Разработка интегрированных уроков по музыкальному инструменту фортепиано для обучающихся 2 класса с включением элементов игры по слуху
учебно-методический материал на тему
Обучение игре по слуху учащихся ДШИ и ДМШ обусловлено целью современного образования, которое заключаетса в воспитании личности ребенка. Занимаясь подбором по слуху мы приближаем обучение игре на фортепиано запросам детей и их родителей , чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_po_sluhu.doc | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка интегрированных уроков по музыкальному инструменту (ФОРТЕПИАНО)
для обучающихся _2_ класса
с включением элементов игры по слуху
Ф.И.О. (ПОЛНОСТЬЮ)__ЖИРНОВА МАРГАРИТА ЮРЬЕВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФОРТЕПИАНО МБУ ДО ДШИ №3 «МЛАДОСТЬ»Г.О. САМАРА
,
Актуальность обучения игре по слуху учащихся ДШИ и ДМШ обусловлена целью современного образования , которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка.
Художественно- эстетическое воспитание включает в себя не только формирование ценностных ориентиров . эстетической оценки , но и овладение основами творческой деятельности . Необходимо с первых шагов приучать ребенка к самостоятельной работе и развивать его творческую инициативу. В процессе обучения игре по слуху учащихся развивается музыкальный слух, чувство ритма, обогащается память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре, координация движений , развиваются навыки музыкального интонирования, творческого мышления , что является мощным фактором в развитии музыкального интеллекта. Навыки подбора по слуху дают возможность музицировать , исполнять музыку в кругу друзей , на школьных вечерах , дома и т.д., что повышает самооценку ребенка ,повышает его интерес к занятиям музыкой . Занимаясь подбором по слуху, мы приближаем обучение игре на фортепиано запросам детей и их родителей , чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни.
1 урок
Цель урока : знакомство ученика с песней М.Красева «Ёлочка»
Задачи : 1. Воспитывать у ученика умение вслушиваться в мелодию , ощущать ее ритм ,
запоминать.
2. Учить ребенка определять движение мелодии.
3.Обучить чистому интонированию мелодии без слов и со словами.
Ход урока :
Ознакомление ученика с песней М.Красева «Ёлочка», беседа по содержанию.
Предлагаю прослушать песню в нескольких вариантах и определить движение мелодии (вниз, вверх, на месте , скачок) и ее ритмический рисунок.
Движение мелодии ученик показывает рукой. Предлагаю вспомнить долгие и короткие музыкальные звуки и определить их длительности в двухдольном размере этой песни , прохлопать ритмический рисунок.
Проигрываю на инструменте отдельные звуки, взятые из начала или конца песенной фразы. Ребенок напевает или пытается напеть звук, не глядя на клавиатуру. Предлагаю напевать мелодию песни на «Ля», напевать отдельные звуки или мелодические обороты.
Записываю слова песни в альбом ученика. Поем песню со словами.
Домашнее задание: 1.Нарисовать в альбоме , о чем поется в песне.
2.Выучить слова к песне М. Красева «Ёлочка ».
3. Записать в альбом ритмический рисунок песни длительностями.
Результат :
- Цель урока достигнута, ученик почти без ошибок интонирует мелодию песни без слов и со словами , показывает точный ритмический рисунок ,правильно определяет движение мелодии , внимательно слушает и запоминает ее.
2урок
Цель урока : подбор по слуху знакомой мелодии (М.Красев «Ёлочка»)
Задачи :1. Обучить подбору мелодии правой рукой от «соль».
2.Обучить подбору мелодии в других тональностях , транспонирование в «ре-
мажор» , «соль-мажор».
3.Обучать ребенка подбору мелодии по принципу «пою-играю ».
4.Побуждать слух ученика к активному вниманию.
Ход урока:
Проверка домашнего задания, обсуждение.
Предлагаю ребенку под пение песни «Ёлочка» от звука «соль» подобрать по слуху мелодию правой рукой. Проигрываем мелодию на инструменте , определяем устойчивый звук, от него строим трезвучие и определяем тональность ,а также ступень , с которой начинается песня.
Для закрепления полученного навыка, изучаем интервальное строение мелодии , подбираем эту песенку в других тональностях (повторяем круг тональностей , ключевые знаки ) ,транспонируем в (D, G) . Напоминаю ученику , что музыка мажорная , и , при подборе в других тональностях , она не должна изменить окраску.
Помогаю ученику с подбором удобной аппликатуры
Домашнее задание : Подобрать песню «Ёлочка» от белых и черных клавиш 1 октавы, поиграть в разных регистрах .
Результат:
- Цель урока достигнута ,
- Ученик под собственное пение свободно играет мелодию песни в С , D, G точной аппликатурой.
3урок
Цель урока : Подбор аккомпанемента , сопровождения к песне М.Красева «Елочка»
Задачи : 1. Вспомнить главные ступени в тональности До-мажор, (I- T, IV- S, V- D), какие
ступени образуют Тоническое ,Субдоминантовое и Доминантовое трезвучие.
2.Обсудить музыкальную форму , фактурные элементы ,жанры.
3.Обучить подбору аккомпанемента к песне «Ёлочка» в виде басов и аккордов.
4.Обучить пользоваться удобной аппликатурой при подборе аккордов .
Ход урока:
Проверка домашнего задания , обсуждение.
Обсуждаем музыкальную форму и записываем схему в альбом.
Предлагаю ученику вспомнить, как обозначаются главные ступени в тональности (I- T, IV- S, V- D)
Какие ступени образуют Тоническое ,Субдоминантовое и Доминантовое трезвучие? Разбираем на примере До-мажора, записываем в альбом.
Сначала подбираем басы, как сопровождение к мелодии из функций Т, S, D.
Ученик ищет по «принципу выбора»и определяет точные басы, подходящие к данному отрезку мелодии. Затем в альбоме составляем и записываем схему ,в которой верхняя строчка для правой руки обозначает ступени мелодии, а нижняя строчка для левой руки обозначает басы.
5 3 3 Т | 5 3 3 Т | 5 4 3 2 Д | 1 Т | 6 1 6 : S | 5 3 3 Т | 5 4 3 2 Д | 1 : Т |
Обсуждаем жанры , фактурные элементы ,записываем в альбом .
Ученик подбирает аккомпанемент к песне «Ёлочка» аккордами. Пробуем играть ансамблем с педагогом.
Домашнее задание : Подобрать песню «Ёлочка» в С, D, G в виде басов и аккордов, придумать свой аккомпанемент.
Результат:
- Цель урока достигнута .
- Ученик справился с задачей , он владеет навыками подбора аккомпанемента с басами и аккордами.
- Знает главные ступени в тональности , умеет пользоваться удобной аппликатурой при подборе аккордов.
4 Урок
Цель урока : Подбор аккомпанемента двумя руками к песне М. Красева «Ёлочка» в разных жанровых фактурных вариантах .
Задачи : 1. Познакомить ученика с видами аккомпанемента.
2. Научить подбирать аккомпанемент двумя руками.
3.Обучить навыкам импровизации (исполнение в разных жанрах).
Ход урок:
Проверка домашнего задания , обсуждение.
Знакомлю ученика с различными видами аккомпанемента.
Предлагаю прослушать исполнение песни в разных жанровых фактурных вариантах, определить к какому жанру подходят различные виды аккомпанемента (песня , марш , вальс) :«аккордами», «бас-терция-терция», «бас- арпеджио». Импровизирую, показываю разные виды фактуры, меняю ритмический рисунок мелодии.
Вопрос : «Можно ли изменять ритмический рисунок в мелодии, размер? Что меняется при этом , будет ли соответствовать аккомпанемент мелодии , тексту, ритму, характеру ?»
Ученик отвечает на вопросы.
Проучиваем с учеником аккорды, распределяя их между двумя руками . Ученик записывает в альбом трезвучия , секстаккорды .
Ученик пробует играть в разных вариантах : аккордовый аккомпанемент (бас октавой ), аккомпанемент «бас-терция», аккомпанемент «бас-трезвучие» (с возможным перемещением баса ) ,аккомпанемент «короткие арпеджио с возвращением » , «ломаные» арпеджио. Применяем обращение трезвучий. Выбираем нужные аккомпанементы.
Предлагаю ученику сыграть аккомпанементы по желанию .
Обсуждаем правильность выбора аккомпанемента.
Игра в ансамбле с педагогом.
Домашнее задание : 1.Повторить и закрепить все варианты аккомпанемента.
2.Сочинить свою фактуру.
3.Показать родителям песню с разными видами фактуры.
4.Записать на видео свое исполнение и принести на урок.
5.Готовиться к концертному исполнению.
6. Пригласить на урок друзей.
Результат :
- Цель урока достигнута.
- Ученик знает разные фактуры аккомпанемента.
- Умеет выбирать нужный аккомпанемент к данной песне.
- Ориентируется в жанрах.
- Владеет начальными навыками импровизации.
- Умеет подбирать аккомпанемент к песне.
5 урок.
Цель урока : Обобщить и собрать в единое целое все полученные знания , умения и навыки . Показать концертный номер и дать оценку.
Задачи:
- Показать суммирующий , максимальный результат всех пяти занятий.
- Развить мотивацию ученика к занятиям музыкой.
- Научить ученика через концертное исполнение практическому применению в жизни своих знаний ,умений и навыков.
- Повысить самооценку ученика
Ход урока:
Проверка домашнего задания , просмотр видео ,обсуждение.
Приглашаем в кабинет друзей ученика и показываем мини-концерт.
Ученик сам рассказывает о песне М.Красева «Ёлочка» ,о содержании песни , как она ему нравится, какие чувства вызывает.
В песне три куплета .Каждый куплет ученик исполняет с разной фактурой в аккомпанементе и поет . Затем песню исполняет в ансамбле с педагогом.
Вопрос друзьям: «Понравилось ли исполнение песни ?», «Хотят ли научиться также играть? »
Предлагаю поучаствовать в совместной игре с педагогом и учеником (поиграть бас )
Совместная игра очень понравилась друзьям, вызвала много радости. У гостей возникло желание и интерес научиться играть на инструменте.
Педагог оценивает выступление ученика и совместное выступление.
Домашнее задание 1.Найти понравившуюся песенку и подобрать мелодию на инструменте.
Результат :
- Ученик заинтересован в занятиях музыкой, которые вызывают у него положительные эмоции, повышают его самооценку.
- Ученик стремится к новым успехам и достижениям в подборе по слуху и в целом в обучении фортепианной игре, используя и демонстрируя свои полученные знания , умения и навыки.
Литература
- Артемьева О.Г. «Подбираю на рояле» в. 1, 2009 г.
- Кехман А.Е. «Учитесь играть по слуху популярные песни и мелодии» Самоучитель для детей и взрослых 2 тома, 2010г.
- Кирнарская Д.К. «Психология специальных способностей» («Музыкальные способности »)
- Лиманская Е. «Я хочу играть без нот » 1996г.
- Сиротина Т. «Подбираем аккомпанемент» в. 1 М., Музыка 2009г.
- Ядова И. «Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано » «Композитор» , Санкт-Петербург 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока английского языка и МХК в 7 классе по теме " Искусство:театр. Как все начиналось"
Интегрированный урок английского языка и МХК проходил в 7 классе. Учителем были определены следующие цели урока:...
Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»
Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...
Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...
Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."
Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....
методическая разработка интегрированного урока по истории и МХК в 10 классе с элементами подготовки к ЕГЭ
методическая разработка интегрированного урока по истории и МХК в 10 классе с элементами подготовки к ЕГЭ...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФОРТЕПИАНО)» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Музыка широко применяется в специальной педагогике в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха. Для детей с нарушением слуха музыка влияет на психологические процессы: переживание, м...