Сценарий интегрированного урока "Пасхальная радость"
учебно-методическое пособие (5 класс) по теме

Палехова Елена Дмитриевна

Занятие с детьми фольклором позволяют познакомить с обрядами, традициями и праздниками русского народа.

Один из таких праздников - Светлая Пасха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paskhalnaya_radost.docx23.29 КБ
Файл Сценарий праздника Масленица15.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий  интегрированного урока «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ»

Цель:  Познакомить детей с главным праздником русского народа, со светлым Христовым воскресеньем.

Познакомить с обычаем росписи писанок, с техникой исполнения различных видов писанок.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с целым комплексом обрядов и обычаев, примет замечательного праздника Пасхи.

Развивающая:

Освоение детьми обрядового фольклора (разучивание закличек солнцу, весеннего хоровода, роспись яиц).

Воспитательная: Воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям.

Предварительная подготовка: Дети разучивают стихи. Класс оформляется под русскую избу- самовар, скатерть, домотканые дорожки. На столе- крашенные яйца, пасхальные куличи, творожные пасхи.

Фонограмма с записью колокольного звона, тропарь «Христос воскресе!», фрагмент концерта для хора «Вознесу тя, боже мой» ( Дмитрий Бортнянский)

План урока:

Сообщение по теме с музыкальными иллюстрациями (прослушивание духовных стихов)

Разучивание закличек солнцу с учащимися. Чтение стихов, посвященных Пасхе.

Рассказ о символике пасхального яйца, о том какие виды писанок существуют, о приёмах нанесения орнамента на поверхность яйца.

Игры с яйцами. Загадки. Частушки («качульные»). Пляски:  «Парная кадриль», «Общая», хоровод «Баяре». Стихи, посвященные Пасхе.

Завершение занятия. Пасхальная трапеза. На столе обязательна ритуальная еда – куличи, творожные пасхи, яйца.

                                 Сценарий проведения урока.

1 Ведущий

 Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим!

Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет весёлой и радостной!

Потому, что она посвящена  главному празднику  русского народа – Пасхе.

2 Ведущий

Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями.

В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на  голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет «играть» и веселиться красно солнышко. На Руси существовало поверье, что на Пасху Солнце «играет», и люди старались подкараулить это мгновение.  Дети же обращались к солнцу с помощью закличек.

Разучивание и исполнение закличек:

«Гори солнце ярче»

«Солнышко, солнышко»

2Ведущий. В этот день в церкви звонили в колокола, звонили по особенному, торжественно. (звучит запись колокольного звона).

Этот звон зовется Пасхальный благовест. Послушайте стихотворение Сергея Есенина, которое было написано им под впечатлением праздничного колокольного звона. Оно так и называется «Пасхальный благовест».

Ученик:

Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон.

2  Ведущий: А сейчас послушайте церковное песнопение. В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, её автор – русский композитор Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент – голос человека.

Звучит фрагмент концерта для хора «Вознесу тя, боже мой».

1 Ведущий: Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы. Давайте и мы, добры молодцы и красны девицы покличем весну, встанем в хоровод.

Дети исполняют весенний хоровод с вербочками.

2 Ведущий (раздает детям веточки вербы, сама берет веточку и рассказывает)

Верба не давшая еще листьев, цветет и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и все живое на земле теплом и новым урожаем. Верба считалась целебным, наделенным особой силой деревом, поэтому существовал обычай – вербными веточками выгоняли скот на первый выпас весной.

А маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлёст, бей до слёз. Бьем, чтобы были здоровыми »

Послушайте стихотворение А. Блока «Вербочка».

Ученик:

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

1 Ведущий: Все ждали радостный праздник Пасхи. К нему готовились особенно: вставали рано, чтобы успеть приготовить традиционные пасхальные угощения.

(Ведущий подходит к праздничному пасхальному столу)

Обратите внимание, как красив и радостен наш пасхальный стол. Традиционными пасхальными блюдами были и остаются пасха, кулич, крашеные яйца.

Куличи пекли всегда в форме цилиндра, напоминавшего церковную башенку с  куполом. Считали, что если кулич удался, то в семье все будут здоровы, если же он потрескается, то кто – нибудь из родных может заболеть.

Обычай росписи яиц берет начало в глубокой древности, когда человек придавал большое значение культу солнца, дающего жизнь и тепло.

Характерный атрибут этого культа – яйцо, символ жизни. С яйцом связана и история писанки.

Писанка – издавна является символом весны, плодородия новой жизни.

Современная писанка – это своеобразная миниатюрная живопись. По технике исполнения различают несколько видов писанок:

«крашенки» - яйца, покрашенные в один цвет;

«крапонки» - покрытые цветными пятнами на фоне другого цвета;

«дряпанки» - на которых рисунок выцарапан металлическим стержнем;

«малёванки» - с орнаментом, нанесенным кисточкой от руки, и наконец:

«писанки» - украшенные геометрическим и растительным орнаментом, а также изображениями животных.

Все рисунки, и простые, и сложные, и даже отдельные линии и чёрточки, были когда – то наделены определенным символическим значением  или магическим смыслом. Очень характерен для писанок мотив «древа жизни» в виде ве6точек, цветов, пышных кустов, листьев, ёлочек. Изображение колосьев символизирует обильный урожай. Животные же на языке символов означают процветание. Они богато представлены на писанках: здесь и стилизованные лошадки, и олени, бараны, козлики, голуби, петушки, курочки, кукушки, мотыльки, раки, рыбы.

1 Ведущий: Мы все христуемся другом и на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с говорим: «Христос воскрес – Воистину воскрес».

Этот обычай очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Ведущие обмениваются яйцами, показывают обряд христования).

Ученик читает стихотворение А. Максимовича «Христос воскрес».

«Христос Воскрес!» - поют колокола.

И весть та – радостна, светла

Над миром носится волной,

И мир внимает вести той

«Христос Воскрес!» - поёт земля,

Моря, и горы, и поля…

И им в ответ звучит с небес:

«Воистину Воскрес!»

2 Ведущий: Как всякий большой праздник – Пасха заполнена различными забавами, играми.

Проводятся игры:

Игра 1. Чьи яйца дольше прокрутятся.

Раскручиваются яйца, могут играть двое, трое, четверо – чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель, тот забирает яйцо проигравшего.

Игра 2. Катание яиц с горки.

Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. Он забирает яйцо проигравшего.

Игра 3: Катание яиц навстречу. Двое играющих становятся у разных стенок и катают яйца навстречу друг другу. Один приговаривает: «Христос воскресе!», другой отвечает: «Воистину воскресе!». У кого яичко разобьётся, тот и проиграл. Он отдаёт своё яйцо выигравшему.

1 Ведущий:

Сядем рядышком на лавке

Вместе с вами посидим

Загадаем вам загадки

Кто смышленый – поглядим!

Загадки:

Мать толста,

Дочь красна

Сын – сокол

Под небеса ушёл

(печь, огонь, дым)

Чиста, да не вода

Клейка, да не смола;

Бела, да не снег;

Сладка, да не мёд;

От рогатого берут

И живулькам дают

(молоко)

Крепь – город

Да Бел – город,

А в Беле – городе

Воску брат.

(яйцо)

И комковато,

И ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей

(Хлеб)

2 Ведущий:

Пасхи не бывало без качелей. Качались дети и молодёжь. Дети пели «качульные» песенки, чтобы каждый успел покачаться.

(дети исполняют «качульные» песенки и «качульные» частушки)

Дети читают стихотворения, посвященные Пасхе

А. Плещеев «Христос воскрес»

Повсюду благовест гудит.
Из церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля…
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

К. Фафонов «К нам летит весна» 

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

В зеленеющем уборе

Млеют темные леса.

Небо блещет - точно море,

Море - точно небеса.

Сосны в бархате зеленом,

И душистая смола

По чешуйчатым колоннам

Янтарями потекла.

И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

Похристосовался ландыш

С белокрылым мотыльком!

2 Ведущая приглашает всех принять участие в плясках и хороводах:

«Парная кадриль»

«Общая»

Хоровод «Баяре».

1 Ведущий:

Мы думаем, что вы уже имеете представление о том, как праздновалась и празднуется Пасха.

Теперь приглашаем всех присутствующих разговеться пасхальными яйцами и всем тем, что есть на пасхальном столе!

Пасхальная трапеза завершает занятие. Звучит магнитофонная запись праздничного тропаря «Христос воскресе!».

Литература

1. Времена года. Православный народный календарь. Праздники. Жития. Приметы. Обычаи. Обряды. М. 1995.

2. Праздников праздник Пасха. Чтение для детей и взрослых. М. 1990

3. Рождество и Пасха в стихах и прозе. M 1993.



Предварительный просмотр:

Масленица

Сценарий проведения праздника

Звучит небольшой рассказ ведущий о празднике, о катаниях с гор, о чучеле Масленицы, о масленичных песнях.

Ведущая: Звал-позвал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости: "Душа ль ты моя Маленица! Приезжай ко мне в гости на широк двор в горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!" Готова ли Масленица?

Вносят чучело Масленицы с песней "Ах, масленица, сметанница"

Все: Приехала Масленица!

Ведущая:

Здравствуй,

Масленица годовая,

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Все на конях приезжает.

У ней кони вороные, Слуги молодые.

Звучит песня "А мы масленку дожидали"

Все становятся в круг, в центре чучело. Каждый по очереди расхваливает Масленицу:

  1. Дорогая наша гостья Масленица!
  2. Авдотьюшка Ивановна!
  3. Дуня белая, Дуня румяная!
  4. Коса длинная, триаршинная.
  5. Лента алая, двуполтинная
  6. Платок беленький, новомодненький
  7. Брови черные, наведенные
  8. Шуба синяя, ластки красные
  9. Лапти частые, головастые.

Звучит песня "Запрягу я воробья"

Игра "Летай, летай воробейко" (см. касета "Жаворонки прилетите...", ст. А, IV раздел № 3)

Ведущая: Наверное, замерз наш воробейко. Холодно ему зимой. Не пора ли Весну позвать?

Чтобы весна пришла, надо Мороз со двора прогнать.

А ну-ка давайте в снежки поиграем! Посмотрим кто из вас самый меткий, ловкий да голосистый.

Дети кидают снежки в снежную бабу и поют песню " Мороз - мороз, через тын перерос".

(Здесь можно использовать любые другие состязательные игры).

Ведущая: Ну молодцы! Мороз прогнали. А теперь надо солнышко - теплышко позвать, чтобы растопило оно снега, разогрело луга. Кто лучше да звонче солнышко позовет?

Дети поют заклички " Ой, солнышко, колоколнышко"

"Солнышко, покажись" (см. кассета "Жаворонки прилетите...", ст. А, V раздел № 3-7)

Дети: Уходи, зима

Приходи скорей весна

Нам зима то надоела

Весь хлеб в амбаре поела.

Ведущая: Давайте в горелки играть

Игры "Горелки" (см. касета "Жаворонки прилетите...", ст. А, IV раздел № 7, ст. В № 16), "Грушка", "Яблонька" (см. кассета "Жаворонки прилетите...", ст.В №11), "Кострома", "Хрен" (см. кассета "Семик честной...", ст. В, III, раздел №4); по выбору.

Ведущая: А теперь надо Боярыню Масленицу повеселить да потешить. Раздайтеся раступитеся, дайте, дайте ходику веселому народику. (Пляска под музыку).

Вед: Ох, уморились, наверное, вы плясать. Давайте-ка мы новую игру затеем и ребят на смекалку проверим. Я буду петь о летящих птицахи насекомых, а вы все должны со словами "летят, летят" поднимать руки и махать как-будто крылышками, а кто будет невнимателен - тот в игре больше не участвует.

1. Грачи летят, на всю Русь кричат

Гу-гу-гу, мы несем весну.

Летят, летят, летят

2. Пчелы летят, бунчат - гудят.

Жу-жу-жу, медову несем росу.

Летят-летят-летят.

3. Поросята летят, полосаты визжат:

Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву

4. Комары летят, во все горло кричат

Зы-зы-зы, наточим носы.

5. Медведи летят, во все горло кричат

Ры-ры-ры, не пустим в бобры.

Вед: Вот какие вы смекалистые да сообразительные, трудно вас с толку сбить.

Ребенок 1: Нам везде надо успеть, и сплясать и песню спеть.

Дети поют песню "Середа да пятница"

Ребенок 2: Нам везде надо успеть, и сплясать и песню спеть.

Съесть корзину пирогов. Да с три короба блинов.

Вед: А про блины то мы чуть было не забыли!

Ребенок 3: Тин-тинка!

Подай Домнушка блинка,

Оладышка-прибавышка!

Ребенок 4: Тетушка не скупися,

Масляным кусочком поделися.

Вед: Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте с пылу, с жару!

А вот посмотрите, какой масленичный пряник изукрашенный: тут и леса дремучие и звери рыскучие, и горы и дома - вся чудесная земля! (делят пряник на всех).

Ну, а теперь пора Масленицу со двора провожать. Давайте-ка соберем прошлогодний сор да сожжем в костре жарком, а вместе с тем распрощаемся с мыслями да делами недобрыми.

Дети поют песню "Тетки-лебедки", им отдают приготовленный сор, который можно сжечь в масленичном костре.

Вед: Масленица - ерзовка!

Обманула нас плутовка

Оставила нас

На кислый квас

На постные щи

На холодные харчи.

Хоровод вокруг Масленицы с песней "Чучело". Масленицу выносят.

Звучит песня "Масленицу провожаем"

В конце можно затеять игры с детьми на улице:

"Мак маковистый" (см. кассета "Жаворонки прилетите...", ст. А, VII раздел, № 2), "Заинька" (см. кассета "Жаворонки прилетите...", ст. В, № 14,ст. А, IV раздел, № 2), " Семик честной", ст. А, II раздел № 3), "Кострома" (см. кассета "Семик честной...", ст. В, раздел III, № 21), "Селезень утку загонял", "Хрен".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

Сценарий интегрированного вечера "Да святиться имя твое"

Сценарий предназначен для учащихся 9-11 классов.В ечер посвящен историям любви великих людей.Дети слушают прекрасные стихи и песни,хнакомятся с жизнью английских и русских писателей.Вечер получается о...

Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.

Предлагаемый  урок  разработан  с учетом современных требований ФГОС по технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»

В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...

Сценарий семейного праздника «Радость для меня – семья!»

Мероприятие подготовлено в рамках программы курса внеурочной деятельности «Люблю тебя, мой край родной», которая разработана для обучающихся 5-7 классов. Мероприятие рассчитано на учеников...

Сценарий "Живите в радости"

Сценарий концертной программы, посвященной Дню пожилого человека...