Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий подготовки конкурентоспособного специалиста
учебно-методический материал по теме

Петрова Алёна Ивановна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий подготовки конкурентоспособного специалиста

Добрый день уважаемые коллеги!

    В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ученика ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Развивающемуся обществу нужны образованные, квалифицированные специалисты, готовые к партнерским отношениям, сотрудничеству, стремящиеся к непрерывному профессиональному росту, имеющие четкие ценностные ориентации и испытывающие ответственность за судьбу страны. Одним из основных направлений модернизации образования является совершенствование подготовки будущего выпускника к профессиональной деятельности, которую можно рассматривать как развитие его ключевых компетенций. На современном этапе развития системы образования учебно-исследовательская работа, которая формирует исследовательскую компетенцию обучающихся, становиться одним из первостепенных компонентов процесса обучения.    

        Исследовательская компетенция определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений и навыков, владения методами научного и учебно-исследовательского познания. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие следующих основных этапов, характерных для исследования:

  • постановка проблемы;
  • изучение разной информации по данной проблематике;
  • выбор методов исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала;
  • анализ и обобщение;
  • формулировка выводов.

Одной из основных  целей учебного исследования является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, так как именно в исследовании  учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что способствует повышению личной уверенности у каждого ученика.

      Этот учебный год стал периодом внедрения технологии компетентностно-ориентированного обучения (а именно  метода проектного обучения).

     Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.

     Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:

  • логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
  • поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).

     Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важной прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

         Одним из результатов такой деятельности можно назвать урок на тему «Терроризм – современная угроза человечеству». Проведению этого урока по защите проектов предшествовала огромная работа в течение  нескольких месяцев.

         Работа началась  с библиотек,  книг, журналов, интернета, индивидуальных занятий с ребятами. Каждой мини-группой была выдвинута проблема, сформулированы цель и задачи исследования, а также результаты работы  и выводы. Затем ребятам предстояло отобрать необходимую информацию, проанализировать её и обобщить в исследовательской работе. Внутри мини-группы были распределены обязанности, выполнение которых в конечном итоге привело к получению продукта, а именно – проекта. Считаю, что  защита проектов во время уроков, участие и выступления на конференциях позволяют обучающимся развивать коммуникативные навыки, развивать  умение адаптироваться к действительности, формировать свою активную гражданскую позицию.

   Использование метода проекта в урочное время ограниченно временными рамками, поэтому дальнейшее формирование исследовательских умений обучающихся продолжается созданным научным обществом учащихся «Одаренок». Путь труден, не всегда заканчивается успешно, но эта деятельность адаптирует учащихся к социуму, способствует их самосовершенствованию. Направления исследовательских работ научного общества, в деятельности которого активное участие принимают мои ученики разнообразны: 1) гуманитарное;  2) экологическое;  3) естественнонаучное; 4)краеведческое.                                                              

      Ежегодно расширяются области представления наших  исследовательских работ от областного до всероссийского масштаба.

  • Всероссийская студенческая историко-краеведческая конференция «Вехи истории» (г.Шадринск);
  • Молодежные  Циолковские чтения (г.Киров);
  • Областная студенческая  научно-практическая конференция «Экология глазами студентов»;

 А также

  • областной педагогический фестиваль, посвященный окончанию года русского языка «Все началось с таблички, свитка, бересты …» (п.Голышманово);
  • «Менделеевская ассамблея -2009, 2010» (г. Тобольск);
  •  Всероссийский конкурс образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами».
  • Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива».

Таким образом, формирование навыков   исследовательской работы учащихся решает следующие важные задачи в процессе развития личности будущего специалиста: активизирует образовательный процесс, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результат своего собственного труда, который можно применить в реальной жизни.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богданова В.А. Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО

В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во...

Статья "Метод проектов как способ подготовки конкурентоспособного специалиста"

Данная статья опубликована в собрнике IV Общероссийской заочной научно-практической конференции "Профессиональная школа в структуре развития трудового потенциала страны"...

САМОСТОЯТЕЛЬНЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА.

В данной статье рассматривается формы и виды самостоятельной работы обучающихся, а также её организация в образовательном учреждении. Значение самостоятельной работы обучающихся  для подготовки с...

Формирование исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике

В разработке представлены основные этапы исследовательской деятельности, приводится обобщение научно-исследовательской составляющей урока, подробно описываются этапы формирования исследовательских уме...

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность исследования. В ряде нормативных документов ставятся задачи качественных изменений в деятельности всей школы, одной из которых является  формирование способности учеников к самостоят...