Хоровое пение - неотъемлемая часть музыкального развития ребёнка
статья
В данной статье размещена информация о роли хорового пения в личностном развитии школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Хоровое пение - неотъемлемая часть музыкального развития ребёнка
Хоровое пение - из древнейших искусств. Вся история мировой культуры
нерасторжимо связана с певческим таинством. Человеческая сущность, сама природа человеческая явлена в хоровом пении, в соборном единении вокального дара людей - так необъяснимо глубинно и так естественно. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение - это богатые возможности, надёжные пути к достижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности.
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития.
Хоровое пение – коллективный вид исполнительства, воспитывающий дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий результат, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
Детский хор - особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая, более поэтичная и искренняя. Известный американский музыкант и педагог Дж. Бете верно сказал, что «большая доля прелести детских голосов зависит от того, что за этими голосами чувствуются живые существа, и когда они поют не только правильно, но и разумно, то с этой музыкой никакая другая музыка на земле не может сравниться».
Через хоровую деятельность у обучающихся формируется устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, они приобщаются к вокально-песенному искусству и музыкально-эстетической культуре в целом.
Хоровое пение способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству, становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В процессе обучения хоровому пению у детей формируется умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом.
Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков и современные композиторы, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
- развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;
- умственное и эмоциональное развитие ребенка.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;
- приобретение навыков пения.
В процессе работы с хором используются разные виды деятельности:
Пение произведений
Беседа о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.
Пение учебно-тренировочного материала
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
Слушание музыки
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
Работа над репертуаром
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. В
школах вводятся такие предметы как: искусствоведение, краеведение,
культурология, история города, актерское мастерство, хореография. Среди
разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить
привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа
которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания
подрастающей личности.
Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной
культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая,
нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих
качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального
исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.
Итак, можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования на базе общеобразовательной школ целенаправленным и последовательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хоровое пение - древнейшее проявление музыкальной культуры
История возникновения хорового пения, его роль в системе музыкального образования школьников...
Развитие жанра фортепианного дуэта и становление его неотъемлемой частью музыкального образования
Понятие “ансамбль” означает стройное сочетание различных элементов, встречается во всех областях искусства. В музыке ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, исполняющих музыкальное произ...
Творческая работа Славнецкой Л.В. «Значение хорового пения в системе музыкального воспитания школьника»
Xopoвoe пение в России имеет глубокие исторический корни.Хорошо извечтна, что пение, особенно хоровое, совметное - это верный показатель здоровья Нации....
Статья "Математическое развитие как составная часть целостного развития ребёнка-дошкольника"
Статья "Математическое развитие как составная часть целостного развития ребёнка-дошкольника"...
Консультация для родителей "Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка"
Консультация для родителей...