Использование игр- драматизаций в логопедической работе
статья по теме
Театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательного процесса.Они имеют большое значение для развития личности ребенка, его сознания. В коррекционной работе игры - драматизации стимулируют ребенка к к четкой выразительной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ispolzovanie_igr_-dramatizaciy_v_logopedicheskoy_rabote..doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колосок».
Учитель –логопед Терехова Е.Н.
«Использование игр-драматизаций в логопедической
работе, как метода коррекции речевых нарушений».
Многие практикующие учителя –логопеды согласятся со мной, что в последнее время увеличилось число детей с речевыми нарушениями. И педагоги ,и родители все чаще сталкиваются с проблемой нежелания ребенка выполнять задания логопеда. Произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам – требованиям взрослого. Еще Выготский Л.С. говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «жестким правилам» - малоэффективно. Необходимо , чтобы наше «я хочу научить» совпадало с желанием ребенка «я хочу уметь».Таким образом, детям нужна действенная мотивация к занятиям по исправлению речевых недостатков. Л.С.Выготский пишет «Действие – процесс взаимодействия с каким – либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены составные части действия:
- принятие решения;
- реализация;
- контроль и коррекция».
Таким образом, основным условием в преодолении речевых нарушений является мотивация. В этом случае занятия являются не средством достижения какой-то другой цели ( «чтобы не ругали»), а целью деятельности ребенка. Известно, что игра –основной вид детской деятельности. Во время игры ребенок овладевает навыками и умениями правильной речи, обучается всем видам деятельности, получает собственный опыт.
Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребности в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка.
Я в своей работе использую игры–драматизации. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности восприятия художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонации. Чтобы понять, какой герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их. Театрализованные игры способствует развитию:
*психофизических способностей ( мимики, пантомимики);
*психических процессов (воображение, внимание, мышление, память ит.д.);
*речи ;
*творческих способностей( перевоплощение, импровизация).
Дети должны понимать, что речь актера должна быть разборчивой, звучной, выразительной. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию. Для этого используются различные игры и упражнения :
*дыхательные и артикуляционные;
*дикционные и интонационные;
*творческие ( со словами).
У детей с нарушениями речи часто наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений. Для этого использую пластические игры («Мороженое», «Деревянный и пластилиновый человечек», «Мокрые котята» и т.д.), этюды, ритмопластику.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Сказка является не только носителем народной мудрости, но и формирует языковую культуру личности, развивает слухоречевую память.
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажи кукольного театра. Кукла провоцирует ребенка на высказывание своих мыслей (монологи), ведение диалогов. Во время игр –драматизаций закрепляется правильное произношение всех звуков, активизируется словарь детей, совершенствуется умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театральной деятельности повышает эффективность коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода сказкотерапии в логопедической работе
Сказка обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения родного языка. Развивающая речь способствует развитию личности в целом. Многолетний опыт работы в дошколь...
Презентация по теме :"Использование информационных технологий в логопедической работе."
Одним из важных условий является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет, с одной стороны - повысить эффективность образовательног...
конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)
Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...
Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми.
Работая в логопедической группе, мы проводили исследование: возможна ли передача новых знаний детям старшего дошкольного возраста через игру, и каково усвоение детьми этих новых для них знаний. Хотело...
Компьютер в руках логопеда. Методические рекомендации по использованию автоматизированных программ в логопедической работе
Компьютер в руках логопеда. Методические рекомендациипо использованию автоматизированных программ в логопедической работе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми, имеющими нарушения речи состоит в том, что:во-первых, ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерн...