Тема: «Развитие аппликатурных навыков как способ формирования исполнительского мастерства».
учебно-методический материал по музыке (5 класс) по теме
Тема: «Развитие аппликатурных навыков как способ формирования исполнительского мастерства».
Цель урока : аппликатура- средство передачи художественного содержания произведения.
Задачи: научить учащегося рационально использовать аппликатуру .
Ход урока.
Аппликатура-способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте ,а также обозначение этого способа в нотах.От умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения , но и общее развитие исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения , облегчает преодоление технических сложностей , укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 106 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК.
Тема: «Развитие аппликатурных навыков как способ формирования исполнительского мастерства».
Преподаватель: Михолап Л.Н.
отдел народных инструментов
2013 г.
Тема: «Развитие аппликатурных навыков как способ формирования исполнительского мастерства».
Цель урока : аппликатура- средство передачи художественного содержания произведения.
Задачи: научить учащегося рационально использовать аппликатуру .
Ход урока.
Аппликатура-способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте ,а также обозначение этого способа в нотах.От умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения , но и общее развитие исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения , облегчает преодоление технических сложностей , укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.
1. Л.Панайотова «Этюд»
Развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала. Технический материал для разучивания ученик должен получать от педагога с готовой аппликатурой . Педагог иллюстрирует и объясняет преимущества и недостатки того или иного варианта аппликатуры. Для того чтобы основные технические формулы являлись действенным средством развития исполнительских умений и навыков , их необходимо систематически играть в разных тональностях ; в темпах , позволяющих осуществлять теоретический и слуховой контроль за исполнительским процессом ; на разных динамических уровнях .
Поэтому «Этюд» необходимо проиграть в тональностях: G dur,, D dur , в темпах: andante, adagio, alleqretto , динамическими оттенками: F, mf ,p, mp.
2. Лучшим для развития аппликатурных навыков на начальном этапе обучения игре на инструменте является музыкальный материал из сборника сольфеджио, поскольку он включает в себя мелодии песен и танцев, систематизированных на фактурной и ладотональной основе; изложенных без обозначения аппликатуры.
Например: Р.П. «Поезд»,Т.Ломова «Плясовая», Р.П. «Котя , котенька-коток» и т.д.
3.Аз.Иванов «Полька».
Развитию аппликатурной самостоятельности способствует и разучивание нового музыкального материала без инструмента.Это заставляет учащегося вникать в произведение , предслышать его, что в высокой степени активизирует музыкально-слуховые представления,формирует и укрепляет слухо- двигательные взаимосвязи. Активизации названных качеств во многом способствует предварительный зрительный анализ музыки. Проектируемую аппликатуру учащийся помечает карандашом, педагог оценивает ее и вместе с исполнителем корректирует.Для выработки у учащегося критического отношения к определяемой аппликатуре педагог может использовать и такой методический прием: записав в произведении несколько вариантов аппликатуры(два-три) попросить учащегося сначала поучить нотный текст(мысленно или на инструменте) и теми и другими пальцами, затем найти наиболее удобный вариант и объяснить его преимущества.
Вывод: Работа по выбору аппликатуры – процесс сознательный. Удобная аппликатура сокращает срок работы над пьесой, и наоборот- пьеса ,заученная неудобной аппликатура рано или поздно потребует ее переучивания, что представляет собой значительную сложность. Вследствие этого учащийся теряет много сил и времени, а в конечном счете -уверенность в себе.
Аппликатура - не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения.
Музыкальный материал : А. Барабошкина «Сольфеджио» 2 класс
Г.Шахов «Основы аппликатуры»
Л .Заложнова «До ре мишка»
Аппликатуру следует определять сразу же после того , как учащийся получил музыкальное произведение от педагога. Пьесу проиграли , прослушали , обсудили и решили разучивать. Кто должен определять аппликатуру ? Сам учащийся.
Умение учащегося самостоятельно определять аппликатуру воспитывается под непосредственным контролем педагога , в задачи которого входит:
- с первых же уроков требовать четкого соблюдения аппликатурной дисциплины;
- по мере последовательного освоения учащимся конкретного вида фактуры знакомить его с соответствующими аппликатурными принципами;
- иллюстрировать и объяснять преимущества и недостатки того или иного варианта аппликатуры;
- требовать не только четкого знания основных технических формул (гамм , арпеджио , аккордовых последовательностей) , но и широкого использования их аппликатуры в художественных произведениях;
- составлять классные и домашние задания по самостоятельному определению аппликатуры в пьесах со знакомой ученику фактурой изложения музыкального материала . используя при этом различные виды музицирования – подбор по слуху , чтение нот с листа и транспонирование.
Развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала.
Работа над техническим материалом должна проводиться каждодневно , но не слишком длительно – в среднем около получаса в день. Она должна осуществляться под контролем сознания , быть целенаправленной и вместе с тем гибкой.
Недостаточное внимание к техническому развитию приводит к нечеткой , невнятной и невыразительной игре.
Для того чтобы основные технические формулы являлись действенным средством развития исполнительских умений и навыков , их необходимо систематически играть в разных тональностях ; от разных звуков ; в темпах , позволяющих осуществлять теоретический и слуховой контроль за исполительским процессом ; на разных динамических уровнях ; певучим , выразительным звуком , придерживаясь принципа - тихо , но не тускло , громко , но не крикливо , различными штрихами и ритмическими фигурациями.
Хорошим средством для решения художественно – технических задач являются этюды. Этюд – пьеса , предназначенная для совершенствования технических навыков.
Технический материал для разучивания ученик должен получать от педагога с готовой аппликатурой.Задания по развитию аппликатурной самостоятельности должны состоять из художественных произведений, доступных и вполне понятных.
Лучшим для развития аппликатурных навыков на начальном этапе обучения игре на инструменте является музыкальный материал из сборника сольфеджио, поскольку он включает в себя мелодии песен и танцев, пользующихся популярностью в художественной самодеятельности; систематизирован на фактурной и ладотональной основе; изложен без обозначения аппликатуры. Что же касается аккомпанемента к мелодиям из сборников сольфеджио . то его следует подбирать по слуху: сначала это делает педагог . затем учащийся с помощью педагога и , наконец сам учащийся.
Особенно полезно включать в работу по определению аппликатуры
мелодии, непосредственно изучаемые на уроках сольфеджио.Их использование укрепляет межпредметные связи-курса сольфеджио с практикой обучения игре на инструменте.
С одной стороны это активно формирует слухо- двигательные представления- с другой.
Развитию аппликатурной самостоятельности способствует и разучивание нового музыкального материала без инструмента.Это заставляет учащегося вникать в произведение , предслышать его, что в высокой степени активизирует музыкально-слуховые представления,формирует и укрепляет слухо- двигательные взаимосвязи.Активизации названных качеств во многом способствует предварительный зрительный анализ музыки.
Проектируемую аппликатуру учащийся помечает карандашом, педагог оценивает ее и вместе с исполнителем корректирует.
Для выработки у учащегося критического отношения к определяемой аппликатуре педагог может использовать и такой методический прием: записав в произведении несколько вариантов аппликатуры(два-три) попросить учащегося сначала поучить нотный текст(мысленно или на инструменте) и теми и другими пальцами, затем найти наиболее удобный вариант и объяснить его преимущества.
Итог урока:
В процессе работы по развитию аппликатурной самостоятельности педагог должен с первых же уроков приучать учащегося:
-воспитывать в себе ощущение рациональности движений(высокий подъем пальцев над клавишами нежелателен, поскольку требует дополнительных усилий)
-не задерживаться на хорошо знакомом материале (лучше больше внимания уделить новому)
-исполнять одинаковые группы нот (мотивы,фразы,предложения) одними и теми же пальцами
-учитывать не только фактуру и штрихи, но и темп (аппликатура, с помощью которой пьеса легко исполняется в медленном темпе, для быстрого движения может оказаться непригодной)
-использовать все возможности пальцевого аппарата,уделяя особое внимание развитию слабых пальцев-четвертого и пятого.
Вывод: Работа по выбору аппликатуры –процесс сознательный.Удобная аппликатура сокращает срок работы над пьесой, и наоборот- пьеса ,заученная неудобной аппликатурой,рано или поздно потребует ее переучивания, что представляет собой значительную сложность.Вследствие этого учащийся теряет много сил и времени, а в конечном счете-уверенность в себе.
Аппликатура -не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения.
Утверждаю:
______________
Зам.директора Мамонова Н.С.
Воспитательный план
на 2010-2011 уч.год
№ | Название мероприятия | Дата проведения | Ответственный | Место |
1. | Тематический классный час «Основы этикета и искусства общения» | октябрь | Михолап Л.Н. | ДШИ |
2. | Тематический классный час «Особенности личности» | октябрь | Черняева Л.А. | ДШИ |
3. | Тематический классный час «Творчество Ю.Акимова» | октябрь | Кабанов А.А. | ДШИ |
4. | Родительское собрание «Стоит ли ребенка учить музыке?» | октябрь | Михолап Л.Н. | ДШИ |
5. | Родительское собрание «Поговорим об ответственности» | октябрь | Черняева Л.А. | ДШИ |
6. | Родительское собрание «Десять советов отцам и матерям» | октябрь | Кабанов А.А. | ДШИ |
7. | Тематический классный час «Общительность-тестирование ,игровая деятельность» | декабрь | Михолап Л.Н. | ДШИ |
8. | Тематический классный час «Творчество В.В.Андреева» | декабрь | Черняева Л.А. | ДШИ |
9. | Лекция – концерт «Дружба начинается с улыбки» (о творчестве В.Шаинского) | декабрь | Черняева Л.А. | ДШИ |
10. | Тематический классный час «Режим дня в жизни музыканта» | декабрь | Кабанов А.А. | ДШИ |
11. | Тематический классный час «Слушаем и играем полифонические произведения» | март | Михолап Л.Н. | ДШИ |
12. | Тематический классный час «Познай самого себя» | март | Черняева Л.А. | ДШИ |
13. | Тематический классный час «Я в мире…мир в себе» | март | Кабанов А.А. | ДШИ |
14. | Родительское собрание «»Никогда для родителей» | март | Михолап Л.Н. | ДШИ |
15. | Родительское собрание «Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения» | март | Черняева Л.А. | ДШИ |
16. | Родительское собрание «Проблемные моменты в развитии музыкальных способностей учащихся» | март | Кабанов А.А. | ДШИ |
Зав.отделом народных инструментов: Л.Н.Михолап
Родительское собрание
26.04.2013г.
1.Блохин С.-
2.Алдабергенев Э.-
3.Березин С.-
4.Шугайкина П.-
5.Нысангалиева А.-
6.Джумагулова А.-
7.Мулекаева Э.-
8.Вавилов В.-
9..Айданалиева В.-
10.Альбетьяровы А.иА.-
11.Терехов В.-
12.Михолап В.-
13.Дубовицкий С.-
14.Зелепукин А.-
15.Мукашев А.-
16. Щучкин Л.-
17. Зелепукин В.-
18.Суслина М.-
19.Карагушинова А.-
20.Бондаренко Н.-
Родительское собрание 26.09.12г.
отдел народных инструментов
1.Джумагулова А.-
2.Алдабергенев Э.-
3.Березин С.-
4.Нысангалиева А.-
5.Вавилов В.-
6.Альбетьяров А.-
7.Обрезан Д.-
8.Мукашкалиев А.-
9.Супалиев А.-
10.Устинов М.-
11.Коржунов Р.-
Утверждаю:
____________
Зам.директора Мамонова Н.С.
Культурно – просветительская работа
отдела народных инструментов на 2011-2012 уч.год
№ | Название мероприятия | Дата проведения | Ответственный | Место |
1. | Тематический классный час: «Привычки хорошие и плохие » | октябрь | Михолап Л.Н. | ДШИ |
2. | Тематический классный час : «Мы и культура » | октябрь | Черняева Л.А. | ДШИ |
3. | Родительское собрание «Памятка для родителей по навыкам сохранения правильной осанки » | октябрь | Михолап Л.Н. | ДШИ |
4. | Родительское собрание «Советы родителям при поддержке ребенка в учебной деятельности » | октябрь | Черняева Л.А. | ДШИ |
5. | Тематический классный час «О способностях, необходимых для приобретения техники» | декабрь | Михолап Л.Н. | ДШИ |
6. | Тематический классный час «Психологические установки при работе над музыкальным произведением» | декабрь | Черняева Л.А. | ДШИ |
7. | Тематический классный час «Мой помощник-внимание» | март | Михолап Л.Н. | ДШИ |
8. | Тематический классный час «Школа самоуважения» | март | Черняева Л.А. | ДШИ |
9. | Родительское собрание «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка » | май | Михолап Л.Н. | ДШИ |
10. | Родительское собрание «Азбука воспитания (советы родителям)» | май | Черняева Л.А. | ДШИ |
11. | Лекция-концерт «Сергей Лихачев-композитор и исполнитель» | март | Михолап Л.Н. | ДШИ |
Зав.отделом народных инструментов: Л.Н.Михолап
Утверждаю:
____________
Зам.директора Мамонова Н.С.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН
НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Название мероприятия | Дата проведения | Ответственный | Место проведения |
1. | Общешкольное собрание для первоклассников всех отделений | Все преподаватели | ДШИ | |
2. | Тематический классный час «Как вести себя в школе , дома и в общественных местах» | октябрь 2012 г. | Михолап Л.Н. | ДШИ |
3. | Тематический классный час «Азбука общения» | октябрь 2012 г. | Черняева Л.А. | ДШИ |
4. | Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка?» | октябрь 2012 г. | Михолап Л.Н. | ДШИ |
5. | Родительское собрание «Здоровый образ жизни на примере родителей» | октябрь 2012 г. | Черняева Л.А. | ДШИ |
6. | Тематический классный час «Что необходимо для достижения успеха в музыке» | декабрь 2012 г. | Михолап Л.Н. | ДШИ |
7. | Тематический классный час «Работа над техникой-умственный процесс» | декабрь 2012 г. | Черняева Л.А. | ДШИ |
8. | Тематический классный час «Воспитание лидера» | март 2013 г. | Михолап Л.Н. | ДШИ |
9. | Тематический классный час «Настоящий друг» | март 2013 г. | Черняева Л.А. | ДШИ |
10. | Родительское собрание «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» | май 2013 г. | Михолап Л.Н. | ДШИ |
11. | Родительское собрание «Роль общения в жизни школьника» | май 2013 г. | Черняева Л.А. | ДШИ |
12. | Лекция-концерт «Еще звучит тот вальс во мне» | ноябрь 2012 г. | Михолап Л.Н. | ДШИ |
12. | Отчетный концерт ДШИ | май | Все преподаватели | РДК |
Зав.отделом народных инструментов: Л.Н.Михолап
Объявление
24 октября
состоится академический концерт для учащихся отдела народных инструментов
II смена
2 класс-13.30
3-4 классы-14.30
5 класс-15.30
Репертуарный план
Музицирование (аккомпанемент)
I полугодие
1.Круглов Владимир-7 класс
а) р.н.п. «Во поле береза стояла» обр.Н.Царенко
б) «Устюжанские частушки» обр.А.Широкова
2. Землянов Захар- 7 класс
а)р.н.п. «Ленок» обр.Н.Царенко
б) Б.Савельев « Если добрый ты»
Музицирование (ансамбль)
1.Мулекаева Эльмира-V класс
а) В.Фьорино «Печальная канарейка»
б)р.н.п. «В сыром бору тропина» обр.М.Щербаковой
Музицирование (чтение с листа)
1.Зелепукин Андрей- 3 класс
а)
б)
Музицирование (чтение с листа)
1.Дубовицкий Александр-3 класс
а)
б)
Музицирование (подбор по слуху)
1.Михолап Владислав-2 класс
а)
б)
Музицирование (аккомпанемент)
II полугодие
1.Круглов Владимир-7 класс
а)р.н.т. « Яблочко» в.обр.И.Царенко
б) В Мурадели «Россия-родина моя»
2. Землянов Захар- 7 класс
а) В.Темнов «Кнопочки баянные»
б) «Самарка» обр.Ю.Зацарного
Музицирование (ансамбль)
1.Мулекаева Эльмира-V класс
а) П.Конте «Синева»
б) «Волжские напевы» в обр.Н.Корецкого
Музицирование (чтение с листа)
1.Зелепукин Андрей- 3 класс
а)
б)
Музицирование (чтение с листа)
1.Дубовицкий Александр-3 класс
а)
б)
Музицирование (подбор по слуху)
1.Михолап Владислав-2 класс
а)
б)
родительское собрание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"
Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...
Мастер- класс на тему:"Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития УУД"
В статье раскрываются теоретические вопросы использования технологии образовательного путешествия, приведены задания поэтапной разработки мероприятия....
Открытый урок на тему: "Работа над штрихами - основа для формирования исполнительских навыков учащихся"
Одной из основных задач, решаемых в классе баяна, является овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. Для этого требуется большая и целенаправленная работа над приёмами звукоизв...
Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".
Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...
Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»
Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...
Доклад на тему: «Школьное ученическое самоуправление как способ формирования духовно-нравственного развития обучающихся».
Районный семинар для классных руководителей по теме: «Воспитание нравственности через детские объединения (ученическое самоуправление, волонтерские отряды...
Самообразование на тему «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте».
Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый обра...