Роль художественного образования, как непрерывный процесспознания объективной реальности человека.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bakushinskie_chteniya_zinkova_n.v.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль художественного образования,
как непрерывный процесспознания объективной реальности человека.
Зинькова Н.В.
Художественное образование это очень важный элемент встановлении гармонически развитой творческой личности. В образовании осуществляется поэтапное развитие процесса познания мира, которое включает дошкольное, начальное, среднее, вузовское,а так же академическое профессионально-художественное образование. Процесс художественногообразования длителен, непрерывен и, по существу, не завершаем.Отличительной чертой современного российского образования является изменение содержательно-целевых аспектов с позиций гуманизации и модернизации. Это касается и художественного образования. Создать устойчивыймеханизм развития всей системы образования России, это одно из приоритетных направлений политики государства. Ведущая задача обеспечить качественное образование на всех уровнях обучения - дошкольного, начального и общего профессионального.
«Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человекомхудожественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства».
«Концепция художественного образования» – это своевременный и необходимый основополагающий государственный документ, опирающийся «на национальную доктрину образования в Российской Федерации, решающий многие насущные проблемы в области художественного образования».
Цели художественного образования на современном этапе развития в новой демократической России:
повышение общего уровня значимости духовной культуры и искусства в области образования;
сохранение, развитие и дальнейшее совершенствование уникальной системы учреждений художественного образования как носителей духовной культуры и искусства в многонациональной России.
Исходя из целей художественного образования, можно выделить задачи,осуществление которых оно призвано обеспечить:
формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения;
подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
широкое внедрение художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества.
Художественное образование – важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. Следовательно, важнейшую роль в учебно-воспитательном процессе учащихся начального, среднего, старшего звена Российских школ и студентов колледжей и вузов, а также специалистов послевузовского профессионального образования играет непрерывность художественного образования. В этусистему включены следующие компоненты: эстетическое воспитание, художественно-педагогическое, а такжепрофессиональное художественное образование. Программы реализуются в разных учреждениях, начиная с детских садов, заканчивая послевузовским профессиональным образованием.
В каждом этапеобучения некоторые стороны процесса выступают как доминирующие, ведущие, другие же – как дополнительные и сопутствующие с учетом возрастных особенностей.
В детском саду важнейшую роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое, в основном, реализуется через синкретические, художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основания, приобретаются первичные сведения.В средней школе подростки овладевают языком различных видов пластических и временных искусств,учатся анализировать художественные произведения, а также создаются предпосылки для совершенствования собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации его профессиональной или любительской направленности.
В формировании «духовного климата» современной школыособое значение имеют предметы эстетического направления «Искусство», как особого явления культуры. Она представлена тремя учебными дисциплинами эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура. Названные предметы выделены всамостоятельный блок, что свидетельствует об официальном признании ихспецифической роли в образовании учащихся. Они развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру школьника, пробуждают способность воспринимать, ценить и создавать действительность по законам красоты в окружающей жизни и искусстве. Предметы эстетического цикла направлены на развитие личности школьника, ядро которой – стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого и познанию настоящего.
Однако не первый год идет работа по перестройкевсей системы школьного образования. Идет поиск путей развития школы, вырабатываются концепции, создаются проекты и прочее. Несмотря на внедрение инновационных подходов в области художественногообразования и эстетического воспитания в целом, учебно-воспитательный процесс в школе продолжает оставаться типичным, традиционным, недостаточно хорошо учитывающим индивидуальные особенности школьников, особенно это касается и является наиболее актуальным для младшего школьника.
Общество живет и развивается так, как оно учится. И как ни странно это звучит, «интересы школьника и потребности современного общества постепенно оказались запорогом школы». Выход из положения только один – кардинальное изменение школьной политики и самой школы в направлении ее демократизации и модернизации.
Художественное образование выполняет ничем не заменимую роль в сохранении и развитии национальных культурных традиций, в процессе этнической интеграции личности в духовную культуру: национальную, общероссийскую и мировую. Открывая двери в мир иной культуры, искусство учит пониманию и принятию другого человека, способствует становлению толерантного сознания, гуманистической направленности личности.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в изобразительном искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. В этом особая сила и своеобразие изобразительного искусства: его содержание должно быть присвоено младшим школьником как собственный чувственный опыт. «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа.
Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимет себя до светлого и прекрасного…» – эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Они не потеряли своей актуальности и на современном этапе развития новой демократической России.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие школьника, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии внешнего мира. Художественное образование школьников осуществляется в основном в трех формах:
1.Общеобразовательная школа, урок изобразительного искусства, обязательныйдля каждого школьника, приблизительно охватывающий 100% учащихся. Задача художественного развития – искусство как опыт отношений. Форма приобщения к искусству – зона общей культуры.
2.Кружки, студии – формы «необязательного» обучения, существующиеи в школе, и вне ее стен, охватывающие только желающих или мотивируемых. Задача художественного развития – искусство как опыт творчества. Форма приобщения к искусству – зона свободного поиска интересов.
3.Детские художественные школы (вечерние без отрыва от общеобразовательной школы и с отрывом от нее). В эти профильные школы искусства попадают школьники, выдержавшие конкурс. Задача художественного развития – искусство как языковой опыт. Форма приобщения к искусству – зона профессиональной культуры»
Массовая школа – это восходящие ступеньки познания мудрости жизни от начальных до выпускных классов, ведущие всё выше и выше к самосовершенствованию, самопознанию и миропониманию на том уровне жизненных впечатлений, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Как важно осознавать учителям и родителям, что каждая из этих ступенек становится для ребёнка настоящим открытием познания процессов, происходящих во внешнем мире, через наглядно-образное восприятие изобразительного искусства. Этим обусловлена особая роль школьного художественного образования. Модернизация художественного образования требует поиска новых подходов к преподаванию дисциплин образовательной области «Искусство». К ним можно отнести следующие:
непрерывное обновление программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, содержания, эффективных форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
издание в помощь педагогам художественно-эстетического цикла программно-методических материалов и учебно-методических комплексов для начальной, основной и высшей школы;
повышение качества и развитие совершенной системы подготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской духовной и художественной культуры;
На современном этапе в сфере художественного образования таким педагогическим мышлением, обладает учитель, работающей с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста. Проблема развития всесторонне развитой личности на основе высокого гуманизма, нравственности и творческой активности через художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности, можно выразить замечательными словами классика русской литературы Ф.М. Достоевского. «Красота спасет мир» – сказал один из мудрейших писателей России, спасет отдуховной нищеты и невежества …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественного образования в формировании креативной и духовной личности.
Обобщение опыта работы...
"Система непрерывного экономического образования школьников как этап гражданского становления человека".
В нашей школе накоплен большой опыт по экономической подготовке и экономическому воспитанию школьников. Если в самом начале это был просто предмет «экономика» в учебной программе, то сегодня мы уже мо...
Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов
Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации ...
Роль школьного образования в развитии системы «человек – общество – природа».
Статья с конспектом урока...
Роль художественной литературы в духовной жизни человека.
Конспект первого урока Роль художественной литературы в духовной жизни человека....
Роль и функции художественного образования
Цель: значимость художественного образования.Методы исследования: анализ нормативных документов.Результаты: подтверждение необходимости художественного образования в системе общего образования.Новизна...
«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»
laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...