Статья на тему: Обучение музыке в школе коррекционной школе
статья по музыке

Коррекционно-воспитательная деятельность педагогов-дефектологов, направленная на преодоление или ослабление недостатков, свойственных аномальным детям, содействует более интенсивному и правильному развитию таких детей. Коррекционные занятия позволяют гуманно решать жизненные проблемы обделенных природой детей. Ряд задач

коррекционной педагогики имеет общий характер и относится ко всем видам нарушения развития и поведения. Это:

- развитие личности аномального ребенка;

- закаливание организма;

- развитие движений;

- развитие чувственного опыта

- развитие мышления;

- посильный труд;

- овладение опытом жизни в обществе.

 

В процессе работы с учеником учитель всегда задается вопросами:

- что имеем?

- что должно быть?

- что необходимо сделать, чтобы было так, как нужно?

Изучение детей – основа практической коррекционной работы. В реальных условиях школьной жизни учитель опирается на комплексную диагностику изучения поведения учеников.

Ведущими методами изучения поведения ребенка являются:

- метод наблюдения (наблюдение длительное, систематическое, разностороннее, объективное)

- изучение передового опыта воспитания

- изучение личных дел учеников (здоровье, семья)

- изучение продуктов ученического творчества

- беседа с учеником (выявляются отношения, чувства и намерения, оценки и позиции детей)

- опросы учеников (устные либо письменные – методом анкетирования)

- тестирование

В распоряжении учителя много способов, чтобы добыть необходимую информацию о детях, нуждающихся в коррекционной помощи. С помощью различных методов учителя узнают, как протекают процессы воспитания и развития учеников, анализируют полученные данные, делают выводы и по ним определяют направленность, объем, течение коррекционного обучения и воспитания. Ни один метод, взятый отдельно, не гарантирует надежности выводов. Поэтому в оптимальном сочетании используются все методы.

 

Важной частью коррекционной работы учителя является ежедневная профилактика эмоциональных перегрузок. Нужно щадить и укреплять нервную систему ребенка, не вызывать ее чрезмерного напряжения. Делать это нужно не тогда, когда ребенок уже сорвался в невроз. Спокойный, уравновешенный ребенок не подвержен резким эмоциональным колебаниям, имеет силы сопротивляться негативному, способен подумать прежде, чем станет действовать.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка очень тесно связано с физическим. Если нет здоровой физической усталости, приятного чувства мышечного комфорта, то все удары принимает ослабленная нервная система. Выход физической энергии обычно «оттягивает» излишки нервного напряжения.

 

Профилактика эмоциональной напряженности школьников составляет оздоровительную систему, в которую включаются физическая зарядка, уроки физкультуры, специальный тренинг, прогулки, физический труд, занятия ритмикой и музыкой, в том числе и пением.

 

Один из наиболее сильных методов групповой терапии — хо­ровое пение. С ним по эффективности облагораживающего влия­ния не может сравниться никакой метод. Зависимость эмоцио­нального здоровья человека от участия в многоголосом хоровом пении обнаружена в древнейшие времена. Все религии, все педа­гогические системы прошлого включали пение в свои программы как важный и необходимый, весьма полезный для сохранения эмоционального здоровья предмет. Участие в общем пении освобо­ждает энергию, незаметно и очень эффективно снимает напряже­ние, расслабляет человека, делает его добрее. Душа облегчается, исчезают озлобленность и агрессивность. Человек, пропевший в общем хоре несколько хороших песен, не способен на зло. Пес­ни, подчеркнем, должны быть специально подобранными, мелодичными, умиротворяющими. Не грубые  и бездушные шлягеры, усиливающие агрессивность, а хоро­шие, давние народные песни, классические произведения и лучшие образцы популярной музыки.

С древнейших времен хоровое пение — обязательный предмет в хороших школах. Выход энергии, гармонизация чувств, снятие напряженности, совместные переживания, коллективная эмпатия, всеобщая любовь и умиротворенность — все в этом нехитром занятии. Музыкальные занятия выполняют свое прямое назначение — облегчение чувств. С первой и до последней мину­ты урока пусть дети поют и, когда время вышло, с огорчением по­кидают класс. Пускай поют они сначала нестройно, неумело, не зная слов, выбирая примитивные песни; на то и учитель, чтобы посте­пенно все исправлять. «Давайте, дети, петь!» — пусть будут ваши главные слова. Сначала будем петь то, что вам хочется, песни, ко­торые вы знаете, становитесь или садитесь, где кто хочет. Трудно, со скрипом, с большими потугами будут идти первые занятия. И может понадобиться не один год, чтобы снять укоренившееся отрицательное отношение к настоящему хоровому пению. Зато какой превосходный результат должен быть в перспективе!

Начинать надо с малого, посте­пенно. Учитель снимет с себя заботы по коррекции отклоняюще­гося поведения, если будет петь вместе с детьми.

Песни сочетаются с хороводами, играми, танцами. При пра­вильной организации это эффективная и целебная групповая ме­дитация, удесятеряющая силы.

 

Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело, стремление поделиться приобретенными знаниями и умениями. Кроме того, хоровое пение способствует тренировке голосового аппарата детей, развитию слухового восприятия, коммуникативных навыков, в частности, мимики и пантомимики. Открывая для себя радость эстетического творчества, ребенок-инвалид меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни, обретает более оптимистический взгляд на жизнь.

 

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л.С.Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека  непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

 

Следует выделить коррекционно-развивающие задачи, стоящие перед учителем на  музыкальных занятиях:

- корригировать отклонения в интеллектуальном, физическом, психическом развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

 

Задачи воспитывающие:

-помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость.

 

Задачи образовательные:

.- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;

- формировать знания о музыке в процессе слушания музыкальных произведений, а также в ходе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- развивать двигательную активность под музыку;

- формировать навыки игры на простейших музыкальных инструментах.

 

Виды деятельности на коррекционных музыкальных занятиях:

  • прослушивание музыки - развитие внимания, эмоциональной отзывчивости, снятие эмоционального напряжения;
  • освоение содержательной стороны песни, обсуждение – общее развитие и развитие устной речи, расширение активного словаря;
  • проговаривание, прочитывание и заучивание текста песни (возможно и записывание слов) – развитие речи, памяти, чтения, графики и орфографии, мелкой моторики
  • разучивание необходимых скороговорок, артикуляционных упражнений, стихов – развитие устной речи, памяти;
  • распевание – развитие речевой моторики, дыхательного аппарата;
  • разучивание мелодии песни – развитие памяти, речевой моторики, дыхательного аппарата;
  • разучивание мелодекламаций – развитие памяти, общей и речевой моторики, дыхательного аппарата, внимания;
  • выполнение пальчиковых упражнений (с текстом и без, под музыку и без) – развитие мелкой моторики, двигательно-речевой координации, внимания;
  • выполнение специальных упражнений под музыку:

- упражнения на ориентировку в пространстве – развитие представления о пространстве и умение ориентироваться в нем;

- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие, на координацию движений, на расслабление мышц); с предметами и без – развитие ловкости, быстроты реакции, точности  движений; исправление недостатков физического развития;

- упражнения с детскими музыкальными инструментами – развитие подвижности пальцев, ощущения напряжения и расслабления мышц, соблюдения ритмичности и координации рук;

- игры под музыку – развитие ловкости, быстроты реакции, точности движений, координации, творческой инициативы, общей моторики и речевой, наблюдательности; развитие эмоционально-волевой сферы; общее физическое развитие;

- танцевальные упражнения – развитие крупной и мелкой моторики, внимания, памяти, ориентирования в пространстве, координации, эмоционально-волевой сферы; воспитание положительных качеств личности (дружелюбие, дисциплинированность, коллективизм); эстетическое воспитание

  • инсценирование песни – развитие творческого начала в ребенке, фантазии, умения самостоятельно применить приобретенные двигательные навыки, умения коллективного творчества;
  • рисование под музыку – развитие мелкой моторики, творческого начала, способности переживать содержание музыкального образа; развитие умения соотносить зрительный и звуковой образы;
  • отдых, релаксация под музыку – снятие эмоционального напряжения и физической усталости.

Все эти виды деятельности вызывают у детей  живой эмоциональный интерес, расширяют их общие знания, развивают слуховое восприятие.

 

В соответствии с возрастом ребенка и задачами, которые учитель ставит на уроке  в работе с данным учеником, подбирается и песенно – музыкальный материал. Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Музыкальный репертуар для пения и слушания выбирается учителем в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, от местных условий (праздники, классные, школьные и внешкольные мероприятия).


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_muzyke.docx21.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекционно-воспитательная деятельность педагогов-дефектологов, направленная на преодоление или ослабление недостатков, свойственных аномальным детям, содействует более интенсивному и правильному развитию таких детей. Коррекционные занятия позволяют гуманно решать жизненные проблемы обделенных природой детей. Ряд задач

коррекционной педагогики имеет общий характер и относится ко всем видам нарушения развития и поведения. Это:

- развитие личности аномального ребенка;

- закаливание организма;

- развитие движений;

- развитие чувственного опыта

- развитие мышления;

- посильный труд;

- овладение опытом жизни в обществе.

В процессе работы с учеником учитель всегда задается вопросами:

- что имеем?

- что должно быть?

- что необходимо сделать, чтобы было так, как нужно?

Изучение детей – основа практической коррекционной работы. В реальных условиях школьной жизни учитель опирается на комплексную диагностику изучения поведения учеников.

Ведущими методами изучения поведения ребенка являются:

- метод наблюдения (наблюдение длительное, систематическое, разностороннее, объективное)

- изучение передового опыта воспитания

- изучение личных дел учеников (здоровье, семья)

- изучение продуктов ученического творчества

- беседа с учеником (выявляются отношения, чувства и намерения, оценки и позиции детей)

- опросы учеников (устные либо письменные – методом анкетирования)

- тестирование

В распоряжении учителя много способов, чтобы добыть необходимую информацию о детях, нуждающихся в коррекционной помощи. С помощью различных методов учителя узнают, как протекают процессы воспитания и развития учеников, анализируют полученные данные, делают выводы и по ним определяют направленность, объем, течение коррекционного обучения и воспитания. Ни один метод, взятый отдельно, не гарантирует надежности выводов. Поэтому в оптимальном сочетании используются все методы.

Важной частью коррекционной работы учителя является ежедневная профилактика эмоциональных перегрузок. Нужно щадить и укреплять нервную систему ребенка, не вызывать ее чрезмерного напряжения. Делать это нужно не тогда, когда ребенок уже сорвался в невроз. Спокойный, уравновешенный ребенок не подвержен резким эмоциональным колебаниям, имеет силы сопротивляться негативному, способен подумать прежде, чем станет действовать.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка очень тесно связано с физическим. Если нет здоровой физической усталости, приятного чувства мышечного комфорта, то все удары принимает ослабленная нервная система. Выход физической энергии обычно «оттягивает» излишки нервного напряжения.

Профилактика эмоциональной напряженности школьников составляет оздоровительную систему, в которую включаются физическая зарядка, уроки физкультуры, специальный тренинг, прогулки, физический труд, занятия ритмикой и музыкой, в том числе и пением.

Один из наиболее сильных методов групповой терапии — хоровое пение. С ним по эффективности облагораживающего влияния не может сравниться никакой метод. Зависимость эмоционального здоровья человека от участия в многоголосом хоровом пении обнаружена в древнейшие времена. Все религии, все педагогические системы прошлого включали пение в свои программы как важный и необходимый, весьма полезный для сохранения эмоционального здоровья предмет. Участие в общем пении освобождает энергию, незаметно и очень эффективно снимает напряжение, расслабляет человека, делает его добрее. Душа облегчается, исчезают озлобленность и агрессивность. Человек, пропевший в общем хоре несколько хороших песен, не способен на зло. Песни, подчеркнем, должны быть специально подобранными, мелодичными, умиротворяющими. Не грубые  и бездушные шлягеры, усиливающие агрессивность, а хорошие, давние народные песни, классические произведения и лучшие образцы популярной музыки.

С древнейших времен хоровое пение — обязательный предмет в хороших школах. Выход энергии, гармонизация чувств, снятие напряженности, совместные переживания, коллективная эмпатия, всеобщая любовь и умиротворенность — все в этом нехитром занятии. Музыкальные занятия выполняют свое прямое назначение — облегчение чувств. С первой и до последней минуты урока пусть дети поют и, когда время вышло, с огорчением покидают класс. Пускай поют они сначала нестройно, неумело, не зная слов, выбирая примитивные песни; на то и учитель, чтобы постепенно все исправлять. «Давайте, дети, петь!» — пусть будут ваши главные слова. Сначала будем петь то, что вам хочется, песни, которые вы знаете, становитесь или садитесь, где кто хочет. Трудно, со скрипом, с большими потугами будут идти первые занятия. И может понадобиться не один год, чтобы снять укоренившееся отрицательное отношение к настоящему хоровому пению. Зато какой превосходный результат должен быть в перспективе!

Начинать надо с малого, постепенно. Учитель снимет с себя заботы по коррекции отклоняющегося поведения, если будет петь вместе с детьми.

Песни сочетаются с хороводами, играми, танцами. При правильной организации это эффективная и целебная групповая медитация, удесятеряющая силы.

Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело, стремление поделиться приобретенными знаниями и умениями. Кроме того, хоровое пение способствует тренировке голосового аппарата детей, развитию слухового восприятия, коммуникативных навыков, в частности, мимики и пантомимики. Открывая для себя радость эстетического творчества, ребенок-инвалид меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни, обретает более оптимистический взгляд на жизнь.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л.С.Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека  непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. 

Следует выделить коррекционно-развивающие задачи, стоящие перед учителем на  музыкальных занятиях:

- корригировать отклонения в интеллектуальном, физическом, психическом развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Задачи воспитывающие:

-помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость.

Задачи образовательные:

.- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;

- формировать знания о музыке в процессе слушания музыкальных произведений, а также в ходе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- развивать двигательную активность под музыку;

- формировать навыки игры на простейших музыкальных инструментах.

Виды деятельности на коррекционных музыкальных занятиях:

  • прослушивание музыки - развитие внимания, эмоциональной отзывчивости, снятие эмоционального напряжения;
  • освоение содержательной стороны песни, обсуждение – общее развитие и развитие устной речи, расширение активного словаря;
  • проговаривание, прочитывание и заучивание текста песни (возможно и записывание слов) – развитие речи, памяти, чтения, графики и орфографии, мелкой моторики; 
  • разучивание необходимых скороговорок, артикуляционных упражнений, стихов – развитие устной речи, памяти;
  • распевание – развитие речевой моторики, дыхательного аппарата; 
  • разучивание мелодии песни – развитие памяти, речевой моторики, дыхательного аппарата;
  • разучивание мелодекламаций – развитие памяти, общей и речевой моторики, дыхательного аппарата, внимания;
  • выполнение пальчиковых упражнений (с текстом и без, под музыку и без) – развитие мелкой моторики, двигательно-речевой координации, внимания;
  • выполнение специальных упражнений под музыку:

- упражнения на ориентировку в пространстве – развитие представления о пространстве и умение ориентироваться в нем;

- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие, на координацию движений, на расслабление мышц); с предметами и без – развитие ловкости, быстроты реакции, точности  движений; исправление недостатков физического развития;

- упражнения с детскими музыкальными инструментами – развитие подвижности пальцев, ощущения напряжения и расслабления мышц, соблюдения ритмичности и координации рук;

- игры под музыку – развитие ловкости, быстроты реакции, точности движений, координации, творческой инициативы, общей моторики и речевой, наблюдательности; развитие эмоционально-волевой сферы; общее физическое развитие;

- танцевальные упражнения – развитие крупной и мелкой моторики, внимания, памяти, ориентирования в пространстве, координации, эмоционально-волевой сферы; воспитание положительных качеств личности (дружелюбие, дисциплинированность, коллективизм); эстетическое воспитание

  • инсценирование песни – развитие творческого начала в ребенке, фантазии, умения самостоятельно применить приобретенные двигательные навыки, умения коллективного творчества;
  • рисование под музыку – развитие мелкой моторики, творческого начала, способности переживать содержание музыкального образа; развитие умения соотносить зрительный и звуковой образы;
  • отдых, релаксация под музыку – снятие эмоционального напряжения и физической усталости.

Все эти виды деятельности вызывают у детей  живой эмоциональный интерес, расширяют их общие знания, развивают слуховое восприятие.

В соответствии с возрастом ребенка и задачами, которые учитель ставит на уроке  в работе с данным учеником, подбирается и песенно – музыкальный материал. Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Музыкальный репертуар для пения и слушания выбирается учителем в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, от местных условий (праздники, классные, школьные и внешкольные мероприятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МО. ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕМА: «СПЕЦИФИКА УРОКА МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА».

Кто учился наукам, не применяя их                                              ...

Статья "Особенности трудового обучения в коррекционной школе."

Главной задачей обучения ручному труду является формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Важно использовать ручной труд для исправления недостат...

Статья на тему: Уроки музыки в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.

Статья на тему: Уроки музыки в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС....

Статья «Особенности трудового обучения в коррекционной школе VIII вида на уроках технологии»

Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития это одна из значимых областей знаний, разрабатываемой педагогикой и психологией. Это неотъемлимая часть програм...

статья на тему:" Современный урок музыки в средней школе"

статья на тему:"Какой он современный урок музыки"...