Мастер- класс на тему:"Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития УУД"
опыты и эксперименты на тему

Мошинская Евгения Сергеевна

В статье  раскрываются теоретические вопросы использования технологии образовательного путешествия, приведены задания поэтапной разработки мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_master-klassa.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Образовательное путешествие на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

                                                                                                 Автор учитель русского языка и литературы

                                                                                                 первой квалификационной категории

                                                                                                 Боу г. Омска «Средняя общеобразовательная

                                                                                                 школа № 79»

                                                                                                 Гацко Евгения Сергеевна

Оборудование: компьютер, карта путешествия, маршрутный лист, лист с заданиями, листы с темами.

Слайд 1. 

Слайд 2.

Все, конечно же, знают, что такое путешествие. А чем, как вы думаете, образовательное путешествие отличается от обычного? Да, правильно, образовательное путешествие дает возможность получить знания в интересной и увлекательной форме.

Мы с вами отправимся в путешествие по острову ТОП. (Технология образовательного путешествия). Путешествуя по острову, мы освоим технологию образовательного путешествия. Конечный пункт, мы найдем клад - готовое мероприятие!

Слайд 3 Карта.

Цель: определение ожиданий.

У вас имеется карта нашего путешествия, запишите, пожалуйста, ваши ожидания от мастер-класса, что вы хотите узнать исходя из нашей темы.  В конце занятия посмотрим, нашли мы ответы на  ваши вопросы или нет.

  1. Знакомство с технологий образовательного путешествия.

Интерактивная лекция.

Новые стандарты образования требуют пересмотра инструментов обучения и воспитания.  Кто-то разрабатывает собственные, кто-то берет готовые, однако все понимают, что работать по-старому нельзя.

    Современная педагогика насчитывает огромное количество различных технологий, которые обеспечивают развитие универсальных учебных действий, выбор остается за педагогом. Слайд 4

 В своей практической  деятельности я, как и многие другие педагоги в связи с переходом на новые стандарты обучения, столкнулась с трудностями, предметные задачи мы, конечно же, решаем, а как быть с УУД? Как на каждом уроке развивать качества и умения 21 века?

Мною было пересмотрено множество методов, технологий и отобрано для практической деятельности, но особенно мне понравилась технология образовательного путешествия, так как помимо решения предметных задач, она позволяет формировать и развивать УУД.

Существует модель путешествия, но я данную технологию использую по-своему.  

      Образовательное путешествие реализуется в несколько этапов: Слайд 5

  • начало пути,
  • работа на маршруте,
  • подведение итогов путешествия.

 Как правило, на 1 этапе выдвигаются идеи путешествия (проблема), тема,  цель и задачи, знакомство с ресурсной картой,

на 2-м этапе группы работают на маршруте, представляя промежуточные результаты,

на 3-м этапе происходит презентация итогов путешествия.

Тему путешествия может подсказать учитель, могут предложить учащиеся, исходя из своих интересов и образовательных потребностей.  В 5-6 классах проблема путешествия формулируется совместно с учителем, но со временем освоения технологии, этот вид деятельности переходит в зону самостоятельной работы. Маршрутный лист предлагаю детям сама, он остается неизменным для каждого путешествия. Ресурсную карту дети заполняют сами, учитель вносит дополнения.

  1. Технология образовательного путешествия на уроках литературы, разработка мероприятия внеурочной деятельности.

1 этап

У каждого из вас имеются маршрутные листы, посмотрите, пожалуйста, сейчас мы будем работать с ними. Итак, отправляемся в 1-ый город острова ТОП, какой?  Идея.

Как будем работать? Я вам рассказываю о каждом этапе, привожу примеры, следом вы самостоятельно прорабатываете этот этап, записывая в маршрутный лист, тема обозначена.

Выдвижение идеи.

Выдвижение идеи рекомендуется проводить в форме беседы.  Вопросы не должны предполагать односложных ответов.  Записывать идею следует в форме вопроса.

Пример.

 Перед изучением биографии А.С.Пушкина, т.е. накануне, был проведен классный час в 5 классе на тему: «Без настоящей дружбы не прожить и дня». Поднимались вопросы дружбы, как стать хорошим другом, правила настоящих друзей и т.д. А на первый урок по биографии поэта были приглашены ребята 11 класса, которые рассказали пятиклассникам о жизни и творчестве Александра Сергеевича (кратко), после чего задавали вопросы: Слайд 6 Идея.

-Знаете ли вы друзей А.С.?

-Какие  интересные факты биографии поэта вы знаете?

-Какие произведения поэта вам известны?

-Известно ли вам, как погиб поэт?

Ответы были даны, но не на все вопросы, таким образом, у детей возникла образовательная потребность, найти ответы на прозвучавшие вопросы. Дети объединились в группы.

Задание 1.

Подумайте, как можно вывести детей на тему, придумайте форму работу, в результате которой у детей возникнет образовательная потребность. Сформулируйте идею в форме вопроса. Заполняем маршрутный лист.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Заслушать несколько ответов).

Следующий город - Тема.

Выбор темы.

Дети работают в группах, записывают тему, определяют цель путешествия, ставят задачи, затем консультируются у учителя. Происходит конкретизация темы.

Пример. Слайд 7. Темы.

1 группа – тема «Светлое чувство дружбы»;

2 группа - Биографические сведения о А.С.Пушкине.

3 группа - «Стихотворения А.С.Пушкина о природе»

                 или  «Сказки А.С.Пушкина»

4 группа – «Факты гибели поэта».

Дети, исходя из поставленной проблемы, формулируют тему.

Задание 2.

Давайте с вами тоже сформулируем тему. Заполняем маршрутный лист, №2, этапы ….

Кто желает озвучить результат?

Следуем далее, в какой город отправляемся? Цель.

Постановка цели.

Целеполагание является одним из УУД. В условиях технологии образовательного путешествия целью работы будет решение имеющейся проблемы в рамках конкретной темы.

Слайд 8. Цель.

Пример.

1 группа - собрать информацию о жизни А.С.Пушкина в лицейский период, выяснить, как поэт относился к дружбе, кого считал настоящим другом.

2 группа – изучить биографические сведения о А.С.Пушкине.

3 группа – познакомиться с лирическими произведениями А.С.Пушкина (или определить роль изобразительно - выразительных средств в конкретном произведении).

4 группа – провести расследование о том, как погиб поэт.

 Задание 3.

Вы определились с темой, проблемой, теперь сформулируйте цель путешествия. Маршрутный лист, №3 записываем этап и что получилось.

Озвучим результаты.

Снятие усталости, эмоциональная разгрузка.

Мы приближаемся потихоньку к главному городу, на пути у нас город Задач. Ой, а кто это? Слайд 9. Ах, это пират, который решил нам воспрепятствовать, хочет похитить у нас карту и первым добраться до сокровищ. Мы ему не дадим этого сделать. Давайте прогоним пирата. Нужно его напугать. 1-ый ряд - вы будете запускать фейерверки. 2-ой ряд- вы будете людьми из дикого племени, 3-ий ряд- оркестр. Передвигаться, объединяться можно, обсудите, как вы это сделаете.  (Издавать соответствующие звуки, движения и т.д.).

Какие вы молодцы, здорово получилось! И пирата прогнали, и отдохнули!

Ну а теперь работаем с задачами.

Определение задач.

Слайд 10. Задачи.

За формулированием цели следует определение задач деятельности. Развиваются регулятивные УУД.

Правильно сформулированные задачи будут определять ход движения учащихся внутри маршрутов. Формулируя задачи, учащиеся проектируют свою деятельность в рамках выбранного направления.

Пример.

1 группа, тема «Светлое чувство дружбы»;

  1. Собрать информацию о жизни А.С.Пушкина в лицейские годы (1811-1817);
  2. Отобрать материалы, касающиеся темы дружбы, узнать, кто составлял круг друзей поэта;
  3. Определить, какую роль в жизни поэта сыграли его друзья.
  4. Обобщить собранный материал;
  5. Презентовать результат.

Определение времени в пути.

Время. 

Следующей работой является определение времени, необходимого для достижения поставленных целей и задач.  Если учащиеся не имеют опыта работы в режиме образовательного путешествия, предпочтительнее ориентироваться на небольшой промежуток времени. При планировании времени путешествия  важно учитывать как возрастные особенности детей, так и специфику самого путешествия, как правило, время может быть увеличено, либо сокращено.

Задание 4.

Работаем с маршрутным листом.

Сформулируйте задачи путешествия, запишите их, определите время в пути.

Что у вас получилось?

Задание 5.

Подумайте, к кому могут обратиться учащиеся, чтобы решить поставленные задачи, к каким источникам они могут прибегнуть? Запишите, что у вас получилось.

Проверка и корректировка.

2 этап - работа на маршруте.

Работа на маршруте представляет собой составление плана самостоятельной работы и фиксирование выполненных работ, а также их результатов в соответствии с темой.

Посмотрите, мы, разрабатывая каждый этап, фиксировали свою работу в маршрутном листе, работа эта должна продолжиться, дети будут работать с информацией, искать ее, обращаться к учителю, родителям, далее листы будут заполняться  

На данном этапе очень важно, чтобы у каждого члена группы была роль, например, журналисты, сценаристы, биографы, эксперты, художники и д.р.,  распределение ролей происходит также на этапе организационном (1).

Работая на маршруте, участники путешествия представляют промежуточные результаты своей деятельности. Учитель может вести наблюдения, оформляя свои записи.

Ну что, мы почти у цели, в городе – Результаты.

О чем же мы можем здесь узнать? Правильно, в какой форме следует представить результаты путешествия.

3 этап – презентация результатов.

Перед презентацией результатов можно провести круглый стол, это даст возможность высказаться каждому ученику по теме, собрать информацию путешествия воедино. На данном этапе целесообразно предложить детям заполнить листы «Критерии оценивания  взаимодействия в группе», чтобы каждый ребенок смог рефлексировать свою деятельность.

Пример.

Тема:  «Светлое чувство дружбы», результат - написание стихотворения о дружбе, школе, учителе.

Слайд 11,12

Тема: Биографические сведения о А.С.Пушкине»,  результат – выпуск стенгазет, инсценированный рассказ о жизни и творчестве поэта (от лица родных и близких).

Слайд 13,14,15.

Тема: Стихотворения А.С.Пушкина о природе (сказки Пушкина), результат – выпуск стенгазет, написание сказок, создание  иллюстраций к стихотворениям поэта, снятие видеоролика - чтение наизусть стихотворений, разработка конкурса чтецов, инсценировка сказок для младших школьников.

Тема: «Факты гибели поэта», результат – рассказ о гибели поэта с элементами инсценировки, создание вики-сайта или презентации на данную тему, информационные пятиминутки в среднем звене о жизни и смерти поэта.

В качестве экспертов по оценке результатов можно пригласить старшеклассников, с критериями оценивания необходимо познакомить заранее как участников путешествия, так и экспертов.

Слайд 16. Листы «Критерии оценивания» можно взять готовые на сайте Intel, курсы «Метод проектов», «Метод оценивания в классе 21 века».

Нам осталось продумать продукты своей деятельности.

Задание 6.

Подумайте, запишите в маршрутный лист, что будет результатом вашей деятельности.

Какие результаты путешествия можно будет представить?

  1. Презентация.
  2. Снятие видеоролика.
  3. Создание вики-сайта.
  4. Опубликовать информацию в блоге.
  5. Выступить с результатами в параллельном классе.
  6. Провести конкурс рисунков.
  7. Написать статью в школьную газету и т.д.

Вот такой шаблон образовательного путешествия у нас сегодня получился. Надеюсь, информация была полезна, и вы попробуете в своей практической деятельности данную технологию.

    Итак, теоретические аспекты технологии рассмотрены, примеры практического использования приведены,  осталось сделать вывод: технология образовательного путешествия не только решает познавательные цели и задачи, но и является  эффективным способом формирования и развития УУД. Объединение детей в группы, распределение ролей, контроль отводимого времени на каждый этап- формируются и развиваются регулятивные УУД; на протяжении всей работы на маршруте необходимо общаться со сверстниками, сотрудничать с учителем и другими участниками процесса (библиотекарь, родители и т.д.), договариваться, уметь выслушать мнение другого человека, уважительно к нему относиться и др. – коммуникативные, личностные УУД; работать с разного рода информацией, с учебными моделями, использовать знаково-символические средства, схемы решения, выполнение логических операций и т.д.- формируются и развиваются познавательные УУД.

Давайте вернемся к началу путешествия, в начале занятия вы записали свои ожидания от мастер-класса, мне очень интересно узнать, ваши ожидания оправдались, информация была интересной и полезной или нет. Желающие, выскажите, пожалуйста, свои мнения.

Спасибо большое, за внимание, до свидания!

Литература

  1. Асмалов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия…» М.: Просвещение, 2008. - 128 с.
  2. Ларина В. П. «Технологии открытого образования: образовательное путешествие».  Киров: «Центр инновационных ресурсов», 2012. -71 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Технология развития критического мышления".

Цель: создать условия для повышения профессиональной компетентности учителя на основе изучения технологии развития критического мышления....

Мастер-класс по теме: «Современные образовательные технологии, применяемые в дополнительном образовании»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования«Центр технического творчества»         Мастер-класс по теме:&la...

Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

   Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...

Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС».

Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС»....

Мастер-класс по теме «Метапредметные образовательные технологии. Применение метода «Карт понятий», «Ассоциативная схема»

Мастер-класс по теме  «Метапредметные образовательные технологии.  Применение метода «Карт понятий»,  «Ассоциативная схема»....