Урок музыки в 4 классе по теме: Арлекин и Пьеро.
план-конспект урока по музыке на тему
Урок в 4 классе по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок предполагает беседу учителя с учащимися с одновременным просмотром презентации и прослушиванием музыкальных фрагментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.3 МБ |
![]() | 1.45 МБ |
![]() | 1.75 МБ |
![]() | 20.96 КБ |
![]() | 952.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Арлекино и Пьеро.
Цели: Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.
Задачи урока
- Обучающие:
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия музыки;
- Развивающие:
- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
-формировать компоненты музыкального слуха , творческие способности, умение анализировать музыкальные образы ;
- Воспитательные:
- воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;
- способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
Ход урока
- Орг. момент
- Беседа по теме урока с одновременным просмотром презентации , слушанием музыки и рассказа учителя.
Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали забавные игрушки, в том числе и кукол. Из тряпочек, глины, фарфора, дерева, соломы, бумаги. Но это лишь малая часть огромного кукольного мира. Куклы известны с давних времен. С одними играли дома, с другими устраивали представления на улице. Это театральные куклы. У каждого народа есть свои куклы. У итальянского народа есть деревянная кукла Пиноккио. Какую ещё деревянную куклу вы знаете? (Буратино.)
Вам, конечно, знакома сказка о золотом ключике. Вспомните, какие куклы были в театре у Карабаса Барабаса (Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин).
Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями (показывает портрет Д. Д. Шостаковича). Перед вами портрет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – великого русского композитора. Он писал много серьезной музыки для взрослых. Но и о детях тоже не забывал. Для детей Шостакович написал сборники “Танцы кукол”, “Детская тетрадь”, произведения для детского хора, музыку к кинофильмам.
Мы послушаем одно из произведений Шостаковича для детей. Когда будете слушать попробуйте определить, какой у неё характер, настроение. (Слушают “Вальс – шутку” Шостаковича)
Беседа о жанре, характере произведения.
Итак, вот мы с вами и попали в старый театр Карабаса-Барабаса, где главные действующие герои-артисты – куклы. А вот и наш знакомый Арлекин. Мальчика Арлекина мы встретили ещё в в детстве. Помните?
"- Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия..." (А.Толстой «Буратино») .
А он, Арлекин, дубасил палкой друга Пьеро. Он – любит жизнь, смех, шутки. Может, его шутки немного грубы и обидны, но что делать? Он - такой. Он редко задумывается. Мудрость сваливается на него неожиданно, с возрастом. Но и тогда он продолжает смеяться, уже над собой.
Арлекин, правда, давно не мальчик. Он появился на свет 500 лет назад в Венеции. Вначале его называли Кола, Флауттино и даже Бураттино. А имя Арлекин, возможно, получил от имени беса Эллекина из этрусских легенд. На первых изображениях у Арлекина посреди лба красуется шишка - остаток рога. В южной Италии тогда же родился его брат - Пульчинелла. Оба - персонажи комедии масок, которую впоследствии назвали комедией дель арте (искусства, ремесла) . Это был первый профессиональный театр Европы.
Как на карнавале, действующие лица носили маски и имели при себе атрибуты, поясняющие их характер или профессию. Как на карнавале, они импровизировали, не имея текста пьесы. Действие перемежалось танцами, песнями и буффонными номерами с элементами акробатики. Сюжет был прост и наивен: две пары влюблённых хотели пожениться, старики были против, а слуги помогали влюблённым перехитрить стариков.
А зрители были в восторге. И не только итальянские: комедия быстро покорила всю Европу, а во Франции со временем стала национальным театром. Пульчинелла во Франции превратился в Полишинеля, в Англии - в Панча, в России - в Петрушку. Лопе де Вега, Шекспир, Мольер - все оказались под влиянием комедии масок.
Арлекин был одним из многих слуг, деревенским простаком, говорившим на бергамском наречии. Его лупили, обманывали, но он был себе на уме и очень злой. Носил он чёрную полумаску с длинным носом, широкополую шляпу, широкие холщовые рубаху и штаны, которые по скупости латал чем попало. За поясом у него был деревянный меч, не спасавший его от тумаков. К концу 16 века Арлекин изменился и стал похож на шута. У него появилась шапочка, украшенная заячьим хвостиком или лапкой (символом трусости), а иногда к ней пришивали бубенчики.
В 17 веке Арлекин продолжал меняться. Его костюм постепенно сужался, пока не стал обтягивающим, что говорило об увёртливости персонажа. Одежду ему целиком стали шить из треугольников красного, зелёного и жёлтого цветов. А на голове появилась щегольская треуголка. Его популярность так выросла, что он «поглотил» своего брата Пульчинеллу. Это сказалось на характере: Арлекин стал ловким интриганом. От деревенского косноязычия не осталось и следа, а сатирические шутки стали ещё злее и ядовитее.
Вот они, рядом Пьеро и Арлекин. Молодой Арлекин лупит бедного, нудного Пьеро палкой за его заунывные песни. За что же все-таки?
Арлекину свойственен грубость. Натура не очень тонкая, он обожает пошлые, но смешные анекдоты, крепкое вино, жирную пищу. Пьеро кривит тонкие губы: « Фи, фи, фи. Какая гадость!». Он пьет воду из чистейшего источника, следит за здоровьем и, при этом, подумывает о самоубийстве. Арлекин – фантазирует, придумывает смешные истории, Пьеро – скрывает правду. Арлекин не слушает сказки о чужих бедах. Пьеро охотно слушает и делится своими, может даже помочь, но внутри у него – холод. Его волнуют только собственные переживания. Пьеро – плачет, Арлекин – смеется. У Пьеро - все всегда плохо, а у Арлекина – полон дом гостей, даже если в это доме, нечего есть. У Пьеро всегда есть запас на «черный день», он вечно в ожидании этого дня. Арлекин всегда всем должен. Но это не значит, что Арлекин – хороший. Арлекин не пишет стихи, он говорит прозой, и говорит громко. У него неприятный смех. Он не следит за модой. Арлекин – лентяй и задира, грязнуля, но добродушный. Жаль, что его шутки смешат часто только его самого. Его палка – это только символ. Этакое орудие пытки для несчастного Пьеро.
Но мы знаем и другого Пьеро. Его не бьет Арлекин, потому что не интересно. Это - добрый Пьеро. Он так любит сладко поплакать не о чем, просто глядя не бледную, как он сам Луну.
Пьеро
Жизнь по спирали скручена хитро,
Но Солнце светит – в самый дальний угол,
Где белою вороною Пьеро
Среди веселья разноцветных кукол.
Я не смеюсь – обидчикам назло.
Улыбок не дарить – какая скука!
О, если б знали вы, как тяжело -
Сносить побои и насмешки кукол.
Нет больше пустоты в душе поэта!
Люблю, но не произнесу ни звука.
Сонеты я пою самой Пьеретте -
Моей наипрекраснейшей из кукол.
Так светел я – и грусть моя светла,
Как жарко страсть скрывать – ну, просто мука!
Сгорю дотла. Останутся зола,
Стихи и песни, добрые дела,
И слёзы на глазах весёлых кукол.
Арлекин снимает свой красный колпак с бубенчиками и шумно сморкается в него, размазывая слезы по лицу. А веселый Пьеро танцует менуэт и в ту минуту у него все хорошо. А вспомните себя… В нас поселились и живут, как соседи, Пьеро и Арлекин. Кто-то из них захватывает власть и тогда мы плачем или смеемся, а еще мы молимся, вопим о помощи, скрипим зубами от злости, бываем беспомощны и просто глупы. Трусим или, сметая все препятствия, идем к цели. Почти как эти два неразлучных персонажа: Арлекин и Пьеро – две стороны характера каждого человека – добро и зло, глупость и мудрость, радость и печаль.
Когда в 18 веке итальянская комедия дель арте прекратила существование, а маски переместились в кукольный театр, Арлекин зажил самостоятельной жизнью в других театрах. Его разговоры стали восторженными , а интриги заканчивались полной победой. Он стал изящным и счастливым. Пьеро появился уже во французском театре масок и был поначалу мельником в белых одеждах и с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху. С тех пор Арлекин и Пьеро стали вечными спутниками и противоположностями.
- Подведение итогов - рефлексия:
- Что нового узнали на уроке?
- Какой из героев, рассмотренных на уроке, вам нравится?
- На кого из героев урока вам бы хотелось походить?
- Работа над вокалом. Разучивание песни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Арлекин Появился на свет 500 лет назад в Венеции. Вначале его звали Кола, Флауттино и даже Бураттино . Имя Арлекин, возможно, он получил от имени беса Эллекина из этрусских легенд.
Арлекин Арлекин был одним из слуг, деревенским простаком. Его лупили, обманывали, но он был себе на уме и очень злой. Носил он черную полумаску с длинным носом, широкополую шляпу, широкие холщовые рубаху и штаны, которые по скупости латал чем попало. За поясом у него был деревянный меч, который, однако не спасал его от тумаков. К концу 16 века Арлекин изменился и стал похож на шута. У него появилась шапочка, украшенная заячьим хвостиком или лапкой (символ трусости), а иногда к ней пришивали бубенчики.
Арлекин В 17 веке Арлекин продолжал меняться. Его костюм постепенно сужался, пока не стал обтягивающим, что говорило об увертливости персонажа. Одежду ему целиком стали шить из треугольников красного, зеленого и желтого цветов. На голове появилась щегольская треуголка. Это сказалось на характере: Арлекин стал ловким интриганом. Его шутки стали злее и ядовитее.
Роберт Шуман «Карнавал» - Сейчас вас ждёт встреча с гениальным композитором и его гениальным произведением. Услышав это произведение, русский композитор и критик Кюи писал: «Нужно было иметь талант этого композитора, чтобы так беспечно и в таком количестве расточать его в одном произведении. Это произведение композитор посвятил девушке, некой Эрнестине Фон Фрикен , занимавшей в это время воображение молодого композитора. - И как вы думаете, композитор мог назвать это произведение? Вы не догадаетесь, потому что только такой большой выдумщик, как Шуман, мог подарить любимой девушке целый карнавал. Он именно так и назвал своё произведение «Карнавал». Но он ещё был человеком склонным мистике, таинственности, и поэтому каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Как он сам сказал: «Маленькие сцены на 4 ноты». Всего их было 20 сцен. - Сейчас вы услышите 2 пьесы. Мне было бы интересно узнать, как на ваш взгляд, к чему они близки- может это описание природы, какая-то ситуация происшедшая на карнавале, маски или философские раздумья. Поскольку на карнавале есть маски – то вы услышали 2 из них: Пьеро и Арлекин. А кто сможет рассказать характеры этих героев ?
Послушайте пьесу Роберта Шумана «Арлекин» из фортепианного цикла «Карнавал».
Пьеро Пьеро – один из персонажей французского народного ярмарочного театра. Этот персонаж возник в середине XVII века и представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху. Позднее в характере Пьеро стали преобладать черты печального любовника, неудачливого соперника Арлекина. Традиционный костюм Пьеро – белая рубашка с жабо и большими пуговицами, широкие белые панталоны, на голове остроконечная шапочка.
Послушайте пьесу Роберта Шумана «Пьеро» из фортепианного цикла «Карнавал»
Арлекин и Пьеро Вот они рядом – Пьеро и Арлекин. Арлекин – неугомонный оптимист. Он любит жизнь, смех, шутки. Может его шутки немного грубы и обидны, но что делать? Он такой. Он редко задумывается. Мудрость сваливается на него неожиданно, с возрастом. Но и тогда он продолжает смеяться, уже над собой. Молодой Арлекин лупит бедного, нудного Пьеро палкой за его заунывные песни.
Арлекин и Пьеро В середине 19 века в судьбе Арлекина случился новый поворот. Цирк выделился в самостоятельный вид зрелищ, и на манеже появились клоуны – Белый (хозяин, получившийся из белого Пьеро) и Рыжий или Август (слуга, прототипом которого был Арлекин). Арлекин – фантазирует, придумывает смешные истории, Пьеро – скрывает правду. Арлекин не слушает сказки о чужих бедах, Пьеро охотно слушает и делится своими, но внутри у него – холод. Его волнуют только собственные переживания. Пьеро – плачет, Арлекин – смеется. У Пьеро всегда плохо, у Арлекина – полон дом гостей, даже если в его доме нечего есть. Арлекин – лентяй и задира, грязнуля , но добродушный. Жаль, что его шутки смешат часто только его самого .
Вот такие они – Арлекин и Пьеро – театральные куклы. Спасибо за внимание! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-218660-1362907132.jpg)
урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"
Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-627768-1442325545.jpg)
Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр»
Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр». Программа Е.Д.Критской....
урок музыки 5 класс по теме "Романса трепетные звуки"
На уроке учащиеся познакомятся с жанром романс и его роли во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-658212-1440663017.jpg)
Конспект урока музыки 5 класс по теме:«Всю жизнь мою несу родину в душе…». http://shkola172007.narod.ru/krasnodarski_krai.htm
ЗАДАЧИ: Развивать интерес к произведениям композиторов, поэтов и художников, прославляющих Кубань; 2) Пополнить словарный запас ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-1211353-1580023733.jpg)
Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Арлекин и Пьеро"
В материале представлен полный конспект урока музыки в 4 классе "Арлекин и Пьеро"Цели урока:Познакомить учащихся с немецким композитором Робертом Шуманом, его фортепианным циклом «Карн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-791038-1586885589.png)
конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)
Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-791038-1586885589.png)
конспект урока музыки 8 класс по теме: Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки
Последние десятилетия ознаменованы бурным расцветом оперного искусства. Наибольшей популярности добиваются певцы, способствующие популяризации оперы на мировой сцене. К их числу относятся Лучано Павар...