Урок литературы в 5 классе «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Цель данного урока - познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.
Особенность данного урока заключается в том, что в классе занимается 1 учащийся по программам для детей с умственной отсталоостью, поэтому содержание урока поделено на две части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prolog_k_poeme_a.pushkina_urok_5_kl.doc | 173 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_liter_5.doc | 55.5 КБ |
znacheniya_slov_liter.doc | 21.5 КБ |
rasskaz_o_poeme_urok.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Челсменская основная общеобразовательная школа
Галичского муниципального района
Конспект урока
литературы в 5 классе
на тему:
«Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
как собирательная картина народных сказок».
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Посыпкина Елена
Юрьевна
2010 год
В классе | С учащимся 8 вида | |
Тема урока: | «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок». | «Былина «Илья Муромец и Идолище». Героизм и мужество русского богатыря». |
Цель урока: | познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога. | познакомить с былиной и с воплощением образа русского богатыря. |
Задачи урока: | 1. Образовательные: рассказать об отношении поэта к устному народному творчеству; показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина. 2. Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина; прививать интерес к предмету. 3. Развивающие: вырабатывать навыки выразительного чтения, стимулировать воссоздающее воображение; развивать эмоционально-чувствительные сферы и творческие способности учащихся; обогащать словарный запас. 4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в узнавании и соотнесении слова и его толкования. | 1. Образовательные: показать многообразие сюжетов в былинах; рассмотреть, в чем и как проявляется мужество и героизм русских богатырей. 2. Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к Родине; прививать интерес к изучению литературы и к жанру былины 3. Развивающие: вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать эмоционально-чувствительные сферы, мышление, обогащать словарный запас 4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в узнавании и соотнесении текста и соответствующего рисунка, слова и его толкования. |
Тип урока: | синтетический – урок художественного восприятия произведений и урок углублённой работы над текстом. | комбинированный |
Формы и методы работы: | фронтальная, индивидуальная; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), практические (словарная работа, анализ пролога, сопоставление со сказками). | Индивидуальная, вербальные (выразительное чтение, беседа), творческая, словарная работа |
Оборудование: | 1. Портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского, портрет М. Глинки работы И. Е. Репина; портреты няни Пушкина – Яковлевой А. Р. 2. Увертюра из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»; 3. Учебник «Литература. 5 класс» под ред. В. Я. Коровиной; 4. Репродукции картин, иллюстрации художников к поэме «Руслан и Людмила»; 6. «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» под ред. В. Я. Коровиной (М., «Просвещение»); 7. Учебный фильм «История создания поэмы «Руслан и Людмила». | 1. Учебник «Чтение. 5 класс» под редакцией И. М. Бгажноковой, Г. В. Савельевой (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). 2. Репродукции картин художников: В. Васнецов «Богатыри» и др. 3. Индивидуальные задания на карточках. |
ХОД УРОКА:
Работа с классом | Работа с учащимся 8 вида |
I. Организационный момент - Здравствуйте, дети! Садитесь. Начинаем урок литературы. Проверьте, все ли у вас готово к началу занятия. Настройтесь на плодотворную работу. Постарайтесь быть на уроке активными, внимательными, не бойтесь высказывать собственное мнение. | |
II. Постановка темы и цели урока - Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество великого русского поэта А. С. Пушкина. Тема урока: «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок». Наша задача – узнать историю создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина. III. Проверка домашнего задания. Актуализация полученных на прошлом уроке знаний. - Посмотрите на доску. Перед вами портрет Пушкина, который написал художник Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко ценил мастерство живописца, посвятив ему стихи, в которых были строки: Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. (Льстит – значит лучше, красивее, чем есть на самом деле). Всмотритесь: благородное лицо, высокий умный лоб, большие голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы… На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру. Под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии. Перед нами портрет гениального русского поэта. - Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о жизни Пушкина, о его детстве (ответы детей). - Что вы помните о няне Пушкина, Арине Родионовне? Какую роль она сыграла в его жизни и творчестве? (ответы детей) - А сейчас мы послушаем чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Няне», которое вы учили дома. Постарайтесь голосом, интонацией передать отношение поэта к няне. (вызываю к доске желающих, 2-3 чел.) - Ребята, оцените чтение своих одноклассников. (выставление оценок) | II. Постановка темы и цели урока - Андрей, а мы с тобой продолжаем знакомство с былинами. Мы постараемся понять, как в былине создается образ мужественного богатыря. Наша сегодняшняя тема – «Былина «Илья Муромец и Идолище». Героизм и мужество русского богатыря». III. Проверка домашнего задания. Актуализация полученных на прошлом уроке знаний 1. (учащийся получает для подготовки сразу два задания на карточке. Время на подготовку – 5 мин., пока идет опрос д/з уч-ся класса)
- Прочитай текст сначала про себя, чтобы осмыслить, затем выразительно вслух. Подбери заголовок. Соскочили ребятушки со добрых коней, А схватилися плотным боем рукопашкою, А еще борются удаленьки добры молодцы, А еще борются ребятушки двое суточки, А и борются ребятушки трое суточки, По колен они в землю да утопталися, Не которой один друга не переборет. - Как ты думаешь, из какого литературного произведения взят данный отрывок? (можно назвать только жанр) - Верно, из былины. Что это за литературный жанр? (ответ уч-ся) - Кто были герои былин? (богатыри) Каких богатырей ты знаешь? - Кто такой богатырь? (Богатырь - это герой русских былин, воин, отличающийся необычайной силой, крепкого телосложения, сильный и смелый). - Сейчас это слово употребляется в переносном значении: это человек большого роста, крепкого телосложения, сильный человек. - Как можно озаглавить данный фрагмент? (например, «Поединок богатырей») Это отрывок из былины «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем». - Что указывает на то, что меряются силой два богатыря? (ответы уч-ся) - Считалось, что богатыри - это сильные, могущественные витязи (воины), наделённые также необыкновенным умом, смекалкой. Народ верил, что Бог одарил этих людей такими необычными качествами. 2. Задание (по прочитанной дома былине) Подготовься к пересказу прочитанной былины по ключевым вопросам: 1) Где жил богатырь Илья? Почему он «решил по белу свету погулять»? 2) Почему встречные люди не советовали Илье Муромцу ехать в город Чернигов? 3) Чего хотел Басурманский хан, чем он хвалился? 4) Как боролся Илья Муромец с врагами? 5) Как встретили Илью Муромца в Чернигове? Что предложил ему черниговский князь? 6) Куда отправился из Чернигова Илья Муромец? 7) Выбери слова, характеризующие Илью Муромца (подчеркни): отважный, сильный, слабый, хвастливый, добрый, храбрый, хитрый, смекалистый. (самостоятельная работа уч-ся) Пока уч-ся смотрят фильм, идет проверка выполненной работы. |
IV. Введение в тему. Вступительное слово учителя - В одном из стихотворений Пушкина есть такие строки: Всё волновало нежный ум: Цветущий луг, луны блистанье, В часовне ветхой бури шум, Старушки чудное преданье. - «Чудное преданье» няни, преображенное гигантской работой гения, не раз сверкнуло в его творчестве. Одним из таких гениальных творений стала поэма «Руслан и Людмила». - Когда была создана поэма? Что было положено в ее основу? Как она была принята современниками? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете, посмотрев небольшой фильм. (просмотр учебного фильма, созданного к данному уроку, прослушивание фрагмента из увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила» - примерно 5, 5 мин.) - Итак, вы посмотрели фильм. Скажите, пожалуйста, какие интересные факты из жизни Пушкина и истории создания поэмы вы почерпнули из этого фильма? (ответы детей) - Итак, как было сказано, открывается поэма прологом. (определение данного термина вывешено на доску) Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад. Наша цель – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина. - Каждый из вас, безусловно, прочитает пролог, но сейчас послушайте аудиозапись в исполнении профессионального артиста. Вслушайтесь в гениальные строки и постарайтесь погрузиться в увлекательный сказочный мир. (звучит аудиозапись пролога к поэме в исполнении В. Бохона -2, 5 мин.) | |
V. Аналитическая беседа по содержанию пролога 1) Первичное восприятие текста - Вы прослушали вступление «Пролог к поэме – сказке Пушкина «Руслан и Людмила». Эти строки можно назвать мощным, ярким вступлением, увертюрой ко всему сказочному творчеству великого поэта. А. С. Пушкин воссоздает широкую панораму художественного пространства мира сказки, где рядом лес, и дол, и морские волны, и высокие горы. - Какие чувства вы испытали, слушая эти удивительные строки? - Какие сказочные персонажи упоминаются в прологе? (Баба Яга, Кощей Бессмертный, богатыри-витязи, царевна, Иван Царевич, Серый Волк) - Вспомните, героями каких сказок они являются? («Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и др.) - Как вы думаете, о чём пушкинский пролог? Какова его тема? (О лукоморье и чудесах, происходящих там). 2) Словарная работа. - Что такое лукоморье? Может быть, это страна? Или город? Или что-то другое? - Конечно, это не собственное имя, не название какого-то города или государства. Это излучина морского берега (от слов «лука» - «изгиб» и море). Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты. - Найдите еще слова, значение которых вам непонятно, назовите их (слова и их лексические значения напечатаны, вывешены на доску и пока закрыты). А сейчас работаем в группах (2): я выдаю вам устаревшие слова, встречающиеся в тексте пролога, и отдельно их значения. Ваша задача – соотнести слово с его толкованием. Время – 2 мин. (самостоятельная работа групп, каждой из которых выдается конверт с заданием) Лукоморье - излучина морского берега (от слов «лука» - «изгиб» и море). Неведомый – неизвестный (ведать означает «знать»). Витязь – в Древней Руси отважный, доблестный воин, богатырь. Чредой (чередой) – один за другим. Пленяет – здесь: берёт в плен. Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым. Видение – призрак, привидение. Дол – то же, что долина (удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор). Поведать – сообщить, рассказать. Русалка – в народных поверьях и сказках: существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. Невиданный – неизвестный, такой, которого никто не видел (о чем-то сказочном, таинственном). Тужит – горюет, кручинится. - Итак, давайте проверим вашу работу (группы по очереди читают слова и их толкования, правильные толкования слов на доске открываются). - Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами), которые нам понятны, но сейчас они произносятся немного по-другому. – Златая, брег, песнь, злато. - Как вы думаете, с какой целью поэт употребляет так много устаревших слов в прологе? - Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым. - В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волны…и тридцать витязей выходят…), а сейчас этот глагол употребляется в будущем времени. - Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и грамматических. 3) Характеры персонажей пролога - Кроме того, Пушкин умеет одним словом охарактеризовать героя, выразить своё отношение к нему. - Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? (чахнет) Что оно означает? – Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея. - А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевич? Почему вы так считаете? Что значит «мимоходом»? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём. - В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный. 4) Сходство с волшебной сказкой - Пушкинский пролог… Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку. - Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль. - Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун… - Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить… - Присказку, или зачин. Зачитайте его. (Это рассказ о коте) - Рассказ о чудесных героях. - И концовку. Зачитайте. - Вспомним традиционную сказочную концовку. - И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. - Что изменил в ней Пушкин и зачем? - Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает. - Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла… 5. Основная мысль пролога - Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения. - В каких строчках заключена основная мысль пролога? («там русский дух…там Русью пахнет…») - Какое традиционное значение имело словосочетание «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин? - Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок. Там русский дух Там Русью пахнет…- эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому. Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам. | IV. Знакомство с былиной «Илья Муромец и Идолище». Восприятие текста. - Настало время познакомиться с новой былиной. Обрати внимание на слово, вынесенное в заголовок – Идолище. Кто это? В этом слове языческий идол как символ отжившей культуры соединяется с именем былинного врага — Идолища поганого (Paganus — языческий), ставшего обобщенным образом захватчика-насильника. В этой былине главные противники - Илья и Идолище, а действие перенесено в Киев. - Прочитай былину «Илья Муромец и Идолище», подготовь ответы на вопросы после текста и подготовься к ролевому чтению. После прочтения выполни задание на карточке: Задание 1: Перед тобой иллюстрации к былине «Илья Муромец и Идолище». Выбери из текста былины строки, которыми можно сделать подписи к рисункам. Запиши их. (см. приложение, задание и рисунки напечатаны на одном листе) Задание № 2. (словарная работа) Задание напечатано на отдельном листе и вложено в отдельный конверт. - Прочитай взятые из былины фразы. Соотнеси выделенные слова с их толкованиями, а толкование некоторых из них найди в учебнике на стр. 63. (учащийся работает самостоятельно) Надвинулась беда великая – очень большая Войско хана ордынского – у некоторых тюркских и монгольских народов: феодальный владетельный князь, монарх Позвал он писца – в старину: переписчик рукописей, рукописных книг Выбирайся из своих хором – в старину на Руси: большой жилой дом богатого владельца Беда стряслась над Киевом – произошло, случилось несчастье Подай мне милостыньку (см. учебник) -______________ Не узнал Илью в лохмотьях – крайне ветхая, изорванная одежда Калика перехожая (см. учебник) - В горницу идёт - комната Есть хлеба по ломтю – отрезанный для еды плоский кусок чего-нибудь Хлеба по семи пудов (см. учебник) - __________________ Весёлый пир созвал - богатое, торжественное угощение с приглашением многих гостей Пока группы учащихся работают, учитель беседует с уч-ся индивидуально. - Расскажи своими словами, как Илья Муромец победил Идолище и его войско. - Прочитай разговор Идолища с русским богатырем. Чем хвастался хан? - Каким ты увидел в былине Илью Муромца? V. Рассмотрение иллюстраций (образы былинных богатырей). - Посмотри на иллюстрации, где изображены былинные богатыри: В. Васнецов «Богатыри», Г. Буреев (Палех) «Три поездки Ильи Муромца» и др. Сравни. - Удалось ли художникам запечатлеть образ русских богатырей? На какой иллюстрации образ Ильи Муромца совпадает с твоими представлениями об этом воине? - Как же выглядел настоящий русский богатырь? Каково было его вооружение? Задание № 3: рассмотри рисунок «Одежда и вооружение русского богатыря». Постарайся вспомнить, как называются изображенные предметы. Выбери из предложенного списка слов те, которые походят к данному рисунку. Список слов: кольчуга, бронежилет, копьё, каска, шлем, нож, щит, лук, стрелы, булава, дубинка, меч. (на работу – 3-4 мин.) - А теперь сверь свои предположения с правильным ответом (ученику выдается рисунок, где все изображенные предметы подписаны): |
VI. Рассмотрение иллюстраций к прологу. Устное словесное рисование. - А теперь рассмотрим репродукцию картины палехских художников «У лукоморья дуб зелёный» на лицевом форзаце учебника. -Удалось ли художникам в полном объёме запечатлеть с помощью красок пушкинский сказочный мир? Почему? - Представим себе такую ситуацию. Мы работаем в издательстве «Малыш» или «Детская литература», и нам предложили проиллюстрировать пролог к поэме «Руслан и Людмила». Причём предупредили, что в книге сказок Пушкина к этому прологу опубликуют лишь две иллюстрации. Что бы вы нарисовали? - Я нарисую густой, мрачный лес; ели опустили огромные лапы до самой земли, а солнце сюда не заглядывает. Здесь стоит избушка Бабы Яги. Она вся поросла мохом, в ней нет ни окон, ни дверей. А хозяйка попадает в неё через трубу. Сторожит избу огромный филин, он сидит на крыше, и глаза жёлтые, злые у него горят. … Я нарисую ясное голубое море, ведь Пушкин пишет «…из вод выходят ясных». Оно играет, блестит, сияет, а одна огромная волна выплеснулась на берег. И вместе с волной на берег выходят богатыри и дядька морской. У дядьки блестящий шлем, латы и кольчуга. Глаза у него голубые, как морская вода, а борода белая, как пена волн. За ним идут молодые витязи. | |
VII. Выразительное чтение пролога учащимися (по цепочке) Учащиеся читают вслух пролог, находят нужные интонации, оценивают чтение одноклассников. | VI. Подведение итогов урока - Итак, сделаем вывод, что же такое былина? Вывод: Былины - это героические народные песни о подвигах могучих, сильных защитников Отечества, у которого было много врагов (половцы, татаро - монголы, печенеги, хазары). Богатыри любят Родину, стоят на страже её границ. В минуту опасности приходят ей на помощь, спасают народ от порабощения, унижения. Нет такой былины, где бы воины не одерживали победу над врагами. - Андрей, скажи, пожалуйста, каким ты увидел образ русского богатыря в прочитанных былинах? Какими чертами характера он обладает? - Нравится ли тебе этот герой? Ты бы хотел быть на него похожим? Почему? - Кстати, за подвиги богатырские Илья Муромец был причислен к лику святых и назван Преподобным. Церковь отмечает день памяти Ильи Муромца 1 января. В старину люди начинали утро с поклона родной земле. - Оценка за урок… |
VIII. Подведение итогов урока - В чём проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина? - Что в прологе вам больше всего понравилось? - Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог?– Торжественно-приподнятым, радостным - от встречи со сказочной Русью. | |
IX. Домашнее задание - Дома вам надо будет выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно. - Несколько советов, как приготовиться к выразительному чтению пролога. - Как рассказываются волшебные сказки? – Медленно, напевно. - Так надо читать и пушкинский пролог. - Длительной паузой (на счёт раз-два-три) надо выделить в прологе зачин и концовку. - Когда будете читать заключительные строки концовки: …Под ним сидел,/// и кот учёный Свои мне сказки говорил… - после слова «учёный» паузы не делать, а после слова «сидел» должна быть большая пауза, такая же, как и при точке в конце предложения. - Прочитать выразительно – значит передать своё отношение к читаемому, к героям пролога. - На этом урок окончен. | VII. Домашнее задание - Подготовить выразительное ролевое чтение былины. Помни о том, что былины не просто читают, а сказывают… не спеша, плавно, нараспев. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
ФИО учителя: Посыпкина Елена Юрьевна
Класс: 5-й (КРО, 7 вид). Дата: 17 ноября 2010 г.
Технологическая карта работы в классе | Технологическая карта работы с учащимся 8 вида |
Предмет: литература. Тема урока: ««Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок». Место урока в системе уроков по изучаемой теме: второй уроке по изучению творчества Пушкина. Цель урока: познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога. Задачи урока: Образовательные: рассказать об отношении поэта к устному народному творчеству; показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина. Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина; прививать интерес к предмету. Развивающие: вырабатывать навыки выразительного чтения, стимулировать воссоздающее воображение; развивать эмоционально-чувствительные сферы и творческие способности учащихся; обогащать словарный запас. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в узнавании и соотнесении слова и его толкования. | Предмет: чтение и развитие речи. Тема урока: «Былина «Илья Муромец и Идолище». Героизм и мужество русского богатыря». Место урока в системе уроков по изучаемой теме: второй уроке в разделе «Во славу Отечества». Цель урока: познакомить с былиной и с воплощением образа русского богатыря. Задачи урока: Образовательные: показать многообразие сюжетов в былинах; рассмотреть, в чем и как проявляется мужество и героизм русских богатырей. Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к Родине; прививать интерес к изучению литературы и к жанру былины Развивающие: вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать эмоционально-чувствительные сферы, мышление, обогащать словарный запас Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в узнавании и соотнесении текста и соответствующего рисунка, слова и его толкования. |
Этап урока | Время, мин. | Цель | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организацион ный | 0, 5 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | --- | --- | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Готовность класса к уроку |
Постановка темы и цели урока | 1 | Понимание учащимися поставленных целей урока. | Слово учителя | Ф | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Слушают учителя. | Понимание учащимися поставленных целей урока. |
Проверка домашнего задания | 5 | Актуализация полученных на прошлом уроке знаний. | Беседа, чтение наизусть стих. «Няне», ответы на вопросы | Ф И | Формулирует задание. Создает эмоциональный настрой. Оценивает работу. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Отвечают на вопросы учителя. Читают стихотворение наизусть. Оценивают чтение одноклассников. | Знание основных сведений из биографии поэта. Понимание текста. |
Введение в тему | 8 | Углубленное изучение художественных особенностей пролога к поэме | Слово учителя. Просмотр учебного фильма. Прослушивание аудиозаписи, беседа, наблюдение, работа с текстом | Ф И | Указывает объект наблюдения. Ставит ключевые вопросы перед прослушиванием. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, обосновывают ответ | Сформулирована проблема, которую должны решить в ходе урока |
Первичное восприятие текста | 1 | Осмысление прослушанного текста. | Беседа | Ф | Задает вопросы учащимся. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение | Понимание учащимися особенностей текста |
Словарная работа | 3 | Обогащение словарного запаса учащихся | Соотнесение слов и их толкований | Г И | Предлагает групповую (индивидуальную) работу. Контролирует выполнение работы | Выполняют задание по группам (индивидуально). Осуществляют взаимопроверку (самопроверку). | Пополнение лексического запаса учащихся. Понимание текста. |
Анализ текста | 12 | Осознание учащимися художественных особенностей текста, поэтического мастерства автора | Беседа, работа с текстом | Ф И | Направляет учащихся, подводит к самостоятельному формулированию выводов, помогает выразить основную мысль | Слушают учителя, участвуют в беседе, формулируют выводы. Высказывают собственное мнение. Зачитывают фрагменты текста | Понимание учащимися поэтического мастерства автора, основной идеи произведения |
Работа с иллюстрацией | 2 | Соотнесение иллюстрации с текстом произведения | Устное словесное рисование | Ф И | Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Организует коллективное обсуждение | Сравнивают текст с иллюстрацией, делятся мнениями. Предлагают свои варианты иллюстраций (устно) | Проникновение в текст произведения. Эмоциональное восприятие текста через устное рисование |
Самостоятель- ное чтение текста учащимися | 3, 5 | Развитие навыков осознанного выразительного чтения | Чтение вслух (по цепочке) | Ф И | Формулирует задание, исправляет ошибки при чтении | Читают текст вслух по очереди. Оценивают одноклассников. | Выработка навыка выразительного чтения |
Подведение итогов урока | 2 | Соотнесение поставленных задач урока с достигнутым результатом, фиксация нового знания постановка дальнейших целей | Рефлексия, контроль | Ф | Задает вопросы о целях урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили | Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся. |
Информация о домашнем задании | 2 | Закрепление изученного на уроке материала | Беседа | Ф | Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению. | Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают объяснение учителя. | Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Предварительный просмотр:
Лукоморье - излучина морского берега (от слов «лука» - «изгиб» и море).
Неведомый – неизвестный (ведать означает «знать»).
Витязь – в Древней Руси отважный, доблестный воин.
Чредой (чередой) – один за другим.
Пленяет – здесь: берёт в плен.
Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.
Видение – призрак, привидение.
Дол – то же, что долина (удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор).
Поведать – сообщить, рассказать.
Русалка – в народных поверьях и сказках: существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
Невиданный – неизвестный, такой, которого никто не видел (о чем-то сказочном, таинственном).
Тужит – горюет, кручинится.
Предварительный просмотр:
Пояснительный текст к учебному фильму
«История создания поэмы «Руслан и Людмила»
Поэма «Руслан и Людмила» написана Пушкиным в 1818-1820 годах, после выхода из Лицея. Он ставил своей задачей создать «богатырскую» сказочную поэму.
Поэту было всего 20 лет, когда он написал поэму-сказку «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный! Это – очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, наделенный добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений.
Один из лучших поэтов того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и признал его победителем? Да потому, что Александр Сергеевич осуществил то, что оказалось не по силам ни одному поэту – современнику Пушкина. Он написал первую национальную поэму, в основу которой были положены фольклорные мотивы.
В то время знать считала неприличным говорить на русском языке и признавала только французский. А поэма Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи.
Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку?
В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов няни Арины Родионовны: «Что за чудо, - говорит мачеха, - вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб. А на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот. Вверх идет - сказки сказывает, вниз идет- песни поёт. Царевич прилетел домой и с благословения матери перенёс перед дворцом чудный дуб».
В бумагах поэта нашли такую запись:
По цепи ходит кот кругом –
Не схожий ни с одним котом,
Направо сказочку мурлычет,
Налево песнь мяучит он.
Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни, Арины Родионовны, в одной из её сказок. Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, хранительницей народной мудрости и фантазии, уводили в мир чудесных превращений.
Именно народные строчки, народная мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».
Прошло 17 лет, и к этой юношеской поэме Пушкина обратился замечательный русский композитор М. И. Глинка, которого поразила сказочность и романтичность поэмы.
В своих воспоминаниях он писал: «Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховской… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей „Руслан и Людмила“, сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение».
Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых.
Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась 27 ноября 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге.
(звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»)
Открывается поэма прологом «У лукоморья дуб зелёный...», который был написан через 8 лет после создания поэмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."
На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".
Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...
План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."
План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...
Технологичсекая карта урока по литературе в 5 классе Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе...
Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.
Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...
А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» КАК СОБИРАТЕЛЬНАЯ КАРТИНА НАРОДНЫХ СКАЗОК
Цели деятельности учителя: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; пр...
А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» как собирательная картина народных сказок
Пролог к поэме "Руслан и Людмила"...