Интегрированный урок информатики и окружающего мира по теме "Космическое путешествие"
методическая разработка по природоведению по теме

12 апреля – мы отмечаем Всемирный День Космонавтики и авиации. Поэтому вашему вниманию хочу предложить урок, посвященный этой дате. Мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.

Урок является интегрированным, включает в себя окружающий мир и информатику и рассчитан на учащихся 4 класса.

Ребята обучаются по программе Л.В. Занкова, изучили строение Солнечной системы, владеют навыками работы на ПК: в графическом редакторе РAINT, в текстовом редакторе Блокнот. И поэтому передо мной стояли такие цели, как:

-Расширить знания детей о Солнечной системе; совершенствовать умение их работы на ПК;

-Развивать эрудицию, находчивость, творческие способности;

-Воспитывать уважение к товарищам.

Из целей вытекает тип разработанного урока – это урок-игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Космическое путешествие

4 класс

 (интегрированный урок информатика+окружающий мир)

Цели:

  1. расширить знания детей о Солнечной системе; совершенствовать умение их работы на компьютере;
  2. развивать эрудицию, находчивость, творческие способности;
  3. воспитывать уважение к товарищам, ответственность за результат труда, умение жить и работать в коллективе.

Оформление класса:

1. Девиз: «Космонавтом хочешь стать - надо много, много знать!» (на доске) 

2. Рисунок ракеты (на доске, используется в 1 конкурсе)

3. Слово «КОСМОНАВТ» (на доске, используется в 4 конкурсе)

4. Фотографии планет Солнечной системы.

5. Рисунки учащихся к Дню космонавтики (на экранах мониторов ПК).

Ход урока

1 Организационный момент

Вступительное слово учителя.

12 апреля - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ. Наша страна первой открыла дорогу в космос, необозримые просторы Вселенной. В честь этого великого праздника сегодня мы проводим урок- путешествие. Путешествие будет необычное, а космическое. В путешествии принимают участие 3 экипажа. (представление команд)

В игре принимают участие 3 команды по 8 человек.

За нашим путешествием будет следить строгое жюри: (представление жюри) 3 чел.

II Выполнение конкурсных заданий

Конкурс 1 «Ракета»        

        Работа в графическом редакторе РAINT.  Включить данный редактор до конкурса.

-Наступило время первого конкурса. Чтобы отправиться в путешествие нам нужна супер-ракета. Вы должны нарисовать ракету, на которой отправитесь в полёт.

По 2 участника каждой команды выполняют  рисунок ракеты (образец на доске). Побеждает  та команда, у которой получится рисунок лучше. Время  на выполнение 5 минут. За рисунок – 2 балла или 1 балл, на усмотрение жюри.

Чтобы отправиться в путешествие нарисовать ракету, на которой

Конкурс 2 «Космические координаты»

- У каждого экипажа есть ракета. Но чтобы полет проходил успешно, вы должны уметь читать космическую карту и определять координаты.

-Каждый экипаж должен правильно        проложить курс и написать в космическом журнале свои координаты, отгадав 2 загадки. (Для этого вам нужно вспомнить сказки).

Космическая

широта

Космическая

долгота

Космическую широту - какое число получится, если к числу богатырей (33), которыми руководил Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка (7), вычесть количество веселых поросят (3) и прибавить количество братьев Ивана - дурака (2). Ответ: 39

Космическую долготу - к количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной поляне (12) прибавить количество козлят, которые остались дома одни (7) и минус количество сестер Крошечки-Хаврошечки(3). Ответ: 16

-Курс 39,16. начинаем наш космический полет.

За правильно определенный курс команда получает 2 балла

Конкурс 3 «От большой до маленькой»

-Каждый экипаж должен знать название и расположение планет Солнечной системы. Вам даны названия всех 9 планет. Нужно расположить их в порядке удаления от Солнца.

        1 ПЛУТОН. 2 МЕРКУРИЙ. 3 МАРС. 4 ВЕНЕРА. 5 ЗЕМЛЯ. 6 НЕПТУН. 7 УРАН. 8 САТУРН. 9 ЮПИТЕР.

        Время 3 минуты. Максимальное количество баллов - 9 за правильно расположенные планеты.

Конкурс 4 «Телефонограмма»

-В адрес каждого экипажа пришла телефонограмма. Нужно текст телефонограммы передать экипажу соперников с помощью мимики и жестов. Побеждает та команда, которая более точно угадает текст.

        КОРАБЛЬ ТЕРПИТ БЕДСТВИЕ НА НЕИЗВЕСТНОЙ ПЛАНЕТЕ. ПРОСИМ ПОМОЩИ.

        ВЫСАДКА НА ПЛАНЕТУ ПРОШЛА УСПЕШНО. ПОДРУЖИЛИСЬ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ.

        ВЫШЛИ ОТКРЫТЫЙ КОСМОС. НАМ ПОВСТРЕЧАЛАСЬ ЛЕТАЮЩАЯ КОРОВА.

        Максимальное количество 3 балла.

Конкурс 5 эстафета «Грамотей»

        - В любое путешествие берут грамотных, организованных ребят. Давайте проверим вашу грамотность.

В конкурсе участвует 6 человек из каждого экипажа. Они встают в шеренгу друг за другом. Им предлагается на доске написать правильно слова, которые произносит учитель:

Космонавт

Звездный

Комета

Юрий Гагарин

Метеорит

Герман Титов

Побеждает та команда, которая справляется с заданием  быстрее и правильнее. За каждое правильно написанное слово - 1 балл.

Конкурс 6 «Угадай-ка!»

-Наше путешествие подходит к концу. Хотелось бы проверить, насколько бы были внимательны и организованы во время путешествия.

Команде дается тест из 10 вопросов. Участвует вся команда. Командир работает за компьютером, вносит свою фамилию и имя, класс, выбирает правильный ответ из предложенных.

1 Какая наука изучает небесные тела: звезды, планеты, кометы и т.д.?

  1. космология
  2. геология
  3. астрономия

2 Назовите имя и отчество первого космонавта.

  1. Юрий Юрьевич
  2. Алексей Юрьевич
  3. Николай Юрьевич
  4. Юрий Алексеевич

3 Назовите фамилию второго космонавта.

  1. В. Терешкова
  2. Г. Титов
  3. В.Серегин

4 Назовите фамилию первой женщины-космонавта

  1. С. Савицкая
  2. В. Терешкова
  3. А. Павлова

5 Кто из космонавтов впервые вышел в открытый космос?

  1. А. Леонов
  2. Г. Титов
  3. Н. Армстронг

6 Назовите страну, которая первая запустила искусственный спутник Земли.

  1. США
  2. Россия
  3. Великобритания
  4. Япония

7 Сколько планет насчитывает Солнечная система?

  1. 9
  2. 6
  3. 8
  4. 10

8 Какая планета Солнечной системы самая большая?

  1. Юпитер
  2. Земля
  3. Плутон
  4. Сатурн

9 Кто побывал в космосе первым?

  1. Человек
  2. Обезьяны
  3. Крысы
  4. Собаки

10 Кто из животных не был в космосе?

  1. Собака
  2. Заяи
  3. Крыса
  4. Обезьяна

За 9-10 правильных ответ команда получает 5 баллов.

За 8 – 4 балла.

 За 7-  3 балла.

+1 балл  той команде, которая справившись с заданием первой.

Конкурс 7 «Наборщик»

        Работа в текстовом редакторе Блокнот. С капитанами экипажей включить данный редактор.

        -Перед вами слово «космонавт». Нужно из его букв составить как  можно больше новых слов и набрать их на компьютере.

        Команды по очереди произносят составленные слова вслух. За каждое слово по 1 баллу.

III Подведение итогов путешествия.

- Вот и закончилось наше путешествие. Слово - жюри. Объявляется общий счет Участники награждаются призами.

Игра со зрителями

(за каждый правильный ответ вручаем звезду)

1. Из чего состоит Солнечна система? (Из солнца и планет, которые вращаются вокруг него под действием его притяжения).

2. Что такое галактика? (Гигантское скопление звезд)

3. Какую планету называют Утренней звездой? (Венеру)

4. Какую планету называют Красной планетой и почему? (Марс- из-за цвета его пустынь)

5. Можно ли планету отличить от звезды? (Звезда мерцает, а планета светит ровно)

6. Из чего состоят кольца Сатурна? (Из миллиардов кусков льда и камня)

7. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах)

8. Что такое метеорит? (Небесное тело, упавшее на Землю)

9. Что такое телескоп? (Прибор для астрономических наблюдений)

10.Что такое комета? (Небесное тело, имеющее для земного наблюдения вид туманного светящегося пятна и огромного светового хвоста)

11.Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4.10.57)



Предварительный просмотр:

Дополнительный материал ук уроку

Загадки планет солнечной системы

Сколько больших планет вращается вокруг Солнца?

Вокруг Солнца вращается не менее 9 больших планет: Меркурий, Вене ра, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Предполагается су ществование еще, как минимум, одной трансплутоновой планеты. Такой вы вод был сделан астрономами после отклонения от расчетной орбиты исследо вательского корабля “Вояжер-2”, запущенного американцами в семидесятых годах XX века и в настоящее время подлетающего к окраинам Солнечной си стемы.

Сколько спутников у планет?

Согласно последним астрономическим данным, количество спутников у планет следующее: Меркурий — 0; Венера — 0; Земля — 1; Марс — 2; Юпитер — не менее 16; Сатурн — не менее 18; Уран — не менее 16; Плутон — 1.

Как далеко расположены планеты от Солнца?

Расстояние от Земли до Солнца принято измерять в условных астроно мических единицах (1 а. е. равна среднему расстоянию от Земли до Солнца и составляет 149 598 020 км). Вот среднее расстояние от планет до Солнца, вы раженное в а. е.: Меркурий — 0,3871; Венера — 0,72334; Земля — 1,0000; Марс — 1,52368; Юпитер — 5,20337; Сатурн — 9,55447; Уран — 19,182; Плутон — 39,46. Гипотетическую трансплутоновую планету предположительно отделяет от Солнца расстояние в 75—80 а. е.

Марсианские тайны

Одной из величайших современных тайн Марса яв ляет  ся “Марсианский сфинкс”. Именно так названа скульптура с женским лицом, обнаруженная и сфотографированная с американского корабля “Викинг”. Размеры “сфинкса”: длина от подбородка до волос — 1,5 км, ширина 1,3 км. Многократная обработ ка снимка с помощью ЭВМ позволила обнаружить 19 пирамид, отстоящих от “сфинкса” на 7 километров. По предположению ученых, все это является древним городом со следами марсианской цивилизации, прекратившей свое существование в результате космического апокалипсиса.

Новые астрономические сведения

Есть ли планеты у других Солнц?

Наиболее вероятным из 9 далеких космических объектов, обнару женных к настоящему времени и претендующих на звание “планета”, является небесное тело, открытое в 1988 году канадскими учеными. Это небесное тело в 1,5 раза превосходит по массе Юпитер и обращается во круг одной из звезд созвездия Большой Медведицы. Его орбитальный период равен трем земным годам. Недавно британские ученые обнаружили планету у звездной системы, находящейся в созвездии Пегаса и удаленной от нас на расстояние 40 световых лет. Она по размерам схожа с Юпитером. Предполагается, что эта планета не единственная у данной системы.

Есть ли жизнь на других планетах?

Не так давно американские ученые совершили открытие: обломок “красной планеты” Марса, упавший в виде метеорита на Антарктиду, является носителем молекул, основанных на различных углеродных цепочках. Это указывает на существование на этой планете, как минимум, простейших одно клеточных организмов.

Предположение о существовании где-то во Вселенной разумных форм жизни так и остается вопросом открытым, на который сегодня нет однознач ного ответа.

Возраст, происхождение и масштабы Вселенной

Согласно научным данным, возраст Вселенной оценивается приблизи тельно в 15—18 миллионов лет. Гипотез о ее происхождении много, самая распро страненная — теория Большого взрыва. Однако в последнее время появились принципиально новые гипотезы, опровергающие концепцию возникновения Вселенной из одной точки. По самым минимальным подсчетам, Вселенную со ставляют более 50 миллиардов галактик. Наша галактика, к которой принад лежит Солнце, включает в себя более 150 миллиардов звезд.

По современным уточненным данным ученых из Смитсоновской астро физической обсерватории, диаметр нашей спиральной галактики составляет 70 тысяч световых лет.

Немного о небесных странницах

Что такое комета?

Комету с полным основанием можно назвать “видимое ничто”. Находясь в космическом пространстве вдали от Солнца, кометы имеют вид очень сла бых размытых пятен с ядром в центре. Маленькое ядро диаметром в не сколь ко километров является единственной твердой частью кометы, в которой сосре доточена практически вся ее масса.

Ядро кометы окружает газовая оболочка, образующая вместе с ним го лову кометы. Под воздействием солнечного света создается хвост кометы, ко торый направлен в обратную сторону от Солнца. Размер хвоста кометы может достигать сотен миллионов километров, а величина головы кометы может быть соизмерима даже с размерами Солнца.

“Хвостатые гостьи” последних лет

В XX столетии “хвостатые гостьи” — кометы — посещали нас 9 раз. Это не так мало, если учесть, что период обращения кометы составляет от нескольких лет до сотен тысяч и даже миллионов лет. Период обращения зна менитой кометы Галлея, посетившей нас в 1986 году, —около 76 лет. Не так давно земляне были свидетелями полета двух красивых комет. В марте 1996 года в Беларуси хорошо наблюдалась комета Хиякутаки (период обраще ния вокруг Солнца около 3 тысяч лет). А в марте—апреле 1997 года отчетливо была видна комета Хейла-Бопла, которая возвратится обратно через 2 ты сячи лет.

Когда с неба падают камни

Самые знаменитые метеориты

Про небесные камни — метеориты — слышали все. Метеоритами назы ваются не сгоревшие в атмосфере остатки метеоров — обломков тел кометного и астероидного происхождения. А знаете ли вы, какой из метеоритов, упавших на Землю в период проживания на ней человека, самый крупный?

Итак, крупнейший метеорит был найден в 1920 году в Гоба-Уэст близ Гротфонтейна (Намибия). Он представляет собой монолит размером 2,75 м в длину и 2,43 м в ши рину, вес его составляет 59 тонн.

Крупный метеорит Тент, найденный в 1897 году вблизи мыса Йорк на за падном побережье Гренландии, весит 30 883 кг.

Один из крупнейших метеоритных кратеров, обнаруженный в 1891 году, находится около каньона Дьябло, Уинслой, штат Аризона (США). Его диа метр — 1265 м, глубина в настоящее время — 175 м, возвышение вала достигает 40—48 м. Предполагается, что кратер возник при ударе о Землю около 25 тысяч лет назад никелевого тела диаметром 61—79 м и массой 2 миллиона тонн.

Что же на самом деле упало возле Тунгуски?

Загадочный взрыв мощностью 12,5 мегатонн произошел 30 июня 1908 года в бассей не реки Подкаменная Тунгуска в России. Его объясняли по-разному: как падение гигантского метеорита, кометы, атомный взрыв, взрыв антивещества и, наконец, как катастрофу инопланетного косми ческого корабля или НЛО. Тунгусский взрыв произвел разрушения на терри тории в 3885 км2, а взрывная волна ощущалась в радиусе до 1000 км. В на стоящее время предпочтение отдается теории взрыва на высоте примерно 6 км каменных обломков ядра кометы, возможно, кометы Энке.

Несколько слов о малых планетах

Самые крупные и самые интересные астероиды

Астероиды на зывают еще малыми планетами. У каждого астероида есть своя орбита, по которой он вращается вокруг Солнца. Главный астероидный пояс находит ся между орбитами Марса и Юпитера, где раньше, согласно одной из гипотез, располагалась еще одна планета Солнечной системы — гипотетический Фаэтон, который в результате космической катастрофы раскололся на облом ки. В астероидном поясе их насчитывается около 45 тысяч. Первым и самым крупным из обнаруженных астероидов является Церара, имеющая диаметр 946 км — она была открыта 1 января 1801 года. Единственным астероидом, видимым невооруженным глазом, является Веста (диаметр 519 км), открытая 29 марта 1807 года. Ближе всех к Земле, на расстояние всего 690 тысяч км, 22 марта 1989 года подошел астероид 1989РС, размер которого в диаметре превышает 7 км.

Занимательные сведения об астероидах

Не у всех астероидов орбиты располагаются строго между орбитами Марса и Юпитера. Например, 18 октября 1977 года был открыт астероид Хирон с эл липтической орбитой, лежащей между орбитами Сатурна и Урана. Размеры Хирона оцениваются в пределах 250—400 м, а большая полуось орбиты рав няется 13,65 астрономических единиц. Период обращения этого астероида вокруг Солнца равен примерно 50 лет. Самое примечательное в том, что эта малая планета была известна еще древним астрологам, указавшим ее место в Солнечной системе. У некото рых астероидов есть интересная особенность — они имеют спутники. Например, у открытого в 1994 году астероида Ида, размер которого составляет 54 км, имеется спутник диаметром 1,5 км, расположенный от Иды на расстоянии 100 км.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Космическое путешествие (урок-игра) МБОУ СОШ №266 г. Снежногорск Мурманской области Ратникова Ольга Валентиновна

Слайд 2

12 апреля ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ

Слайд 3

Цели и задачи урока: расширить знания детей о Солнечной системе; совершенствовать умение их работы на компьютере; развивать эрудицию, находчивость, творческие способности; воспитывать уважение к товарищам, ответственность за результат труда, умение жить и работать в коллективе.

Слайд 4

Оформление класса: Девиз: «Космонавтом хочешь стать – надо много, много знать!» Рисунок ракеты Слово «КОСМОНАВТ» Фотографии планет Солнечной системы Рисунки учащихся к Дню космонавтики

Слайд 5

Ход урока: I этап Просмотр презентации «Путешествие по Солнечной системе»

Слайд 6

Ход урока: II этап Выполнение конкурсных заданий: 1. Работа в графическом редакторе PAINT 2. Определение космических координат 3. Работа в текстовом редакторе Блокнот 4. Телефонограмма 5. Эстафета «Грамотей» 6. « От большой до маленькой» 7. Тест «Космическое путешествие»

Слайд 7

Конкурс №1 «Ракета»

Слайд 8

Конкурс №2 «Космические координаты» Космическая широта – какое число получится, если к числу богатырей (33), которыми руководил Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка (7), вычесть количество веселых поросят (3) и прибавить количество братьев Ивана - дурака (2). Ответ: 39

Слайд 9

Конкурс №2 «Космические координаты» Космическая долгота – к количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной поляне (12) прибавить количество козлят, которые остались дома одни (7) и минус количество сестер Крошечки - Хаврошечки (3). Ответ: 16

Слайд 10

Журнал управления полётом команды __ Космическая широта Космическая долгота

Слайд 11

Конкурс №3 «Наборщик» Работа в текстовом редакторе Блокнот . КОСМОНАВТ

Слайд 12

Конкурс №4 «Телефонограмма» КОРАБЛЬ ТЕРПИТ БЕДСТВИЕ НА НЕИЗВЕСТНОЙ ПЛАНЕТЕ. ПРОСИМ ПОМОЩИ. ВЫСАДКА НА ПЛАНЕТУ ПРОШЛА УСПЕШНО. ПОДРУЖИЛИСЬ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ. ВЫШЛИ ОТКРЫТЫЙ КОСМОС. НАМ ПОВСТРЕЧАЛАСЬ ЛЕТАЮЩАЯ КОРОВА.

Слайд 13

Конкурс №5 Эстафета «Грамотей» Космонавт Звездный Комета Юрий Гагарин Метеорит Герман Титов

Слайд 14

Конкурс №6 «От большой до маленькой»

Слайд 15

Конкурс №7 «Угадай-ка!» тест «Космическое путешествие»

Слайд 16

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ № конкурса Команда _____________ Команда ______________ Команда ______________ 1. Рисунок ракеты 2. Космические координаты 3. Наборщик 4. Телефонограмма 5. Грамотей 6. Расположение планет 7. Тест «Угадай-ка!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

Русь расправляет крылья. Урок ознакомления с окружающим миром.4 класс УМК "Школа России"

Презентация может использоваться при изучении темы: "Русь расправляет крылья" на уроке ознакомления с окружающим миром в 4 классе (УМК "Школа России")...

Иван III. Урок ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"

Данная презентация может использоваться при изучении темы "Иван III"  на уроке ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"...

Интегрированный урок "Потребитель и окружающая среда"

Цели:  познакомить учащихся с основными экономическими и экологическими понятиями.  ЗадачиОбучающая: познакомить учащихся с понятием « потребитель»,  кодами пищевых доб...

"Что это за листья?" (интегрированный урок музыки и окружающего мира)

План - конспект интегрированного урока музыки и окружающего мира "Что это за листья?" составлен для учащихся 1 класса...

Кроссворд по информатике : «Объекты окружающего мира»

Кроссворд – это еще одна из форм проверки знаний, при которой проверяется не только знание изученного материала учебника, но и умение применить знания других предметов. Благодаря такой форме кон...