Роль художественного образования в формировании креативной и духовной личности.
статья по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №81
Сормовского района
Роль художественного образования в формировании креативной и духовной личности.
Автор: Смирнова Мария Викторовна
Учитель музыки
(Тел.89030550000)
Нижний Новгород
2010 г
«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».
Г. Г. Нейгауз
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.» По словам Президента, цель инициативы - "создание такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, учебе, способна быть современной, адекватной".
Заявленные на самом высоком уровне цели диверсификации или новой модернизации экономики России должны быть подкреплены соответствующими структурными изменениями в системе образования. В светском общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка. Известно, что искусство обладает возможностями формирования культуры личности, взращивания духовности подрастающего поколения, терапевтическим эффектом и другими функциями. Однако в педагогической практике наблюдается большой разрыв между возможностями искусства и его результатами.
В школах господствует отчуждение не только учащихся, но и педагогического коллектива от искусства, которому отводится развлекательная роль.
Общественное сознание еще не прониклось идеей Э.Канта, что «научный человек есть продолжение художественного», что искусство зачастую идет впереди науки и философии в поисках новых форм познания действительности. Не сформировав художественного мышления, человек не может встать и на путь науки. Разве инженеру, ученому не нужны фантазия, интуиция, воображение, вдохновение, пространственное мышление? Еще Ф. М. Достоевский говорил, что «Красота спасет мир». Говоря о красоте, он имел в виду вовсе не эстетическую категорию, а нравственную, моральную. Он говорил, прежде всего, о сострадании человеческом, и ни о чем другом. Помочь человеку стать социально-значимым, сделать моральный выбор, обосновать его – вот одна из центральных задач научной методологии воспитания. Достоевский солидарен и с Эммануилом Кантом, сказавшим: «Прекрасное – это символ морального добра», и с немецким философом и педагогом О. Ф. Больновым, говорившем о трех фундаментальных добродетелях – доброте, надежде, благодарности, «которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни» и должны формироваться эстетическим воспитанием. Можно процитировать и современных ученых: Выготский Л. С. говорил об исключительной роли искусства: «искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека – именно сферу его чувства», которая социально обусловлена. В. Д. Шадриков: «истоки духовности необходимо искать в факте социальной сущности человека», а духовное обусловливается внутренней, эмоционально окрашенной «борьбой добра или зла, и разума». Т. е. духовность объединяет, по мнению ученого, сознание и подсознание, что и «дает интеллектуальный порыв, позволяет…личности…выйти на вершину творчества.
В какой предметной области эти качества тренируются наилучшим образом? Конечно же — в художественном творчестве, но только в том случае, если мы изменим методы обучения на соответствующие природе искусства.
Психолог и педагог Моисей Матвеевич Рубинштейн писал: «Без веры во
внутреннюю гармонию нашего мира, не могло быть никакой науки. Эта вера есть, и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».
Веря в гармоничное и позитивное воздействие музыки на человека, изучив психологию творчества, целью своей педагогической деятельности я ставлю формирование Духовности и творческое развитие личности.
Процесс развития ребенка, становление его как творческой личности – это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно. Нельзя забывать о том, что ребенок творит себя сам, а мы педагоги, лишь призваны умело направить его. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили. Общепризнано, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения. Ответ может быть найден усилием других людей и отсрочен во времени.
Для реализации цели: формирование духовной и креативной личности, на наш взгляд, наиболее подходят идеи Научной школы человекосообразного образования А.Хуторского. В его основе - идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, прежде всего, Сократ, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский и др. Исходя из этой теории, основными задачами учителя являются:
- Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования.
- Определить особенности жизни человека в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования.
- Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии.
Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст. Следуя принципам инновационной педагогики: увидеть в ребенке его безграничность и принять таким, каков он есть, создавая условия для его личностного развития, уже на первых уроках, знакомясь с детьми, я разучиваю с ними песню и прослушиваю каждого ребенка в классе. Правильная диагностика - основа основ. Выявить способности ребенка, а впоследствии создать условия для их развития - моя первоначальная задача. Если первоклассник чисто интонирует 2 ноты, при правильном подходе и соответствующих упражнениях, запоет чисто уже к концу года. Запоет чисто, значит, сможет проявить свою индивидуальность на сцене, и, испытав ситуацию успеха, в дальнейшем будет стремиться совершенствовать свои способности. Чтобы осуществить задуманное, необходимо заинтересовать. Этот психологический закон вывел еще Лев Семенович Выготский. Урок должен быть интересным. Одним из путей решения я вижу широкое применение информационно- коммуникативных технологий. Я активно использую в работе мультимедийные презентации, в которые вставляю звуковые и видео фрагменты, создаю видеоролики не только к урокам, но и к внеклассным мероприятиям. Некоторые из них являются результатом проектной деятельности учащихся по теме урока. Например, слайдшоу, созданное из детских иллюстраций к «Детскому альбому» П.И. Чайковского или « Три чуда» Н. А. Римского- Корсакова». Школьники очень увлечены компьютером, поэтому эти технологии воспринимаются ими прогрессивно, они сами ищут информацию в интернете по интересующей их теме. Учитель, шагающий в ногу с прогрессом, безусловно, уважаем ими.
Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, в своей работе использую средства, вызывающие у ученика осознание собственного роста: «Задай товарищу вопрос», «Проанализируй ответ и оцени его», - эти и многие другие приемы, которые я использую в работе, начиная с 3 класса, побуждают ученика осмыслить свою деятельность, развивают его познавательную активность, ведут к формированию его стойкого познавательного интереса. Необходимость его развития, заставляет меня искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. Я считаю, что важным фактором развития познавательного интереса является поощрение. В первые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий, поэтому дети младшего школьного возраста постоянно нуждаются в одобрении и признании.
Творческое развитие детей предъявляет высокие требования к педагогу. Его задача не быть экскурсоводом, представляя детям великие шедевры, а быть самому музыкантом-практиком, показывать детям образец музыкальной деятельности, ежесекундно подтверждать право называться человеком искусства. В начале своего жизненного пути ребенок подражает всему, что происходит вокруг него, но при этом он остается самим собой. Известно, что подражание – начало начал любого творчества, в котором присутствует и собственное видение, и восприятие окружающих вещей. Спетая учителем ария, или эстрадная песня, сыгранная вживую музыка, воздействует на ребенка куда сильнее, чем исполнение самой именитой оперной Дивы - в записи. А если сыграть пьесу, используя тембр того инструмента, для которого она писалась, то интерес детей усиливается и они желают научиться играть так же, имитируя игру на парте. Вот тут то и уместно применять совместное музицирование, когда дети исполняют несложные фрагменты на металлофонах, шумовых инструментах, некоторые, на клавишных вместе с учителем. Результатами реализации музыкальной деятельности на данном уровне являются потребности в эмоциональном насыщении, что выражается в том, что ребенок хочет приходить в класс «где музыка живет», хочет общаться с педагогом, т.к. он помогает ориентироваться в звуковом пространстве. Педагог является движущей силой, определяющей изменения в музыкальной деятельности ребенка. Созревание деятельной активности формирует у ребенка позитивный настрой на взаимодействие с музыкой.
Самое основное в учебном процессе, развивая личностные качества и стимулируя познавательную активность, не только сберечь, но и преумножить здоровье ребенка. В.М.Бехтерев считал, что: «Музыка не только фактор
облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».
В первом классе, я положила на музыку комплекс упражнений пальчиковой гимнастики. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Пальчиковые игры в сопровождении попевок не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок, научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Помимо этого, ежеурочно выполняются комплексы дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой, артикуляционная гимнастика, элементы фонопедического метода развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова. Данный комплекс не только способствует вокальному развитию ребенка, но и оздоравливает организм, так как при систематическом исполнении этих упражнений, повышается устойчивость детей к заболеваниям органов дыхания.
Для детей 7-8 лет характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, в том числе на уроках музыки, остается игра и элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Как следствие, в практике проведения уроков музыки и пения получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами (предлагаемыми педагогом), подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.
Дмитрий Анатольевич Медведев в Ежегодном послании Федеральному Собранию подчеркнул, что школа должна делать человека цивилизованным. Понимая это, можно выстраивать уроки искусства как Человековедческие.
Если сравнить два понятия: содержание образования и художественный образ (его сущностное ядро) — можно увидеть их тождественную сущность, и там и там «спрятан человек ». В художественном образе автор является главным «содержимым», в образовании — ребенок. Задача учителя, помочь ребенку раскрыть и познать художественную картину мира, воссоздающую окружающую среду, со всеми ее красками, в отличие от науки, не идентичную реальному миру. Подвести к мысли, что каждое произведение несет в себе отпечаток личности творца, принадлежащего своей эпохе, социальной среде и т.д. Крупицы фантазии, воображения, интуиции, философского освоения реальности складывались в копилку памяти народной: в музыку, песни, в предания, легенды. Таким образом, создавался наряду с реальным миром — иной, Художественный мир. Из нестереотипных видений мира сложилась художественная картина мира как панорамное представление о конкретной деятельности, как оценка существующих и выработка новых нормативов мышления и восприятия, обогащающих наше видение мира. С точки зрения человекосообразного образования, по утверждению А. Хуторского, наиболее оптимально решает эту задачу применение дидактической эвристики – науки об обучении как открытии; это педагогическая теория, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности. Наиболее эффективным на таких уроках применение метода символического видения. Метод символического видения заключается в отыскании или построении связи между объектом и его символом. После выяснения характера отношения символа и его объекта (например свет – символ добра, спираль – бесконечности, блин – Масленицы и т. д.) учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать в графической, знаковой, словесной или иной форме его символ. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных символов.
Нельзя познавать произведения искусства как вещь, надо диалогически общаться с ХУДОЖНИКОМ. (Художник — Зритель, Композитор— Слушатель, Писатель — Читатель). Объединяет все виды искусств ДИАЛОГ. Значимость эвристического диалога (диалог, в котором инициатива в задавании учителю вопросов с целью познания нового принадлежит ученику, а не учителю) в том, что он позволяет наряду с развитием логики ученика сформировать его наглядно-образного мышление. Подобный синтез двух взаимодополняющих друг друга частей мышления человека формирует творчество и нравственные устои личности. В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников. В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов.
Следует помнить что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Об этом хорошо сказал итальянский педагог М. Монтессори: "Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок". Учитель на уроке-диспуте ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений. Здесь уместными могут быть слова А. Петровского: "Обучение - это общение человека с человечеством".
Роль же учителя в нем быть посредником между ребенком и автором художественного произведения, наладить общение между людьми разного возраста и с разным опытом, порой разделенными веками. Беседа произойдет лишь тогда, когда будет понята точка зрения мастера, когда ребенок выскажет Свою оценку (не на произведение, а на явление), когда эти взгляды будут сопоставлены.
Чаще после такого «разговора» в душе ребенка происходит новое духовное приобретение, он «впитывает» в себя опыт мудрых, взрослеет и становится богаче. Ведь каждая встреча с новым человеком наполняет, только надо научиться брать у других новое знание о жизни. Сухомлинский писал:«Ты человеком родился, но ЧЕЛОВЕКОМ должен стать!».
В каждом из нас живут десятки характеров, меняются сотни настроений. Ты — маленькая Вселенная, где борются тысячи людей, сотни лиц. Узнавай их в других людях, поскольку любое художественное про изведение — это всегда чувства автора, его мироощущение, философия.
Б.Окуджава очень веско выразил суть творческого процесса:
Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить...
Автор как бы вскрывает понятие «внутреннего слуха» и его связи с творческим началом.
Чтобы организовать сегодня процесс обучения ребенка как человекосообразный, необходимо иметь ясные представления о развивающем потенциале музыкальной деятельности.
Начиная с начальной школы, в моей практике активно используются приемы, для развития креативности детей. Исходя из 10 психофизиологических составляющих креативности, которые располагаются в порядке возрастания, я применяю следующие виды упражнений:
1.Цельность восприятия - «Творческая мастерская», «Художники-декораторы»
2. Ассоциативность, вариативность (гибкость) мышления - «Литературно-музыкальная палитра», Ситуация: «Я — сочинитель».
3. Оригинальность мышления - Перевод музыки на язык другого вида искусства. Экспрессивное выражение собственного эмоционального состояния, возникшего в процессе прослушивания музыкального произведения, в мимике и жестах, дирижирование.
4. Готовность памяти: объем памяти, надежность памяти - «Ассоциативные сети»
5. Легкость генерирования мысли - « Мозговой штурм»
6. Сближение понятий, установление логических (причинно-следственных) связей –
«Найди пропущенное слово», «Найти ненужное слово», «Ассоциативные гроздья», «Логико-ассоциативная цепочка»
7. Способность к предвидению или интуиция - « Творческое комбинирование (конструирование): восстановление целого и частей», «определение недостающего звена для воссоздания целого»
8. Способность к открытию. Парадоксальность мышления – «Поиск художественной ассоциации» , « Выявления парадокса»
9. Способность к рефлексии - Самооценка. Взаимооценка. Экспертная оценка
10. Воображение или фантазия - Импровизация путем комбинирования отдельных средств музыкальной выразительности:
а) формы;
б) ритмического рисунка;
в) лада;
г)звуковысотности;
д) темпа;
е) динамики
моделирование заключительного звена
Общение с музыкальным искусством через подобного рода приемы, дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Необходимо сказать, что данная система уже была опробована на учащихся школ №78 и 81 Сормовского района г.Нижний Новгород . Цифры, полученные в результате проводимых исследований, показали, что развивающая творческие способности методика способствует развитию именно высокого уровня творческого мышления. Вышеуказанные изменения затрагивают не только собственно творческую деятельность на уроке, но и многие сферы жизнедеятельности школьников. Эта творческость, которая привносится детьми в различные сферы жизнедеятельности (например, отношения друг с другом, со взрослыми, общее отношение к жизни), не отражается показателями тестов, базирующихся на достаточно традиционных представлениях о творческом потенциале. Однако проведенный эксперимент показал, что в результате применения методики у школьников повышается коммуникативная компетентность, развиваются средства эмоционального самовыражения и проблемность мышления, повышаются процент адекватности самооценки, показатели уровня интеллектуального развития и показатели творческости. Кроме того, дети становятся более доброжелательными, быстрее и легче находят выход из конфликтных ситуаций, решаются сами собой проблемы дисциплины. Заинтересовавшись на уроке, они с удовольствием занимаются музыкой на кружках. Дети бегут на занятия, так как чувствуют себя артистами. Испытав ситуацию успеха единожды, они будут стремиться к личностному росту: из участников хора - стать солистами.
Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не «отвлекают» от них); развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Поэтому не должны удивлять данные зарубежных исследований о том, что расходы на культуру являются условием экономического роста. Это можно в полной мере отнести и к художественному образованию.
Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.
Художественное творчество, тактично организуемое педагогом, положительно влияет на так называемых трудных подростков, помогает им преодолеть чувство отчуждения, наполнить «ценностный вакуум» (заполняемый в других условиях «антиценностями»), избавиться от тяги к самоутверждению в асоциальном поведении. Принципиально, что воспитательные возможности искусства осуществляются не «в лоб», путем отрицания тех или иных «антиценностей», которые почему-либо дороги воспитуемому (что обычно приводит к обратному результату или не приводит ни к какому), а исподволь, путем добровольного приобщения ребенка к положительным ценностям и переживаниям, которые несет художественно-творческий опыт.
А.Мелик-Пашаев в аналитической записке, представленной в Министерство образования и науки подчеркнул, что «всеобщее творчески ориентированное, полноценное художественное образование создает оптимальные условия и для того, чтобы нашли и проявили себя дети, особо одаренные в области искусства. И это будет естественный отбор в лучшем смысле слова: не на основании чьих-то шатких прогнозов и тщеславных надежд, а в силу свободного проявления внутреннего творческого потенциала, действительно присущего ребенку. Именно такое образование способно сохранить креативный потенциал нации.»
Литература
1.Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. — Л.:Музыка, 1973.
2.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. — Л.;Музыка, 1971.
3.Барсова Н. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира/Художественное творчество. — Л.:Наука, 1986.
4.Вендрова Г. Диалог об интонации. Музыка в школе.
5.Вендрова Г., Критская Е. Трудности мнимые и реальные. Музыка в школе. 1986. № 1.
6.Гегель Г. Эстетика. В 4-х т. М., 1968-1973.
7.Волков Г. Три лика культуры. — М., 1986.
8.Горюнова Л. Музыка — дети — учитель. Музыка в школе, 1987. №2.
9.Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе, 1988. №2.
10.Маслова Л.П. Педагогика искусства Новосибирск: НИПКиПРО, 1997
11. А.Мелик-Пашаев.О состояниях и возможностях художественного образования.Искусство.№1.2008
12. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. «Эйдос» 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественного образования, как непрерывный процесспознания объективной реальности человека.
Художественное образование это очень важный элемент встановлении гармонически развитой творческой личности. В образовании осуществляется поэтапное развитие процесса познания мира, которое включает д...
Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"
Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...
доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»
В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, ...
выступление на тему: «Роль географического образования в формировании современной личности".
География – одна из древнейших наук на Земле. Но это не значит, что она потеряла свою актуальность и значимость в современном обществе. В связи с возрастающей необходимостью...
Роль художественного слова в формировании духовно богатой личности
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Кружок «Живое слово...
Родительское собрание «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках. Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»
Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка...
«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»
laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...