Музыка в школе 2 класс
рабочая программа по музыке на тему

Кононова Ольга Николаевна

Рабочая программа Е.Критская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass.doc166 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«Согласовано»

Руководитель МО

Художественно-эстетического цикла  ____________

Протокол №     _____

от ______________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «Краснояружская СОШ №1»

__________

Бугаёва Л.В.

« ____» ____________2013г.

« Утверждаю»

Директор МОУ «Краснояружская СОШ №1»

__________  

Сидорова Т.Н.

Приказ № _____ от

« ____» ____________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«МУЗЫКА»

в 2 классе

Учитель Кононова О.Н.

2013 – 2014 учебный год

                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2013 года, авторской рабочей   программой «Музыка 1-4 классы» предметной  линией  учебников  Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская Москва  «Просвещение  2013год», инструктивно-методическим  письмом  «О  преподавании  предмета «Музыка»  в общеобразовательных  учреждениях  Белгородской  области в  2013-2014 учебном  году».

При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содер-

жания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

 Задачи музыкального образования младших школьников:

 • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

• накопление багажа музыкальных впечатлений; интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального исI кусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки.

Критерии отбора— это художественная ценность музыкальных произведений, их

воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.  В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и

сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные  произведения. 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 2 классе в объеме не менее 34 часа

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар тину мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ на основе изучения лучших образцов музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

-  умение ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное™ универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

/ — овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

— формирование  у  младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлсниями о музыке»и личностной оценкой ее содержания,

— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  — формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

 — умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;  

— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате, изучения музыки выпускник 2  класса научится:

 воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к"нёму в различных видах деятельности;

  общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального)  исполнительства 

 — формирование общего представления о музыкальной картине мира;

— знание основных закономерностей музыкального искус ства на примере изучаемых музыкальных произведений;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 Россия – Родина моя

Знакомство с символами России –  Флаг, Герб, Гимн.

Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений

Определение динамики  как средства развития музыки. 

День, полный событий.                                                                                                                                      Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано». Определение регистра Сопоставление средств музыкальной выразительности – интонации, мелодии, ритма, динамики, темпа, регистра. Сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке.

 О России петь -что стремиться в храм.

Определение народных песнопений . Знакомство с понятием музыкального пейзажа. Определение жанра кантаты. Тембры колоколов. Названия колокольных звонов

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! . Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды Тембры русских музыкальных инструментов. 

 «В музыкальном театре»:       Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр

 «В концертном зале»:       Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»:          Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Контроль уровня   обученности.

№ урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

16

Обобщающий урок 2 четверти.

Итоговый  

тест

34

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

Итоговый

тест

Календарно-тематическое планирование во 2 классе:

Тема урока

Кол-во

 часов

Дата

Планир.  

Дата 

Фактич.

Контроль

Характеристика основной деятельности учащегося

1ч.

Россия – Родина моя /3 часа/

1.

Мелодия

1

7.09

Размышлять об отечественной музыке, о ее характере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, сло-ве, пластике, рисунке и др.Знать особенности исполнения Гимна России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы.Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

 2.

Здравствуй, Родина моя!

Моя Россия

1

14.09

стартовый

 3.

Гимн России.

1

21.09

беседа

День, полный событий.    /  6  часов/

 4.

Музыкальные инструменты /ф-но/.

1

28.09

Слуховой анализ

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).

Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.Применять   знания  основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений. Различать особенности построения музыки (двухчастная, трехчастная формы) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Инсценировать песни и пьесы программного характера

 5.

Природа и музыка. Прогулка

1

5.10

 

 6.

Танцы, танцы, танцы

1

12.10

Муз.викторина

 7.

Эти разные марши.

 /“Сказка о барабанах”/

1

19.10

 8.

Расскажи сказку

1

26.10

 9.

Обобщающий урок .

1

2.11

Фронтальный опрос

2ч.

О России петь -что стремиться в храм.  /7 часов/

10.

Великий Колокольный звон. Звучащие картины.

1

16.11

 12.

Святые земли русской.

Александр Невский,

 Сергий Радонежский.

1

23.11

беседа

Разыгрывать народные, игровые ? песни, песни-диалоги,, песни-хороводы.I   Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективно- го (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши.Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др.Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.

Знать особенности традиционных народных праздников. Различать, узнавать народные  песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Создавать музыкальные компози-ции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности Понимать характер исполнения ' народных песен и духовных песнопений.

13.

 Молитва .

1

30.11

14

С Рождеством Христовым.

1

7.12

15.

Музыка на Новогоднем празднике

1

14.12

 16.

Обобщающий  урок 2 четверти.

1

21.12

Фронтальный опрос

17.

3ч. Гори, гори ясно, что бы  не  погасло    /3 часа/

28.12

Плясовые наигрыши.

Разыграй песню

1

11.01

.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.>. Передавать в пластике движений, в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов.Исполнять рождественские песни.

Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, художественное движение, пластическое интонирование и др.)

 18.

Музыка в народном  стиле.

Сочини песенку.

1

18.01

 

19.

Проводы Зимы». /Масленица/ .Встреча весны

1

25.01

В музыкальном театре.  /5 часов/

 20

Сказка будет впереди.

Детский музыкальный театр.

Опера.

1

1.02

Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.

Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произ ведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально-творческую Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью

 21.

Балет .

Балет на сказочный сюжет.

1

8.02

 22.

Театр оперы и балета.

Волшебная палочка дирижера.

1

15.02

беседа

23

 24.

Опера “Руслан и Людмила”

/сцены из оперы/.

2(1)

1.03

Муз.викторина

4ч.

В концертном зале 5 часов

25

Симфоническая сказка

«Петя и волк»

1

15.03

Узнавать тембры инструментов - симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами ; симфонической сказки. Понимать смысл терминов «парти- тура», «увертюра», «сюита» и др.Участвовать в коллективном воплощении  музыкальных  образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

.

, Передавать свод музыкальные впечатления в рисунках.

26

Обобщающий урок

3 четверти

(1)

15.03

 27.

 “Картинки с выставки” – музыкальные впечатления

1

22.03

28.

29

Звучит нестареющий Моцарт.

2(1)

5.04

«Чтоб музыкантом быть так надобно уменье» 5 часов

30

Волшебный цветик-семицветик

Орган. И это все БАХ.

1

12.04

Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя.Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства..Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Узнавать изученные на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов.Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям.Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта

31.

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

1

19. 04

32.

Два лада. Легенда. Природа и музыка

Печаль моя светла.

Жанр инструментального концерта

1

26.04

33.

Мир музыки Прокофьева и Чайковского

1

17.05

34.

Могут ли иссякнуть мелодии. Обобщающий урок

1

24.05

тестирование

                Итого 34 урока

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература: Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования

Примерные  программы  по  музыке  для  начальной  школы

 Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: Начальные классы  1 -4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина. - 3-е изд.доработанное - М.: Просвещение, 2010. - 24 с. - Библиогр.: с. 21. - ISBN 5-09-015632-8.Критская Е.Д.    Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений . - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-018328-4.

 Критская Е.Д.    Музыка: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы. - 4-е изд., - М.: Просвещение, 2010. - 80с. Сборники  песен  и  хоров. Научно-популярная литература  по  искусству.

Справочные  пособия, энциклопедии  по  искусству

         Дополнительную информацию по методике преподавания  музыки можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.  

Оборудование:  музыкальный инструмент – фортепиано, Клавишный синтезатор, музыкальный центр, компьютер, проектор , экран, компакт-диски классической музыки, комплект детских песен и фонограмм. Комплект  звукопроизводящей  аппаратуры /микрофон,  усилитель звука,  динамики/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории  высшей категории, Козлов...

Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект  урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Статья на тему: Обучение музыке в школе коррекционной школе

Коррекционно-воспитательная деятельность педагогов-дефектологов, направленная на преодоление или ослабление недостатков, свойственных аномальным детям, содействует более интенсивному и правильному раз...