НЕДОСТАТКИ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМБРА ГОЛОСА, И МЕТОДЫ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
статья по музыке по теме

Плеханова Елена Алексеевна

Краткий обзор проблем в формировании темра голоса и методы их преодоления.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НЕДОСТАТКИ  В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМБРА ГОЛОСА, И МЕТОДЫ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В тембре, заключены почти все качества голоса. Красивый, правильно оформленный тембр – показатель полноценной и наиболее совершенной работы голосового аппарата. Тембр голоса (фр. timbre – колокольчик) – психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: формантной структурой спектра; степенью выраженности шумовых компонентов, негармонических обертонов; модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Тембр голоса воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова.

Для педагога, работающего с учеником, исходной задачей является воспитание и совершенствование тембра. Надо помнить, что этимособым качеством никогда нельзя жертвовать в угоду громкости или умению «брать» более высокую ноту. В академическом стиле пения тембр формируется на основе смешанного типа голосообразования, когда «голосовые связки колеблются ни по чисто грудному, ни по чисто фальцетному типу, а в их колебаниях одновременно присутствуют и грудной, и фальцетный механизмы работы». Причем «характер смешения должен диктоваться не столько вкусом педагога, сколько индивидуальными особенностями голосового аппарата каждого ученика». В связи с последним для формирования естественного смешанного голосообразования у певцов особое значение приобретает форма и система применяемых вокальных упражнений и умелое использование их педагогом. Опыт показывает, что, заботясь при воспитании певца в первую очередь о качестве тембра, удается достигнуть успеха в выявлении и развитии всех других качеств его голоса и вокальной речи.

Многие певцы от природы или в результате предшествующего пения приходят в класс, имея определенные недостатки в тембре голоса. Порочные тембры могут быть исправлены совсем или частично в результате правильного воспитания голоса.

К порочным тембрам относят, например, тремолирующий, горловой, зажатый, гнусавый, гудкообразный и др. Недостатки тембра, связанные с нарушением вибрато. Под вибрато понимается легкое вибрирование голоса, сопутствующее певческому голосообразованию и отсутствующее в речевом. Вибрато украшает тембр и придает голосу живой, трепещущий, выразительный характер. Если вибрато осуществляется слишком часто, то слушатель воспринимает его как «барашек» в голосе, если чересчур редко – то создается впечатление качания голоса. Напряженная работа гортани, тотчас же сказывается на характере вибрато. При нахождении более правильного, менее напряженного состояния гортани во время фонации улучшается и качество вибрато. У мастеров вокального искусства вибрато отличается большой ровностью и постоянством. Это воспринимается нашим слухом как устойчивость, определенность звукообразования. Гортань таких певцов работает свободно, без лишнего напряжения, что и рождает ровное вибрато. У неопытных певцов гортань напряжена, работает неустойчиво, поэтому вибрато у них непостоянно, неровно. На слух такой голос не льется, имеет неопределенный, неустойчивый характер. У детей, с их фальцетной манерой голосообразования, вибрато обычно выражено плохо.

Степень овладения красивым вибрато, возможности исправления его дефектов всегда ограничены природными данными индивидуума. Педагог должен уметь разобраться в голосе ученика и, если имеются те или иные дефекты вибрато, целенаправленно воспитывать голос в нужном направлении.

Проблемы подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования.

Форсированный голос.

Под форсированным звучанием голоса следует понимать не просто громкое пение, а такое, при котором голосовой аппарат работает с явным перенапряжением. Постепенно, в результате форсированного пения стирается тембр и начинает нарушаться вибрато. Форсировка трудно поддается исправлению, но при постоянной систематической работе над голосом можно в большинстве случаев достичь возвращения его утерянных качеств. Для этого следует упорно работать над качеством певческого тона, исключив на время все, что может толкать певца к форсированному звучанию. Снимая лишние напряжения на упражнениях, вокализах и позднее на правильно подобранном репертуаре, постепенно можно добиться значительных улучшений в голосообразовании. Начиная работать над снятием форсировки, следует помнить, что избавление от нее приходит не сразу, а достигается постепенной тренировкой голосового аппарата в смысле смягчения голоса и нахождения более естественно звучащих нот. Нельзя сразу переводить певца, который форсирует, на облегченное звучание, иначе голос может «сняться с опоры», потерять профессиональное звучание.

Горловой, зажатый голос. 

Зажатость звука сочетается обычно с горловым оттенком, поэтому, в сущности, речь идет о едином недостатке, сущность которого состоит в неверной работе голосовой щели. При правильной работе гортани создается впечатление, что у певца широко открыто горло и звук идет, как бы ничего по пути не задевая. При зажатом или горловом звучании создается впечатление, что горло сжато, и звук как бы выжимается, с известным усилием проходя через гортань. Лучшим средством борьбы с зажатостью является придыхательная атака, которая уменьшает фазу смыкания голосовых связок и при- водит гортань в более правильную координацию с дыханием. Придыхательную атаку следует давать как прием, на определенное время, переходя затем на мягкую атаку, которой и следует пользоваться постоянно голосом склонным к зажатию, к горловому звучанию.

Носовые звуки («гнусавость»).

Если мягкое нёбо опущено, воздух свободно поступает в носовую полость, а выгнувшийся горбом язык максимально сужает объём полости рта и препятствует свободному прохождению воздуха во рту, что часто бывает у людей поющих верхние ноты, то все звуки приобретают явственно слышимый носовой призвук. Это, так называемая, гнусавость. Развитие подвижности мягкого нёба имеет очень важное значение для певца. Хорошая степень активности мягкого нёба способствует получению округлого прикрытого звучания гласных, сохранению ровного выдоха, создаёт условие для естественного резонирования звуков и ликвидирует нежелательный носовой призвук («гнусавость»).

Основное упражнение для тренировки поднятия мягкого нёба – это формирование правильной позиции зевка. Зевните, сомкнув губы,запомните при этом правильное положение голосового аппарата для следующего упражнения. При этом челюсти разомкнуты, губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань чуть опущена. Хорошо представить при этом, что во рту лежит горячая картофелина, но чтобы она не выпала, губы стягиваются в пучок. Отработка развития мускулатуры зева – это длительный процесс и может порой занимать 3-5 месяцев. Порочные призвуки в тембре голоса возникают от нарушения в работе различных отделов голосового аппарата. Педагог должен работать над их исправлением, зная причину того или иного недостатка. Тембр может быть значительно улучшен, если педагог правильно борется с недостатками. «Качание», «барашек» в голосе, как и его гудкообразный характер, связаны с нарушениями вибрато, поэтому все внимание педагога должно быть направлено на снятие лишнего напряжения шейных мышц, освобождения гортани. Горловой тембр, зажатие звука происходят от излишне активной смыкательной работы голосовых связок. Педагог поступит правильно, если будет временно расслаблять их чрезмерно плотное смыкание. Форсировка разрушающе действует на голос, вызывая появление «качки» и заметное ухудшение тембра. Изменение насыщенности звучания, легкий репертуар, подвижные упражнения – помощники в борьбе с форсировкой. Хотя тембр в значительной степени определяется природными свойствами голосового аппарата, он может меняться под влиянием работы над голосом. Работа над тембром голоса является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать тембр голоса – одно из важнейших профессиональных умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М.,1990.

2. Казачков С.А. Дирижёр хора – артист и педагог. – Казань: Казан. гос. Консерватория, 1998. – 308 с.

3. Максимов И. Фониатрия. – М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ КОЛЛЕДЖА

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ КОЛЛЕДЖА...

Статья "Метод проектов как способ подготовки конкурентоспособного специалиста"

Данная статья опубликована в собрнике IV Общероссийской заочной научно-практической конференции "Профессиональная школа в структуре развития трудового потенциала страны"...

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Методические рекомендации определяют цель и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной практики студентами по  ПМ.02 Производственно-технологиче...

интегрированный урок "музыка и математика" в 6 классе по теме "Противоположные числа и тембры голосов"

вопросы о джазе (тест, проверочная) для 8-9 классов по искусству и музыки  в 6 классе...

Вокальный кружок "Мир вокального искусства"

Программа кружка вокального искусства для начальной школы....