. «Россия в песне» изд. «Музыка» Москва, 1976г.
6. Схиртладзе А.Г. «1000 и одна сказка об искусстве» изд. Книжный дом «Университет» Москва, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация на сайте pedsovet.ru "Музыкальное развитие младших школьников на уроке музыки средствами импровизации"
Музыкальное развитие – результат процесса музыкального обучения и воспитания, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому...
Влияние физкультурного образования родителей на формирование здорового образа жизни у младших школьников
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...
Индивидуальный самообразовательный план воспитателя санаторной школы «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, ...
Использование возможностей краеведения в духовно-нравственном развитии младшего школьника.
Краеведение в дополнительном образовании (из опыта работы)....
«Духовно-нравственное воспитание, развитие младших школьников» «Наши верные друзья»
- Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать: «Эта Земля моя». Мы должны научиться жить с ними в мире, не причиняя зла. ...
Духовно-нравственное развитие младших школьников
Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей стандартов, а в дальнейшем, возможно, станет именно той доминантой, которая позволит поменять существующую сегодня образовательную ...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВНА УРОКАХ МУЗЫКИ...