Природа и музыка
план-конспект урока по музыке по теме
Конспект урока в 1-ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka1_klass_priroda_i_muzyka.docx | 15.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 1-ом классе
«Природа и музыка»
Цель и задачи:
- учить детей различать настроение музыки;
- различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, изобразительность.
- познакомить с великим русским композитором П.И.Чайковским и его циклом «Времена года».
Оборудование:
- рисунки детей на тему «Осень»;
-картины мастеров пейзажной живописи;
- диск с музыкой П.И.Чайковского «Времена года» «Октябрь»;
- портрет П.И.Чайковского.
Ход урока:
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым музыкальным произведением, с автором, послушаем стихи и, конечно же, будем петь. А сейчас сели прямо, выпрямите спинки, положите ручки на парту и приготовьте к распевке.
Распевка.
Учитель: Ребята, как Вы думаете, а зачем мы распеваемся? Как нужно дышать? Как сидеть во время пения?
Повторение песен М.Красева «Падают листья», «Песня о школе».
Учитель: Ребята, я сейчас Вам загадаю загадку, отгадав ее вы узнаете о чем пойдет речь на нашем уроке:
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать,
Солнцу – стынуть,
Тучам – злиться,
Нам с тобой идти учиться.
Учитель: О каком времени года идет речь?
Учитель: Сегодня мы с Вами через музыку, поэзию и живопись постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, понаблюдаем, как одно и тоже явление изображают композиторы, художники, поэты.
Каждое время года по-своему прекрасно. Осень радует нас красотой деревьев, полей, удивительным сочетанием цветов: зеленый, желтый, оранжевый, красный, серый, бордовый. Богатство красок, их оттенков восхищает и удивляет нас.
А.С.Пушкин очень любил осень.Он писал:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
Учитель: Осенью природа словно притихает, как будто готовится к зимнему сну. Деревья скидывают листву. Птицы улетают в теплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства. А какие чувства охватывают вас осенью?
Ответы детей.
Учитель: Грустно смотреть на опавшие листья. Если сравнивать время года с временем суток, то весна – это утро, ведь все просыпается, приходит в движение, лето- это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.
Сейчас Вы послушаете пьесу С.Майкапара «Осенью». Подумайте, какое настроение передано в музыке?
Дети: Грустное, жалобное, нежное.
Учитель: Да, музыка печальная. Вы услышали отрывистые, низкие звуки, напоминающие капли дождя. Он моросит себе потихоньку и нагоняет тоску. Похоже, как будто капает дождь?
Дети: Да.
Учитель: Замечательный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение созвучное этой музыке, настроение тоски, уныния:
Ласточки пропали, а вчера зарей
Все грачи летали да, как тень мелькали
Вон за той горой…
Учитель: Дети, а какие стихотворения про осень знаете Вы?
Дети читают стихи.
Учитель: А теперь мы с Вами немного отдохнем.
Физкультминутка:
Ветер подул: «У-у-у!» (все дуют)
Кусты низко нагнул (наклоняются)
Листья запорхали (машут руками)
Как бабочки на карнавале (кружатся).
Учитель: Молодцы ребята! Природа… Ее рисуют художники, о ней пишут тихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова, а у композиторов – только звуки. П.И.Чайковский нарисовал картину осени прекрасной музыкой. Он передал в музыке свои мысли, чувства, переживания. Его музыка очень мелодична.
А какие произведения П.И.Чайковского знаете Вы?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с Вами с циклом «Времена года» В сборнике 12 пьес, каждая имеет название определенного месяца и подзаголовок. Например: «Ноябрь.На тройке», «Апрель. Подснежник», «Октябрь. Осенняя песня». Сегодня мы послушаем «Октябрь. Осенняя песня».
Слушание.
Учитель: Какая по характеру пьеса? Какой темп? Что можно сказать о динамике произведения? Как Вы думаете, композитор изображает позднюю или раннюю осень?
Учитель: Пьеса тоскливая, печальная и очень красивая. Немного взволнованная в середине, слышны как бы вздохи. Ребята, если композитор изобразил осень при помощи звуков, то при помощи чего изображает осень художник?
Учитель: Посмотрите на репродукцию картин осени, какие цвета преобладают? Посмотрите на картину Левитана «Золотая осень» Перед нами – чудесный уголок природы. На пригорке – стройные березки, течет ручей, а от него веет прохладой.
Учитель: А какую осень изобразил Левитан, раннюю или позднюю?
Ответы детей.
Итог.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что нового Вы узнали на уроке?
Какое произведение позвучало на уроке? Какого композитора?
С репродукцией какого художника мы с Вами познакомились?
Спасибо. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".
Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...
Образы природы в музыке. Изображение в музыке животных, голосов птиц. КАМИЛЬ СЕН-САНС СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ».
Данная разработка помогает познакомить учащихся младших классов ДШИ и ДМШ на уроках слушания музыки с творчеством французского композитора К.Сен-Санса на примере сюиты "Карнавал животных". Формировани...
Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».
Показать, раскрыть тему природы у поэтов, художников, композиторов. На музыкальных примерах, стихах, картинах убедиться что природа разнообр...
Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"
Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....
Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ
Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...
Проект урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку?": "Картины природы в музыке"
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные пред...
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...