план-конспект урока по ФГОС НОО. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
план-конспект урока по музыке по теме
план-конспект урока по ФГОС НОО. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Примерный план-конспект урока по ФГОС НОО
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Музыка
Раздел программы: В музыкальном театре
Тема урока: Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: Урок-путешествие
Цели и задачи урока:
- Знакомство с оперой как музыкальным театром.
- Дети должны иметь представление об этом жанре в русской музыке.
Оборудование урока: музыкальный центр, фортепиано
Художественный материал урока: портрет М.И.Глинки, либретто, программки, Увертюра, Марш Черномора и Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Дидактические единицы урока: программка, либретто, опера, ария, симфонический оркестр
Структура урока | Ход урока | Универсальные учебные действия |
Организационный момент (1-2 минуты)
Актуализация знаний (4-5 минут)
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (30-35 минут)
8.
Рефлексия (итог урока 2 минуты)
| Вход под музыку Увертюры М. И. Глинки «Руслан и Людмила». У.: Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре? Д.: ответы. У.: А в музыкальном театре? Д.: ответы. У.: С чего же начинается театр? Д.: ответы (с вешалки). У.: Вот мы с вами вошли в театр, разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера. У.: Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы. (слушаем фрагмент увертюры) У.: Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв? Д.: Антракт. У.: Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники? Д.: Декорации, грим, костюмы. У.: Оперные артисты? Д.: играют и поют. У.: Что делают музыканты в оркестре? Д.: Играют на музыкальных инструментах. У.: А что делают писатели, поэты? Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи. У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто (показать). У.: Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? Д.: Без музыки. У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Сусанина из еще одной оперы Глинки «Иван Сусанин». (звучит ария). У.: Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит? Д.: ответы. У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется? Д.: Симфонический. У.: Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое. У.: Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. Слушайте (звучит «Марш Черномора). У.: А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы! У.: А еще есть в опере отдел балета, который обеспечивает оперу по ходу действия танцами, что очень ее украшает. А теперь посмотрим балетные номера из оперы «Руслан и Людмила». У.: Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив? Д.: Хор. У.: Откроем с вами учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Сейчас мы с вами разучим мелодию этого хора (разучивание хора). Хор играет в опере большую роль. У.: Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»? Д.: Празднично, радостно, торжественно. У.: Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам» (прослушивание в записи хора «Слава великим богам»). У.: Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам». Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело – опера. Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников. | Регулятивные: самоконтроль, волевая саморегуляция. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов. Личностные: личностные УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности. Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. Познавательное: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждения. Личностные: действие смыслообразования. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов. Личностные: личностные УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности. Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. Познавательное: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждения. Личностные: действие смыслообразования
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов. Общеучебные: исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок. Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. Общеучебные: исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок. Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий одноклассников, и самооценка. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, контролировать действия партнера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"
Разработка урока и презентация по творчеству А.С. Пушкина, цель которого - ввести пятиклассников в мир сказок , подготовить к восприятию «Пролога», рассказать об А.С. Пу...
М.И.Глинка "Руслан и Людмила"
Небольшая презентация в помощь учителям музыки при прохождении оперы "Руслан и Людмила"....
Конспект урока музыки в 3 классе по теме «Интонационно-образное развитие музыки. Опера М.И. Глинки « Руслан и Людмила».
Урок музыки, с использованием технологии системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Технологическая карта урока....
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....
Методическая разработка внеклассного занятия "Пушкин+Глинка=Руслан и Людмила"
Методическая разработка по теме "Пушкин+Глинка=Руслан и Людмила" содержит конспект внеклассного мероприятия по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и опере М.И. Глинки. В содержание включены фрагменты опе...
М.И. Глинки "Руслан и Людмила" 2 класс
Познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила». ...
Урок литературы в 5 классе «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».
Цель данного урока - познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.Особенность данного урока заключается в том, что в классе занима...