интегрированный урок музыки и внеклассного чтения в 4 классе
план-конспект занятия по музыке на тему
интегрированный урок музыки и внеклассного чтения в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrir._urok_muzyki_i_vneklassnogo_chteniya_v_4_klasse.doc | 67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок музыки и внеклассного чтения в 4 классе.
Тема: Былина русская – России слава!
Проводится в 1 полугодии.
Цели: 1. Обобщить знания о былинах.
2. Пробудить у учащихся чувство гордости за прошлое своей страны.
3. Формировать целостное представление о фольклоре, о русском искусстве.
Задачи:
- Дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего, к родному языку и художественной культуре нашего народа.
- Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.
- Обогащать музыкальный и художественный опыт ребят на примере картины, музыки и былины о богатырях.
- Развивать эмоционально- образное, логическое мышление на материале урока.
- Развивать творческие способности ребят в пении, в сочинении.
- Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.
Музыкальный материал:
- «Былина о Добрыне» обр. Н,А.Римского- Корсакова ( отрывок) – разуч.
- Фрагмент инсценировки по былинам «Исцеление Ильи Муромца»- слуш.
- «Богатырская симфония»- 1 ч. А.П.Бородина (фрагм.)- слуш.
- «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского – слуш.
- «Пойду ль я, выйду ль я» ( р.н.п)- испол.
- «Ложки деревенские» Е.Роот- испол.
- « Моя Россия» Г.Струве – испол.
- «Богатырская сила» соврем. песня в испол. ВИА С. Намина – слуш.
Оборудование:
диск с музыкальным материалом урока, портрет А.П.Бородина, рисунки детей, пословицы и поговорки о былинах, кроссворд на плакате, музыкальные инструменты – ложки, треугольник, бубен, шумовые инструменты, словарные слова.
Слова на доске: АККОМПАНЕМЕНТ Пословицы: « Быль старину
СТАРИНА любит»,
ГУСЛИ «Быль не сказка, из неё слова
БОРОДИН не выкинешь»
Ход урока:
Вход под музыку «Богатырская сила» - фрагм.
Звучит «Былина о Добрыне» ( фрагмент)
Учитель музыки: - Скажите, ребята, к какому жанру русских песен относится эта музыка?
Дети:- былина.
У.М: Правильно, былина или старина – так называли её в древности, русская песня – сказание.
У.М: - О чём она рассказывала?
Д: - о важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли русской, о богатырях.
У.М: - Кто исполнял былины?
Д: - певцы- сказители
У.М: - Как они пелись?
-Они исполнялись под АККОМПАНЕМЕНТ гуслей, нараспев, как неторопливое повествование ( обращаю внимание на новое слово АККОМПАНЕМЕНТ – это музыкальное сопровождение мелодии).
- Если гусли сопровождали пение былин, то, как на нём играют?
Д: - струны перебирают пальцами, движения при игре плавные, как будто скольжение, кладут на колени и играют сидя.
У.М: - Давайте споём известную былину не торопясь, на широком дыхании, нараспев, выделяя особыми интонациями главные слова.( поём два предложения былины)
- А теперь с движением ( имитируем игру на гуслях), внимательно слушаем аккомпанемент учителя ( можно выбрать одного ученика, сидящего перед детьми)
- Поём ещё раз, аккомпанируя сами себе.
Учитель литературы: - А теперь представьте, что вы – сказители, прошли дорогу долгую и трудную. Попросили вас в селении рассказать быль - умную и занимательную, поучительную и интересную.
- Какая же это будет былина? ( включаю фрагмент инсценировки « Исцеление Ильи Муромца»)
- Давайте откроем учебник и прочитаем былину также величаво и напевно, как прочитал актёр ( читают)
= краткий опрос, беседа о прочитанном=
У.М: - А какие же они были – русские богатыри?
Д: - сильные, честные, умные…
У.М: - Богатырь, в нашем представлении, это, прежде всего воплощение смелости, отваги, физической силы. Но в былинах они не только сильные и непобедимые, но и мудрые, благородные, человечные.
- Симфонию, которую сочинил А.П.Бородин – русский композитор, тоже назвал « Богатырская», послушайте её и скажите, отображает ли эти качества музыка? ( звучит «богатырская тема» из симфонии).
У.М: - Какая была музыка?
Д:- музыка утверждает характер уверенности и мощи – величественная, почти грозная, заставляющая не только вспомнить образы русских богатырей, но и их дела, подвиги.
У.лит-ры: - Давайте встанем потанцуем ( проводится физкульминутка под музыку «Богатырская сила»).
У.Л:- Перед вами целая галерея портретов, рисунков русских богатырей, репродукций картин. А в центре находится одно из самых знаменитых произведений В.М. Васнецова «Богатыри». – Кто изображён на картине?
( дети описывают богатырей)
У.Л: - Близки ли музыка А.П.Бородина и эта картина?
Д: - да.
У.Л: - Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина « звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня».
У.М: - Ребята, чем отличаются симфония, былина, картина?
Д: - неизвестные создатели былин сложили их из слов, художник написал картину красками на холсте, композитор сочинил музыку, пользуясь звуками. Эти произведения относятся к разным видам искусств.
У.М: - Сравнивая их, мы найдём не только различия, но и много общего. Прежде всего- содержание. И художник, и поэт, и композитор, каждый своими средствами рассказали людям об одном и том же – о славных богатырях, оборонявших от врагов землю русскую.
У.М: -« Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил» - эти слова русского полководца Д.Донского мог сказать о себе любой русский богатырь.
У.Л: - Дома у вас было задание, составить несколько строк благодарности богатырям. Зачитайте их.
( на фоне « Богатырских ворот» М.Мусоргского звучат слова детей – проверка домашнего задания).
Ученик читает фрагмент былины про пир.
У.Л: - Какими радостными событиями заканчивается сказка или былина?
Д: ( Отвечают)
У.М:- Давайте весело споём две наши песни ( раздаю музыкальные инструменты)
- Исполняем песни «Ложки деревенские», «Пойду ль я, выйду ль я».
У.Л: - Давайте подведём итоги нашего урока, ответим на вопросы кроссворда и объясним пословицы (самостоятельно можно поработать в группах – 3 минуты).
У.М:- Почему, ребята, помнят русских богатырей, ведь прошло много лет после тех времён?
Д: - Потому что они жили во имя людей, во имя Родины, защищали слабых .
- и мы должны воспевать, гордиться своей Родиной.
У.М: - Давайте споём песню « Моя Россия»
Итог: РЕФЛЕКСИЯ
У.М:- А в наши дни есть богатыри?
- Понравился ли вам вот такой урок чтения с музыкой? Почему?
- Как вы себя чувствовали?
-С каким настроением вы работали?
Довольны ли вы собой? Кому можете сказать спасибо?
У.М: - Судя по вашим ответам, мы ставим вам пятёрки и с вашим учителем говорим вам спасибо.
Выход: - под песню « Богатырская сила»
д | о | б | р | ы | н | я | |||
б | о | р | о | д | и | н | |||
г | у | с | л | и | |||||
п | а | л | и | ц | а | ||||
т | е | т | и | в | а | ||||
б | ы | л | и | н | а | ||||
м | у | р | о | м | е | ц | |||
в | л | а | д | и | м | и | р | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"
НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....
конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"
Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества» Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"
В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения, конспект и презентацию к уроку....
Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"
Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....
Интегрированный урок музыки и литературного чтения 2 класс "Новогодняя быль"
конспект урока, презентация...
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Конспект открытого урока музыки и ИЗО в 5 классе...