ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ОТДЕЛЕНИИ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ». ПРЕДМЕТ- ФОРТЕПИАНО
рабочая программа на тему

Полякова Людмила Олеговна

Аннотация на  программу  учебной дисциплины- фортепиано

на отделении «хоровое пение» .

 

Структура программы:

1. Цель и задачи курса.

2. Требования к уровню освоения содержания курса.

3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности.

4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования).

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса.

6. Материально-техническое обеспечение курса.

7. Методические рекомендации преподавателям.

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

9. Перечень основной учебной литературы.

 

Целью курса является:

        расширение музыкального кругозора учащихся;

        формирование способности использовать фортепиано для знакомства с музыкальными произведениями разных эпох, стилей, жанров;

          развитие профессиональных, творческих способностей;

          воспитание эстетической, духовно-нравственной личности.

Задачами курса являются:

         формирование навыков использования в исполнении художественно оправданных   технических приемов, воспитание слухового контроля, умения управлять    процессом  исполнения;  

         развитие навыков  и воспитание культуры звукоизвлечения, звуковедения и фразировки;

         развитие механизмов музыкальной памяти;

         активизация слуховых процессов – развитие  мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

          развитие  полифонического  мышления;

         овладение различными видами техники исполнительства, многообразными штриховыми приемами;

         выполнение  анализа исполняемых произведений, сравнительный анализ записей исполнения музыкальных произведений;

 

 

         В результате освоения   курса учащийся должен:

иметь практический опыт:

чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм на фортепиано; 

уметь:

читать с листа  музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;

использовать технические навыки и приемы игры на фортепиано, средства исполнительской выразительности  для грамотной интерпретации нотного текста;

знать:

художественно-исполнительские возможности фортепиано

профессиональную терминологию.

 

 

 

 

Составитель: зав.отделением  общих инструментов и фортепиано на отделении «Хоровое пение»  Полякова Людмила Олеговна

 

 

ИРКУТСК 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-programma_f-no_khorovoe_penie-ya.doc218.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО  ИСКУССТВА НА ОТДЕЛЕНИИ

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ».

ФОРТЕПИАНО

Составитель: зав.отделением  общих инструментов и фортепиано на отделении «Хоровое пение»  Полякова Людмила Олеговна.

г.Иркутск.

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ.

             

1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ.

2.СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ.

3.КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ.

4.ТРЕБОВАНИЯ  ПО  ГАММАМ  (ПО КЛАССАМ).

5.РЕПЕРТУАРНЫЙ  СПИСОК  ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

            6.УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ.

            7.СПИСКИ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ФОРТЕПИАНО

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.

Пояснительная записка

Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера  учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие  способностей человека в  различных областях, порой не связанных с музыкой.

Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает  способности, музыкальное мышление, учит словесно охарактеризовывать  исполняемые произведения.  Часто в  представлении  ученика,  пение связано с выразительностью музыкальной или речевой  интонации, а  игра на фортепиано воспринимается  отдельно от вокального искусства. Используя вокально-хоровые навыки в классе фортепиано, педагог существенно сокращает путь к главной цели своих занятий - воспитанию  юного музыканта.

По окончании обучения, учащийся  сумеет  грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится  игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа.

В учебном процессе педагог учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы. Независимо от степени одаренности учит  понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений.

Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой интерес проявляется к произведениям современных композиторов, джазовой музыке. Такое  разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ.

Программа рассчитана на 8-летний срок обучения, рекомендуемый возраст для начала занятий 6,5 – 9 лет. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме индивидуального занятия . Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.

Цель программы – сформировать правильный  художественный вкус к музыкальной культуре. Развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонический), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской

воли и выдержки. Основная направленность настоящей программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,  необходимых для будущего музыканта.

Подготовить наиболее способных учащихся  к поступлению в средние специальные  и высшие образовательные учреждения музыкального искусства.

Программа направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.

Задачи:

индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.

способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.

научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения.

сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях, в классе аккомпанемента.

приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений.

привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;

сформировать пианистическую базу для дальнейшего музыкального развития.

Ожидаемые результаты

В процессе обучения учащиеся должны:

- овладеть навыками индивидуальной  и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;

- уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле

- читать нотный текст с листа;

- владеть знаниями в области музыкального искусства;

- уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т.е. сделать его анализ.

Результаты освоения программы и способы их проверки:

воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству,  дальнейшему обучению ,

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

знание профессиональной терминологии;

наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений различных жанров и форм, несложных хоровых партитур;

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 8 лет обучения,  для детей в возрасте с 6,5-9 лет. В соответствии с учебным планом, на предмет «Фортепиано» на 8 лет  обучения отводится: максимальная учебная нагрузка – 1218ч., из них 889ч. – самостоятельная работа и 329 – аудиторные занятия. С 1 по 6 класс- урок 1ч.,  7-8 классы 2ч..

  1. Объем учебного времени и виды учебной работы.
  2. Срок обучения 8 лет.

     

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

1218

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

329

в том числе:

-практические занятия

310

-контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

19

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

889

в том числе:

- выполнение домашнего задания

- посещение учреждений культуры

(филармония, театры, музеи и др.)

- участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность

Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (фортепиано)

2

Наименование раздела

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

Фортепиано

урок

1218

889

329

Промежуточная аттестация

(по полугодиям)

Распределение по годам обучения                                         Недельная нагрузка в часах

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

1-й класс

2-й  класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

  2- 13,15

       16

1

1

1

1

1

1

2

2

2.Структура и содержание учебной дисциплины.

1 КЛАСС

введение ребенка в мир музыки;

знакомство с музыкальным   инструментом, его возможностями;

постановка пианистического аппарата;

познание принципа нотописания, запоминание расположения нот на нотоносце;

хорошего ориентирования на клавиатуре фортепиано;

первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание),

сходстве и контрастности мелодических построений;

выработка слуховых различий простейших длительностей;

основные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);

развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших

одноголосных мелодий.

2 КЛАСС

владение элементарных, двигательных навыков (экономичность и

пластичность движений, удобство и легкость исполнения);

знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики;

добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки;

развивать слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани двумя руками одновременно;

совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники.

3 КЛАСС

добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения;

понятие основных темповых и динамических обозначений;

осознание учащимися характера, образа исполняемых произведений;

накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений;

привитие самостоятельности в разборе текста;

развитие гармонического, тембро-динамического слуха.

4 КЛАСС

естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений;

понятие основных темповых, динамических обозначений;

освоение пунктирного ритма;

понимание музыки, ее формы и содержания;

развитие музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки;

осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов.

5 КЛАСС

развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы); других видов фортепианной техники;

совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными;

понятие основных темповых и динамических обозначений;

формирование активного, самостоятельного, творческого мышления;

владение интонационной сферой звучания, динамической и агогической нюансировкой, ритмо-темповой выразительностью.

6 КЛАСС

формирование масштабного музыкального мышления при исполнении произведений крупной формы;

овладение навыками полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония);

добиваться естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой;

работа над разными видами мелкой и крупной техники;

подбор песен с аккомпанементом;

чтение 2-х и 3-х-голосных партитур.

7 КЛАСС

привитие творческого музыкального мышления, осознанного исполнения музыки;

чтение гармонических схем, записанные буквенными или цифровыми символами;

освоение ритмических фигур, мелизмов (мордентов, группетто, коротких трелей и т.д.);

воспитание музыкального вкуса, ориентации в стилевых и жанровых особенностях музыки;

подбор песен с аккомпанементом;

чтение 2-х и 3-х-голосных партитур.

8 КЛАСС

овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности;

педализация исполняемых произведений;

работа над развитием способности мыслить более масштабно;

сочетать контрастные образы и темы, владение различными  видами фактур;

подбор песен с более сложным аккомпанементом;

чтение 2-х, 3-х-голосных хоровых партитур

В процессе обучения учащиеся должны:

- овладеть навыками пианистических движений, базовой основы пианизма;

-уметь уверенно, выразительно, технически свободно исполнять фортепианные

произведения основных жанров ,стилей ,различных эпох ; грамотно читать с листа;

- освоить музыкальную терминологию;

- освоить необходимые знаниями в области музыкального искусства и культуры;

- овладеть навыками игры в ансамбле, навыками аккомпанемента.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Название темы

Содержание учебного материала

Количество         часов

Тема-1.
Работа  над полифоническими произведениями

Изучение полифонических произведений, знакомство с образцами  старинной клавирной музыки, современной полифонией. Развитие слуха и полифонического мышления ученика. Его умение ориентироваться в многоголосной фактуре. Владение многообразным туше звука.

            66

Тема -2.
Работа над произведениями крупной формы

Изучение произведений  произведений крупной формы. Понимание формы этого жанра. Воспитание внимания ученика к качеству звуковой, ритмической и динамической стороны исполнения. Понимания стиля  композиторов. Навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато, разнообразного фортепианного туше, способов решения стилистических и исполнительских задач. Сочетание навыков, полученных в результате работы над пьесами, этюдами, полифоническими произведениями.

        77.5

Тема- 3.
Работа над произведениями малой формы

Работа над кантиленой, образными произведениями. Использование всех видов техники и полифонии, различных видов фортепианного туше.   Развитие творческих способностей, фантазии. Воспитание исполнительских навыков. Умение охватить протяженные по времени музыкальные произведения. Разнообразное и яркое владение звуковой палитрой и динамикой.  Умение донести до слушателя свой исполнительский замысел.

          61

Тема- 4.
Изучение произведений технического характера

Владение различными видами техники исполнения на фортепиано: мелкая, крупная, аккордовая, октавная и т.д., техника при свободе пианистических движений,,,грамотной постановки рук. Умение использовать художественно оправданные технические приемы.        Ставить главным в технической работе-  музыкальную и художественную стороны звучания инструмента.

          61

Тема -5  .Изучение произведений для игры в ансамбле.

сформировать комплекс умений и навыков в области - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений произведений  камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

34

Тема-6.
Чтение с листа

Уметь быстро ориентироваться в тексте для цельного охвата всего музыкального произведения.  Грамотно прочитать нотный текст. Умение правильно донести характер и содержание музыкального произведения, видеть текст на 1-2 такта вперед.

  34

Чтение с листа и игра  в ансамбле.

Умение читать с листа самостоятельно и грамотно значительно активизирует процесс работы. В результате этого создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося. Предпосылками грамотного и осмысленного  разбора являются осознание ладотональности, метроритма, умение охватить мелодические фразы, заметить и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки и авторские ремарки, внимательно отнестись к аппликатуре.

Пьесы для чтения с листа должны быть значительно легче изучаемых учащимися по программе. Можно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а также различные переложения, популярные пьесы. В наибольшей мере развитию навыков чтения нот с листа способствует игра в ансамблях, в 4 руки. Ученикам подбирается материал постепенно  возрастающей трудности: от легких тональностей с одним двумя ключевыми знаками до более сложных, осваиваются разнообразные формы изложений.

Начинать заниматься ансамблем рекомендуется со II полугодия первого класса, после получения учеником первоначальных знаний и навыков игры на фортепиано ,сдавать ансамбль на контрольных уроках.

3.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Способы проверки знаний:

- контрольные уроки, зачеты по развитию технических навыков (в зависимости     от степени       подготовленности учащегося),

- академические концерты (2 раза в год) с оценкой по 5-ти бальной системе,

- прослушивания

- творческие вечера

- итоговая аттестация-учащийся 8-го класса сдает экзамен.

                                 

                            Технические зачёты и контрольные уроки.

В 1-2 классах техническая подготовка осуществляется на уроках, без проведения технических зачётов. С 3 класса, два раза в год (I и II полугодие)  проводятся технические зачёты.  Проверку навыков чтения с листа, знание терминологии, исполнение самостоятельно разученного произведения, игру в ансамбле целесообразно проводить на контрольном уроке .

На выпускном экзамене -  ученики должны сыграть:

полифоническое произведение,  произведение крупной формы, одну пьесу.

Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя

текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на

ответственную  подготовку  домашнего  задания,  правильную  организацию

самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий

характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель,

отражая в оценках достижения  ученика, темпы его продвижения в освоении

материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего

контроля  может  стать  контрольный  урок  без  присутствия  комиссии.  На

основании  результатов  текущего  контроля,  а  также  учитывая  публичные

выступления  на  концерте  или  открытом  уроке,  выставляется  четвертная

отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий

на всем протяжении обучения.

Промежуточная  аттестация  проводится  в  конце  каждого  полугодия

также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок,

зачет  с  приглашением  комиссии  и  выставлением  оценки.  Обязательным

условием  является  методическое  обсуждение  результатов  выступления

ученика,  оно  должно  носить  аналитический,  рекомендательный  характер,

отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация

отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет

степень  успешности  развития  учащегося  на  данном  этапе  обучения.

Концертные  публичные  выступления  также  могут  быть  засчитаны  как

промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется

оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник

учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,

включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в

течение  года  должны  быть  представлены  различные  формы исполняемых

произведений:  полифония,  этюды,  пьесы,  ансамбли,  части  произведений

крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а

также  на  технических  зачетах,  преподавателем  осуществляется  проверка

навыков  чтения  с  листа  нетрудного  нотного  текста,  а  также  проверка

исполнения  гамм,  аккордов,  арпеджио  в  соответствии  с  программными

требованиями.

Оценка . Критерии оценивания выступления.

5 («отлично»)  предусматривает  исполнение  программы,

соответствующей  году  обучения,  наизусть,

выразительно;  отличное  знание  текста,  владение

необходимыми  техническими  приемами,

штрихами;  хорошее  звукоизвлечение,  понимание

стиля исполняемого произведения; использование

художественно    оправданных  технических

приемов, позволяющих создавать художественный

образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)  программа соответствует году обучения, грамотное

исполнение  с  наличием  мелких  технических

недочетов,  небольшое  несоответствие  темпа,

неполное  донесение  образа  исполняемого

произведения

3(«удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при

исполнении обнаружено плохое знание нотного

текста, технические ошибки, характер

произведения не выявлен

2(«неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение

навыками игры на инструменте, подразумевающее

плохую  посещаемость  занятий  и  слабую

самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)  отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества  исполнения является

основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного

заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может

быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно

отметить выступление учащегося.

Фонды  оценочных  средств  призваны  обеспечивать  оценку  качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В  критерии  оценки  уровня  исполнения  должны  входить  следующие

составляющие:

- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

- художественная трактовка произведения;

- стабильность исполнения;

- выразительность исполнения.

Текущий  и  промежуточный  контроль  знаний,  умений  и  навыков

учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции,

обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

.

4.Общие требования по гаммам.


1 класс
В течение года ученик должен пройти:
2-3 мажорные гаммы в две октавы каждой рукой отдельно , в противоположном движении двумя руками при симметричной аппликатуре .
Тонические трезвучия аккордами по три звука каждой рукой отдельно, короткие арпеджио по 3 звука.

2 класс 
В течение года ученик должен пройти :
4-5 мажорных гамм в прямом  и  противоположном движении двумя руками в две октавы.
Минорные гаммы «ля», «ми»  каждой рукой отдельно в две октавы.
Тонические трезвучия с обращениями  по три звука каждой рукой отдельно короткие арпеджио по 4 звука.

3 класс
В течение года ученик должен пройти:
Мажорные и минорные гаммы до двух знаков в четыре октавы.
Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от звуков «ре», «соль-диез»;
Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками.
Арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.

4 класс
В течение года ученик должен пройти :
Мажорные и минорные гаммы до 3 знаков в прямом и противоположном движении;
Хроматические гаммы двумя руками;
Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками, короткие арпеджио двумя руками, длинные арпеджио  отдельно каждой рукой.
Каданс-ТSDT

5 класс
В течение года ученик должен пройти:
Мажорные и минорные гаммы до 4 знаков в прямом и противоположном движении;
Хроматические гаммы  двумя руками;
Аккорды, арпеджио короткие и длинные двумя руками, ломаные  - каждой рукой отдельно;
Доминантсептаккорд  - короткие арпеджио каждой рукой отдельно.
Каданс

6 класс
В течение года ученик должен пройти:
Мажорные и минорные гаммы до 5 знаков в прямом и противоположном движении;
2-3 гаммы в терцию и в дециму;
Хроматические гаммы в прямом и противоположном движении;
Аккорды,
арпеджио короткие  и длинные без обращений двумя руками; ломаные –отдельно руками
Доминантсептаккорд короткими арпеджио двумя руками;
Уменьшенный септаккорд короткими  арпеджио каждой рукой.
Каданс

7 класс
Мажорные и минорные гаммы до 6 знаков в прямом и противоположном движении;
3-5 гаммы в терцию, дециму.
Хроматические гаммы  в прямом и противоположном движении;
Аккорды, арпеджио короткие, ломаные, длинные;
Доминантсептаккорд -длинными арпеджио;

            Уменьшенный септаккорд –длинными арпеджио.

            Каданс

            8 класс

            Мажорные и минорные гаммы до 6 знаков в прямом и противоположном движении;
            4-6 гамм в терцию, дециму. В сексту от белых клавиш;
            Хроматические гаммы  в прямом и противоположном движении;
            Аккорды, арпеджио короткие, ломаные, длинные;
            Доминантсептаккорд короткими и длинными арпеджио;
            Уменьшенный септаккорд – короткими и длинными арпеджио. Каданс

За период  обучения на фортепиано в детской музыкальной школе ученик должен изучить:

все мажорные гаммы до 6-ти ключевых знаков в прямом и противоположном движении, в терцию, дециму и сексту в параллельном движении;

все минорные гаммы в прямом, а наиболее легкие  в противоположном движении, несколько минорных гамм в терцию и  дециму в параллельном движении;

хроматические гаммы в прямом и противоположном движении;

аккорды тонические с обращениями во всех тональностях до 6-ти ключевых знаков, арпеджио – короткие ,длинные, ломаные. Доминантсептаккорд и уменьшенный септаккорд, каданс.

Очень слабым учащимся  можно   ограничить     исполнением гамм в удобном для них темпе,  в сексту не играть, а изучение Д 7  и Д VII7ум.  ограничить построением на клавиатуре и их разрешением.

5.Репертуарный список произведений.

1 класс.

Этюды

Гнесина  Е.

Маленькие  этюды  для начинающих:  №№1-3, 9-13, 15, 19

Подготовительные  упражнения    по  различным видам  фортепианной техники  (по  выбору)

Фортепианная  азбука  (по  выбору)

Черни К. Избранные  фортепианные этюды. Под  ред. Г. Гермера,

ч.1: №№1-6

Шитте А.

Соч.108. 25 маленьких  этюдов: №№1 -  15

Сборник  фортепианных пьес, этюдов и  ансамблей,ч.1. Сост.

С .Ляховицкая  и  Л. Баренбойм ( по  выбору)

Школа  игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева (по  выбору)

Юный пианист .Вып.1. Сост. и ред. Л.Ройзмана  и  В. Натансона: №№1-12

Пьесы

Александров А. Шесть  маленьких  пьес  для  фортепиано:  Дождик накрапывает, Когда я    был  маленьким.

Беркович И. 25 легких пьес: Украинская  мелодия, Осень  в  лесу, Вальс, Сказка.

Гедике А.

Соч.36. 60  легких  фортепианных  пьес.Тетр.1: Заинька, Колыбельная, Сарабанда, Танец

Гречанинов А.Соч. 98. Детский   альбом: Маленькая  сказка,  Скучный рассказ,  В  разлуке, Мазурка

Жилинский А. Фортепианные  пьесы  для  детей: Игра  в  мышки,    Вальс, Утро  в  пионерском  лагере

Львов-Компанеец Д. Детский  альбом: Веселая  песенка, Игра, Раздумье, Колыбельная, Бульба

Любарский  Н. Сборник  легких  пьес  на  тему  украинских народных песен:

И шумит, и гудит, Про  щегленка, Пастушок,  Дедушкин  рассказ, Курочка

Майкапар С.

Соч.28. Бирюльки: Пастушок,  В  садике, Сказочка

Соч.33. Миниатюры: Раздумье

Моцарт Л. 12 пьес  из  нотной тетради  Вольфганга  Моцарта: Бурлеска, Ария,

Слонов  Ю. Пьесы  для  детей: Шутливая  песенка, Рассказ, Разговор с  куклой, Сказочка, Кукушка, Колыбельная

Библиотека  юного  пианиста . Вып.1, 2,3 ,4 ,5. Сост. В. Натансон -  по выбору

Классики - детям, I-IV кл. ДМШ – по выбору

Сборник  фортепианных  пьес, этюдов  и  ансамблей, ч.1, 2. Сост. С. Ляховицкая – по выбору

Современная  фортепианная  музыка для  детей. I кл. ДМШ

Сост. ред. Н. Копчевского:

Сарауэр А. Утро

Полифонические произведения

Беркович И. 25 легких  пьес для фортепиано: Канон

Гедике  А. Соч .36. 60  легких  фортепианных  пьес  для  начинающих.

Тетр.1:Фугато

Гуммель И. Пьесы: Фа  мажор, До  мажор, ре  минор

Кригер И. Менуэт ля  минор

Моцарт Л. Менуэт, Бурре

Полифонические пьесы: I- IV кл .ДМШ (БЮП). Сост. В. Натансон -  по выбору

Сборник полифонических пьес. Тетр.1 Сост. С. Ляховицкая: русские  народные  песни

Советские композиторы - детям.Тетр.1.Сост.В.Натансон:

Тигранян В. Канон

Школа  игры  на  фортепиано. Под. ред. А.Николаева – по выбору

Произведения крупной формы

Рейнеке К. Соч.136. Аллегро модерато

Штейбельт Д.Сонатина До  мажор, ч.1

Хрестоматия  педагогического  репертуара  для фортепиано Вып.1

I-II кл. ДМШ. Сост.  и ред .Н.Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян:

Назарова Т. Вариации  на  тему  русской  народной  песни

«Пойду ль я, выйду ль я»

Рейнеке К.Соч.12.Андантино из сонатины  Соль мажор

Соч.127. Сонатина Соль  мажор, ч.2

Школа  игры на фортепиано. Под. ред. А.Николаева – по выбору

Юный  пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору

Ансамбли

Брат  и  сестра. Народные  песни  и  легкие ансамбли. Вып.1. Перелож.  и обр. С.Кузнецовой – по выбору

Брат  и сестра. Народные  песни  и  танцы. Вып.2. Сост.  и  ред. В.Натансона

– по выбору

Избранные  ансамбли. Вып.1 (БЮП). Сост .В. Натансон – по выбору

Легкие  пьесы  для  фортепиано  в  4 руки  (БЮП). Сост. В.Натансон – по выбору

Сборник фортепианных  пьес, этюдов  и  ансамблей, ч.1. Сост. С.Ляховицкая и  Л. Баренбойм – по выбору

Кабалевский Д. Наш край

Школа  игры  на  фортепиано. Для  первого  года  обучения. Сост. Н.Кувшинников  и  М.Соколов – по выбору

Юный пианист Вып.1. Сост. и  ред. Л. Ройзмана и  В. Натансона – по выбору

2 класс.

Этюды

Беренс  Г.Соч.70.  50  маленьких  фортепианных  пьес  без  октав:

№№31, 33, 43, 44, 47, 48, 50

Гедике А.Соч.6. 20 маленьких  пьес для  начинающих: №5

Соч.32. 40 мелодических  этюдов для  начинающих: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24

Соч.46.50  легких  пьес  для  фортепиано.Тетр.2: №27

Соч.59. Этюд  №14Гнесина  Е.Этюды  на  скачки: №№1 - 4

Подготовительные  упражнения  к  различным  видам  фортепианной  техники  (по  выбору)

Лекуппэ  Ф.Соч.17. Азбука. 25  легких  этюдов: №№3, 6, 7,9, 18, 21, 23

Лемуан А.Соч.17. Этюды: №№1, 2,6, 7, 10, 17, 27

Черни К.Избранные  фортепианные  этюды. Под. Ред. Г. Гермера

Ч.1: №№10, 11, 13-18, 20, 21, 23-29, 40

Шитте  А.Соч.108. 25 маленьких  этюдов: №№16, 21-23

Пьесы

Бетховен Л.

Экоссезы: Ми-бемоль  мажор, Соль  мажор

Гайдн А.Соч.6. Пьесы: №№5, 8, 15, 19Соч.58.Прелюдия

Гнесина  Е.Пьески-картинки: №10 Сказочка

Гречанинов А.Соч.98.Детский  альбом  (пьесы  по  выбору)

Майкапар С.

Соч.28.Бирюльки: Маленький  командир, Мотылек, Мимолетное  видение

Салютринская  Т.Кукушка

Слонов  Ю.Пьесы  для  детей: Скерцино, Светланина  полька, Утренняя  прогулка

Чайковский  П.

Соч.39. Детский альбом:  Болезнь  куклы, Старинная  французская  песня

Школа игры  на  фортепиано. Для второго  года обучения. Сост.

Н.Кувшинников и М.Соколов – по выбору

Полифонические произведения

Бах  И.С.

Нотная  тетрадь  Анны  Магдалены Бах: Менуэт  Соль мажор, Менуэт  ре  минор,

Гендель  Г.Две  сарабанды: Фа мажор, ре  минор

Свиридов  Г.Альбом  пьес  для  детей:  Колыбельная  песенка

Полифонические  пьесы. I –V кл. ДМШ (БЮП. Сост. В. Натансон – по выбору

Произведения крупной формы

Андрэ А.

Сонатина   Соль  мажор  (Сонаты, сонатины, рондо, вариации  для  фортепиано,  ч.1. Сост.С. Ляховицкая

Беркович  И.Школа  игры  на фортепиано: Сонатина  Соль  мажор

Гедике А.Соч.36.Сонатина До  мажор

Соч.46.Тема  с  вариациями

Диабелли  А.

Сонатина  Фа  мажор (Школа  игры  на  фортепиано. Для  второго  года  обучения. Сост. Н. Кувшинников  и  Н. Соколов)

Жилинский  А.Сонатина  Соль  мажор

Клементи  М.Соч.36. №1 Сонатина  До  мажор

Любарский  Н.Вариации  на  тему русской  народной  песни (соль  минор)

Моцарт  В.Вариации  на  тему  из  оперы «Волшебная  флейта»

Некрасов  Ю.

Маленькая  сонатина ми  минор  (Сборник  фортепианных  пьес, этюдов, ансамблей, ч.2.Сост. С. Ляховицкая)

Плейель ИСонатина  Ре  мажор,  ч.1.

Салютринская Т.Сонатина  Соль  мажор

Хаслингер Т.

Сонатина  до  мажор, ч.1,2 (Школа  игры  на  фортепиано. Под ред.

А. Николаева)

Ансамбли

Беркович  И.Соч.30. Фортепианные  ансамбли (по  выбору)

Чайковский П.

50 русских  народных  (для  ф-но  в  4  руки -  по  выбору)

Брат  и сестра. Легкие  ансамбли. Вып.1. Для  фортепиано  в 4  руки.

Избранные  ансамбли. Вып.1. Сост. В.Натансон – по выбору

Сборник  пьес  для  фортепиано  в 4  руки. Сост. Н.Агафонников  (по  выбору)

Сборник  фортепианных  пьес, этюдов  и  ансамблей,  ч.2.Сост.

С.Ляховицкая:

Глинка М.Жаворонок

Хрестоматия  педагогического  репертуара  для фортепиано. Вып.1

I-II  кл .ДМШ.Сост.  и  ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян – по выбору

Школа  игры  на  фортепиано. Ред. А.Николаева – по выбору

Юный пианист. Вып.1 Сост.  и  ред. Л.Ройзмана  и  В.Натансона – по выбору

3 класс

Этюды

Беркович  И.Маленькие  этюды: №№33-40

Гедике  А.

Соч.32.40 мелодических  этюдов  для  начинающих: №№23,29-32

Соч.47. 30 легких этюдов:№№10,16,18,21,26

Соч.58. 25  легких  пьес: №№13,18,20:

Гнесина Е.

Маленькие  этюды для начинающих. Тетр.4 №№31,33

11,12,15,16,20-23,35,39

Избранные фортепианные этюды. Под. ред. Г.Гермера, ч.1:

№№17,18,21-23,25,28,30-32,34-36,38,41-43,45,46

Сборник фортепианных  пьес, этюдов  и  ансамбле,ч.3 ред. С. Ляховицкой (по  выбору)

Сборник этюдов, БЮП.Сост. В.Натансон (по  выбору)

Хрестоматия  педагогического  репертуара  для  фортепиано. Вып.2

III-IV кл. ДМШ Сост. и  ред. Н .Любомудровой, К.Сорокина,

А.Туманян (по  выбору)

Юный  пианист. Вып.2. Сост и  ред. Л.Ройзмана  и  В.Натансона  (по  выбору)

Пьесы

Беркович И.12 пьес для фортепиано

Гайдн И.Две  пьесы: Фа  мажор, ми-бемоль  мажор

Двенадцать легких пьес: Ми-бемоль  мажор

Глиэр Р.

Соч.43. Маленький  марш

Гнесина Е.Пьесы-картины: №4. С  прыгалкой; №9. Проглянуло  солнышко; №11.Верхом  на палочке

Гречанинов А.

Соч.109.День ребенка: Сломанная  игрушка

Соч.118.Восточный  напев

Соч.123.Бусинки: Грустная  песенка

Кабалевский  Д.Соч.39.Клоуны

Косенко В.

Соч.15. 24  детских  пьесы: Вальс, Полька, Скерцино, Пионерская  песня

Майкапар С.Соч.23. Миниатюры: Тарантелла

Соч.28. Бирюльки: Тревожная  минута, Эхо  в  горах, Весною

Мак-Доуэлл Э.Соч.51. Пьеса Ля  мажор

Мелартин Э.Утро

Ребиков В.Соч.2. Восточный  танец

Сигмейстер Э.

Фортепианные  пьесы  для  детей: Уличные игры, Солнечный  день, Мелодии  на  банджо, Американская  народная  песня

Франк Ц.Жалоба  куклы, Осенняя  песенка

Фрид Г.Семь  пьес: «С  новым  годом!», Весенняя песенка

Чайковский  П.

Соч.39. Детский альбом: Марш оловянных  солдатиков, Новая  кукла,

Шостакович  Д.Танцы  кукол: Шарманка, Гавот, Танец

Шуберт Ф.Экоссез  Соль мажор, Менуэт

Шуман  Р.

Соч.68.Альбом  для  юношества: Сицилийская песенка, Веселый  крестьянин

Хрестоматия педагогического репертуара  для фортепиано. Вып.1

III-IV кл. ДМШ Сост. и ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян:

Гречанинов А. Соч.119. Счастливая  встреча

Караманов А. Лесная  картинка

Косенко В. Соч.15. Пастораль

Николаева Т. Музыкальная  табакерка

Свиридов Г. Перед сном

Полифонические произведения

Александров Ан.Пять легких  пьес: Кума

Бах И.С.

Нотная  тетрадь  Анны  Магдалены  Бах: Менуэт №3  до минор,

Менуэт №12  Соль  мажор, Марш №16, Полонез  №19

Менуэт  соль минор

Бах И.Х.Аллегретто

Бах Ф.Э.Менуэт

Кригер И.Сарабанда

Майкапар С.Соч.28. Бирюльки: Прелюдия  и  фугетта  до-диез  минор

Моцарт Л.

Сборник  фортепианных  пьес для  начинающих  по  нотной тетради  Леопольда  Моцарта: Бурре  ре  минор

Сарабанда, Жига

Скарлатти  Д. Ария

Педагогические  пьесы  для  фортепиано. Под. ред. Н.Кувшинникова

Сб.2:

Бах И.С. Ария  соль  минор

Кирнбергер И. Менуэт Ми  мажор

Полифонические  пьесы .I-V кл.ДМШ (БЮП) Сост.В.Натансон – по выбору

Сборник  полифонических  пьес, ч.1.Сост.С.Ляховицкая:

Арман А. Фугетта  До мажор

Андрэ А.Соч.34. Сонатина №5 Фа  мажор, ч.1.

Беркович  И.Сонатина  До  мажор

Бетховен Л.

Сонатина  Фа  мажр,ч.1; Сонатина  для  мандолины

Диабелли  А.Соч.151.Сонатина №1: Рондо

Кабалевский  Д.Соч.27. Сонатина  ля  минор

Клементи М.

Соч.36. Сонатина До  мажор, ч.2,3: Сонатина  Соль мажор,ч.1,2

Кулау Ф.

Вариации  Соль  мажор

Соч.55. №1. Сонатина До  мажор, ч.1, 2

Сонатина  соль  минор

Моцарт В.Сонатина Фа  мажор,ч.1,2

Плейель И.Сонатина  Ре  мажор

Рожавская  Ю.Сонатина, ч.2

Сильванский  Н.Легкий  концерт  Соль  мажор

Сорокин  К.Тема  с вариациями  ля  минор

Фоглер Г.Концерт  До  мажор

Чимароза  Д.Сонатина  ре  минор

Ансамбли

Брат  и  сестра. Вып.2,3  Сост. В. Натансон – по выбору

Избранные  ансамбли. Для фортепиано  в  4 руки . Вып.1 – по выбору

Избранные ансамбли  для  2-х ф-но  в 4 руки. Вып.4. Сост. Г.Баранова,

Т. Взорова:

Аренский А. Гавот, Романс

Сборник фортепианных пьес, этюдов  и  ансамблей. Вып.4, ч.2

Сост.С.Ляховицкая:

Фортепианные  ансамбли для ф-но  в  4 руки. Ред.Н.Лукьяновой (по выбору)

Юный  пианист. Вып.2. Сост. и  ред .Л.Ройзмана и В. Натансона:

Беркович И. Вальс

4 класс

Этюды

Беренс Г.32 избранных этюда из соч. 61  и  66; №№1-3,

Соч.88. Этюды: №№5,7

Бертини А.28 избранных  этюдов  из соч.29 и  32; №№4,5, Лак  Т.

Соч.75.Этюды для  левой  руки  (по  выбору)

Лемуан А.

Соч.37. Этюды: №№28-30,32,33,33,36,37,41,44,48,50

Лешгорн А.Соч.66. Этюды №№1-4

Черни К.

Избранные  фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера,

ч.2: №№6,8,12

Избранные  этюды  иностранных  композиторов, вып.3 (по выбору)

Сборник  этюдов  и  технических  пьес из  произведений  русских  и  советских  композиторов. Тетр.2. III- IV кл. ДМШ (по выбору)

Хрестоматия  педагогического  репертуара  для фортепиано. Вып.2  (по выбору)

Школа  фортепианной техники. Вып.1. Сост.Натансон, В.Дельнова (по  выбору)

Этюды IV-VII кл. ДМШ (БЮП). Сост. В. Натансон:

Балкашин Ю. Вьюга

Сироткин Е.  На  велосипеде

Юный пианист вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и  В.Натансона (по  выбору)

Пьесы

Гайдн И.Избранные пьесы  для  фортепиано: Аллегро  Фа  мажор, Менуэт Фа  мажор, Виваче  Ре  мажор, Маленькая  пьеса Си – бемоль мажор, Анданте

Гладковский А.

Детская  сюита: Маленькая  танцовщица

Альбом  детских  пьес: №6 Марш

Гречанинов А.Соч.109. Папа  и  мама, Нянюшкина сказка

Соч.117. Облака  плывут,Соч.158. За  работой, Русская пляска

Григ Э.Соч.12. Лирические пьесы:  Вальс, Песня  сторожа, Танец  эльфов, Песня  родины

Гуммель И.Скерцо Ля  мажор, Анданте, Жига

Кабалевский  Д.Соч.14. Из  пионерской  жизни (по  выбору)

Соч.27.Избранные  пьесы:  Шуточка, Скерцо, Кавалерийская

Косенко В.

Соч.15. 24  детских  пьесы:  Петрушка, Мелодия, Дождик, Мазурка, Сказка, Балетная  сцена

Кюи Ц.Аллегретто  До  мажор

Майкапар С.Соч.33. Элегия

Раков Н.

24 пьесы  в  разных тональностях: Снежинки, Грустная  мелодия.

8 пьес  на тему  русской  народной  песни: Вальс  ми  минор, Полька, Сказка  ля  минор

Из  юных дней: Увлекательная  игра, Полька  До  мажор

Рамо Ж.Менуэт в  форме  рондо  До  мажор

Тактакишвили О.Колыбельная, Мелодия

Чайковский П.

Соч.39. Детский  альбом: Шарманщик поет, ПолькаЧемберджи Н.

Детская  сюита из балета «Сон Дремович»: Снегурочка, Полька

Шостакович  Д.Детская  тетрадь: Заводная  кукла

Шуман Р.

Соч.68. Альбом  для  юношества: Деревенская  песня, Народная  песенка, Смелый  наездник,  Песенка  жнецов, Маленький  романс,

Библиотека  юного  пианиста.Вып.2, 3, 4,5. Сост. В.Натансон – по выбору

Сборник  фортепианных  пьес  и  этюдов  советских   композиторов

Сост. Е. Веврик, С. Вольфензон:

Витлин В.Страшилище

Современная  фортепианная  музыка для  детей.IV кл. ДМШ

Сост. и ред. Н. Копчевского – по выбору

Юный пианист. Вып.3. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона:

Бойко Р. Весенняя песенка

Глиэр Р.Соч.34, №2. Польский  танец

Полифонические произведения

Бах И.С.

Маленькие  прелюдии  и  фуги. Тетр.1: №№1, 3, 5-8, 11, 12

Тетр.2: №№1, 2, 3, 6

Гендель Г.12 легких пьес: Сарабанда с  вариациями, Куранта

Глинка М.Четыре  двухголосные  фуги: Фуга  ля  минор

Хрестоматия  педагогического  репертуара для фортепиано. Вып.2.

III-IV кл. ДМШ .Сост. и  ред. Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян:

Кирнбергер И. Шалун

Люлли Ж. Гавот  соль минор

Произведения крупной формы

Бетховен Л.Сонатина  Фа  мажор, ч.2

Вебер К.Сонатина До  мажор, ч.1

Гуммель  И.Сонатина До  мажор, ч.1; Вариации  на  тирольскую  тему

Диабелли А.Соч.151.Сонатина  Соль  мажор

Дюссек И.Сонатина  Соль  мажор

Клементи М.Соч.36. Сонатины: №3 До мажор, №4 Фа  мажор,№5 Соль  мажор

Кулау Ф.Соч.55,№1. Сонатина До  мажор

Лукомский Л.Две сонатины: Сонатина Ре мажор

Медынь Я.

Сонатина До  мажор

Рожавская  Ю.Сонатина

Библиотека  юного пианиста. Вып.3, 4.  Сост. В. Натансон – по выбору

Избранные  произведения  композиторов  XVII, XVIII, начала XIX веков. Вып.3. Под ред. Н. Кувшинникова:

Сонатины (БЮП). Сост. В. Натансон:Лиците П.Сонатина, ч.1

Майкапар С. Соч. 36.Сонатина, ч.1

Щуровский Ю. Украинская  сонатина

Юный пианист. Вып.2. Сост. и  ред . Л.Ройзмана и  В. Натансона:

Бах И.Х. Рондо  из  концерта  Соль  мажор (для  фортепиано  с  оркестром)

Ансамбли

Глинка М.

Вальс  из  оперы «Иван  Сусанин» (для  2-х  фортепиано  в 8  рук)

Кюи Ц.Соч.74. Десять пятиклавишных пьес  (по  выбору)

Островский  А.

Девчонки  и  мальчишки  (перелож. для фортепиано  в  4  руки

С. Стемпневского)

Брат  и сестра.  Вып.2, 3.  Сост. В. Натансон – по выбору

Избранные  ансамбли. Для  фортепиано  в  4  руки. Вып.2:

Прокофьев  С. Балет  «Золушка»:  Урок  танца  (гавот),

Отъезд  Золушки  на  бал  (вальс)

Римский-Корсаков  Н. Шествие  царя  Берендея  из  оперы «Снегурочка»

Избранные  ансамбли. Для  2-х  фортепиано  в  4 руки. Вып.4.

Сост. Г. Баранов, Т .Взорова:

Прокофьев  С. «Кошка»  из  симфонической  сказки  «Петя  и  Волк»

5 класс

Этюды

Беренс  Г.32 избранных  этюда  из  соч.61  и  88: №№4-9,12,16, ,

23,25,30

Бертини А.28 избранных  этюдов  из  соч.29  и 42: №№1,6,7,10,13,

Геллер С.25 мелодических  этюдов: №№6,7,8,11,14-

Кабалевский Д.

Соч.27.Избранные  пьесы: Этюды  Ля  мажор, Фа  мажор,

ля  минор

Лак Т.20 избранных  этюдов из соч.75 и   95: №№1,3,5,

Лешгорн А.Соч.66. Этюды: №№6,7,12,18,19,20

Черни  К.

Избранные  фортепианные  этюды, ч.2.Под  ред. Г.Гермера:№№9-12, 15-21, 24-32

Соч.337.40 ежедневных  упражнений (по  выбору)

Соч.718. 24  этюда  для  левой  руки:№№1, 2, 4, 6

Шитте Л.Соч.68. 25 этюдов: №№18, 19

Избранные  этюды  иностранных  композиторов для  фортепиано.

Вып.5 (по выбору)

Этюды IV-VII кл. ДМШ. Сост. В.Натансон (по  выбору)

Пьесы

Бах Ф.Э.Сольфеджио

Бетховен Л.Семь  народных  танцев  (по  выбору)

Бизе Ж.Колыбельная

Гедике  А.Соч.8.Десять  миниатюр: №6 ми  минор, №7  Соль  мажор

Глиэр Р.Соч.26. Шесть  пьес  (по  выбору)

Грибоедов А.Вальсы: Ми  мажор,

Григ Э.

Соч.12.  «Лирические пьесы»: Ариетта, Народный  напев, Листок  из  альбома

Соч.38. Лирические  пьесы:  Народная  песня, Странник

Гурилев  А.Прелюдии:  фа - диез минор, до-диез минор

Кабалевский  Д.Соч.27. Избранные  пьесы: Новелла, Драматический  фрагмент

Соч.61. Токката, Песня

Калинников  В.Грустная  песенка  соль минор, Русское  интермеццо

Куперен Ф.Мелодия

Майкапар С.

Соч.8. Маленькие  новеллетты: Романс, Итальянская  серенада, Токкатина

Мендельсон Ф.Соч.72. Шесть  детских  пьес: Ми- бемоль  мажор, Ре  мажор

Моцарт  В.Шесть  вальсов  (по выбору)

Прокофьев  С.Соч.65. Детская  музыка: Утро, Вечер, Вальс

Раков  Н.Акварели (24  пьесы  в разных  тональностях): Белая  лилия, Ласточка, Светлячки, Скерцино

Из  юных  дней: Бабочка, Веселая  забава, Рожь  колосистая

Свиридов  Г.

Альбом  пьес  для  детей: Зима, Дождик, Маленькая  токката

Сигмейстер Э.

Фортепианные пьесы  для  детей: Охота, Шотландский  народный  танец

Чайковский П.

Соч.39.Детский альбом: Утреннее  размышление, Нянина  сказка, Сладкая Шуберт Ф.Соч.50. Вальс Соль  мажор

Шуман Р.

Соч.68. Альбом для  юношества: Северная  песня, Песня  матросов

Хрестоматия педагогического  репертуара для фортепиано. Пьесы  зарубежных композиторов. V класс ДМШ.Сост и  ред.

В.Дельновой – по выбору

Гайдн И. Менуэт Ре  мажор

Полифонические произведения

Бах И.С.

Маленькие  прелюдии  и  фуги. Тетр .I: До мажор, Фа  мажор; Тетр. 2: Ре  мажор

Гендель  Г.

12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда

Избранные  произведения  для  фортепиано. Сост.  и  ред.

Кабалевский Д.Прелюдии  и фуги (по  выбору)

Майкапар С.Соч.8. Фугетта соль-диез  минор

Соч.37. Прелюдия  и  фугетта ля минор

Павлюченко С.Фугетта Ми-бемоль  мажор

Фрид Г.Инвенции: До мажор, фа  минор, ля  минор

Сборник  полифонических  пьес: ч.2. Сост.С.Ляховицкая:

Купревич В.Фуга  ми  минор

Лядов  А.  Соч.34.  Канон

Эйслер  Г.Соч.32,№4.  Чакона До  мажор

Произведения крупной формы

Вебер  К.Соч.3. Анданте с вариациями

Гендель Г.Соната До мажор (Фантазия)

Грациоли Г.Соната Соль мажор

Дварионас Б.Вариации Фа мажор

Дюссек И.Соч.20. Сонатина Ми-бемоль мажор

Клементи М.Соч.36. Сонатина  Ре  мажор, ч.1

Соч.37.Сонатины: Ми-бемоль Мажор, Ре мажор

Соч.38. Сонатины: Соль  мажор, ч.1, Си-бемоль  мажор

Лукомский  Л.Концерт  Ля  мажор, ч.1.

Вариации  фа  минор

Сонатины: Ля  мажор, До  мажор

Рейнеке  К.Соч.47.Сонатина  №2, ч.1

Рожавская Ю.

Рондо  (Сборник  педагогических  пьес  украинских  советских  композиторов)

Роули А.Маленький  концерт  Соль  мажор

Скултэ А.Сонатина  До  мажор

Шуман Р.Соч.118. Сонатина Соль мажор  для  юношества, ч. 3,4

Сонаты, сонатины, рондо, вариации. Вып.2. Сост.С. Ляховицкая:

Чимароза Д. Сонатины: ля  минор, Си-бемоль  мажор

6 класс.

Этюды

Беренс Г.

избранных  этюда из соч.61 и  6828 избранных  этюдов  из  соч.29

Лак Т.

20 избранных  этюдов из соч.75  и 95 (по  выбору)

Лешгорн А.Соч.66. Этюды: №31,15,17-19,23,25,28

Соч.136. Школа  беглости (по  выбору)

Черни К.Соч.337. 40 ежедневных упражнений (по выбору)

Шитте Л.Соч.68. 25 этюдов: №321,23,25

Избранные  этюды  иностранных  композиторов  для фортепиано

Вып.5 (по  выбору)

Сборник этюдов  и  технических  пьес  русских  и  советских  композиторов. Тетр. 3, 5 (по  выбору)

Пьесы

Амиров  Ф.12  миниатюр   для фортепиано: Токката

Гайдн И.Аллегро Ля  мажор

Гедике А.Альбом  фортепианных  пьес  (по  выбору)

Глинка М.Мазурки: до  минор, ля  минор

Глиэр Р.Соч.1. №1 Мазурка,Соч.16, №1. Прелюдия

Соч.31, №4. Грезы, №5. Народная песня, №6. Вальс

Соч.34, №1.  Маленькая  поэма, №21.  В  мечтах

Григ Э.

Соч.17:  №5. Танец  из  Йольстера, №6. Песня  невесты,

№16. «Я  знаю  маленькую  девочку»

Лядов А.Соч.26. Маленький  вальс

Пахульский  Г.Соч.23. №8 Скерцино

Прокофьев С.

Фортепианные  пьесы  для  юношества; Скерцо, Менуэт, Вальс

Раков  Н.

Новеллетты, Акварели

Свиридов Г.

Альбом пьес  для  детей: Марш  на  тему  Глинки, Музыкальный  момент, Грустная  песенка

Хачатурян А.

Детский  альбом: Музыкальная  картина, Подражание  народному

Соч.40: №2. Грустная  песня, №6. Песня  без  слов

Соч.54: №10. Колыбельная  песня  в  бурю, №16.

Шуман Р.

Соч.68. Альбом  для юношества: Незнакомец, Зима,  Воспоминание,

Отзвуки  театра

Произведения  французских  композиторов  XIX века. Под ред.

Н. Кувшинникова:

Гуно Ш. Гавот

Дюбуа Т. Скерцетто

Полифонические произведения

Бах И.С.

Маленькие  прелюдии  и  фуги: Трехголосная  фуга  №4 До мажор, Трехголосная фуга  №5  До  мажор, Прелюдия с  фугеттой  №60 ре  минор

Двухголосные  инвенции: №3 Ре  мажор, №5  Ми-бемоль   мажор,

Французские  сюиты: №3 си  минор - Аллеманда, Сарабанда, Менуэт;

№5  Ми-бемоль  мажор - Сарабанда, Ария, Менуэт

Избранные  произведения. Вып.1.Сост  и  ред. Л. Ройзмана: Прелюдия  ми  минор, Гавот в форме  рондо  соль   минор,

Ларго  ре минор (А. Вивальди), Фуга  Соль  мажор, Анданте  соль  минор, Скерцо  ре  минор, Жига  Ля мажор, Сюита  (Антрэ, Менуэт, Бурре, Жига), Сицилиана (перелож. для  фортепиано  Н. Немеровского)

Гендель Г.Сюита  Соль  мажор (польское  издание)

Кабалевский Д.Прелюдии  и  фуги (по  выбору)

Лядов  А.Соч.34.  №2. Канон  до  минор

Пахульский  Г,

Канон ля  минор  (Сборник  полифонических  пьес,ч.2. Сост. С.Ляховицкая)

Произведения крупной формы

Бетховен  Л.

Легкая  соната №2  фа  минор, ч.1

Сонатина Ми-бемоль мажор, ч.1

Бортнянский Д.Соната  До  мажор

Гайдн И.

Сонаты: №2  ми  минор,ч.2, №5 До  мажор; №7 Ре  мажор,ч.2,3; №12  Соль  мажор; №18  Ми мажор,ч.2,3; №21  Гесслер  И.

Соната  ля  минор

Гречанинов  Соч.110. Сонатина  Фа  мажор

Кабалевский  Д.

Соч.13. Сонатина  До мажор

Соч.40. Легкие  вариации:  №1 Ре  мажор, №2  ля  минор

Клементи  М.Соч. 26. Соната Ре мажор

Мегюль  Э.Соч.1. Соната  Ля  мажор, ч.1

Полунин Ю.Концертино  ля  минор

Раков  Н.Сонатина  №3  («Юношеская»)

Сейсс И.Рондо  Соль  мажор

Чимароза  Д.Сонаты: до  минор, Си-бемоль  мажор

Ансамбли

Глинка  М.Первоначальная  полька

Глиэр  Р.

Соч.61. Народная  песня, Песня  косарей (для  2-х  фортепиано  в  4 руки)

Григ Э.Сюита «Пер  Гюнт»: Утро, Смерть Озе, Танец  Анитры.

Дунаевский  И.

Увертюра  к  кинофильму «Дети  капитана  Гранта» (для  2-х  фортепиано  в 4  руки)

Кабалевский  Д.

Вальс, Гавот  (обр. для  2-х  фортепиано  в  4  руки  В.Пороцкого)

Прокофьев С.

Соч.75.  Сцены  и танцы  из  балета  «Ромео  и  Джульетта»

(для  фортепиано  в  4  руки)

Вальс  из  оперы «Война  и  мир» (для  2-х  фортепиано  в 8  рук)

Раков  Н.2 пьесы  (для фортепиано  в 4  руки)

Чайковский  П.

Вальс  из  балета  «Спящая  красавица»  (перелож. для  фортепиано  в 4руки  А.Зилоти)

Соч.73. Миниатюрный  марш (для  фортепиано  в 4  руки)

Избранные  ансамбли. Для  2-х фортепиано  в 4 руки. Вып.4  Сост.

Г.Баранова, Т. Взорова:

Бизе Ж. Менуэт  из  музыки  к  драме А. Доде  «Арлезианка»

Чайковский  П. Танец феи  Драже из  балета  «Щелкунчик»

Юный  пианист  Вып.3. Сост.  и  ред. Л.Ройзмана  и  В. Натансона:

Бизе  Ж. Волчок  (для  фортепиано  в  4 руки)

Разоренов  С. Негритянский  танец  (для фортепиано  в  4 руки)

7, 8, классы

Этюды

Беренс Г.Соч.61.Этюды.Тетр. 1-4 (по  выбору)

Бертини А.28  избранных  этюдов  из  соч. 29  и  32: №№25-28

Лешгорн А.Соч.66. Этюды: №№27, 29, 32

Мошелес М.Соч.70. Избранные  этюды: №№2, 3, 6, 10,

Пьесы

Бабаджанян  А.Прелюдия

Балакирев М.Полька

Бетховен Л.Соч.33. Багатели: Ми-бемоль мажор, Ля  мажор

Бородин А. Маленькая  сюита: Ноктюрн, В  монастыре, Грезы, Интремеццо

Гаврилин Н.«Ехал  Тит  по  дрова», Полька, Вальс,  Прелюдия, Токката

Гайдн И.Адажио

Глазунов А.Соч.3. ВальсСоч.25., Прелюдия №1

Соч.42. Пастораль №1,Соч.49. Гавот №3

Глинка М.Мелодический  вальс, , Андалузский  танец, Детская  полька

Глиэр Р.Соч.16. Прелюдия  до  минор  №1,Соч.19. Мелодия  №1

Дакен К.Кукушка

Дворжак  А.Соч.101.Юморекска  №7

Кабалевский Д.Соч.38. Прелюдии: №1 До  мажор, №2 до  минор, №6  Ре мажор, №8 фа-диез  минор

Караев К.Две  прелюдии

Кюи Ц.Соч.8. Три  пьесы: Ноктюрн,Соч.20..Кантабиле  №5

Лядов А.

Соч.10. Прелюдия Ре-бемоль  мажорСоч.11. Прелюдия  си  минор

Соч.15. №1. Мазурка  Ля  мажор,Соч.17.№2. Пастораль

Соч.52. №2. Балетная  пьеса

Мак-Доуэлл  Э.На  месте  старого  свидания

Соч.46. №2.  Вечное  движение

Мачавариани  А.Экспромт

Мусоргский М. Избранные пьесы:  В  деревне

Детское  скерцо

Полифонические произведения

Бах  И.С.

Маленькие  прелюдии  и  фуги: Прелюдия  с  фугеттой  №7

ми минор, Прелюдия  и фуга  №8 ля  минор

Гендель Г.

Фугетта Ре  мажор, Чакона  Фа  мажор, Сюита  Соль  мажор

Глинка М.Фуга  ля  минор

Кабалевский  Д.Соч.61. Прелюдии  и  фуги  (по  выбору)

Лядов А.Соч.34, №2. Канон  до  минор

Соч.41, №2. Фуга  ре  минор ( для  поступающих  в  училище)

Произведения крупной формы

Бортнянский Д.Соната  Фа  мажор, ч.1

Кабалевский  Д.Соч.13.Сонатина  №2 соль минор

Соната №3  Фа  мажор, ч. 2, 3

Клементи М.Соч.1. Соната  Ми-бемоль  мажор

Соч.26.Соната  фа-диез  минор

Сонаты: №5 Соль  мажор, ч.1; №7  До  мажор, ч.1;Ре  мажор, ч.1; №12 Фа мажор, ч.1; №13  Си-бемоль  мажор,

ч.1; №16 Си-бемоль  мажор, ч.1.

Раков  Н.Вариации  на  тему  белорусской  народной  песни  ля минор

Лирическая  сонатина  №4  ля минор

Скарлатти  Д.

  1. сонат: №32 До  мажор, №33  Ре  мажор ,Сонатина  До  мажор

6.Требования к условиям реализации программы.

Минимальное материально-техническое обеспечение

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета
(класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений.

Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано.

Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон.

Методическое обеспечение учебного процесса

Рекомендуемые учебные издания - сборники гамм, упражнений, этюдов. Художественный материал по программе. Использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей

Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия,  поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.

7.Список рекомендуемой литературы для педагога.

Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978.

Айзенштадт С.А. «Детский  альбом» П. И. Чайковского. - М.;Классика. 2003.

Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974 .

Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. Советский композитор,1979.

Болино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974.

Браудо И. А. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» - Музыка,1979.

Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика,2005.

Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21,2004.

«Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997.

Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.

Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961.

Голубовская Н. «Искусство педализации». Л., 1974 .

Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979.

Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005.

Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М: Музыка,1971.

Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967.

Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001.

Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1967.

Николаев А.Очерки  по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980.

Носина В. «Символика музыки Баха».

Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка,1992.

Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI.  М., 2002.

Тимакин Е. «Воспитание пианиста».  М., 1984.

Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987.

Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001 .

Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта».  М., 1958.

Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика,2002.

Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.;Классика, 2002.

Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». – М. Классика, 2002.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

Финкельштейн Э.И.  Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

Юдовина – Гольперина Т. «За роялем без слез, или я – детский                  педагог». – СПб. Союз художников, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» (заочное отделение, специальности 08.02.09, 15.02.08, 15.02.01)

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» по специальностям 08.02.09 « Монтаж ,наладка и  эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», 15.02.08 «Технол...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Хоровое пение»

Рабочая программапо курсувнеурочной деятельностиобщекультурной направленности «Хоровое пение»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 ИСТОРИЯ Тувы общеобразовательного цикла программ подготовки специалистов среднего звена по профессиям: 29.01.07 «Портной»

Учебная дисциплина «История Тувы» входит в список дисциплин вариативной части.Программа учебной дисциплины Б1.В.О2 История Тувы устанавливает минимальные требования к результатам обучения ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура" заочное отделение

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура". Дисциплина входит в ОГСЭ цикл по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям). Форма обучения заочная. Срок реализации: 2 г. 10 ...

Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, мастерская хорового пения "Звонкие голоса" для 5х классов.

      Воспитание духовности является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Искусство как духовный путь развития человека является необходимой частью жизни....

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...