Становление оперного театра в респ.Бурятия
презентация к уроку
В презентации представлен материал об истории оперного театра в г. Улан-Удэ. Можно использовать на уроках музыки по теме "оперные театры мира", а также во внеурочной деятельности для развития кругозора учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_opernogo_teatra_v_respublike_buryatiya.ppsx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История театра началась с 20 декабря 1939 года, с организации музыкально-драматического театра, от которого в 1949 году отделился театр оперы и балета.
Музыкальное эпическое творчество бурят-монгольского народа – основа формирования национального репертуара. Одним из инициаторов создания в Бурят-Монгольской АССР национального профессионального музыкального театра был Гомбожап Цыдынжапов . «Я очень счастливый человек. Мне довелось видеть и слышать гениального Станиславского, учиться у его учеников...»
Гомбожа́п Цыдынжа́пович Цыдынжа́пов ( 1905 — 1980 ) — бурятский советский актер , театральный режиссер , театральный деятель и драматург. Народный артист СССР ( 1940 ). Лауреат Сталинской премии второй степени ( 1949 ). Один из основателей бурятского профессионального театра. Член КПСС с 1939 г .
Музыкальный театр Бурят-Монголии прошел путь от освоения жанра музыкальной драмы к созданию национальных опер и балетов. С реди них — первенец и гордость национального музыкального искусства – опера « Энхэ -Булат- батор » М. Фролова, балет «Красавица Ангара» народных артистов СССР Л. Книппера и Б. Ямпилова , которому была присуждена Государственная премия РСФСР им. Глинки.
В становлении и развитии музыкального театра Бурятии неоценимый вклад внесли и такие деятели, как композитор и дирижер П. Берлинский, композиторы Р. Глиэр, В. Морошкин, С. Ряузов . Режиссерами первых постановок были И. Туманов, А. Миронский , А. Канин, Е. Кончевский , Н. Логачев; Д ирижеры — И. Забельский , М. Бухбиндер , В. Маймескул, Б алетмейстеры — И. Моисеев, М. Арсеньев и др. Игорь Моисеев Рейнтгольд Глиэр
Огромное значение для развития национального искусства имели две декады литературы и искусства Бурятии в Москве (в 1940 и 1959 годы). После первой декады театр был отмечен высшей наградой Родины — орденом Ленина.
1950-е годы в становлении и развитии музыкального театра Бурятии были во многом решающими. В 1952 году в самом центре столицы Бурятии завершилось строительство нового здания театра по проекту московских архитекторов А.Н. Федорова и И.Г. Бурова, впоследствии ставшего одним из главных символов столицы Республики. Художественное руководство в это время осуществлял народный артист Г.Ц. Цыдынжапов .
Периодом полной творческой зрелости для театра была вторая половина 1970-х годов. В ноябре 1979 г., приказом министерства культуры СССР за большие заслуги в развитии музыкального искусства и успешно проведенный творческий отчет в Москве и Ленинграде, коллективу было присвоено звание «академический».
23 мая 2011 года после комплексной реконструкции и реставрации, продлившейся шесть лет, здание Государственного академического театра оперы и балета открылось в обновленном виде. Здание театра является памятником архитектуры федерального значения.
Бурятский театр оперы и балета до самого последнего времени являлся единственным оперным театром в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. На сцене театра поставлено более трехсот спектаклей отечественной, мировой классики и произведений бурятских авторов. В действующем репертуаре театра постоянно находится более тридцати опер и балетов.
Бурятские певцы и танцовщики неоднократно представляли свое искусство в странах Азии и Африки, Европы и Латинской Америки, в том числе, Франции, Канаде, Индии, Японии, Финляндии, Алжире и др.
Это народные артисты СССР Л. Сахьянова , Л. Линховоин , К. Базарсадаев , Д. Дашиев , народные артисты РСФСР О. Короткова, Е. Самбуева , Ю. Муруев , О. Аюрова , Е. Шараева и многие другие. Лхасаран Линховоин Лариса Сахьянова Юрий Муруев Ольга Аюрова
За последние годы театр осуществил международные проекты с Монголией, США, Китаем, участвовал в международном фестивале балетов в Киеве на сцене национальной оперы. Коллектив балета представлял искусство Республики Бурятия на престижных площадках Китая, в том числе, участвуя в международном фестивале в г. Даляне.
Бурятские оперы : «На Байкале» Л.К. Книппера (1948, 2-я редакция 1958) « Мэдэгмаша » С.Н. Ряузова (1949, 2-я редакция «У подножья Саян» в 1953) «Побратимы» (1958), «Братья» (1961) Д.Д. Аюшеева , «У истоков родника» (1960), «Прозрение» (1967), «Чудесный клад» (1970) Б. Б. Ямпилова . « Энхэ -Булат батор » М. П. Фролова . В 2011 г. режиссёр Олег Юмов и дирижёр Антон Лубченко представили зрителям оперу в современном прочтении. Бурятские балеты: «Свет над долиной» Ряузова (1956, первый бурятский балет) «Во имя любви» Ж. Ж. Батуева и Майзеля (1958) «Красавица Ангара» Б. Б. Ямпилова и Л. К. Книппера (1959, вторая редакция в 1972 году) «Цветы жизни» (1962), « Гэсэр » (1967), « Джангар » (1971) Ж. Ж. Батуева «Патетическая баллада» Б. Б. Ямпилова (1967) « Dzambuling » А. Лубченко и Питера Куанца (2011, в 2012 удостоен Государственной премии Республики Бурятия)
Советские оперы: «Тихий Дон» (1955), «В бурю» (1958); «Овод» Спадавеккиа (1962), «Анна Снегина » Холминова (1967) Советские балеты: «Красный мак» (1951); « Шурале » Яруллина (1955), «Тропою грома» (1964); «Легенда о любви» Меликова (1966), «Спартак» (1970) и другие.
Балет «Красавица Ангара» У бурятского народа есть немало преданий, легенд, сказок, поэтически одухотворяющих природу Бурятии, и особенно озеро Байкал и реку Ангару. Именно эти предания легли в основу либретто балета . Юная красавица Ангара, дочь старого Байкала, и смелый юноша Енисей влюблены друг в друга, но их счастье стремится разрушить коварный Чёрный Вихрь…
Этот спектакль называют "жемчужиной бурятского балета", "золотым фондом культуры", "уникальной работой", которая стала единственным национальным спектаклем, удостоенным Государственной премии РСФСР им. М. Глинки.
Автором либретто стал известный драматург Намжил Балдано , собиратель и пропагандист бурятского фольклора. В основу была положена всеми любимая легенда, которая была дополнена и развита.
Постановку спектакля поручили Михаилу Заславскому , одному из основоположников бурятской национальной хореографии. В первой постановке участвовал и народный артист СССР Игорь Моисеев: его авторству принадлежат два лирических танца, дуэт Ангары и Енисея. В спектакле "Красавица Ангара" искусно сочетаются народные особенности танца бурят с классической хореографией. И.Моисеев
Отразить всю яркость и колоритность созданной постановки помогла насыщенная бурятскими мотивами музыка, автором которой является известный белорусский композитор Лев Книппер . Соавтором выступает выдающийся бурятский композитор Бау Ямпилов , автор множества произведений, известных за пределами Бурятии. Л.Книппер Б. Ямпилов
Авторы-художники декораций и костюмов - Александр Тимин и Мария Шестакова.
Красавицу Ангару на протяжении всех лет существования исполняли пять ведущих балерин театра. Первой балериной, которая исполнила эту партию и с которой неразрывно связан образ Ангары, является Лариса Сахьянова . Также одна из ярких исполнительниц этой роли — Екатерина Самбуева . Лариса Сахьянова Екатерина Самбуева
Мужественный образ Енисея создал многолетний исполнитель этой партии Петр Абашеев.
Скульптура народные артисты СССР Лариса Сахьянова и Петр Абашеев в ролях Ангары и Енисея из балета «Красавица Ангара»
Премьера балета состоялась в январе 1959 г. Галина Уланова : " Материал для балета выбрали интересный - это что-то эпическое, величественное, как сам Байкал. Балет оформлен очень красочно, по всему чувствуется, что его создавали с любовью, Исполнители работали на сцене вдохновенно... Мне очень понравилась ваша Лариса Сахьянова . У нее замечательные руки, она танцует одухотворенно, у нее легкие прыжки... Я уверена, ваш балет станет очень хорошим балетом."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История становления и развития народного театра в селе Верховажье
Содержит архивные материалы, газетные публикации, фотографии, воспоминания очевидцев по теме...
Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.
В статье затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – обра...
Посещение современного оперного театра
Данное занятие проводится с целью ознакомления с таким культурно-социальным явлением, как опера, однако акцент перенесён в область аксиологии. Необходимо работать над развитием чуткого эстетичес...
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...
презентация "Первое путешествие в оперный театр" - 5кл.
презентация урока музыки "Первое путешествие в оперный театр" - 5 класс...
Презентация :"Опера,путешествие в оперный театр"
Презентация показывает как велико Оперное искусство....