"О подвигах, о доблести, о чести" - конспект урока с презентацией 5 класс
презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему

 Конспект урока с презентацией: раскрытие образов героев в разных произведениях искусства (музыка, литература, живопись)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_podvigakh.rar1.24 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    Конспект  по  Музыке.  5 класс

Тема урока: «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Цель урока: познакомить детей с образами русских воинов, защитников Отечества  которые нашли своё отражение в музыке, в литературе, в изобразительном искусстве…

Задачи урока: Привить эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» и через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах развивать способность сопереживать музыкальному образу. Воспитывать у обучающихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.

Тип урока: урок – объяснение

Вид урока: урок историческое путешествие

Содержание: «Богатырская» симфония А.П.Бородина

                           «Александр Невский» кантата С.С.Прокофьева

                           «Солдатушки, бравы ребятушки» р.н. песня

                           Песня о Кутузове, песня о Суворове

                           «Священная война» песня

                           «Сыны полков» песня

Понятия:  симфония, кантата, унисон, ритм

Виды и формы контроля: слуховой, наблюдение

Проблема урока: Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей, обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

Прогнозируемый результат:

- Определить на слух характер музыки и передать её настроение.

- Назвать произведения, в которых рассказывается о Родине, героях войны.

-Раскрыть образы  русских героев – воинов.

                                                   Ход урока

l- организационный момент.

Приветствие и озвучивание  того что будут учащиеся на уроке.

ll-Вступительное слово учителя.

Во все времена музы в песнях, легендах, былинах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах…воспевали и прославляли величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. Отвагу витязей, храбрость богатырей, всех воинов защищавших наше родное отечество. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников.

Слайд 1

И сегодня муза приглашает нас раскрыть в музыке,  литературе, изобразительном искусстве образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах.

Слайд 2

Русские композиторы, писатели, художники постоянно обращались в своём творчестве к теме защиты Родины.

Почему?  Это оттого что с давних времён со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить народ. Поэтому образ защитника отечества является одним из главных образов искусства.

Назовите известных вам героев и произведения искусства посвященные теме  защиты Родины?

То что эта тема была одной из главных свидетельствуют и народные поговорки сложенные о защитниках.

Слайд 3,4

Как называется картина и кто на ней изображен?

Слайд 5

Кого называют богатырями?

Какими они изображены? (одному дана сила,другому – ум, третьему – доброта)

На ваш взгляд что важнее для богатырей из этих качеств? (всё)

Васнецов говорил что ему « хотелось писать так, чтоб картина звучала как музыка,  пелась как былина, волновала как родная песня…»

А в музыке воспел богатырей А.П.Бородин.

Слайд 6

(Слушаем фрагмент симфонии № 2)

Меняется ли музыка?

Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (мужественная, маршевая, призывная)

Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие.

Соответствует ли характер музыки,  изображенным на картине образам?

Слайд 7

Назовите имя этого героя.

Князь Александр Ярославович один из почитаемых и любимых в народе героев защитников земли Русской. Полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведским войском на реке Неве за что получил имя Александр Невский. А ещё он разбил немецких рыцарей на льду  Чудского озера освободив Новгородские земли. Было это в 13 веке.

Какое музыкальное произведение посвящено этому герою и событиям 13 века? Кто автор этого произведения?

Слайд 8 (слушаем песню «Вставайте люди русские» из кантаты С.Прокофьева)

Какое настроение передаёт музыка? К чему призывает?

Тяжела солдатская доля, и хорошей поддержкой поднимающей боевой дух, помогающей пережить всё и победить, является песня, верная подруга солдата.

Слайд 9, 10

А вот герои, умело защищавшие отечество в 19-20веке.

Слайд 11,12 (Слушаем фрагмент песни о Кутузове)

Слайд 13,14 (Слушание фрагмента песни о Суворове)

Как раскрывается характер этих героев в песнях?

Много сложено песен о событиях ВОВ где мы также слышим выраженные образы защитников (Слушаем фрагмент песни «Священная война»)

Слайд 15

Много произведений в музыке, в  живописи, в  литературе появляется и в наше время о событиях минувших грозных времён.

Проблемный вопрос:

Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей, обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого? (напоминание и призыв также самоотверженно защищать свою Родину)

Воспевая русскую, богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и славное будущее. Эти сюжеты будят в нашем воображении события 20 века. Песня «Вставайте люди русские» постоянно звучала в годы ВО войны. А под звуки хора «Славься» из оп. «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 г. Из стен ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков. В годы ВО войны на защиту Родины встал весь народ.

Как вы думаете защитниками   могут быть только взрослые? (Песня о маленьком трубаче)

Слайд 16,17 (знакомство с песней «Сыны полков»)

Какие выразительные средства музыки позволяют передать отважный, решительный характер песни?

Можем ли мы назвать богатырями - героев песни «Сыны полков»?

О ком говорят «Мал золотник, да дорог»?

Сегодня во многих городах России стоят памятники героям – защитникам Родины…

Слайды 18,19,20

А что такое памятник? И память?

Как много общего в этих словах

Можно ли сказать что песни о героях, картины, тоже являются своеобразными памятниками защитникам нашей Родины?

Мы сегодня о многом поговорили , давайте вспомним основное:

Симфония – это…

Кантата – это…

Их сходство заключается в… А их различие заключается в …

Мы познакомились с картинами художников… Которые называются…

Защитниками Отечества могут быть не только взрослые но и …

О юных защитниках Отечества  поётся в песнях…

Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат»

И я желаю вам стать такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества.

                                                   Завет

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»

Что может быть слаще лесной земляники? Под зеленью прячет характер свой дикий, И смотрит оттуда глазами ребёнка - Пять чувств белоснежных на радужке солнца. На краешке чащи распаренный полдень Се...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование  коммуникати...

Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.

Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...

Конспект урока с презентацией: "Тема чести в лирике В. С. Высоцкого"

Предлагаемый вниманию урок разработан для 11 класса в рамках общей темы "Лирика В. С. Высоцкого". В основе урока комплексный анализ одного стихотворения поэта, что способствует развитию инте...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...