Программа по музыке для 7 класса модифицированная (Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.)
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
Программа по музыке для 7 класса модифицированная (Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_7.docx | 37.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа по музыке
для общеобразовательных учреждений
7 класс
(модифицированная)
Учитель:
Агеева И.И.
Авторы программы:
Алеев В.В.
Науменко Т.И.
Кичак Т.Н.
Москва «Дрофа» 2010г.
Тольятти
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы «Музыка» для 5-8 кл. авторов В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебники Т.И.Науменко, В.В.Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс», «Музыка. 8 класс», дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов – Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Б.В.Астафьева, Н.Л.Гродзенской, В.В. Медушевского, Е.В.Назайкинского, Г.П. Стуловой, Г.М.Цыпина, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского.
При сохранении в программе подхода к музыки, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Цель предмета «Музыка» в 7 классе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Место предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю). Согласно учебному плану на 2013-2014 учебный год на изучение предмета «Музыка» отведено 34 часа (1 час в неделю).
Программа 7 класса модифицирована по количеству часов. Все темы разделов 7 и 8 классов сохранены в полном объеме, изменено количество часов выделенных на них в примерной программе.
Тематическое распределение часов
№ | Разделы, темы | Количество часов | |
Государственная программа | Модифицированнная (авторизованная) программа | ||
По программе 7 класса | 34 | 20 | |
1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | 1 | 1 |
2 | СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ | 8 | 6 |
3 | Музыкальные образы | 3 | 3 |
4 | О чем рассказывает музыкальный жанр | 4 | 2 |
ФОРМА В МУЗЫКЕ | |||
5 | Что такое музыкальная форма? | 3 | 2 |
6 | Музыкальная композиция | 8 | 4 |
7 | Музыкальная драматургия | 7 | 2 |
По программе 8 класса | 34 | 14 | |
9 | Настоящая музыка не бывает старой | 3 | 1 |
О ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ | |||
10 | Искусство начинается с мифа | 6 | 1 |
11 | Мир человеческих чувств | 10 | 5 |
12 | В поисках истины и красоты | 5 | 2 |
13 | О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ | 10 | 5 |
В разделе «Содержание и форма в музыке» подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного смысла и его воплощения.
Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух- и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии?
В разделе «Традиция и современность в музыке» музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение ля музыкального искусства.
Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.
Своеобразную часть программы составляет обновленный музыкальный материал. Наиболее ярко это проявляется в рамках темы «Традиция и современность в музыке».
В целом музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских, эстрадных, бардовских песен. Весь музыкальный материал максимально отражает содержание курса программы и учебников.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:
- в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
- в умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
- в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства;
- в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
- в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном
- в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).
Для реализации программного содержания используется:
1. Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.
2. Науменко, Т. И. Музыка. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т, И. Шумейко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.
3. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.
4. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 8 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.
5. Музыка. 7 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.
6. Музыка, 8 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя ; учеб,-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 232 с. : ноты.
7. Музыка. 7 класс: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.-2 электрон, опт.диска (CD-Rom).
8. Музыка. 8 класс: фонохрестоматия на 3 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.-3 электрон, опт. диска (CD-Rom).
Методические пособия для учителя:
1. Музыка. 8 класс: поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт,- сост. О. П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2009.
2. Золима, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие / JI. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
3. Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.
4. Гришанович, Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей/Н.Гришанович. – Минск: Юнипресс, 2006.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, презентаций и рефератов:
1. Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki
2. Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/ dimitrii_rost/ dimitrii_rostl/ 842.html
3. Классическая музыка - Режим доступа:http://classic.chubrik.ru
4. Музыкальная энциклопедия - Режим доступа: http://dic.academic. ru/contents.nsf/enc music
5. Музыкальный энциклопедический словарь - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic_music
7. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru
1. Наглядно-демонстрационные печатные пособия:
- Комплект портретов композиторов.
2. Информационно-коммуникационные средства:
- «Антология русской симфонической музыки» (8 CD).
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).
- «Большая энциклопедия России. Искусство России» (CD).
- Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).
- «Мелодия духа» - СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни, 2008 (DVD)
- «Пасха», «Великий пост» (CD)
3. Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран проекционный,
- принтер,
- интерактивная доска,
- DVD,
- музыкальный центр.
4. Учебно-практическое оборудование:
- музыкальный инструмент,
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Неделя проведения |
1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ | ||
2 | Что такое музыкальное содержание? | 2 |
3 | Каким бывает музыкальное содержание? | 3 |
4 | Музыка, которую необходимо объяснить словами | 4 |
5 | Ноябрьский образ в пьесе П.И. Чайковского | 5 |
6 | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова | 6 |
7 | Когда музыка не нуждается в словах | 7 |
Музыкальные образы | ||
8 | Лирические образы в музыке | 8 |
9 | Драматические образы в музыке | 9 |
10 | Эпические образы в музыке | 10 |
О чем рассказывает музыкальный жанр | ||
11 | «Память жанра» | 11 |
12 | Такие разные песни, танцы, марши | 12 |
ФОРМА В МУЗЫКЕ | ||
13 | Что такое музыкальная форма? | 13 |
14 | От целого к деталям | 14 |
Музыкальная композиция | ||
15 | Какой бывает музыкальная композиция | 15 |
16 | Двухчастная форма. Два напева в романсе М.И.Глинки | 16 |
17 | Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина-Глинки | 17 |
18 | Многомерность образа в форме рондо | 18 |
Музыкальная драматургия | ||
19 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | 19 |
20 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | 20 |
21 | Настоящая музыка не бывает старой | 21 |
О ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ | ||
22 | Искусство начинается с мифа. Опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» | 22 |
Мир человеческих чувств | ||
23 | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | 23 |
24 | Бессмертные звуки «Лунной» сонаты | 24 |
25 | Тема любви в музыке. П.И.Чайковский «Евгений Онегин» | 25 |
26 | Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен увертюра «Эгмонт» | 26 |
27 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве | 27 |
В поисках истины и красоты | ||
28 | Мир духовной музыки | 28 |
29 | Православная музыка сегодня | 29 |
О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ | ||
30 | Как мы понимаем современность | 30 |
31 | Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка) | 31 |
32 | Лирические страницы советской музыки | 32 |
33 | Диалог времен в музыке А.Шнитке | 33 |
34 | Музыка всегда остается | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. По пронрамме В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочаяя программа по музыке для 2 класса, авторы В.В. Алеев, Т. И. Науменко Т. Н. Кичак, включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Алеев
Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Алеев...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...