Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
рабочая программа по физкультуре (9 класс) на тему
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_14-15.zip | 74.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________ /А.С.Зимина/ Протокол № _1_ от «_26_» августа 2014 г. | «Согласовано» Зам по УВР МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области» _____________ /М.А.Белоусова/ «_26_» августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области» _______________ /С.Г. Искакова / Приказ № 144 от «27» августа 2014 г. |
Рабочая программа
по физической культуре
в 9 классе
Белоусовой Марианны Александровны
2 квалификационная категория
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе нормативных документов:
Концепция модернизации Российского образования;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Концепция содержания непрерывного образования
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»;
Образовательная программа школы;
Положение о Рабочей программе;
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.
Характеристика учебного предмета
Цель: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Задачи:
содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов.
К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач настоящей программы по физической культуре необходимо уроки физической культуры дополнять внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, продленного дня, физкультминутки, подвижные перемены и т. д.).
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;
образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма.
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.).
Используются современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры;
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой атлетики. Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.
Место в базисном и учебном плане школы
В соответствии с федеральным базисным планом и учебным планом МБОУ «ООШ с.Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области» учебный предмет «Физическая культура» является обязательным в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год при трехразовых занятиях в неделю (34 учебные недели с учетом экзаменационного периода).
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под руководством доктора педагогических наук В.И. Лях и кандидата педагогических наук А.А. Зданевич, действующей с 2008 года, охватывающая все основные компоненты системы физического воспитания. Рабочая программа создана на основе основных разделов физической культуры: теория, гимнастика (с элементами акробатики), легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка с учетом материально-технической базы учебного учреждения. Общее количество учебного времени равномерно распределено между всеми видами физической подготовки. Большой удельный вес приходится на организацию и проведение занятий на свежем воздухе. В системе используются по данной программе различные виды мониторингов, которые помогают наблюдать в динамике за физическим развитием каждого школьника.
Содержание данного календарно – тематического планирования при 3 (трех) учебных занятиях в неделю основного общего образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.
Помимо выполнения обязательного минимума содержания программного материала, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, возможностей материальной физкультурно – спортивной базы школы, включена дифференцированная (вариативная) часть физической культуры. Она направлена на изучение раздела «Подвижные игры» и на увеличение часов на раздел «Спортивные игры» (волейбол, баскетбол, футбол).
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности обучающихся. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи физического воспитания обучающихся 9 класса
Решение задач физического воспитания учащихся направленно на:
-содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
-обучение основам базовых видов двигательных действий;
-дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
-формирование основ знаний о личной гигиене, овлияний занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; --выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
-воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
-выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
-формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
-содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Содержание программного материала
Содержание программного материала имеет две основных части: базовую часть и вариативную (дифференцированную) часть. Программа состоит из двух разделов: теоретической части «Основы знаний о физической культуре» и практической части «Двигательные умения, навыки и способности». Содержание раздела «Основы знаний о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека. Программный материал по этому разделу — осваивается в каждой четверти на первых уроках 8-10 минут, в течение четверти по ходу некоторых уроков по 3-5 минут. Содержание раздела практической части ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья учащихся. Сохраняя определенную традиционность, раздел включает основные базовые виды программного материала – «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», « Спортивные игры», «Кроссовая подготовка». В связи с имеющейся материальной базой, отведенные часы лыжной подготовки распределены в спортивные игры и «Кроссовую подготовку». Упражнения на брусьях в виде «Гимнастика» равномерно распределены на другие виды гимнастических упражнений
Каждый из практических разделов рабочей программы составлен в соответствии с задачами обучения и имеет единую структуру: теоретические сведения по виду спорта, умения, навыки, составляющие содержание обучения, упражнения для развития двигательных качеств и навыков, требования к учащимся.
Теоретические сведения призваны расширить кругозор обучающихся в области физического воспитания, дать им необходимые знания по использованию средств физического воспитания в быту и трудовой деятельности. Теория изучается на уроках, лекциях при прохождении материала соответствующего раздела программы. Методы сообщения теоретических знаний определяют учитель. При изучении вопросов теории используется учебник «Физическая культура», программно-методический материал.
Гимнастика с основами акробатики. Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 8 классе, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных и кондиционных способностей. После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках. Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма
Уроки легкой атлетики направлены на закрепление основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы. Продолжается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину, метаниям. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей.основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию. Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить гимназистов проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.
В разделе «Спортивные игры» в 9 классе продолжается обучение технико-тактическим действиям спортивных игр баскетбола и волейбола. Обучение сложной технике игр основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным развитием ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, способность к согласованию отдельных действий и др.) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных). Спортивные игры благоприятно влияют на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств. На учебных занятиях закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, владения мячом, защитных действий, усложняется набор технико – тактичеких взаимодействий в нападении и защите.
Успеваемость. Знания, умения, навыки, уровень развития физических качеств оцениваются по пятибалльной системе. Может оцениваться как абсолютный результат, так и степень прироста того или иного физического качества у конкретного учащегося.
Предварительный учет осуществляется для выявления и уточнения условий проведения занятий, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, характера производственной деятельности учащихся.
Текущий учет – это учет показателей учебной работы: посещаемости, успеваемости, выполнения программы, а также учет данных врачебного контроля и выполнения учебных нормативов.
Итоговая оценка – за четверть, за год выставляется за сдачу конкретных нормативов. Преподаватель имеет право как повышать, так и понижать учебный норматив, в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного учащегося, а также учитывать его отношение к учебе, соблюдение норм здорового образа жизни.
Содержание данной рабочей программы предназначено для учащихся основной и подготовительных медицинских групп. Учащиеся освобожденные от уроков физической культурой, присутствуют на уроках в спортивной обуви и выполняют отдельные поручение учителя.
.
Таблица 1.
Распределение учебного времени на виды программного материала на год
№ | Вид программного материала | Количество часов |
1.1 | Основы знаний о физической культуре. | В процессе урока |
1.2 | Легкоатлетические упражнения. | 26 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики. | 24 |
1.4 | Кроссовая подготовка. | 10 |
1.5 | Спортивные игры | 45 |
Всего часов | 105 |
Таблица 2.
Годовой план-график распределения учебного времени на виды программного материала по четвертям
№ п/п | Разделы программы | Учеб- ные часы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
1 | Основы знаний | В процессе уроков | |||||
2 | Легкая атлетика | 26 | 16 | 10 | |||
3 | Баскетбол. Волейбол. Мини- футбол. | 45 | 8 | 21 | 16 | ||
4 | Гимнастика | 24 | 24 | ||||
5 | Кроссовая подготовка | 10 | 10 | ||||
Итого | 105 | 24 | 24 | 31 | 26 |
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
основы истории развития физической культуры в России (СССР);
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с развитой функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержания физических упражнений общеразвивающей и коррегирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
физические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергосбережения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности по средствам индивидуальных физических занятий;
психофункциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепление здоровья и повышение физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятии физическими упражнениями;
Уметь
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 метров с высокого старта с опорой на руку, сек | 9 ,2 | 10,2 |
Силовые | Лазанье по канату на расстояние 6 метров, сек. Прыжок в длину с места, см. Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, количество раз. | 12 180 - | - 165 18 |
К выносливости | Кроссовый бег 2 км. Передвижение на лыжах 2 км. | 8мин 50 сек 16 мин30 сек | 10мин 20 сек 21мин 00 сек |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, с. Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 10,0 12,0 | 14,0 10,0 |
Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «физическая культура»
Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек) (см. Табл. 4).
Таблица 4
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Основная литература для учителя | |
1.1 | Стандарт начального общего образования по физической культуре | Д |
1.2 | Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008. | Д |
1.3 | М.Я Виленский, И.М. Туревский, и др. Физическая культура 5-6-7 класс. Под. Ред. М.Я. Виленского –М. Просвещение, 2002. Учебник допущенный Министерством образования Российской Федерации. | Ф |
1.4 | Рабочая программа по физической культуре | Д |
2 | Дополнительная литература для учителя | |
2.1 | Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» | Ф |
2.2 | П.А.Киселев. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 2008. | Д |
2.3 | Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г. | Д |
2.4 | Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2002 г. | Д |
2.5 | Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998. | Д |
2.6 | Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 класс Москва «Вако» 2009 | Д |
3 | Дополнительная литература для обучающихся | |
3.1 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. | Д |
4 | Технические средства обучения |
|
4.1 | Музыкальный центр | Д |
4.2 | Аудиозаписи | Д |
4.3 | Презентации | Д |
5 | Учебно-практическое оборудование |
|
5.1 | Бревно гимнастическое напольное | П |
5.2 | Козел гимнастический | П |
5.3 | Канат для лазанья | П |
5.4 | Перекладина гимнастическая (пристеночная) | П |
5.5 | Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) | П |
5.6 | Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) | П |
5.7 | Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | К |
5.8 | Палка гимнастическая | К |
5.9 | Скакалка детская | К |
5.10 | Мат гимнастический | П |
5.11 | Гимнастический подкидной мостик | Д |
5.12 | Кегли | К |
5.13 | Обруч детский | Д |
5.14 | Рулетка измерительная | К |
5.15 | Набор инструментов для подготовки прыжковых ям |
|
5.16 | Щит баскетбольный тренировочный | Д |
5.17 | Сетка волейбольная | Д |
5.18 | Аптечка | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...