Урок по теме "Интонация"
план-конспект урока по музыке по теме
Урок по теме "Интонация"
Что такое интонация? Зачем она нужна? Какое имеет значение? Скороговорка, интонационная выразительность исполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intonatsiya.docx | 20.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Интонация
Цели: дать представление о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое имеет значение; о приеме скороговорки, интонационной выразительности исполнения.
Оборудование: грамзапись «Болтунья» С. Прокофьева.
Организация урока: вход под музыку «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», музыкальное приветствие.
Ход урока
- Знакомство с новой темой.
- Сегодня будем говорить об интонации. Давайте разберемся, что же это такое.
Учитель читает стихи, например, «У лукоморья дуб зеленый», то, что дети учат на уроках чтения, но читает без выражения.
- А где аплодисменты? Кто не хлопает, почему? (Не соблюдались знаки препинания, невыразительно прочитано и т.д.)
Учитель читает выразительно.
- А теперь будете хлопать?
Я могу по-разному сказать слово «да».
- Утвердительно. Какой знак можно поставить? (Точку.)
- Да! (С удивлением.)
- А теперь задание вам: сказать «да» с выражением, какое я укажу.
Да? (Вопросительно)
Да!! (Восхищенно, радостно.)
Да. (Хитро.)
Да (Зло.)
Да. (Ехидно.)
Да. (Мечтательно.)
Да. (Грустно, когда получил двойку.)
Да. (Обиженно.)
Да. (Нагло, не будем это показывать, это не самое лучшее «да».)
Учитель подходит к любому ученику и обращается к нему:
- Ты что, не знаешь, где у тебя руки и ноги? (Все думают, что учитель ругает ученика. Ребенок опускает голову – виноват.)
Говорит то же самое, но с доброй интонацией. Ребенок улыбается и все понимают шутку.
Вывод:
- Видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг к другу. Или «интонация». Мы говорим все интонационно осмысленно, выразительно. Это в разговорной речи. (Я читала стихи с разным темпом, громкостью, ускорением, замедлением, с выделением важных слов и т.д.)
-А может ли иметь значение интонация в письменной речи? Как она выражается? (Паузы, знаки препинания.)
- Жил-был король в одной стране и имел он право подписывать смертный приговор. А был он не очень-то грамотным. И написал он однажды: «Казнить нельзя помиловать». Слуги не могли понять, что же делать? (Спросить у детей.) Видите, как от одной маленькой зависит чья-то жизнь.
Вывод: в письменной речи интонация выражается знаками препинания.
- Все мы разные. Одни – молчуны, а другие – особенно девочки – бывают болтливые. Я хочу вам рассказать о девочке Лиде. Она обижается на Вову, что он обзывает ее болтуньей. Действительно она такая, или нет?
♪ Слушание стихотворения «Болтунья» (читает учитель).
- Вовка не виноват? Почему? (Обо всем Лида говорит без остановки.) Когда человек быстро и много говорит, как называется такая речь? (Скороговорка.)
- Что мы скажем о Лиде? (Тараторит, трещит.)
- А если бы мы сочинили песню, какая бы она была? (Быстрая.) Композитор С. Прокофьев написал песню «Болтунья».
♪ Слушание фрагмента песни.
Задание: поднять руку там, где Лида поет скороговоркой.
- Итак, о чем мы говорили сегодня на уроке? (Об интонации.)
- Что такое интонация? (Выразительность.)
- Какие интонации вы знаете? (Удивительная, восхищенная, ласковая и т.д.)
Интонация бывает и в речи, и в музыке. О музыкальной интонации мы поговорим на следующем уроке.
Физкультминутка
После физкультминутки – вдох-выдох под длинное арпеджио.
- Разучивание песни.
- Какое время года вы любите больше? К нам идет зима с ее веселыми потехами, со снегом, санками, снежками, горками, коньками, а самое главное, зимними праздниками. Какими? (Рождеством, Новым годом, новогодней елкой.) Давайте готовиться к ним.
Разучивание песни Зайца и Волка на карнавале.
- Расскажи, Снегурочка, где была,
Расскажи-ка, милая, как дела?
За тобою бегала, Дед Мороз,
Пролила немало я горьких слез.
Припев: А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!
Ну, Дед Мороз, ну, Дед Мороз,
Ну, Дед Мороз, погоди!
- Ждет моих подарочков ребятня,
И тебе достанется от меня,
Наконец сбываются все мечты,
Лучший мой подарочек – это ты!
- Какая это музыка, и с каким выражением мы будем петь эту песню? (Музыка веселая, игривая, радостная, живая, праздничная, легкая, бойкая и т.д. У нее новогодний характер.)
Разучивание песни по куплетам.
- Сели ровненько, вспомнили правила пения:
- Внимательно слушай музыку;
- Во время пения стой или сиди прямо;
- Перед началом пения спокойно бери дыхание, не поднимай плечи;
- Не прерывай слово дыханием (а в церковном пении – цепное дыхание, можно прерывать, но так поются молитвы);
- При пении правильно произноси гласно и четко согласные, чтобы были понятны все слова;
- Старайся, чтобы твой голос звучал легко и красиво, тяни звук;
- Пой выразительно;
- Начинай и кончай песню по знаку учителя.
1 куплет – разучивание.
- Слушаем мелодию, слова, повторяем в медленном темпе, потом четко проговариваем все слова – работают мышцы лица. Исполняем песню без музыки. Показываем рукой движение мелодии. Поем, помогая себе рукой.
Исполняем песню стоя, с выражением, передаем характер песни. Исполняем песню по ролям (1-й ряд – Зайцы, 2-й, 3-й – Волки. Можно с жестами, соответствующей словам мимикой.)
- Итог урока.
- Что вам понравилось на уроке?
- Какую интересную тему мы начали проходить с вами? (Интонация.)
- А что такое интонация? (Выразительность.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...