Музыка в школе 2 класс
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Согласовано» Руководитель МО Художественно-эстетического цикла ____________ Протокол № _____ от ______________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Краснояружская СОШ №1» __________ Бугаёва Л.В. « ____» ____________2013г. | « Утверждаю» Директор МОУ «Краснояружская СОШ №1» __________ Сидорова Т.Н. Приказ № _____ от « ____» ____________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«МУЗЫКА»
в 2 классе
Учитель Кононова О.Н.
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2013 года, авторской рабочей программой «Музыка 1-4 классы» предметной линией учебников Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская Москва «Просвещение 2013год», инструктивно-методическим письмом «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содер-
жания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• накопление багажа музыкальных впечатлений; интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального исI кусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки.
Критерии отбора— это художественная ценность музыкальных произведений, их
воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и
сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 2 классе в объеме не менее 34 часа
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар тину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ на основе изучения лучших образцов музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- умение ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное™ универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
/ — овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
— формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлсниями о музыке»и личностной оценкой ее содержания,
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате, изучения музыки выпускник 2 класса научится:
— воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к"нёму в различных видах деятельности;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) исполнительства
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;
— знание основных закономерностей музыкального искус ства на примере изучаемых музыкальных произведений;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Россия – Родина моя
Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн.
Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений
Определение динамики как средства развития музыки.
День, полный событий. Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано». Определение регистра Сопоставление средств музыкальной выразительности – интонации, мелодии, ритма, динамики, темпа, регистра. Сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке.
О России петь -что стремиться в храм.
Определение народных песнопений . Знакомство с понятием музыкального пейзажа. Определение жанра кантаты. Тембры колоколов. Названия колокольных звонов
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! . Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды Тембры русских музыкальных инструментов.
«В музыкальном театре»: Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр
«В концертном зале»: Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»: Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Контроль уровня обученности.
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
16 | Обобщающий урок 2 четверти. | Итоговый | тест |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. | Итоговый | тест |
Календарно-тематическое планирование во 2 классе:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата Планир. | Дата Фактич. | Контроль | Характеристика основной деятельности учащегося | |
1ч. | Россия – Родина моя /3 часа/ | ||||||
1. | Мелодия | 1 | 7.09 | Размышлять об отечественной музыке, о ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, сло-ве, пластике, рисунке и др.Знать особенности исполнения Гимна России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы.Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись | |||
2. | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия | 1 | 14.09 | стартовый | |||
3. | Гимн России. | 1 | 21.09 | беседа | |||
День, полный событий. / 6 часов/ | |||||||
4. | Музыкальные инструменты /ф-но/. | 1 | 28.09 | Слуховой анализ | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение). Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений. Различать особенности построения музыки (двухчастная, трехчастная формы) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера | ||
5. | Природа и музыка. Прогулка | 1 | 5.10 | ||||
6. | Танцы, танцы, танцы | 1 | 12.10 | Муз.викторина | |||
7. | Эти разные марши. /“Сказка о барабанах”/ | 1 | 19.10 | ||||
8. | Расскажи сказку | 1 | 26.10 | ||||
9. | Обобщающий урок . | 1 | 2.11 | Фронтальный опрос | |||
2ч. | О России петь -что стремиться в храм. /7 часов/ | ||||||
10. | Великий Колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | 16.11 | ||||
12. | Святые земли русской. Александр Невский, Сергий Радонежский. | 1 | 23.11 | беседа | Разыгрывать народные, игровые ? песни, песни-диалоги,, песни-хороводы.I Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективно- го (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши.Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др.Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Знать особенности традиционных народных праздников. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Создавать музыкальные компози-ции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности Понимать характер исполнения ' народных песен и духовных песнопений. | ||
13. | Молитва . | 1 | 30.11 | ||||
14 | С Рождеством Христовым. | 1 | 7.12 | ||||
15. | Музыка на Новогоднем празднике | 1 | 14.12 | ||||
16. | Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | 21.12 | Фронтальный опрос | |||
17. | 3ч. Гори, гори ясно, что бы не погасло /3 часа/ | 28.12 | |||||
Плясовые наигрыши. Разыграй песню | 1 | 11.01 | . Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.>. Передавать в пластике движений, в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов.Исполнять рождественские песни. Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, художественное движение, пластическое интонирование и др.) | ||||
18. | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | 18.01 | ||||
19. | Проводы Зимы». /Масленица/ .Встреча весны | 1 | 25.01 | ||||
В музыкальном театре. /5 часов/ | |||||||
20 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. | 1 | 1.02 | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произ ведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально-творческую Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью | |||
21. | Балет . Балет на сказочный сюжет. | 1 | 8.02 | ||||
22. | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 | 15.02 | беседа | |||
23 24. | Опера “Руслан и Людмила” /сцены из оперы/. | 2(1) | 1.03 | Муз.викторина | |||
4ч. | В концертном зале 5 часов | ||||||
25 | Симфоническая сказка «Петя и волк» | 1 | 15.03 | Узнавать тембры инструментов - симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами ; симфонической сказки. Понимать смысл терминов «парти- тура», «увертюра», «сюита» и др.Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. . , Передавать свод музыкальные впечатления в рисунках. | |||
26 | Обобщающий урок 3 четверти | (1) | 15.03 | ||||
27. | “Картинки с выставки” – музыкальные впечатления | 1 | 22.03 | ||||
28. 29 | Звучит нестареющий Моцарт. | 2(1) | 5.04 | ||||
«Чтоб музыкантом быть так надобно уменье» 5 часов | |||||||
30 | Волшебный цветик-семицветик Орган. И это все БАХ. | 1 | 12.04 | Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя.Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства..Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Узнавать изученные на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов.Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям.Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта | |||
31. | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 | 19. 04 | ||||
32. | Два лада. Легенда. Природа и музыка Печаль моя светла. Жанр инструментального концерта | 1 | 26.04 | ||||
33. | Мир музыки Прокофьева и Чайковского | 1 | 17.05 | ||||
34. | Могут ли иссякнуть мелодии. Обобщающий урок | 1 | 24.05 | тестирование | |||
Итого 34 урока |
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Примерные программы по музыке для начальной школы
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: Начальные классы 1 -4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина. - 3-е изд.доработанное - М.: Просвещение, 2010. - 24 с. - Библиогр.: с. 21. - ISBN 5-09-015632-8.Критская Е.Д. Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений . - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-018328-4.
Критская Е.Д. Музыка: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы. - 4-е изд., - М.: Просвещение, 2010. - 80с. Сборники песен и хоров. Научно-популярная литература по искусству.
Справочные пособия, энциклопедии по искусству
Дополнительную информацию по методике преподавания музыки можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.
Оборудование: музыкальный инструмент – фортепиано, Клавишный синтезатор, музыкальный центр, компьютер, проектор , экран, компакт-диски классической музыки, комплект детских песен и фонограмм. Комплект звукопроизводящей аппаратуры /микрофон, усилитель звука, динамики/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории высшей категории, Козлов...
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)
В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...
Выступление на окружном методическом объединении учителей музыки по теме "Проект "День музыки в школе"
Презентация...
Статья на тему: Обучение музыке в школе коррекционной школе
Коррекционно-воспитательная деятельность педагогов-дефектологов, направленная на преодоление или ослабление недостатков, свойственных аномальным детям, содействует более интенсивному и правильному раз...