Сообщение "Музыкально-игровая драматизация"
учебно-методический материал по музыке (5 класс) по теме

Шмелева Елена Валентиновна

В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально-эстетические идеалы, вкусы и потребности школьников. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное  отношение к произведениям искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-igrovaya_dramatizatsiya.doc102 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-игровая драматизация в процессе обучения младших школьников.

В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально-эстетические идеалы, вкусы и потребности школьников. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное  отношение к произведениям искусства. При этом обнаруживается, что у школьников разный уровень развития музыкальных и художественных способностей, разный жизненный опыт. Поэтому, просто необходимо включать в художественную деятельность каждого ребенка, создавать ему оптимальные условия для его разностороннего развития, в результате которых даже самый отстающий ребенок почувствует успех своей деятельности, который является одной из составляющей концепции личностно-ориентированной модели образования.

Наиболее синтетической формой художественной деятельности является игра-драматизация. Идеи использования игр-драматизаций в воспитании детей восходят к эпохе античности, прослеживаются на рубеже 19-20 веков в работах Н.Н.Бахтина, С Холла, Н. Тичера, нашли дальней шее развитие в трудах Л.С.Выготского, П.П.Блонского, Д.Б.Эльконина, Н.А.Ветлугиной, Н.А.Терентьевой.

Игра-драматизация представляет собой процесс становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей. Традиционно игра-драматизация организуется по сценарию литературного или музыкального произведения. При этом Л.С.Выготский считает, что в игре-драматизации сценарий не всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой разворачивается импровизация. «…Важно не то, что создадут дети важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.,1967. с.67.)

Воздействие игры на детей младшего школьного возраста общепризнанно. В результате игровой деятельности у детей формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной.

Драматизация – это разновидность художественной игры с присущими ей специфическими особенностями. Во-первых, игра-драматизация, являясь художественной, есть форма усвоения социального опыта людей, причем не только познавательного, но и опыта общения. Во-вторых, в игре-драматизации актуализируется индивидуальный опыт школьника в сфере музыкальной деятельности (при этом имеется в виду прежде всего опыт личностно-эмоциональный – круг эмоционально насыщенных представлений и образов). В- третьих, необходимо подчеркнуть, что процесс игры рождается в данный момент и является следствием взаимодействия социального и индивидуального опыта ребенка, что полностью отвечает концепции ЛОО.

На уроке музыки драматизация организуется на основе сюжета литературного произведения. В процессе драматизации  все прочитанное, услышанное, увиденное воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой  интонации, пантомимы, жеста позы, мизансцены.

ИНТОНАЦИЯ (музыкальная и речевая), ведущий компонент игры-драматизации, представляет собой сложное, многозначное явление.

Это:

- фонетически организованная речь, средство выражения эмоциональной окраски языка и речи;

- при декламации повышение голосовой интонации к середине стихотворного периода и понижение с паузой в его конце.

- звуковое воплощение музыкальной мысли;

- интонационная точность воспроизведения мелодии произведения.

МИМИКА – выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека, сопровождающих речь.

ЖЕСТ – движение рукой или другое телодвижение, что-либо выражающее или сопровождающее речь.

ПОЗА – положение тела.

МИЗАНСЦЕНА – расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля.

Драматизация включает в себя три различные по уровню сложности формы:

- первая представляет собой простейшие формы драматизации: исполнение музыкальных диалогов, песен по ролям, импровизации, «вхождение в роль  при восприятии музыки, исполнение песен солистами.

- вторая, представляет собой более сложные формы драматизации, основанные на реализации разных умений и навыков: пластическое выразительное исполнение партий героев произведения, участие в вокальных, инструментальных и драматических импровизациях, подбор музыкальных иллюстраций к образцам народно-поэтического творчества, инсценировка фрагментов отечественной и зарубежной детской музыки.

- третью составляет развернутая драматизация, объединяющая все возможные формы участия детей в музыкальном представлении. Такая драматизация может осуществляться в трех вариантах: драматизация отдельного эпизода произведения, нескольких связанных между собой эпизодов и драматизация целого произведения (инсценировка песен, постановка фрагментов детских опер, музыкальных сказок, уроков-спектаклей).

Учитель музыки при выборе произведения для драматизации должен уметь определять, что является ее сюжетом и содержанием.

СЮЖЕТ (фр. – предмет) – последовательность и связь изображаемых событий в произведении литературы и искусства. Сюжет в драматизации – это та область музыкального искусства, которую школьники стремятся изобразить в игре.

СОДЕРЖАНИЕМ драматизации является то, что именно школьники выделяют в отображаемой жизни как самое главное для них. Игра драматизация на один и тот же сюжет может иметь различное содержание (в зависимости от творческих возможностей педагога и учащихся). Кроме того, содержанием драматизации могут быть народные и авторские детские песни, инструментальная музыка для детей.

Анализ выразительных средств драматизации, специфики сюжета и содержания помогает учителю управлять игровой деятельностью школьников на уроке. Рассматривая игру-драматизацию как один из видов музыкальной деятельности, определим последовательность составляющих ее этапов:

  1. Восприятие-слушание музыкального материала, который предстоит драматизировать.
  2. Анализ содержания и музыкально-речевых элементов произведения в целях проведения драматизации: воссоздание обстановки действия (частичный пересказ сюжета); перечисление действующих лиц; словесное описание внешности персонажей; музыкальная характеристика каждого персонажа, особенностей его музыкальной речи; разработка мизансцен с целью инсценировки выбранного музыкального произведения.
  3. Определение исполнительских задач, обусловленных авторским замыслом композитора и доаматурга.
  4. Выбор средств выразительности музыкального языка для осуществления намеченных задач.
  5. Инсценировка музыкального произведения.
  6. Анализ качества исполнения с точки зрения воплощения художественной идеи произведения.
  7. Подведение итогов проведенной игры-драматизации.

Драматизация органически входит в процесс обучения и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами музыкальной деятельности. Во-первых, драматизация мало утомляет школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и интеллект развивает музыкальные и художественные способности; в-третьих, помогает моделировать урок музыки в игровой форме. В результате, усвоение знаний о музыке, формирование музыкального вкуса и потребности в общении с художественно ценными образцами происходит на подсознательном уровне.

В 1-2 классах игры драматизации используются для получения первичных знаний о музыкальном языке, осознания единства эмоционального содержания и средств музыкальной выразительности. В 3 классе игры-драматизации способствуют закреплению знаний об элементах музыкальной речи, формируют представления учащихся о единстве содержания и формы в музыке, принципах музыкального развития. В 4 классе игры-драматизации помогают создать общее представление о многообразии культур разных народов.

Игры – драматизации в развернутой форме проводятся на заключительных уроках четверти, полугодия или года для обобщения музыкального опыта и систематизации музыкальных знаний учащихся.

Основой любой игры-драматизации является музыкальный репертуар программы «Музыка»: попевки, народные и авторские песни, классическая вокальная и инструментальная  музыка. Главная цель использования игр-драматизаций на уроках музыки – развитие музыкального мышления, усвоение новых знаний о музыке, дальнейшее накопление опыта музыкально-сценической деятельности, развитие эмоциональной отзывчивости, проникновение в сущность музыкального искусства.

На уроках музыки использую следующие игры-драматизации:

1 класс

- «Что нам осень принесет?»; «Праздник осени»; «Встреча с Весной – Красной»

2 класс

- «Музыкальная сказка»; «Слушай звуки»; «Посещение музыкального театра».

3 класс

- «Фотограф»; «Разведчики»; «Времена года»; «Музыкальный магазин».

4класс

- «Богатырский турнир»; «Музыкальное путешествие  по Европе»; «Музыкальный круиз» (См. Приложение 4).

Кроме уроков музыки игровая драматизация широко используется во внеклассной работе. На протяжении ряда лет в нашей школе работает детский музыкальный театр «Репка», в котором участвуют ребята начальной школы. Работа театра – это сотрудничество учителя музыки, концертмейстера, классного воспитателя и детей. В репертуаре театра музыкальные сказки: «Муха- цокотуха», «Кошкин Дом», «Чудо меленка», «Волк и семеро козлят», «Как медведь трубку курил», «Новый колобок» и другие.

Цель работы музыкального театра направлена на совершенствование и дальнейшее развитие творческого мышления детей в процессе музыкально-драматической деятельности.

Основная задача, прежде всего, связана с воспитанием навыков целостного, творческого восприятия музыкально-драматического искусства, а также с использованием детьми уже накопленного жизненного опыта,  с  возможностью обогатить свой жизненный опыт, выявить положительные  и отрицательные качества личности в своих поступках и поступках других людей. Конфликт (контраст) и неприятие негативных черт характера героя помогает детям осмыслить свои личностные проявления.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Кому посчастливилось в детстве окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.

Именно работа в детском музыкальном театре  над музыкальными сказками-операми, является тем музыкальным жанром, знакомство с которым наиболее активно способствует развитию творческого начала и художественно-образного мышления детей. Это своего рода «творческая лаборатория» для педагога и детей, где они совместно решают музыкальные, хоровые, хореографические и драматические задачи. Именно совместная деятельность педагога и учеников, направленная на освоение средств выразительности музыкально-драматического искусства, помогает наибольшему раскрытию творческих задатков детей.

На первом этапе необходимо было создать условия для театральной деятельности: изготовить ширму, необходимый театральный реквизит, заинтересовать детей и родителей, вовлечь их в театральную деятельность. Самым первым спектаклем  была поставлена детская опера-сказка «Муха-Цокотуха» композитора М. Красева. Это был яркий запоминающийся и детям и родителям  спектакль, в котором удалось добиться соответствия действия и музыки. В спектакле старались занять не только чисто интонирующих детей, но и детей, у которых на первом этапе не все получалось, но было огромное желание участвовать в спектакле. Необходимо было создать ситуацию успеха всем участникам: исполнителям главных партий и ребятам, участвующих в эпизодических и хоровых сценах. Самой главной задачей было увлечь детей, показать им свою состоятельность, почувствовать себя артистами. Этот первый опыт вызвал у детей живейший интерес. Они потом долго отражали свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили, разыгрывали отдельные сценки, и не только в школе, но и дома. При обсуждении спектакля, дети высказывали свои впечатления, правильно поняли замысел авторов – показать, что побеждают дружба, искренность, правдивость и доброта.  

При выборе музыкального репертуара необходимо учитывать его доступность, художественность, возможность исполнения его детьми в соответствии с замыслом композитора. Кроме того, необходимо учитывать знание детьми литературной основы сказок-опер («Волк и семеро козлят», «Муха-цокотуха», «Кошкин дом» и др.), а также интерес детей к художественно-эстетическим видам  деятельности.

Таким образом, у детей появилось огромное желание активно действовать, для того чтобы каждый ребенок имел возможность принять активное и посильное участие в театральной деятельности. Известно, что младшие школьники склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир. Познавая через мир сказки, музыки и театра, что такое добро и зло, они учатся в жизни по-доброму относиться не только к своим близким, но и к окружающим их людям. Совершенно необходимо, чтобы эти истины ребята познавали посредством ярких театральных впечатлений. Поэтому следующими к постановке были выбраны такие сказки-оперы как «Кошкин дом» и «Волк и семеро козлят». Совместно с родителями ребята готовили театральные костюмы, декорации для спектаклей, проявляя творчество и изобретательность.

Когда ребята подросли, стала необходимость пропаганды здорового образа жизни: о вреде курения, о бережном отношении к своему здоровью. Так появился мини спектакль «Как медведь трубку курил». Хотя музыка звучала больше как иллюстрация к действию, но игра маленьких актеров вызвала всеобщее одобрение и восторженную оценку зрителей. С этим спектаклем ребята неоднократно выступали перед сверстниками и родителями (см. видеозапись).

Для того чтобы творческая активность поддерживалась и развивалась, необходимо привлекать к этой проблеме не только классных воспитателей, концертмейстеров, но и родителей: проводить различного рода консультации по разучиванию роли в домашних условиях, изготовлению костюмов и декораций, участие самих родителей в спектаклях, посвященных различным праздникам ( Новый год, 8-е марта и др.). Проявление такого общего интереса сплачивает коллектив детей, классного руководителя, учителя музыки и родителей.

На формирование личности ребенка влияние музыкальной драматизации огромно. Общаясь с искусством театра, ребята учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными, так как находясь за ширмой, они  должны быть предельно внимательными, чтобы вовремя включиться в театральное действие, не пропустить свой выход, уступать место другому, вовремя и эмоционально вступать при исполнении своей партии. Театральная деятельность формирует у детей целеустремленность, обогащает палитру эмоциональных переживаний, расширяет их личностный жизненный опыт.

Особое значение в музыкальной драматизации играет импровизация – как один из видов художественного творчества. Это посильное музыкальное творчество детей, их собственное сочинение музыки и ее исполнение или оформление жестикуляции в заданном музыкой ритме, темпе и характере. Музыкальная импровизация может выражаться в разных видах – вокальном, инструментальном, двигательно-ритмическом.

Использование импровизации – перспективный прием для воспитания интереса к музыке и накопления музыкально-творческого опыта. Ведь при этом виде работы школьник сразу вводиться в непосредственный контакт с музыкой.  Кроме того, для импровизации не требуется ни каких дополнительных приспособлений: собственный голос имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, и двигательный аппарат для создания ритмических движений под музыку. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

Практика показывает, что младшие школьники охотно занимаются импровизацией, особенно - вокальной. Конечно, наивно ожидать, что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам этого - по силам учителю общеобразовательной школы. Для этого можно использовать приемы, позволяющие включать импровизацию в обычный урок как один из его компонентов.

Первые шаги в импровизации - приветствие, где чаще всего ответы детей дублируют интонации педагога. Однако со временем к детям приходит все большая уверенность в собственных возможностях, а также приобретаются вокальные умения.

Для начала учитель поет свое приветствие, на одной ноте на слова:

- Дети, добрый день.

В хоровом ответе дети повторяют высоту его интонации и ритмический рисунок:

- Добрый день, добрый день.

Но в индивидуальных ответах каждый из учеников может спеть свое приветствие на произвольный мотив.

Второй вариант приветствия учитель поет в движении по нисходящему и восходящему звукоряду (соль - до):

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас.

Ответ детей строится на нисходящем тоническом трезвучии:

- Здравствуйте.

Чтобы развить эмоциональный заряд, полученный от такого приветствия, его можно несколько продлить, добавив приветствие «по ролям». Тогда учитель еще дополнительно обращается, пропевая тот же мотив, сначала к девочкам со словами «здравствуйте, девочки», а затем - к мальчикам со словами «здравствуйте, мальчики». В каждом случае нужные группы детей поют прежний ответ:

« Здравствуйте».

Если сделать ответы на музыкальное приветствие учителя индивидуальными, по желанию школьников, то можно добавить к вокальной импровизации инструментальное сопровождение. Учитель «комментирует» свою фразу звоном треугольника, а дети - колокольчиков. Как правило, ритмические рисунки получаются у каждого свои, что и будет являться первым шагом к инструментальной импровизации.

Музыкальное приветствие сразу вводит детей в нужный рабочий настрой, способствуя тому, что дети с первых шагов готовятся к предстоящей необычной деятельности.

Интересным для детей является и музыкальное  обозначение окончания урока, когда прощание педагога с детьми и их ответ также поются, а не проговариваются.

К попыткам обучить детей импровизации относится и просьба спеть свое имя. Это достаточно знакомый, хорошо себя зарекомендовавший прием. Пример его выполнения демонстрирует педагог, нараспев произнося свои имя и отчество. Потом он просит учащихся по очереди пропеть свое имя, а затем дать свои ответы на музыкальный вопрос: «Как тебя зовут?»

Называя себя, школьник не сможет повторить мелодию, напетую учителем, поскольку она по ритму и продолжительности не совпадет с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества.

После того как все дети произнесут нараспев свое имя, на следующих занятиях задание можно усложнить, потребовав «полного ответа» на просьбу учителя. Теперь ответ должен выглядеть так:

меня зовут + имя.

Следующий этап ответа:

меня зовут + имя + фамилия.

Эпизод «Знакомство» можно использовать на уроках в течение всей первой четверти первого класса. Целесообразно совместить его с некоторыми игровыми добавлениями.

Например, прием под названием «Эхо». Весь класс хором повторяет ответ одного школьника, формируя тем самым внимательность восприятия и интонационную чуткость. Или к распеву имени добавляются хлопки и звуки шумовых музыкальных инструментов для ритмического дублирования длительностей. В качестве задания для самостоятельной работы можно предложить ребятам подобрать «мелодию» своего имени на разновысотных инструментах - металлофоне, фортепиано.

Первые попытки учащихся еще не представляют большой объективной ценности, но они имеют существенное значение для детского музыкального развития.

Вот другие задания, в которые включается вокальная импровизация. При этом вместе с умением импровизировать дети получают практику расширения вокально-певческого диапазона.

Диалог учителя и ученика

Педагог нараспев задает свои вопросы, а школьник так же нараспев обязан отвечать на них. Вопросы педагога могут быть «на свободную тему» (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое время года ты любишь? Почему?) или касаться разбора прослушанного музыкального произведения (К какому жанру принадлежит эта музыка? Какой у нее характер? Кто ее исполняет?).

Певческая перекличка по парам между детьми. Один ребенок поет свой вопрос, например: «Как дела?». Его партнер отвечает: «Хорошо».

Импровизация на звукоподражания

Имитация знакомых природных звуков - голосов кукушки, кошки, часов, звуков горна, барабана. Варианты голосов знакомых героев сказок и мультфильмов в их разном возрасте и настроении (кошка в хорошем настроении или сердится; собака приветствует хозяина или потерялась).

Мини-рассказы, в ход которых включена импровизация

Я читаю или нараспев рассказываю сюжет. Задача детей - в нужных местах вставить свои примеры вокальных импровизаций. Вот варианты таких рассказов.

1. Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться - ... (в местах точек - вокальные примеры детей). В лесу они услышали пение кукушки - ... и стук дятла -... Закапал дождик - ... А потом тучки ушли, и запел соловей - ...

2. Настало утро, пропел петушок -... Часы пробили шесть часов - ... Стало слышно, как пастух заиграл на рожке - ... Коровы начали собираться в стадо и мычать - ...

3. Дети собрались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице - ... - и пешком пошли по улице - .... Когда они пришли к другу, то каждый из детей поздравил его - ..., ..., ...

Потом они танцевали разные танцы: вальс - ... и польку - ... А потом праздник закончился, и гости пошли к себе домой. Гости немного устали от шумного праздника, и поэтому каждый из них спел себе колыбельную песенку - ...

Подспорьем для этого упражнения могут служить иллюстрации действующих героев.

Всегда интересна для детей импровизация на заданный педагогом текст. Вот какие условные этапы этой работы можно выделить при овладении детьми начальными умениями.

1. Вслушивание в слово, предложенное взрослым, понимание его смысла и характеристика его будущего художественного образа.

Допустим, педагог предлагает каждому из учеников спеть свой вариант мелодии на словосочетание «серенький зайчик». Перед тем как начать выслушивать вокальные варианты детей, неплохо произвести короткий анализ словосочетания по следующим вопросам:

- Ребята, вы представляете себе серенького зайчика? Как он выглядит, как двигается? Какой, по-вашему, у него будет характер?

- А какой музыкой мы сможем передать характер зайчика?

- Теперь попробуем спеть слова «серенький зайчик».

Показанные детьми распевы будут разными, но важно затем сделать анализ услышанных ответов и выбрать наиболее убедительный вариант мелодии - с легким, подвижным характером.

После подобного разбора детям уже привычнее будет сосредоточиться на втором словосочетании - «неуклюжий хомячок». Разбор этого словосочетания идет по уже предложенному ранее плану. А затем, если позволит время, можно сравнить контрастность импровизаций на заданные темы.

2. Активные действия со словами

В этом разделе подразумевается уже самостоятельный распев фразы, в которой обозначено действие, и сочинение ее логической интонации. Для этого детям предлагаются контрастные сочетания, где герои пребывают в определенном поступке. Например, сначала дети импровизируют мелодию фразы «Вот улитка ползет», а затем - «Вот олень, он бежит». В подобном контрасте по отношению друг к другу находятся также фразы типа «Засвистела птичка весело на ветке» и «Бедная лягушка вымокла в болоте».

3. Сочинение мелодий в заданном музыкальном жанре

Такие вокальные импровизации удобно отрабатывать в соответствии с изучаемыми согласно школьной программе примерами основных музыкальных жанров - марша, двух танцев (польки и вальса) и песни. Обычно с этими жанрами дети знакомятся на первых уроках музыки. Сочинение мелодии в заданном жанре удобно выполнять на слоги: тра-та-та - марш, а-а - вальс, ля-ля - полька, пение с закрытым ртом м-м-м - песня.

Детям бывает нетрудно подобрать собственное сопровождение к таким импровизациям на шумовом музыкальном инструменте.

Жанр напева может определяться и стихотворным двустишием, дающим «спецнастрой» на импровизацию. Вот примеры для такой работы с учащимися.

Полька.

Полька, полька, полечка,

Два притопа, три прыжка.

Встань-ка на дорожке, хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками, потанцуй-ка с нами.

Вальс.

В плавном вальсе вместе с нами

Закружилось все вокруг.

Плавно снежинки летят,

Танцует весь день снегопад.

Бабочки сели в траву отдыхать.

А отдохнув, понесутся опять.

Марш.

На зарядку мы спешим,

Стать мы сильными хотим.

Опять несет нас паровоз,

Мы слышим звонкий стук колес.

По небу голубому

Проехал грохот грома.

Песня.

Мама доченьку качала,

Тихо песню напевала.

На крыльце сидели девочки-подружки.

 сутра до ночи пели нам частушки.

На елке свечки мы зажжем

И хороводы заведем.

Темы для мелодий разных характеров могут быть внутри одного жанра: песня - колыбельная, частушка, хороводная. Это требует разнообразия музыкальных интонаций при исполнении.

4. Работа с использованием стихов

Такая работа начинается с разучивания слов; далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического настроения и характера предполагаемой музыки.

Вот возможные тексты для импровизации.

Солнце радостно смеется, на дворе звенит капель.

Стоят морозы на дворе, звенят березы в серебре.

Наша печка греет жарко, жар струится от костра.

Лепили мы снеговиков, замерзли руки от снежков.

Стихотворные и литературные тексты отбираются по следующим принципам:

- лаконизм и яркость в изображении художественного образа;

- художественная и педагогическая ценность;

- возможность использования жизненного опыта ребенка;

- напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объем, короткие строфы, удобный текст);

- разнообразие характера;

- доступность самостоятельного повторения.

Основой для импровизаций могут стать известные поэтические циклы детских авторов, например, «Игрушки» А. Барто. Даже начальные сроки некоторых стихотворений из этого цикла уже определяют заданность характера музыкальной импровизации: «Спать пора, уснул бычок», «Наша Таня громко плачет», «Матросская шапка, веревка в руке, тяну я кораблик...», «Самолет построим сами» и др. А в цикле «Живая азбука» С. Маршака на каждую букву алфавита названы имя и профессия, например:

«Ева ездит в цирке на коне верхом».

Из сборника стихов С. Маршака также сделан ряд следующих подборок:

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

Флот плывет к родной земле.

Флаг на каждом корабле.

Внутри некоторых стихотворных строчек встречается даже по два художественных образа, что помогало учащимся разнообразить создаваемые мелодии.

Едут девочки в санях,

Лаковых, узорных.

А мальчишки на конях,

Серых или черных.

Мельник на ослике ехал верхом.

Мальчик за мельником плелся пешком.

Жили-были грозный царь

И веселый чеботарь.

(В данном примере всегда приходится объяснять ребятам значение последнего слова: «чеботарь» означает «сапожник»).

Можно ль козам не бодаться,

Если рожки есть?

В пляс девчонкам не пускаться,

Если ножки есть?

Муравьишка в чаще

Дуб тяжелый тащит.

Эй, товарищи-друзья,

Выручайте муравья.

Король по склону едет

Над морем на коне.

А рядом реют чайки

С дорогой наравне.

Читатель, наверное, уже обратил внимание, что в некоторых четверостишиях присутствует по два контрастных художественных образа (например, мальчики - девочки, король - чайки и др.). Безусловно, что наличие двух художественных образов в одном стихотворении диктует и непременную смену характера для импровизации. Так, музыка девочек может быть танцевальной, а мальчиков -более четкой, решительной; характер музыки короля -маршевый, а чаек - вальсовый и т. д.

Приемлемы в работе и фольклорные тексты - загадки, потешки, считалки. Вот некоторые из них.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Мяконькие лапки,

А в ланках царапки.

Хохлатые хохотуши хохотом хохотали:

Ха-ха-ха-ха-ха.

Вот несколько текстов для использования их при ритмико-двигательной импровизации.

Обычно в этом случае тексты предварительно разучиваются для исполнения хором на один определенный мотив, предложенный учителем. Дети определяют художественный образ, заданный в тексте, и его особенности,

момент главного логического ударения в стихотворении. Например, мелодия попевки про медведя должна быть низкой по регистру, грузной, а контрастная ему тема зайки - легкой, «прыгающей».

Ритмические движения, сопровождающие их исполнение, показываются в импровизации.

Гуси серые летели, на лужайку тихо сели.

Походили, поклевали и тихонько побежали.

Ванька-встанька,

Попрыгайка.

Непослушный ты какой.

Нам не справиться с тобой.

Это деревья в лесу.

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят,

Крылья сложили назад.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром,

Убежали мышки вон.

Когда я буду маленький,

В комочек я сожмусь.

Когда я вырасту большой,

До лампы дотянусь.

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь домой пошел,

Поскакал и заинька.

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Мы боксеры, мы штангисты,

Бегуны и футболисты.

Мы плывем через моря,

Всюду есть у нас друзья.

Шел король по лесу,

По лесу, по лесу.

Встретил там принцессу,

Принцессу, принцессу.

Спал птенец и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Повернулся, оглянулся,

Прыгнул вверх и полетел.

Прилетели птички,

Птички-невелички.

Весело скакали,

Зернышки клепали.

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Длинноухий озорник

В огород ходить привык.

Мы за ним, а он бежать.

Где уж нам его поймать.

Ритмико-двигательные импровизации бывают интересны для школьников, если они проводятся в русле педагогического приема «Ты - учитель». Один из учеников выходит к доске и под хоровое сопровождение одноклассников показывает, какие движения могут быть соотнесены с конкретным произведением.

Эффективным в данном случае также оказывается прием, который называется «Зеркало»: солист (учитель или один из учеников) выходит к доске и во время пропевания текста показывает движения. Задача класса - повторить движения солиста.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»

Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании в...

Использование игр- драматизаций в логопедической работе

Театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательного процесса.Они имеют большое значение для развития личности ребенка, его сознания. В коррекционной работе игры - драматиза...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ДРАМАТИЗАЦИИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Использование приема «драматизации» при обучении иностранному языку...

Описание технологии гражданского и патриотического воспитания посредством драматизации литературных произведений

 В работе автор знакомит читателя с историей создания школьного театра,рассматривает вопрос о основах  театральной педагогики, делится опытом о созданиии драматического кружка в школе.  Говоря о причи...

Игра-драматизация "Репка на новый лад"

Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...

Игра-драматизация "Репка на новый лад"

Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...

Игра-драматизация "Репка на новый лад"

Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...