Хоровое пение - древнейшее проявление музыкальной культуры
материал по музыке по теме
История возникновения хорового пения, его роль в системе музыкального образования школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khorovoe_penie.docx | 18.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ - древнейшее проявление музыкальной культуры.
(выступление на городском семинаре учителей музыки)
К идеям эстетического воспитания, в частности, средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой – как с помощью искусства воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния.
В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Например, Аристоксен (около 354-300 г. до н.э.) говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом.
В средние века всё определялось догмами церкви, но, отвергая античные идеалы, церковь все же не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства. Иоанн Златоуст (350 г. н.э.) писал об устремленности слуха к благозвучию, которое настолько велико, что, увлекшись мелодией, человек с радостью откажется от еды, питья и сна.
В эпоху Возрождения говорится о всестороннем развитии личности. В некоторых школах обучению пению придается большое значение. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах. Например, даже И.С. Бах (1685-1750 г.) сочинял и разучивал со школьным хором собственные кантаты (когда работал кантором церкви Св. Фомы).
В XIX же веке господствующей формой бытования хоровой музыки становится её концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи.
В России одно из ранних упоминаний о детском пении относится к 1621 г., где мальчики наряду с мужчинами пели в храмах.
Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства.
Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества.
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны.
В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом.
Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ говорят, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.
Руководитель хора и его организаторы должны твёрдо уяснить себе цель и задачи создания детского самодеятельного хора и в соответствие с ними строить работу.
На сегодняшний день хоровые коллективы есть, к сожалению, в немногих ОУ: в МОУ СОШ № 2 (3 хора – младший,средний, старший), в МОУ СОШ № 10,58,лицее.
Все они приняли участие в городском смотре-конкурсе художественной самодеятельности и показали неплохие результаты:
- Хоры МОУ СОШ № 2 стали лауреатами смотра, а средний и старший – лауреатами фестиваля «Арзамасская весна», младший – дипломантов;
- Лауреатом смотра-конкурса и «Арзамасской весны» стал хор МОУ лицей;
- Звания дпломантов смотра-конкурса удостоены хоры МОУ СОШ № 10 и № 58, последний стал дипломантом «Арзамасской весны» и получил право выступить на заключительном концерте 1 мая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение.
Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение....
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО.01.УП.01 «Хор» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Настоящая образовательная программа учебного предмета «Хор» разработана для дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Да...
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ОТДЕЛЕНИИ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ». ПРЕДМЕТ- ФОРТЕПИАНО
Аннотация на программу учебной дисциплины- фортепианона отделении «хоровое пение» . Структура программы:1. Цель и задачи курса.2. Требования к уровню освоения содержания к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Задачами методической разработки является- развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному т...
Творческая работа Славнецкой Л.В. «Значение хорового пения в системе музыкального воспитания школьника»
Xopoвoe пение в России имеет глубокие исторический корни.Хорошо извечтна, что пение, особенно хоровое, совметное - это верный показатель здоровья Нации....
"Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников"
В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы: «Каждый класс – х...
Хоровое пение - неотъемлемая часть музыкального развития ребёнка
В данной статье размещена информация о роли хорового пения в личностном развитии школьников....