Методическая разработка внеклассного занятия "Пушкин+Глинка=Руслан и Людмила"
методическая разработка (5 класс) по теме
Методическая разработка по теме "Пушкин+Глинка=Руслан и Людмила" содержит конспект внеклассного мероприятия по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и опере М.И. Глинки. В содержание включены фрагменты оперы, отрывки для инсценирования детьми, произведения живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marusina_ruslan_i_lyudmila_.docx | 55.18 КБ |
marusina_k_stsenariyu.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
«Пушкин + Глинка = «Руслан и Людмила»
Методическая разработка
Сценарий литературно-музыкальной композиции
Марусина Оксана Юрьевна,
учитель изобразительного искусства
2015 год
Цели: Показать взаимодействие и взаимодополнение литературы, музыки и изобразительного искусства на примере произведений, относящихся к сокровищнице русской культуры.
Прививать уважение и любовь к прекрасному, к искусству, к русской культуре;
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, выставка рисунков, портреты А.С.Пушкина и М.И.Глинки, презентация иллюстраций к поэме, костюмы участников.
- Звучит Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Ведущий 1-й: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы будем слушать прекрасную музыку М.И.Глинки и читать замечательные стихи А.С.Пушкина. Мы увидим, какие чувства и мысли пробуждают в нас поэт и композитор.
Ведущий 2-й: Что мы знаем о Пушкине и Глинке? Оба они – русские люди, беспредельно любившие Россию. Пушкин – создатель русского литературного языка, Глинка – создатель русского музыкального языка.
Ведущий 1-й: Оба с детства впитали благодатные соки народного творчества и своими гениальными произведениями открыли блистательный период расцвета русского классического искусства.
Ведущий 2-й: Вопрос к зрителям. Какие произведения Пушкина вам знакомы? Назовите их.
Ведущий 1-й: Какие произведения Глинки вы знаете?
Зрители отвечают.
Выходят чтецы.
Чтец 1-й: У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Чтец 2-й: Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Чтец 3-й: Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Чтец 4-й: Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
Чтец 5-й: В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
Ведущий 2-й: «Руслан и Людмила» - опера сказочная. Всё в ней, как в поэме, проникнуто духом русских былин, фантастическими образами и картинами.
Ведущий 1-й: В начале поэмы мы переносимся в Древнюю Русь, в палаты князя Владимира. На таких пирах, как было принято, пел Баян.
Чтец 1-й: В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана.
Чтец 2-й: Слилися речи в шум невнятный;
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть, и Руслана,
И Лелем свитый им венец.
- Звучит Первая песня Баяна.
Чтец 3-й: Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане...
Чтец 4-й: Всё смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной...
Чтец 5-й: И снова терем пуст и тих;……
Людмилы нет во тьме густой,
Похищена безвестной силой.
- Звучит финал I действия.
Ведущий 2-й: Веселье было прервано. Злой волшебник Черномор похитил Людмилу. В музыке мы это ясно слышим.
Ведущий 1-й: В опере Глинки на поиски Людмилы отправляются три витязя. Это Руслан, Фарлаф и Ратмир. Им предстоит долгий путь, полный испытаний и невзгод.
Ведущий 2-й: Долго ли, коротко ли ехали всадники, да немало произошло с ними разных приключений. А мы с вами остановимся на сцене встречи Фарлафа с колдуньей Наиной. Сравним, как Пушкин и Глинка показывают этот момент.
Чтец: А наш Фарлаф? Во рву остался,
Дохнуть не смея; про себя
Он, лежа, думал: жив ли я?
Куда соперник злой девался?
Вдруг слышит прямо над собой
Старухи голос гробовой:
Наина: «Встань, молодец: все тихо в поле;
Ты никого не встретишь боле;
Я привела тебе коня;
Вставай, послушайся меня».
Чтец: Смущенный витязь поневоле
Ползком оставил грязный ров;
Окрестность робко озирая,
Вздохнул и молвил оживая:
Фарлаф: «Ну, слава богу, я здоров!»
Наина: «Поверь! —
Чтец: старуха продолжала, —
Наина: Людмилу мудрено сыскать;
Она далеко забежала;
Не нам с тобой ее достать.
Опасно разъезжать по свету;
Ты, право, будешь сам не рад.
Последуй моему совету,
Ступай тихохонько назад.
Под Киевом, в уединенье,
В своем наследственном селенье
Останься лучше без забот:
От нас Людмила не уйдет».
Чтец: Сказав, исчезла. В нетерпенье
Благоразумный наш герой
Тотчас отправился домой,
Сердечно позабыв о славе
И даже о княжне младой;
И шум малейший по дубраве,
Полет синицы, ропот вод
Его бросали в жар и в пот.
- Звучит Сцена Фарлафа и Наины. Рондо Фарлафа.
Ведущий 1-й: А что же Людмила? Где она?
Чтец 1-й: До утра юная княжна
Лежала, тягостным забвеньем,
Как будто страшным сновиденьем,
Объята - наконец она
Очнулась, пламенным волненьем
И смутным ужасом полна;
Чтец 2-й: Людмила, где твоя светлица?
Лежит несчастная девица
Среди подушек пуховых,
Под гордой сенью балдахина;
Завесы, пышная перина
В кистях, в узорах дорогих;
Повсюду ткани парчевые;
Играют яхонты, как жар;........
Чтец 3-й: В слезах отчаянья, Людмила
От ужаса лицо закрыла.
Увы, что ждет ее теперь!
Бежит в серебряную дверь;
Она с музыкой отворилась,
И наша дева очутилась
В саду.
Чтец 4-й: Пленительный предел:
Прекраснее садов Армиды
И тех, которыми владел
Царь Соломон иль князь Тавриды.
Пред нею зыблются, шумят
Великолепные дубровы,
Аллеи пальм, и лес лавровый,
И благовонных миртов ряд,
И кедров гордые вершины,
И золотые апельсины
Зерцалом вод отражены;
Ведущий 2-й: Где похититель Людмилы? А вот он и появляется.
Чтец: Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.
Ведущий 1-й: Черномор – злой волшебник. Существо фантастическое. Он воплощает в себе коварство, уродство и жестокость.
Ведущий 2-й: И музыка, характеризующая его в опере, необычна. Черномор, в отличие от других действующих лиц оперы, нигде не поёт. Его роль играет не певец, а артист-статист, который лишь внешне изображает Черномора, в движениях, жестах, мимике.
Ведущий 1-й: «Марш Черномора» исполняют два оркестра: симфонический и духовой. Причём духовой находится на сцене, идёт в свите Черномора. Марш построен на сопоставлении двух тем: первая – резкая, громкая – сам Черномор, а вторая – чарующая, нежная – волшебное царство Черномора.
- Звучит Марш Черномора.
Ведущий 2-й: А Руслан тем временем ищет Людмилу и находит её.
Чтец 5-й: Но кто трубил? Кто чародея
На сечу грозну вызывал?
Кто колдуна перепугал?
Руслан. Он, местью пламенея,
Достиг обители злодея.
Уж витязь под горой стоит,
Призывный рог, как буря, воет,
Нетерпеливый конь кипит
И снег копытом мощным роет.
Чтец 1-й: Князь карлу ждет. Внезапно он
По шлему крепкому стальному
Рукой незримой поражен;
Удар упал подобно грому;
Руслан подъемлет смутный взор
И видит - прямо над главою -
С подъятой, страшной булавою
Летает карла Черномор.
Чтец 2-й: Щитом покрывшись, он нагнулся,
Мечом потряс и замахнулся;
Но тот взвился под облака;
На миг исчез - и свысока
Шумя летит на князя снова.
Проворный витязь отлетел,
И в снег с размаха рокового
Колдун упал - да там и сел;
Чтец 3-й: Руслан, не говоря ни слова,
С коня долой, к нему спешит,
Поймал, за бороду хватает,
Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает...
Ретивый конь вослед глядит;
Уже колдун под облаками;
На бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
(Или видео «Бой Руслана С Черномором»)
Чтец 4-й: От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой.
Меж тем, на воздухе слабея
И силе русской изумясь,
Волшебник гордому Руслану
Коварно молвит: "Слушай, князь!
Тебе вредить я перестану;
Младое мужество любя,
Забуду все, прощу тебя,
Спущусь - но только с уговором..."
Чтец 5-й: "Молчи, коварный чародей! -
Прервал наш витязь, - с Черномором,
С мучителем жены своей,
Руслан не знает договора!
Сей грозный меч накажет вора.
Лети хоть до ночной звезды,
А быть тебе без бороды!"
Ведущий 2-й: Руслан победил Черномора, отыскал свою любимую. Но ему мешают. Фарлаф при помощи Наины убивает Руслана и увозит спящую Людмилу в Киев. Людмила спит, и ничто не может победить чар Черномора.
- Звучит Хор девушек «Ах, ты, свет Людмила».
Ведущий 1-й: Тем временем враги напали на Киев. Руслана оживил вещий Финн. Руслан яростно бьётся с врагами и побеждает. Людмила просыпается от волшебного кольца.
Ведущий 2-й: Настроение печали и тревоги сменяется радостью и весельем. Светло и торжественно звучит музыка.
- Звучит Финал V действия.
Ведущий 1-й: Наша встреча с искусством подошла к концу. О произведениях А.С.Пушкина и М.И.Глинки можно рассказывать очень долго.
Ведущий 2-й: Поэтому скажем музыке и литературе «до свидания», а это значит, до новых встреч!
- Звучит Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Сергеевич Пушкин Поэма «Руслан и Людмила» «Руслан и Людмила» является, первым большим сказочным произведением Александра Сергеевича. В последующем он не раз еще обратит свое внимание на этот удивительный по своей художественной силе жанр и придаст ему свою уникальную, чисто пушкинскую огранку. В данной же поэме поэт только набирает свою силу и выразительность.
Михаил Иванович Глинка Опера «Руслан и Людмила» «Руслан и Людмила» — сочинение, в котором мы и до сих пор открываем не расслышанные ранее красоты, в свое время было оценено по достоинству немногими. Но среди них, помимо русских друзей, был всемирно известный венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Он переложил для фортепиано «Марш Черномора » и блестяще его исполнял.
Руслан яростно бьётся с врагами и побеждает. Людмила просыпается от волшебного кольца. Настроение печали и тревоги сменяется радостью и весельем.
До новых встреч с искусством!
Источники информации http://www.liveinternet.ru/users/zateinik/post279192582/ http://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/1700791 http://www.bibliotekar.ru/kRepin/17.htm http://propianino.ru/glinka-m-i-muzyka-dusha-moya http://prezentacii.com/mhk/7950-mihail-ivanovich-glinka.html http://er3ed.qrz.ru/pushkin-ruslan.htm http://www.proza.ru/2009/09/02/563 http://miloliza.com/illyustratsi-skazki-pushkina/ruslan-lyudmila.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко дню матери.
Вечер отдыха в честь празднования дня матери с поздравительной концертной программой. Главный аспект воспитание нравственности в учащихся....
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Своя игра»
Данную игру можно провести на закрытии тематической недели труда....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Что, Где, Когда»
Интересная игра ,которую можно провести на тематической неделе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пасха в Германии" авторы разработки Пономаренко И.В. Охотина Н.А.
Мы учителя немецкого языка разработали внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов, изучающих немецкий язык углубленно. Материал по теме "Пасха" всегда интересен и разнообразен. Ребята в восторге...