Урок по музыке в 6 классе
учебно-методический материал по музыке (6 класс) по теме

Урок по музыке в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_muzyke_v_6_klasse.docx28.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по музыке в 6 классе.

Подготовила учитель музыки ГБОУ СОШ № 191 с углубленным изучением немецкого языка г. Санкт – Петербурга  Федорова Ольга Владимировна.

Тема: «Дети блокады».

Цель: Патриотическое воспитание школьников на основе поэтических и музыкальных произведений о Великой Отечественной войне.

Задачи:

- расширять представление учащихся о блокаде Ленинграда;

- формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны;

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны;

- учить ребят сопереживать;

- обзорное знакомство с творчеством Д. Шостаковича;

- учить детей чувствовать, анализировать, слушая музыку «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.

Ожидаемый результат: расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны.

Методы и приёмы работы: созерцательный, наглядный, словесный, практический.

Наглядный, поэтический и музыкальный материал:

Фото на тему «Блокада Ленинграда»;

Стихи О. Бергольц, Ю. Воронова, Н. Савкова, В. Азарова;

Песни «Дети войны» Т. Гверцители, «Ленинградские мальчишки» муз. И. Шварца, сл. В. Коростылева, «Баллада о Тане Савичевой» муз.Е. Доги, сл.В.Гина,»Ведь мы же с тобой ленинградцы» муз.В. Плешака, сл.М.Дахие.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, аудиокассеты, проектор, ноутбук.

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

Учебник для 5 – 6 классов «Музыкальный Санкт – Петербург» Е.А.Сухарникова 1998г.;

www/ google.ru;

www.audacity;

http://wikikurgan. Orbitel.ru/ index.

                                          План урока:

  1. Введение  в тему ( вступительное слово учителя);
  2. О жизни блокадного Ленинграда;
  3. Тема мужества детей во время блокады;
  4. «Седьмая симфония» Д.Шостаковича;
  5. Рефлексия «Связь поколений»;
  6. Обобщение темы.

                                  Ход урока:

1.27 января исполнилось 70 лет со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко – фашистскими войсками (слайд №1).

Сегодня мы посвятим урок тем, кто в грозные годы войны не на фронтах, а в тылу проявил настоящее мужество и героизм. Эти  люди – участники блокады Ленинграда. О них поэты слагали стихи, композиторы сочиняли музыку (слайд №2). Хотя понятия дети и война несовместимы, вместе с взрослыми всю трагедию осажденного города пришлось перенести юным ленинградцам.

Тема нашего урока: «Дети блокады» (слайд №3).

Слушание песни «Дети войны» Т.Гверцители (слайд №4).

2.Прервалась мирная жизнь людей. Всё опалил огонь жестокой, кровопролитной войны. Беззаботная жизнь сменилась военными буднями (слайд №5).

Фашистские войска рвались к Ленинграду.8 сентября 1941 года они захватили Шлиссельбург, 11 сентября подошли к Пулковским высотам. Гитлеровцы были уверены, что скоро будут в Ленинграде. Генералы получили пригласительные билеты на банкет в гостиницу «Астория» по случаю взятия города.

Начались бои у стен Ленинграда. Ленинград превратился в город – крепость.

Вместе с взрослыми на защиту любимого города встали дети и подростки Ленинграда. Они дежурили на крышах домов, сбрасывая зажигательные бомбы, помогали рыть окопы, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Более 5 тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады,  были награждены медалями за оборону Ленинграда.

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом – паспорта.

Исполнение песни «Ленинградские мальчишки» (слайд №6).

Вскоре настала зима. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день 250 грамм хлеба, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб выпекали, добавляя в муку отруби и целлюлозу (слайд №7).

Стихотворение «Корочка хлеба».

Зимой 1941 – 42 года не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы и набирали воду под обстрелами (слайд№8).

3. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Многие знают печальную историю 12 – летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Она жила в большой, дружной семье на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных. В те жуткие дни Таня вела дневник:

«28 декабря 1941 года умерла Женя в 12.30.

Бабушка умерла 25 января1942 года в 3 часа.

Лёка умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.

Дядя Вася умер13 апреля 1942 года в 2 часа дня.

Мама умерла 13 марта 1942 года в 7.30 утра.

Дядя Лёша умер 10 мая 1942 года в 4 часа дня.

Савичевы умерли все.

Осталась одна Таня» (слайд №9).

На берегу Невы, в музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это – всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явленья вник,-

Время возвышает образ Тани

И её доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове -  ёмкость телеграммы,

Глубь подтекста, ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе…»

(из поэмы «Дневник и сердце» С.Смирнова).

Исполнение песни «Баллада о Тане Савичевой».

При первой же возможности Таню вывезли в Горьковскую область в детский дом, но  из –за сильного истощения она вскоре умерла.

Печальные строки написаны о детях – блокадниках написана известной поэтессой  Ольгой Бергольц.

Я в госпитале видела мальчика.

При нём снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руку оторвало.

А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зеленый круглый мяч…

И вот лежал - и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,

Обрубки рук вдоль тела протянув…

О,  детская немыслимая стойкость!

Проклятье разжигающим войну!

 

О, сколько их, безногих и безруких!

Как гулко в чёрствую кору земли,

Не походя на все земные звуки

Стучат коротенькие костыли…

Главным подвигом юных жителей была учёба.39 ленинградских школ работали даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из – за морозов и голода. Из отчёта 251 школы: «Из двухсот двадцати учащихся в ноябре систематически продолжают учиться 55. В декабре – январе умерло 11 мальчиков. Остались только девочки  и те еле ходили» (слайд №10).

Ученики умирали не только дома, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчонка руки протянула

И головой -  на край стола…

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Весной 1942 года в опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12 – 15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы, снаряды и пулемёты (слайд №11).

Чтобы они могли работать за станками, для них изготавливали деревянные подставки. Бывалые солдаты глотали слёзы, глядя на плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок: «Не уйду, пока не выполню норму!»

4.900 дней и ночей Ленинград оставался во вражеской блокаде. Только Ладожское озеро оставалось советским. По нему проложили дорогу, соединяющую Ленинград с Большой землёй. Её назвали «Дорога жизни» (слайд №12).

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги!

Больше 2 –х лет, днём и ночью, шли Дорогой жизни корабли, обозы с лошадьми и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу   - водители, регулировщики, работали в стужу, буран, под непрерывными обстрелами и бомбёжками. На Большую землю вывозили детей и раненых. Сколько людей спасла эта дорога! На Ладожском озере возведён памятник «Дороге жизни».

5.Во время войны не прекращали работу некоторые театры. Прямо из концертных залов бойцы уходили на фронт.

Стихотворение В. Азарова «А музы не молчали…»

6.История блокадного Ленинграда отражена не только в стихах, но и в музыке.

Советский композитор Д.Шостакович из окна своей квартиры видел обессиленных людей, которые везли на саночках трупы своих близких, очереди за хлебом. Смотреть на это было тяжело и больно! Как и другие он ходил за водой.

В своей «Седьмой симфонии» он рассказал и показал горе и боль народа, его силу, величие и мужество, необходимые для Победы, через музыку.

Стихотворение Н. Савкова «Седьмая симфония».

Девятое августа сорок второго…

Площадь Искусств, Филармонии зал…

Люди города – фронта симфонии строгой

Сердцем слушают звуки, прикрыв глаза.

Показалось на миг им безоблачным небо.

Вдруг… В симфонию звуки грозы ворвались.

И сразу лица – полные гнева,

И пальцы до боли в кресла впились.

И в зале колонны, как жерла пушек,

Нацелились в чёрную глубину:

Симфонию мужества город слушал,

Забыв о войне и вспомнив войну...

Слушание: фрагмент нашествия из 1 части «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.

Учитель: Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Что вы представляли, слушая эту музыку?

С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось создать образ фашистского нашествия?

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год.

Ленинградцы выстояли и победили!

27 января 1944 года – День великого ликования ленинградцев, которого ждали 900 долгих дней и ночей!

В честь победы над Невой прогремели 24 залпа салюта! (слайд №14)

Стихотворение Ю. Воронова.

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол – Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут...

  1. Рефлексия. «Связь поколений»

Ребята! Можно ли назвать ленинградцев, переживших блокаду, патриотами и почему?

А вас можно назвать патриотами России?

Давайте исполним песню В. Плешака «Ведь мы же с тобой ленинградцы!»

8.Прошло 70 лет со дня снятия блокады. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершённый ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументах и мемориальных комплексах. Священное место для каждого ленинградца – Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады (слайд №15).

Давайте, почтим их память минутой молчания!

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого там свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим!

Минута молчания…

Опять война, опять блокада,

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна!

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть!

Это память – верьте, люди,

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем

Вновь придёт она!

 

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...