Тема: «Развитие аппликатурных навыков как способ формирования исполнительского мастерства».
учебно-методический материал по музыке (5 класс) по теме

Тема: «Развитие аппликатурных навыков как способ формирования исполнительского мастерства».

Цель урока : аппликатура- средство передачи художественного содержания произведения.

Задачи: научить учащегося рационально использовать аппликатуру .

Ход урока.

Аппликатура-способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте ,а также обозначение этого способа в нотах.От  умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения , но и общее развитие исполнительского мастерства  музыканта-инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения , облегчает преодоление технических сложностей , укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc106 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК.

Тема: «Развитие аппликатурных навыков как способ     формирования исполнительского мастерства».

Преподаватель: Михолап Л.Н.

отдел народных инструментов

2013 г.                    

Тема: «Развитие аппликатурных навыков как способ формирования исполнительского мастерства».

Цель урока : аппликатура- средство передачи художественного содержания произведения.

Задачи: научить учащегося рационально использовать аппликатуру .

Ход урока.

Аппликатура-способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте ,а также обозначение этого способа в нотах.От  умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения , но и общее развитие исполнительского мастерства  музыканта-инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения , облегчает преодоление технических сложностей , укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.

1. Л.Панайотова «Этюд»

Развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала. Технический материал для разучивания ученик должен получать от педагога с готовой аппликатурой . Педагог  иллюстрирует и объясняет преимущества и недостатки того или иного варианта аппликатуры. Для того чтобы основные технические формулы являлись действенным средством развития исполнительских умений и навыков , их необходимо систематически играть в разных тональностях ; в темпах , позволяющих  осуществлять теоретический и слуховой контроль за исполнительским процессом ; на разных динамических уровнях .

Поэтому «Этюд» необходимо проиграть в тональностях: G dur,, D dur , в темпах: andante, adagio, alleqretto , динамическими оттенками: F, mf ,p, mp.

2. Лучшим для развития аппликатурных навыков на начальном этапе обучения игре на инструменте является музыкальный материал из сборника сольфеджио, поскольку он включает в себя мелодии песен и танцев, систематизированных на фактурной и ладотональной основе; изложенных без обозначения аппликатуры.

Например: Р.П. «Поезд»,Т.Ломова «Плясовая», Р.П. «Котя , котенька-коток» и т.д.

3.Аз.Иванов «Полька».

Развитию аппликатурной самостоятельности способствует и разучивание  нового музыкального материала без инструмента.Это заставляет учащегося вникать в произведение , предслышать его, что в высокой степени активизирует музыкально-слуховые представления,формирует и укрепляет слухо- двигательные взаимосвязи. Активизации названных качеств во многом способствует предварительный зрительный анализ музыки. Проектируемую аппликатуру учащийся помечает карандашом, педагог оценивает ее и вместе с исполнителем корректирует.Для выработки у учащегося критического отношения к  определяемой аппликатуре педагог может использовать и такой методический прием: записав в произведении несколько вариантов аппликатуры(два-три) попросить учащегося сначала поучить нотный текст(мысленно или на инструменте) и теми и другими пальцами, затем найти наиболее удобный вариант и объяснить его преимущества.

Вывод: Работа по выбору аппликатуры – процесс сознательный. Удобная аппликатура сокращает срок работы над пьесой, и наоборот- пьеса ,заученная неудобной аппликатура рано или поздно потребует ее переучивания, что представляет собой значительную сложность. Вследствие этого учащийся теряет много сил и времени, а в конечном счете -уверенность в себе.

Аппликатура - не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения.

Музыкальный материал : А. Барабошкина «Сольфеджио» 2 класс

                                                 Г.Шахов «Основы аппликатуры»

                                                 Л .Заложнова «До ре мишка»

Аппликатуру следует определять сразу же после того , как учащийся получил музыкальное произведение от педагога. Пьесу проиграли , прослушали , обсудили и решили разучивать. Кто должен определять аппликатуру ? Сам учащийся.

Умение учащегося самостоятельно определять аппликатуру воспитывается под непосредственным контролем педагога  , в задачи которого входит:

- с первых же уроков требовать четкого соблюдения аппликатурной дисциплины;

- по мере последовательного освоения учащимся конкретного вида фактуры знакомить его с соответствующими аппликатурными принципами;

- иллюстрировать и объяснять преимущества и недостатки того или иного варианта аппликатуры;

- требовать не только четкого знания основных технических формул (гамм , арпеджио , аккордовых последовательностей) , но и широкого использования их аппликатуры в художественных произведениях;

- составлять классные и домашние задания по самостоятельному определению аппликатуры в пьесах со знакомой ученику фактурой изложения музыкального материала . используя при этом различные виды музицирования – подбор по слуху , чтение нот с листа и транспонирование.

Развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала.

Работа над техническим материалом должна проводиться каждодневно , но не слишком длительно – в среднем около получаса в день. Она должна осуществляться под контролем сознания , быть целенаправленной и вместе с тем гибкой.

Недостаточное внимание к техническому развитию приводит к нечеткой ,  невнятной и невыразительной игре.

Для того чтобы основные технические формулы являлись действенным средством развития исполнительских умений и навыков , их необходимо систематически играть в разных тональностях ; от разных звуков ; в темпах , позволяющих  осуществлять теоретический и слуховой контроль за исполительским процессом ; на разных динамических уровнях ; певучим , выразительным звуком , придерживаясь принципа  - тихо , но не тускло , громко , но не крикливо , различными штрихами и ритмическими фигурациями.

Хорошим средством для решения художественно – технических задач являются этюды. Этюд – пьеса , предназначенная для совершенствования технических навыков.

Технический материал для разучивания ученик должен получать от педагога с готовой аппликатурой.Задания по развитию аппликатурной самостоятельности должны состоять из художественных произведений, доступных и вполне понятных.

Лучшим для развития аппликатурных навыков на начальном этапе обучения игре на инструменте является музыкальный материал из сборника сольфеджио, поскольку он включает в себя мелодии песен и танцев, пользующихся  популярностью в художественной самодеятельности; систематизирован на фактурной и ладотональной основе; изложен без обозначения аппликатуры. Что же касается аккомпанемента к мелодиям из сборников сольфеджио . то его следует подбирать по слуху: сначала это делает педагог . затем учащийся с помощью педагога и , наконец сам учащийся.

Особенно полезно включать в работу по определению аппликатуры

мелодии, непосредственно изучаемые на уроках сольфеджио.Их использование укрепляет межпредметные связи-курса сольфеджио с практикой обучения игре на инструменте.

С одной стороны это активно формирует слухо- двигательные представления- с другой.

 Развитию аппликатурной самостоятельности способствует и разучивание  нового музыкального материала без инструмента.Это заставляет учащегося вникать в произведение , предслышать его, что в высокой степени активизирует музыкально-слуховые представления,формирует и укрепляет слухо- двигательные взаимосвязи.Активизации названных качеств во многом способствует предварительный зрительный анализ музыки.

Проектируемую аппликатуру учащийся помечает карандашом, педагог оценивает ее и вместе с исполнителем корректирует.

Для выработки у учащегося критического отношения к  определяемой аппликатуре педагог может использовать и такой методический прием: записав в произведении несколько вариантов аппликатуры(два-три) попросить учащегося сначала поучить нотный текст(мысленно или на инструменте) и теми и другими пальцами, затем найти наиболее удобный вариант и объяснить его преимущества.

Итог урока:

В процессе работы по развитию аппликатурной самостоятельности педагог должен с первых же уроков приучать учащегося:

-воспитывать в себе ощущение рациональности движений(высокий подъем пальцев над клавишами нежелателен, поскольку требует дополнительных усилий)

-не задерживаться на хорошо знакомом материале (лучше больше внимания уделить новому)

-исполнять одинаковые группы нот (мотивы,фразы,предложения) одними и теми же пальцами

-учитывать не только фактуру и штрихи, но и темп (аппликатура, с помощью которой пьеса легко исполняется в медленном темпе, для быстрого движения может оказаться непригодной)

-использовать все возможности пальцевого аппарата,уделяя особое внимание развитию слабых пальцев-четвертого и пятого.

Вывод: Работа по выбору аппликатуры –процесс сознательный.Удобная аппликатура сокращает срок работы над пьесой, и наоборот- пьеса ,заученная неудобной аппликатурой,рано или поздно потребует ее переучивания, что представляет собой значительную сложность.Вследствие этого учащийся теряет много сил и времени, а в конечном счете-уверенность в себе.

Аппликатура -не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения.

 

                                                                                                                Утверждаю:

                                                                                                         ______________

Зам.директора Мамонова Н.С.

Воспитательный план

 на 2010-2011 уч.год

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Место

1.

Тематический классный час

«Основы этикета и искусства общения»

октябрь

Михолап Л.Н.

ДШИ

2.

Тематический классный час

«Особенности личности»

октябрь

Черняева Л.А.

ДШИ

3.

Тематический классный час

«Творчество Ю.Акимова»

октябрь

Кабанов А.А.

ДШИ

4.

Родительское собрание «Стоит ли ребенка учить музыке?»

октябрь

Михолап Л.Н.

ДШИ

5.

Родительское собрание

«Поговорим об ответственности»

октябрь

Черняева Л.А.

ДШИ

  6.

Родительское собрание

«Десять советов отцам и матерям»

октябрь

Кабанов А.А.

ДШИ

  7.

Тематический классный час 

«Общительность-тестирование ,игровая деятельность»

декабрь

Михолап Л.Н.

ДШИ

  8.

Тематический классный час 

«Творчество В.В.Андреева»

декабрь

Черняева Л.А.

ДШИ

  9.

Лекция – концерт

«Дружба начинается с улыбки» (о творчестве В.Шаинского)

декабрь

Черняева Л.А.

ДШИ

   10.

Тематический классный час 

«Режим дня в жизни музыканта»

декабрь

Кабанов А.А.

ДШИ

 11.

Тематический классный час 

«Слушаем и играем полифонические произведения»

март

Михолап Л.Н.

ДШИ

 12.

Тематический классный час

«Познай самого себя»

март

Черняева Л.А.

ДШИ

 13.

Тематический классный час 

«Я в мире…мир в себе»

март

Кабанов А.А.

ДШИ

 14.

Родительское собрание

«»Никогда для родителей»

март

Михолап Л.Н.

ДШИ

 15.

Родительское собрание

«Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения»

март

Черняева Л.А.

ДШИ

 16.

Родительское собрание

«Проблемные моменты в развитии музыкальных способностей учащихся»

март

Кабанов А.А.

ДШИ

Зав.отделом народных инструментов:                                     Л.Н.Михолап

                                         Родительское собрание

26.04.2013г.

1.Блохин С.-

2.Алдабергенев Э.-

3.Березин С.-

4.Шугайкина П.-

5.Нысангалиева А.-

6.Джумагулова А.-

7.Мулекаева Э.-

8.Вавилов В.-

9..Айданалиева В.-

10.Альбетьяровы А.иА.-

11.Терехов В.-

12.Михолап В.-

13.Дубовицкий С.-

14.Зелепукин А.-

15.Мукашев А.-

16. Щучкин Л.-

17. Зелепукин В.-

18.Суслина М.-

19.Карагушинова А.-

20.Бондаренко Н.-

                  Родительское собрание                           26.09.12г.

                        отдел народных инструментов

1.Джумагулова А.-

 2.Алдабергенев Э.-

3.Березин С.-

4.Нысангалиева А.-

 5.Вавилов В.-

 6.Альбетьяров А.-

7.Обрезан Д.-

8.Мукашкалиев А.-

9.Супалиев А.-

10.Устинов М.-

11.Коржунов Р.-

                                                                                                             Утверждаю:                                      

____________

Зам.директора Мамонова Н.С.

Культурно – просветительская работа

отдела народных инструментов на 2011-2012 уч.год

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Место

1.

Тематический классный час: «Привычки хорошие и плохие »

октябрь

Михолап Л.Н.

ДШИ

2.

Тематический классный час : «Мы и культура »

октябрь

Черняева Л.А.

ДШИ

3.

Родительское собрание «Памятка для родителей по навыкам сохранения правильной осанки »

октябрь

Михолап Л.Н.

ДШИ

4.

Родительское собрание

«Советы родителям при поддержке ребенка в учебной деятельности »

октябрь

Черняева Л.А.

ДШИ

5.

Тематический классный час

«О способностях, необходимых для приобретения техники»

декабрь

Михолап Л.Н.

ДШИ

  6.

Тематический классный час

«Психологические установки при работе над музыкальным произведением»

декабрь

Черняева Л.А.

ДШИ

  7.

Тематический классный час «Мой помощник-внимание»

март

Михолап Л.Н.

ДШИ

  8.

Тематический классный час «Школа самоуважения»

март

Черняева Л.А.

ДШИ

  9.

Родительское собрание «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка »

май

Михолап Л.Н.

ДШИ

 10.

Родительское собрание

«Азбука воспитания (советы родителям)»

май

Черняева Л.А.

ДШИ

 11.

Лекция-концерт «Сергей Лихачев-композитор и исполнитель»

март

Михолап Л.Н.

ДШИ

Зав.отделом народных инструментов:                                     Л.Н.Михолап

                                                                                     

   Утверждаю:                                      

____________

Зам.директора Мамонова Н.С.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Место

проведения

1.

Общешкольное собрание для первоклассников всех отделений

Все преподаватели

ДШИ

2.

Тематический классный час

«Как вести себя в школе , дома и в общественных местах»

октябрь

2012 г.

Михолап Л.Н.

ДШИ

3.

Тематический классный час  

«Азбука общения»

октябрь

2012 г.

Черняева Л.А.

ДШИ

4.

Родительское собрание

«Знаете ли вы своего ребенка?»

октябрь

2012 г.

Михолап Л.Н.

ДШИ

5.

Родительское собрание

«Здоровый образ жизни на примере родителей»

октябрь

2012 г.

Черняева Л.А.

ДШИ

6.

Тематический классный час

«Что необходимо для достижения успеха в музыке»

декабрь

2012 г.

Михолап Л.Н.

ДШИ

  7.

Тематический классный час

«Работа над техникой-умственный процесс»

декабрь

2012 г.

Черняева Л.А.

ДШИ

  8.

Тематический классный час

«Воспитание лидера»

март

2013 г.

Михолап Л.Н.

ДШИ

  9.

Тематический классный час

«Настоящий друг»

март

2013 г.

Черняева Л.А.

ДШИ

  10.

Родительское собрание

«Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

май

2013 г.

Михолап Л.Н.

ДШИ

 11.

Родительское собрание

«Роль общения в жизни школьника»

май

2013 г.

Черняева Л.А.

ДШИ

12.

Лекция-концерт

«Еще звучит тот вальс во мне»

ноябрь

2012 г.

Михолап Л.Н.

ДШИ

 12.

Отчетный концерт ДШИ

май

         Все преподаватели

РДК

Зав.отделом народных инструментов:                                     Л.Н.Михолап

Объявление

                24 октября 

   состоится академический концерт  для учащихся  отдела народных  инструментов

II смена

2 класс-13.30

3-4 классы-14.30

5 класс-15.30

Репертуарный план

Музицирование (аккомпанемент)

I полугодие

1.Круглов Владимир-7 класс

а) р.н.п. «Во поле береза стояла» обр.Н.Царенко

б) «Устюжанские частушки» обр.А.Широкова

2. Землянов Захар- 7 класс

а)р.н.п. «Ленок» обр.Н.Царенко

б) Б.Савельев « Если добрый ты»

Музицирование (ансамбль)

1.Мулекаева Эльмира-V класс

а) В.Фьорино «Печальная канарейка»

б)р.н.п. «В сыром бору тропина» обр.М.Щербаковой

Музицирование (чтение с листа)

1.Зелепукин Андрей- 3 класс

а)

б)

Музицирование (чтение с листа)

1.Дубовицкий Александр-3 класс

а)

б)

Музицирование (подбор по слуху)

1.Михолап Владислав-2 класс

а)

б)

Музицирование (аккомпанемент)

II полугодие

1.Круглов Владимир-7 класс

а)р.н.т. « Яблочко» в.обр.И.Царенко

 б) В Мурадели «Россия-родина моя»

2. Землянов Захар- 7 класс

а) В.Темнов «Кнопочки баянные»

б) «Самарка» обр.Ю.Зацарного

Музицирование (ансамбль)

1.Мулекаева Эльмира-V класс

а) П.Конте «Синева»

б) «Волжские напевы» в обр.Н.Корецкого

Музицирование (чтение с листа)

1.Зелепукин Андрей- 3 класс

а)

б)

Музицирование (чтение с листа)

1.Дубовицкий Александр-3 класс

а)

б)

Музицирование (подбор по слуху)

1.Михолап Владислав-2 класс

а)

б)

родительское собрание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Мастер- класс на тему:"Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития УУД"

В статье  раскрываются теоретические вопросы использования технологии образовательного путешествия, приведены задания поэтапной разработки мероприятия....

Открытый урок на тему: "Работа над штрихами - основа для формирования исполнительских навыков учащихся"

Одной из основных задач, решаемых в классе баяна, является овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. Для этого требуется большая и целенаправленная работа над приёмами звукоизв...

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...

Доклад на тему: «Школьное ученическое самоуправление как способ формирования духовно-нравственного развития обучающихся».

Районный семинар для  классных руководителей по теме: «Воспитание нравственности через детские объединения (ученическое самоуправление, волонтерские отряды...

Самообразование на тему «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте».

Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый обра...