Посещение современного оперного театра
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Данное занятие проводится с целью ознакомления с таким культурно-социальным явлением, как опера, однако акцент перенесён в область аксиологии. Необходимо работать над развитием чуткого эстетического вкуса, над выработкой иммунитета к фальши. Занятие компенсирует явления, вызванные тем фактом, что воспитанники находятся в провинциальном культурном пространстве, а связь с внешним миром (сетью интернет, СМИ) в большой степени регламентирована. Однако важно, чтобы кадет был вполне адаптирован к реалиям социума, имеющим как положительные, так и отрицательные черты. Для реализации этой цели организовано знакомство с феноменом наших дней – синтезом искусств – на примере современного оперного театра мирового уровня.
Занятие представляет собой экскурсию в «Метрополитен-опера» в городе Нью-Йорке. Форма занятия поддерживает эмоциональный настрой и продиктована психологическими особенностями и интересами кадет этого возраста. «Экскурсия» проводится на базе СПКУ с использованием мультимедийного оборудования. Для решения различных дидактических задач был подготовлен пакет раздаточного материала информационно-эстетического содержания, часть которого дана на английском языке (реализация межпредметной связи). Начинается занятие с анализа содержания привычных подросткам флаеров, в том числе и приглашений в оперу. Заканчивается созданием флаеров (образовательный продукт), приглашающих в современный оперный театр, созданный в Ставрополе. Таким образом организована деятельность кадет по соотнесению мотива занятия, содержания его с результатом, а главное – с целью получения основ музыкального образования как ресурса развития личностных качеств.
На занятии воспитанники «проигрывают» весь процесс посещения «Метрополитен-опера», включая прослушивание отрывков сложного музыкального произведения. Организуется рефлексия содержания занятия и эмоциональной его стороны. Воспитанники высказывают свои впечатления, соотносят первоначальное представление об опере с тем, которое создалось в ходе и в результате занятия. Работа по группам (группы «партер», «амфитеатр», «балкон») носила аксиологический и творческий характер, а презентация вновь созданных флаеров реализовала коммуникативные задачи.
Занятие заканчивается аксиологическим выводом о преимуществе «живого» оперного исполнения и посещения «вживую» оперы. Воспитанники вооружены способом выражения своего отношения к культурному продукту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya_durakhova.docx | 19.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СТАВРОПОЛЬ 2013
Преподаватель ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
А.Г. ДУРАХОВ
Метапредметное занятие по курсу «Музыка» в 7 классе.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Форма: урок-экскурсия.
Тема: посещение современного оперного театра.
Название занятия: Идти ли нам в оперу?
Количество обучающихся: 18 человек, юноши-подростки, 13 лет.
Цель: создать ситуацию для осознания своеобразия такого феномена, как синтез искусств (с помощью знакомства с современным оперным театром).
Задачи:
- определить своеобразие современного оперного театра в сравнении с классической оперным театром;
- продолжить формирование такого универсального учебного действия, как действие смыслообразования (понимания связи между содержанием учебной деятельности, её мотивом и результатом) и способности к этической и эстетической ориентации;
- организовать оценивание продукта интеллектуально-культурной деятельности для формирования эстетического вкуса и критического отношения к произведению искусства.
Формы деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.
Методы, используемые на занятии: проблемное обучение (проблемно-диалогическое).
Характер учебных заданий: задания метапредметного характера.
КРАТКИЙ АНОНС
Данное занятие проводится с целью ознакомления с таким культурно-социальным явлением, как опера, однако акцент перенесён в область аксиологии. Необходимо работать над развитием чуткого эстетического вкуса, над выработкой иммунитета к фальши. Занятие компенсирует явления, вызванные тем фактом, что воспитанники находятся в провинциальном культурном пространстве, а связь с внешним миром (сетью интернет, СМИ) в большой степени регламентирована. Однако важно, чтобы кадет был вполне адаптирован к реалиям социума, имеющим как положительные, так и отрицательные черты. Для реализации этой цели организовано знакомство с феноменом наших дней – синтезом искусств – на примере современного оперного театра мирового уровня.
Занятие представляет собой экскурсию в «Метрополитен-опера» в городе Нью-Йорке. Форма занятия поддерживает эмоциональный настрой и продиктована психологическими особенностями и интересами кадет этого возраста. «Экскурсия» проводится на базе СПКУ с использованием мультимедийного оборудования. Для решения различных дидактических задач был подготовлен пакет раздаточного материала информационно-эстетического содержания, часть которого дана на английском языке (реализация межпредметной связи). Начинается занятие с анализа содержания привычных подросткам флаеров, в том числе и приглашений в оперу. Заканчивается созданием флаеров (образовательный продукт), приглашающих в современный оперный театр, созданный в Ставрополе. Таким образом организована деятельность кадет по соотнесению мотива занятия, содержания его с результатом, а главное – с целью получения основ музыкального образования как ресурса развития личностных качеств.
На занятии воспитанники «проигрывают» весь процесс посещения «Метрополитен-опера», включая прослушивание отрывков сложного музыкального произведения. Организуется рефлексия содержания занятия и эмоциональной его стороны. Воспитанники высказывают свои впечатления, соотносят первоначальное представление об опере с тем, которое создалось в ходе и в результате занятия. Работа по группам (группы «партер», «амфитеатр», «балкон») носила аксиологический и творческий характер, а презентация вновь созданных флаеров реализовала коммуникативные задачи.
Занятие заканчивается аксиологическим выводом о преимуществе «живого» оперного исполнения и посещения «вживую» оперы. Воспитанники вооружены способом выражения своего отношения к культурному продукту.
Сценарий метапредметного занятия по курсу «Музыка» (7 класс)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Здравствуйте, товарищи кадеты!
Предлагаю вам занять места на диванах и взять это (раздача флаеров, приглашающих в цирк, театр, новый магазин цифровой техники, кафе, диско-бар, танцевальную вечеринку, и др).
Мы с вами начинаем необычный урок в необычной обстановке. Скажите, что вы держите в руках? Какие места вы можете посетить благодаря этой информации? А можем ли мы посетить эти места в Ставрополе?
Раздача других флаеров (в оперные театры). Куда приглашают вас эта реклама? Можем ли мы посетить это место в Ставрополе? А хотите ли вы посетить такое место, где бы вы увидели все то, что рекламировали первые флаеры: цирк, кино, театральная постановка, выставка картин, цифровые технологии, модный показ, танцы, современный балет, музыка?
Мы сегодня отправимся в такое место, где все это в синтезе продемонстрировано, а именно в город, который не спит, в Нью-Йорк, в Метрополитен опера (современный оперный театр). Мы попробуем сделать невозможное возможным. ЭТО НАША ЗАДАЧА.
Вам известно слово опера? Что вы знаете об опере? Оркестр, дирижер, певцы, хор, театр. (на клип-чате магнитами крепим). Вот расхожее обывательское представление об опере. Оно складывалось веками, с XVIII века. Перед нами модель классической оперы.
Но мы с вами едем в город Нью-Йорк. Откуда мы можем узнать об оперном театре в этом городе, об его репертуаре: интернет, флаер, афиши. Мы заказали билеты по интернету и сейчас идем в оперный театр. Дресс-код оперного театра: костюм, вечернее платье. Выбирайте себе билет. Мы заходим в фойе Метрополитен опера. (включается шум толпы) Вам ничего не мешает? Нам нужно пройти в гардероб. Но в этом театре гардероба НЕТ! (Видео) Мы заходим в фойе – смотрим афиши, оформление холла (для чего можно использовать такое большое помещение?), фото всех исполнителей, (первый звонок), нам надо успеть купить программки.
Давайте посмотрим на их содержание. Мы пришли на какую оперу? Кто ее композитор, на какой сюжет? Исполнители? Среди исполнителей есть ли имя, которое вы уже слышали?
Прозвенел второй звонок . Поднимаемся на второй этаж и видим справа и слева огромные панно Марка Шагала (чуть-чуть о нем). Какой вид искусства перед нами? Как вы думаете, как называется эти панно?
Прозвенел третий звонок. Занимаем места, соответствующие вашим билетам. Появляется оркестр, настройка, выход дирижера, увертюра. Зачем нужна увертюра? (Историческая справка – собирался свет общества…) Какой оркестр играет?
Первый акт, опера «Зачарованный остров».
Антракт. Можете встать, пройтись, выпить воды. (поставить шум) Вы в течение 5-ти минут слушали оперу. Скажите откровенно – тяжело, интересно? А представьте, что длится акт больше часа. Мы не привыкли к такому количеству сложной музыки, сопровождаемой такими эффектами. Что вы заметили, какие эффекты? Какое пение? Что еще происходило на сцене, кроме пения? Если вы чего-то не заметили, давайте посмотрим второй заключительный акт.
Вы можете поблагодарить исполнителей аплодисментами!
А если вы принесли с собой цветы, как их можно вручить исполнителям?
Скажите, в конце оперы что обычно звучит, какой номер? Поклоны в конце постановки всегда имеют строгий порядок. Последним выходят главные исполнители, и, наконец, дирижер. Как вы помните, он начинал и он же заканчивает оперу.
Опера закончилась, и вы можете выйти, прогуляться по холлу театра, купить программки на следующие постановки, приобрести сувениры и просто поделиться впечатлениями.
Рефлексия эмоции (один кадет).
Давайте вспомним, из каких действий состоит посещение именно оперного театра, из чего складывается, от начала до конца: афиша (источники информации), покупка билета и места в театре (амфитеатр, партер, балкон), дресс-код, ожидание в фойе или холле театра, вход и настройка оркестра, выход дирижера, увертюра, первый акт, антракт, второй акт, поклоны (аплодисменты, цветы), покупка сувениров. Давайте проверим себя. Переверните программку, которую вы держите в руке. Что мы забыли? Интересно, что этим посещение современного оперного театра (не записи, не просмотра видео) не заканчивается.
(Слайд с множеством имен, искусств, времен и т.д.) Обратите внимание на слайд. (Слайд 1) Скажите, что все это объединяет – искусство, все ее виды во всех ее связях и взаимоотношений. (Слайд 2) Общечеловеческое желание быть вместе. (Слайд 3) Мы говорили об искусстве и желании объединиться. Мы с вами были кем? (Зрители, слушатели). Где мы были слушателями? Тогда скажите, чем же является современный оперный театр, находящийся между искусством и человеком – универсальным посредником, передатчиком, транслятором.
Давайте вспомним наши первые представления об оперном театре. Мне хотелось бы узнать, насколько изменилось ваше представление, что такое современный оперный театр (Кадет 2)
Мы видим, что это дело сложное и технически, и эстетически. Но давайте представим невозможное возможным – в нашем городе хотят открыть современный оперный театр. Помните мы начали с флаеров (также как оперу начинает дирижер) и закончим так же, как дирижер завершает постановку, т.е. флаерами. Предлагаю вам сделать флаеры для приглашения в оперный театр. Ваша задача – привлечь туда современного зрителя. Три группы – партер, амфитеатр и балкон делают свои флаеры из двух частей – визуальный образ и слоган, отвечающий на вопрос – «Зачем нам нужно идти в современный оперный театр?».
Представление групп.
Мне приятно было получить из ваших рук приглашения в современный оперный театр. По моему мнению, современный оперный театр – это действительно транслятор видов искусств и мы можем в живую послушать, приобщиться и общаться, а ничего (ни интернет, ни телевидение, ни радио) не сможет заменить живого общения. Спасибо за занятие (похлопать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...
презентация "Первое путешествие в оперный театр" - 5кл.
презентация урока музыки "Первое путешествие в оперный театр" - 5 класс...
Становление оперного театра в респ.Бурятия
В презентации представлен материал об истории оперного театра в г. Улан-Удэ. Можно использовать на уроках музыки по теме "оперные театры мира", а также во внеурочной деятельности для развити...
Презентация :"Опера,путешествие в оперный театр"
Презентация показывает как велико Оперное искусство....
Методическая разработка урока в 8 классе "Современный музыкальный театр"
Знакомство учащихся 8 класса с современным музыкальнымтеатров. Выявление его отличительных особенностей. Слушание фрагментов из совремнных музыкальных спектаклей....
Посещение концертов и театров.
Посещение концертов и театоров....