Использование игр- драматизаций в логопедической работе
статья по теме

Театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательного процесса.Они имеют большое значение для развития личности ребенка, его сознания. В коррекционной работе игры - драматизации стимулируют ребенка   к к четкой выразительной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   МАДОУ  детский сад комбинированного вида «Колосок».

                                 Учитель –логопед Терехова Е.Н.

                   «Использование игр-драматизаций в логопедической  

                     работе, как метода коррекции речевых нарушений».

    Многие практикующие учителя –логопеды согласятся со мной, что в последнее время увеличилось число детей с  речевыми нарушениями. И педагоги ,и родители все чаще сталкиваются с проблемой нежелания ребенка  выполнять задания логопеда.  Произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам – требованиям взрослого. Еще Выготский Л.С. говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение  по  «жестким правилам»  - малоэффективно. Необходимо , чтобы наше «я хочу научить» совпадало с желанием ребенка «я хочу уметь».Таким образом, детям нужна действенная мотивация к занятиям по исправлению речевых недостатков.  Л.С.Выготский пишет «Действие – процесс взаимодействия с каким – либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены составные части действия:

- принятие решения;

- реализация;

- контроль и коррекция».

Таким образом, основным условием в преодолении речевых нарушений  является мотивация. В этом случае занятия являются не средством достижения какой-то другой цели                     ( «чтобы не ругали»), а целью деятельности ребенка. Известно, что игра –основной вид детской деятельности. Во время игры ребенок овладевает навыками и умениями правильной речи, обучается всем видам деятельности, получает собственный опыт.

      Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребности в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка.                          

      Я в своей работе использую игры–драматизации. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности восприятия художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонации. Чтобы понять, какой герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их.                                                                       Театрализованные игры способствует развитию:

*психофизических способностей ( мимики, пантомимики);

*психических процессов (воображение, внимание, мышление, память ит.д.);

*речи ;

*творческих способностей( перевоплощение, импровизация).

    Дети должны понимать, что речь актера должна быть разборчивой, звучной, выразительной. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию. Для этого используются различные игры и упражнения :

*дыхательные и артикуляционные;

*дикционные и интонационные;

*творческие ( со словами).

  У детей с нарушениями речи часто наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений. Для этого использую пластические игры («Мороженое», «Деревянный и пластилиновый человечек», «Мокрые котята» и т.д.), этюды, ритмопластику.

    Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Сказка является не только носителем народной мудрости, но и формирует языковую культуру личности, развивает слухоречевую  память.

   Ребенок с удовольствием берет в руки персонажи кукольного театра. Кукла провоцирует ребенка на высказывание своих мыслей (монологи), ведение диалогов. Во время игр –драматизаций закрепляется правильное произношение всех звуков, активизируется словарь детей, совершенствуется умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.

    Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театральной деятельности повышает эффективность коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода сказкотерапии в логопедической работе

Сказка обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения родного языка. Развивающая речь способствует развитию личности в целом. Многолетний опыт работы в дошколь...

Презентация по теме :"Использование информационных технологий в логопедической работе."

Одним из важных условий  является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет,  с одной стороны -  повысить эффективность образовательног...

конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)

Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми.

Работая в логопедической группе, мы проводили исследование: возможна ли передача новых знаний детям старшего дошкольного возраста через игру, и каково усвоение детьми этих новых для них знаний. Хотело...

Компьютер в руках логопеда. Методические рекомендации по использованию автоматизированных программ в логопедической работе

Компьютер в руках логопеда. Методические рекомендациипо использованию автоматизированных программ  в логопедической работе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми, имеющими нарушения речи состоит в том, что:во-первых, ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерн...