ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ДМШ и ДШИ по предмету «Ударные инструменты" (Срок реализации 5-7 лет)
рабочая программа по музыке на тему
Данная программа составлена на основе программы, утвержденной министерством культуры СССР в 1988 году (составитель - преподаватель ДМШ Ю.И.Кузьмин), так же действующих учебных планов, утвержденных приказом Министерства культуры от 28.05.87 г. № 242.
В пояснительная записке обозначена новизна представляемой программы , оптимальные сроки обучения игры на ксилофоне, малом барабане и ударной установке.
В программе предлагаются различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений, что даёт возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.
Годовые требования по классам, педагогический репертуар и рекомендуемые учебные пособия и сборники.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ ДОД «Пироговская СДШИ»
Мытищинского муниципального района Московской области
Принято педагогичским советом Утверждаю
Протокол № 1 Директор МБОУ ДОД
От 30 августа 2012 г. «Пироговская СДШИ»
_____________/Г. Е. Нечипоренко/
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Ударные инструменты»
Отделение: эстрадно-духовое
Возраст детей: от 6-7 лет
Срок реализации: 5 лет, 7 лет
Составитель: преподаватель Кулиев А. Э.
п. Пироговский
2012 г.
Пояснительная записка
Занятия на ударных инструментах в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств во многих регионах России проводятся по устаревшим программам, утвержденным Министерством культуры СССР еще в 80-х годах прошлого столетия или на основе местных (региональных) авторских программ.
На сегодняшний день единой программы обучения на ударных инструментах нет ни в Москве, ни в Московской области. Данная программа составлена на основе программы, утвержденной министерством культуры СССР в 1988 году (составитель - преподаватель ДМШ Ю.И.Кузьмин), так же действующих учебных планов, утвержденных приказом Министерства культуры от 28.05.87 г. № 242.
На современном этапе развития исполнительского искусства профессиональное обучение на ударных инструментах становится более актуальным и востребованным. Практически во всех музыкальных коллективах (профессиональных и самодеятельных) активно используется ударная установка, ксилофон, колокольчики, многочисленная перкуссия, вибрафон, маримба. В современном симфоническом оркестре группу ударных инструментов называют не иначе как «Оркестр в оркестре».
Исполнители на ударных инструментах все чаще выступают в сольных концертах. Популярность и интерес к ансамблям ударных инструментов возрастает. Среди подростков и студентов становится модным и престижным умение играть на ударных инструментах, в особенности на ударной установке.
Современные конкурсные требования к молодым исполнителям на ударных инструментах и требования при поступлении в средние учебные музыкальные заведения по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия неизмеримо возросли.
Существенно изменилась методика обучения на малом барабане. Расширился репертуар специально написанных произведений (как соло, так и в сопровождении фортепиано). Благодаря сети Интернет библиотека всевозможных школ для различных ударных инструментов, стала более доступной. Сейчас в интернете можно найти любой учебный и концертный материал. Мультимедийные средства позволяют вести обучение визуально, используя видеоматериалы выдающихся зарубежных и отечественных барабанщиков.
Так же существенно изменился подход и принцип обучения постановки рук. Современный исполнитель на ударных инструментах – это, в основном, универсальный музыкант, играющий на многих инструментах, а значит и постановка рук должна быть универсальной, свободной и должна качественно улучшать звукоизвлечение и технику игры на ударных инструментах.
Новизна представляемой программы заключается в том, что в ней были максимально учтены все современные требования к исполнителю на ударных инструментах, предусмотрено так же обучение на большой ударной установке.
Так в программе обучения на малом барабане помимо упражнений и этюдов обязательным условием является исполнение пьес для малого барабана соло или в сопровождении фортепиано. А методика исполнения основных элементов техники: дробь, двойка, форшлаги помогает юному исполнителю четко различать эстрадно-джазовую (роковую) манеру исполнения этих элементов от классической.
Оптимальные сроки обучения игры на ксилофоне и малом барабане (классическая школа) 5-7 лет. При этом возраст учащихся может начинаться с 6 лет. Для поступающих в музыкальную школу после 10 лет программа предусматривает полный пятилетний курс обучения на ударной установке.
В силу активной акселерации в современном мире качественно возрос уровень исполняемого репертуара в начальных классах музыкальных учебных заведений.
Детская музыкальная школа является основой профессионального воспитания исполнителей на ударных инструментах в трехуровневой системе музыкального образования. За время обучения в детской музыкальной школе учащийся должен овладеть определенным набором музыкально-исполнительских навыков, основами ансамблевого музицирования и чтения нот с листа, научиться самостоятельно работать над музыкальным произведением, уметь импровизировать в определенной манере, стилях и со вкусом использовать тембровое многообразие ударных инструментов. И , на конец, важной целью образовательного процесса в классе ударных инструментов является формирование и развитие художественного вкуса учащегося.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе ударных инструментов является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.
Обучение учащихся игре на ударных инструментах требует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки.
Правильная осанка тела, а также правильная постановка кистевого аппарата, гибкость пальцев и работа предплечья являются одним из необходимых условий успешного обучения. Первые уроки должны быть посвящены освоению приемов правильной постановки рук, способа извлечения звука, изучению аппликатуры и умению правильно держать палочки. В течение первых лет обучения, когда у подрастающих учеников анатомически формируется костно-мышечная и опорно-двигательная система, необходимо обращать внимание учащихся на правила рациональной постановки.
Постоянное внимание следует уделять также развитию внутреннего чувства ритма и темповых изменений. Для этого надо постоянно практиковать работу с метрономом и развевать темповый самоконтроль.
Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером (на ударной установке работа с фонограммами). Исполнение учеником произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Играя на ударной установке под фонограмму, учащейся наглядно знакомится и изучает разнообразие современных стилей и манеру исполнения в данном музыкальном направлении. Исполнение с аккомпанементом (фонограммой) укрепляет и совершенствует ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.
В программе по классу ударных инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамблей для ударных инструментов. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе или современной группе.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи-с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.
В программе предлагаются различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений для исполнения на академических концертах в течение учебного года, а так же экзаменах. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.
Дополнительные сведения о формах и методах работы с учащимися в классах ударных инструментов педагоги могут получить в специальной методической литературе (смотрите список рекомендуемой литературы и учебных пособий в конце программы).
Ударные инструменты
ПРОГРАММА
Для детских школ искусств и детских музыкальных школ
Первый класс
Годовые требования
В течение года педагог должен проработать с учеником:
На ксилофоне:
-устройство инструмент а и правила обращения с ним; постановку рук,
- упражнения одиночными ударами (по одной пластине) в одном темпе, правильное и четкое симметричное движение рук, строго по центру клавиши (пластины), своевременное поочередное поднятие кистей и предплечья в момент удара, все упражнения играть двумя способами: кистями и с предплечьем;
- мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях с 1-м знаком четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе в 2 октавы;
-упражнения в гаммах; по два, три и четыре удара на каждую ступень гаммы;
-простейшие упражнения и приемы развития исполнения тремоло;
-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)
-одну пьесу на колокольчиках (как ознакомления)
На малом барабане:
-устройство инструмента и правила обращения с ним;
-постановку рук; упражнения на глухом барабане или practice pad (тренажер): одиночные удары правой и левой рукой, кистевой удар, кистевой с пальцами и удар с помощью предплечья (плеточка), упражнение по два, три и четыре удара попеременно каждой рукой в умеренном темпе, упражнения на развитие техники кистей, постепенное ускорение и замедление, кратное увеличение темпа одиночных ударов;
-первый вид парадидла- [R L R R L R L L] в умеренном темпе;
- соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые) в размерах: 2/4, 3/4, 4/4 ( с акцентом на сильной доле такта);
- в сборниках под редакцией В. Штеймана и Т. Егоровой, Г. Бутова или С. Ветрова упражнения для малого барабана (первые разделы - на четверти, восьмые и шестнадцатые);
-одна - две пьесы на малом барабане.
Технический зачет и академический концерт
по итогам первого полугодия обучения*
Ксилофон:
Гамма соль мажор (фа мажор) и арпеджио трезвучия в прямом движении (две октавы)
Русская народная песня «Заинька»
Б. Барток «Пьеса»
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 1
Белорусская полька «Янка»
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гамма соль мажор (ми минор гармонический) и арпеджио трезвучия в прямом движении и в обращении (две октавы)
Д. Кабалевский «Клоуны»
М.Глинка «Андалузский танец»
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 3
Х. Вольфрат «Маленький барабанщик»
*При обучении игре на ударных инструментах программы не всегда совпадают по годам обучения. Поэтому в зависимости от музыкальных способностей, физических данных и других индивидуальных качеств ученика (например, нет возможности заниматься в полном объеме в домашних условиях), педагог может свободно варьировать материал, подбирая конкретному ученику музыкальный и тренировочный материал, необходимый ему на данной стадии обучения. Поэтому требования к зачетам, академическим концертам и переводным экзаменам здесь и далее примерные и могут варьироваться.
Технический зачет и академический концерт
по итогам второго полугодия обучения
Ксилофон:
Гамма ре минор (ми минор) гармоническая и арпеджио трезвучия в прямом движении (две октавы)
М. Глинка «Андалузский танец»
Й. Гайдн «Анданте»
Г. Бутов «Грустная песенка»
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 3
Х. Вольфрат «Маленький барабанщик»
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гамма ре минор гармоническая (фа мажор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и в обращении (две октавы)
Р.Шуман «Смелый наездник »
К.М.фон Вебер «Хор охотников» из оперы «Вольный стрелок»
П.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» (колокольчики)
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 5
И.Иордан «Охота за бабочкой»
Второй класс
Годовые требования
В течение года педагог должен проработать с учеником:
На ксилофоне:
- мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в тональностях до 2-х знаков четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе (2 октавы);
-упражнения в гаммах; по два, три и четыре удара на каждую ступень гаммы;
- приемы исполнения тремоло и различные упражнения для его развития;
-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)
-одну пьесу на колокольчиках (как ознакомление)
На малом барабане:
- упражнения на глухом барабане или тренажере - одиночные удары правой и левой рукой, кистевой удар, кистевой с пальцами и удар с помощью предплечья («плеточка»); упражнение по два, три и четыре удара попеременно каждой рукой в умеренном темпе, а затем увеличивая темп (под метроном);
-второй вид парадидла- [R R L R L L R L] в умеренном темпе и далее ускоряя;
-упражнения на 4/4-первый такт четверти (попеременной левой и правой рукой), второй такт- восьмые в ровном, третий такт – шестнадцатые, в умеренном темпе, с ускорением и замедлением;
-дальнейшее развитие исполнения с длительностями нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые) в размерах: 2/4, 3/4, 4/4 (ala breve) в подвижном темпе;
- нота с точкой (пунктирный ритм, по возможности триоли восьмыми нотами в простейшем виде);
- К. Купинский с 1-5 этюд в указанном автором темпе, 6,7,8,9 и 10 этюды
- в сборниках под редакцией Штеймана и Егорова, Г. Бутова или Ветрова упражнения для малого барабана (разделы – пунктирный ритм, трехдольные размеры, синкопа);
- для более способных учеников знакомство с техникой up-down (второй удар в двойке с помощью пальцев, т.е. на один замах два удара), а так же с рикошетной дробью - двойка на отскоке.
-одна - две пьесы на малом барабане.
Технический зачет и академический концерт
по итогам первого полугодия обучения
Ксилофон:
Гамма ре мажор (си-бемоль мажор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)
Д. Кабалевский «Клоуны»
Ф. Госсек «Гавот»
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 7
И.Иордан «Охота за бабочкой»
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гамма ре мажор (си минор гармонический и мелодический) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)
Л.Бетховен Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
А.Дворжак «Танец»
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 10
Х. Мане «Пес и кот»
Технический зачет и академический концерт
по итогам второго полугодия обучения
Ксилофон:
Гамма соль минор (си-минор) гармоническая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)
Р.Шуман «Смелый наездник »
А.Дворжак «Танец»
П.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» (колокольчики)
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 10
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гамма соль минор (си-бемоль мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)
Д. Кабалевский Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»
Ф.Шуберт «Музыкальный момент»
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 15
А. Глазунов «Раймонда»
Третий класс
Годовые требования
В течение года педагог должен проработать с учеником:
На ксилофоне:
- мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, в тональностях до 3-х знаков включительно; приемы исполнения тремоло;
-2-3 этюда или упражнений
-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)
-одну пьесу на колокольчиках (как ознакомление)
На малом барабане:
- упражнения на глухом барабане или тренажере - одиночные удары по два, три, четыре, пять и шесть ударов попеременно каждой рукой, максимально увеличивая темп (можно под метроном); знакомство с ритмическими группами - квартоль, квинтоль и секстоль;
- освоение техники игры только пальцами (техника исполнения тремоло на литаврах), одиночные удары по шесть, девять и двенадцать ударов, тремоло одиночными ударами.*
-упражнения на координацию движений рук: третий и четвертый вид парадидла:
[R L L R L R R L] и [R L R L L R L R]
-знакомство с техникой up-down** (второй удар в двойке с помощью пальцев, т.е. на один замах два удара) четвертый вид парадидла [R L R L L R L R] может помочь освоить эту технику;
-в медленном темпе двойки с акцентом на второй удар; эти «сложные двойки» постепенно ускорять и замедлять.
-простейшие виды исполнения «рикошетной» дроби (отдельно левой и правой отдробки, дробь восьмая нота - удар, дробь четвертная нота - удар)
-триоли восьмыми и шестнадцатыми нотами в размерах 2/4,3/4,4/4; примеры сочетания триолей с дуолями;
- в сборниках под редакцией В. Штеймана и Т. Егоровой, Г.Бутова или С.Ветрова упражнения для малого барабана (разделы – пунктирный ритм, трехдольные размеры, синкопа);
-форшлаг из одной и двух нот (двойной форшлаг одиночными ударами- RL R и LR L, а так же RR L и LL R), для более способных учеников – тройные форшлаги; в сборнике Г. Бутова раздел - форшлаги
- для более способных учеников упражнения на роллы (up-down)
- две пьесы на малом барабане.
* надо отметить, что, играя только пальцами, необходимо развернуть кисть, что нежелательно при исполнении тремоло на ксилофоне. Такой вид техники эффективен на малом барабане, ударной установке, а так же на литаврах. При исполнении тремоло на ксилофоне, для полной свободы необходимо приучать учащегося играть кистью, максимально помогая третьим, четвертым и пятым пальцами.
** техникой up-down исполняют двойки (роллы) - при подъеме кисти исполняется второй удар в двойке с помощью пальцев, т.е. на один замах два удара. Четвертый вид парадидла
[R L R L L R L R], американские этюды Charger Cappio, F.Albright и т.д., то есть, где есть точно обозначенное количество ударов в дроби, так же играют такой техникой. «Ролловая дробь» широко используются в американских этюдах, пьесах, маршах, при игре на ударной установке.
Технический зачет и академический концерт
по итогам первого полугодия обучения
Ксилофон:
Гамма ми-бемоль мажор (до минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)
М. Балакирев «Полька»
Л. Бетховен Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 34
Х. Мане «Маленькая серая кошечка»
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гамма ми-бемоль мажор (до минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)
Д. Кабалевский Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»
В. Моцарт «Рондо» С-dur
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 41
А. Глазунов «Град»
Технический зачет и академический концерт
по итогам второго полугодия обучения
Ксилофон:
Гамма фа-диез минор (ля мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)
М. Мусорсгский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Д. Кабалевский Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»
А. Лядов «Музыкальная табакерка» (колокольчики)
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 41
А. Глазунов «Град»
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гамма фа-диез минор (ля мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)
Ж.Бизе увертюра к опере «Кармен»
Ж.Ф.Рамо «Тамбурин»
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 45
В. Гайков «Погоня»
Четвертый класс
Годовые требования
В течение года педагог должен проработать с учеником:
На ксилофоне:
- мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, в тональностях до 4-х знаков включительно; доминантсептаккорд и вводный септаккорд;
-приемы исполнения тремоло;
- гамма терциями и октавами
-2-3 этюда или упражнений
-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)
-одно произведение крупной формы.
На малом барабане:
Продолжение занятий над следующими упражнениями:
- упражнения на глухом барабане или тренажере - одиночные удары по два, три, четыре, пять, шесть, семь и восемь ударов попеременно каждой рукой, максимально увеличивая темп (можно под метроном); септоль и тридцать вторые; тремоло одиночными ударами.
- освоение техники игры только пальцами (техника исполнения тремоло на литаврах), одиночные удары по шесть, девять и двенадцать ударов, тремоло одиночными ударами.
-упражнения на роллы (up-down): «двойки» с ускорением, переходом на ролловую дробь и возращением в первоначальный темп;
-упражнения на рикошетную дробь: «двойки» с отскоком максимальное ускорение, переход до дроби и назад в первоначальный темп; отдробы правой, потом левой четвертями, затем, в разных темпах и в различных динамических нюансах;
-трехдольные и сложные размеры
-форшлаг из трех нот (аппликатура - RLR L и LRL R, а так же RRL R и LLR L), для более способных учеников – форшлаги из четырех нот, по той же схеме аппликатуры; (см. в Нотной папке ударника Г. Бутова раздел – форшлаги, дробь);
-развитее навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий, освоение приемов игры на оркестровых ударных инструментах (тарелки, большой барабан, бубен, тарелки, кастаньеты ит.д.)
-4-6 этюдов (см. в сборниках К. Купинского, , Г. Бутова, С. Ветрова, В. Штеймана, а также В. Снегирева-этюд №1, Осадчук –этюд №1, F. Albright - этюд №1)
- две пьесы на малом барабане.
Технический зачет и академический концерт
по итогам первого полугодия обучения
Ксилофон:
Гамма ля-бемоль мажор (фа минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями
Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»
М.Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 43
Х. Мане «Пес и кот»
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гамма ля-бемоль мажор (фа минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями
Д. Шостакович Танец из балета «Болт»
Ж. Бизе Менуэт из музыки к драме «Арлезианка»
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 64
Д. Палиев Этюд № 2 ( с ф-но)
Технический зачет и академический концерт
по итогам второго полугодия обучения
Ксилофон:
Гамма ми-мажор (до диез-минор), гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;
В. Моцарт Рондо C- dur (ред. Г. Бутова)
А.Рубинштейн «Мелодия» (ред. Е.Тверской)
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 55
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гамма ми-мажор (до диез-минор) гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;
Будашкин Концерт для домры с оркестром (1 часть)
А.Рубинштейн Вальс-каприс
Малый барабан:
К.Купинский Этюд № 67
Р. Анико, С. Боде, Ф. Пассероне «Маленькие пьесы»-1 часть
Пятый класс
Годовые требования
В течение года педагог должен проработать с учеником:
На ксилофоне:
- мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, в тональностях до четырех знаков включительно; доминантсептаккорд и вводный септаккорд; гамму терциями и октавами;
- гамма терциями и октавами
- беглость исполнения и совершенствование приемов исполнения тремоло;
-2-3 этюда или упражнений
-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле)
-одно произведение крупной формы
для более способных учеников и поступающих
в средние специальные учебные заведения
-ознакомление с такими инструментами как виброфон и маримба
На малом барабане:
- продолжение работы над совершенствованием исполнения трех видов дроби(одиночная, ролловая («двойками») и рикошетная);
- сложные размеры
-форшлаг из четырех нот
(аппликатура - LRLR L и RLRL R, а так же RRLL R и LLRR L), (см. в Нотной папке ударника Г. Бутова раздел – форшлаги, дробь)
-развитее навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий, знакомство с латино - американской перкуссией, особенности игры и манеры этно – музыки (бонги, конги, маракасы, гуиро, чокало, кабаса, ковбелл и т.д.)
- для более способных учеников изучение латино и афро-американских ритмов на ударной установке;
-4-6 этюдов (см. в сборниках К.Купинского, В.Снегирева –этюд №2, Осадчука-этюд№2, Г. Бутова,С. Ветрова, В.Штемана, этюды №2 - F. Albright)
- две пьесы на малом барабане.
Технический зачет и академический концерт
по итогам первого полугодия обучения
Ксилофон:
Гамма си мажор (соль – диез минор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;
И.Бах Скрипичный концерт № 1 (1 часть)
Дж.Россини Неаполитанская тарантелла
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 78
Д. Палиев-этюд №2 с ф-но
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гамма си мажор (соль – диез минор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;
Лысенко Н. Украинский танец, переложение для ксилофона и фортепиано В.Иванов или А. Бацини «Рондо гномов» как максимум, альтернатива - П.Сарасате «Цыганские напевы»
П. Чайковский «Русский танец» (ред. К. Купинского)
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 85
Гайков «Погоня»
Технический зачет и академический концерт
по итогам второго полугодия обучения
Ксилофон:
Гамма ля-бемоль мажор (фа-минор гармонический и мелодический), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и с обращениями (две октавы);
А. Вивавльди Скрипичный концерт ля - минор(1 часть)
И.Брамс Венгерский танец №5
Малый барабан:
К. Купинский Этюд № 85
К. Барлетт «Чай без сахара»
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гамма ля-бемоль мажор (фа-минор гармонический и мелодический), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и с обращениями (две октавы);
Ф. Зуппе Увертюра к оперетте «Поэт и крестьянка»
А.Рубинштейн Вальс-каприс
Малый барабан:
F. Albright-этюд № 3
Митчел Питерс Этюд № 1
Экзаменационные требования и примерные экзаменационные программы
для учащихся, заканчивающих музыкальную школу по учебному плану
сроком обучения 5 лет
Ксилофон:
-Одна гамма мажорная и минорная (гармоническая и мелодическая), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и в обращении, в две октавы в тональностях до 4-х знаков (по выбору комиссии).
-Одно произведение крупной формы и одно - малой.
Для учеников, готовящихся к поступлению среднее специальное учебное заведение:
- все мажорные и минорные гаммы, в терцию и октаву;
- крупная форма и два разнохарактерных произведения (по выбору комиссии);
Малый барабан:
-один этюд К.Купинского
-пьеса (с ф-но или соло)
- дробь: рикошетная в различных динамических оттенках;
ролловая - «двойки» с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу.
-форшлаги: из одной, двух, трех и четырех нот (различной аппликатурой)
-отрывок из оркестровой партии ( можно в сопровождении фортепиано)
Примерные экзаменационные программы
На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:
На ксилофоне:
- одна гамма мажорная и минорная (гармоническая и мелодическая), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и в обращении, в две октавы до 4-х знаков(по выбору комиссии). Для более способных учеников и поступающих в музыкальное училище- все гаммы по установленной схеме плюс в терцию и октаву (по выбору комиссии).
- И. Бах Концерт ля минор для скрипки и фортепиано (ч.1)
- П. Чайковский «Русский танец» (ред. К. Купинского)
На малом барабане:
-К. Купинский Этюд № 62
-В. Гайков «Погоня»
- Оркестровые трудности для малого барабана, например: М.Равель «Болеро» или Д.Шостакович 7 симфония (при наличии нотного материала)
Для более способных учеников и поступающих
в среднии спецальные учебные заведения
На ксилофоне:
-все гаммы по установленной схеме плюс в терцию и октаву (по выбору комиссии);
-А. Бацини «Рондо гномов»
-П.Чайковский «Русский танец»
На малом барабане:
-рикошетная дробь и форшлаги в разных динамических оттенках
- этюд К. Купинского (по выбору комиссии )
-Д. Палиев Этюд №4 (в сопровождении фортепиано)
-Оркестровые трудности для малого барабана.
Шестой класс
Годовые требования
В течение года педагог должен проработать с учеником:
На ксилофоне:
- все мажорные гаммы, арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, доминантсептаккорд; гамму терциями и октавами;
- беглость исполнения и совершенствование приемов исполнения тремоло;
-3-4 этюда или упражнений
-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле)
-одно произведение крупной формы
-ознакомление с техникой игры четырьмя палочками. Как вариант могут быть предложены два вида постановки: классической (через один палец) и через два пальца.
-ознакомление с такими инструментами как маримба и виброфон*
* Если в классе нет таких инструментов, то постановку рук для игры четырьмя палочками можно изучать на ксилофоне в три с половинной октавы и простейшие партии, к примеру, из балета «Кармен-сюита» Р.Щедрина, всегда можно пройти как ознакомление.
На малом барабане:
- продолжение работы над совершенствованием исполнения трех видов дроби (одиночная, ролловая («двойками») и рикошетная);
- форшлаги с различной аппликатурой
- сложные размеры
-все этюды по школе К.Купинского, В.Сковера
-продолжение развития навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий, знакомство с латино - американской перкуссией, особенности игры и манеры этно-музыки (бонги, конги, маракасы, гуиро, чоколо, кабаса, ковбелл и т.д.)
- для более способных учеников, как ознакомление, изучение ритмов на ударной установке в стиле хип-хоп и фанк;
-4-6 этюдов (первые пять - В. Снегирева и первых пять этюдов F. Albright или других этюдов на роллы и большие триоли)
- две пьесы на малом барабане
-одна пьеса на ударной установке под фонограмму
Технический зачет и академический концерт
по итогам первого полугодия обучения
Ксилофон:
Гамма (мажор –минор на выбор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), доминантсептакорд в прямом движении и с обращениями; гамму терциями и октавами
В.Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Н. Минх Парафраз на темы И.Дунаевского
Малый барабан:
В.Снегирев Этюд № 4
Д. Палиев Этюд № 6 (с ф-но)
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
-Гамма (мажор – минор на выбор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), доминантсептакорд в прямом движении и с обращениями; гамму терциями и октавами; гамму терциями и октавами;
-Паул Крестон Концертино для маримбы с оркестром - 1 часть, (можно на ксилофоне 3 ½ октавы)
-Ф.Шопен Вальс ми-бемоль мажор (ред. К. Купинского)
Малый барабан:
-Митчелл Питерс Этюд №2
Технический зачет и академический концерт
по итогам второго полугодия обучения
Ксилофон:
Гаммы минорная (на выбор) гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), уменьшенный вводный в прямом движении и с обращениями;
Н. Голещанов «Скерцо»
Н. Римский – Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»
Малый барабан:
В.Снегирев Этюд №5
Для наиболее способных учеников
Ксилофон:
Гаммы (мажор-минор на выбор) гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), уменьшенный вводный в прямом движении и с обращениями; гамма терциями и октавами;
Ф.Лист Рапсодия №13 (ред.В.Снегирева)
П.Чайковский Вальс-скерцо (ред. В. Штеймана и А. Жака)
Малый барабан:
Г.Бутов Пять пьес (из музыки к спектаклю «Волшебник Изумрудного города»)
J. Cappio «Обойма
Седьмой класс (выпускной)
Годовые требования
В течение года педагог должен проработать с учеником:
На ксилофоне:
- все минорный гаммы (мелодические и гармонические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, уменьшенный вводный септаккорд; гамму терциями и октавами;
-подготовка к выпускным экзаменам (подготовка к вступительным экзаменам в средние специальные музыкальные учебные заведения)
-одно произведение крупной формы
-две разнохарактерных пьесы
-одна пьеса на маримбе или одна на виброфоне или колокольчиках
-продолжение работы над техникой игры четырьмя палочками по двум постановкам - классической и американской
На малом барабане:
- продолжение работы над совершенствованием исполнения трех видов дроби (одиночная, ролловая («двойками») и рикошетная);
- форшлаги с различной аппликатурой
- сложные размеры (Этюды Ахунова)
-все этюды по школе К.Купинского и В.Снегирев Этюды №№ 11- 21
-продолжение развития навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий,
- манеры и особенности свинга
- одна пьеса на малом барабане
- один отрывок из оркестровых партий
-простая композиция по фонограмму или соло на ударной установке.
Экзаменационные требования и примерные экзаменационные программы
для учащихся, заканчивающих музыкальную школу по учебному плану
сроком обучения 7 лет
Ксилофон:
-Одна мажорная или минорная (гармоническая и мелодическая), гаммы по выбору комиссии (в две октавы), доминантсептаккорд, вводный септаккорд, терциями, октавами.
-Одно произведение крупной формы и одно малой формы
-Одно на вибрафоне или колокольчиках или маримбе
Малый барабан:
-Дробь в нюансах, форшлаги.
-Этюд К. Купинского по выбору комиссии.
-Пьеса (в сопровождении с фортепиано) или - соло.
-Авторское соло на ударной установке или композиция под фонограмму.
-Отрывок из оркестровой партии.
Примерные экзаменационные программы
Ксилофон:
-В.Моцарт Рондо соль мажор (ред. В. Штеймана) или
Г. Рзаев Концертино для ксилофона с оркестром
-Д.Шостакович Полька из балета «Золотой век» (ред.В.Снегирева)
Малый барабан:
- Этюд К. Купинского (по выбору комиссии)
- Д. Палиев Этюд №10
- Dave Weckle - 1993г. «Ultimate play-along», на выбор (ударная установка с фонограммой - минус) или авторское соло
Оркестровые трудности
-А.Глазунов «Раймонда» сюита из балета (малый барабан)
Для более способных учеников и поступающих в средние специальные учебные заведения:
Ксилофон:
-П.Сарасате «Интродукция и тарантелла»
Г.Черненко Этюд-каприс «Русский винегрет»
Малый барабан:
- Этюд К. Купинского (по выбору комиссии)
- Pratt S. «Licorice and Molasses» - (из сборника пьесы для малого барабана)
или Г.Бутов «В ожидании поезда»- малый барабан в сопровождении фортепиано
-З. Финк «Время молодых» - ударная установка соло или авторское соло
Оркестровые трудности.
-Р. Щедрин «Кармен-сюита» (партии малого барабана, ксилофона, маримбы, виброфона)
- С. Прокофьев 4 концерт для фортепиано с оркестром (партия колокольчиков)
Рекомендуемые учебные пособия и
сборники педагогического репертуара
Ксилофон (колокольчики, виброфон и маримба):
Акколаи Ж. Концерт №1 ля минор для скрипки и фортепиано
Андерсон А. «Пустячок»
Бацини А. «Рондо гномов»
Бах И.С. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано, ч I
Бах И.С.Ария, Менуэт, Буре (переложение для виброфона)
Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром, исполнительская редакция В.Чунина
Бутов Г. Этюды для маримбы (ксилофона) - New York, 2009
Венявский Г. Каприс ля минор
Вивальди А. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано, ч I
Вивальди А. Концерт соль мажор для скрипки и фортепиано, ч I, II иIII
Вивальди А. Шторм из сюиты «Времена года»
Виртуозные пьесы для ксилофона и фортепиано /обработка В.Снегирева - М,1974
Виртуозные пьесы для ксилофона и фортепиано, выпуск 2
обработка В.Снегирева - М,1974
Гайдн И. Дивертисмент ре мажор (переложение для виброфона)
Голденберг Морис Современная школа для ксилофона, маримбы и виброфона
Голещанов Н. Скерцо для ксилофона и фортепиано-Музыка,1971
Goldenberg Morris «Modern school for xylophone, marimba, vibraphone»-New York,1950
Доминчен К. Скерцо, переложение для ксилофона и фортепиано В.Иванов-М,1964
Живкович Н. Пьесы для маримбы-соло,1992г.
Крестон П. (Paul Creston) Концертино для маримбы с оркестром
Косенок В. Скерцино, перелож. для ксилофона и фортепиано В.Иванов-М,1964
Лысенко Н. Украинский танец, переложение для ксилофона и фортепиано В.Иванов-М,1964
Минх Н. Парафраз на темы И.Дунаевского-М, 1966
Моцарт Рондо соль мажор (ред. В.Штеймана)
Оркестровые трудности для колокольчиков /сост. В. Штейман – М,1958
Прокофьев С. «Скерцо»
Пьесы для ксилофона и фортепиано / сост. В.Снегирев-М,1969
Пьесы для ксилофона и фортепиано / сост. В.Снегирев-М,1982
Пьесы для ксилофона и фортепиано / сост. С.Макаров-М,2002
Пьесы: переложение для ксилофона м фортепиано К.Купинский-М,1987
Пьесы советских композиторов для ксилофона и фортепиано /сост.В.Штейман-М.1968
Пьесы русских композиторов: перелож. для ксилофона и фортепиано В.Штейман и
А.Жак-М,1964
Пьесы русских композиторов,5 класс для скрипки и фортепиано-М 1974
Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано/сост.Е.Баранкина-М,1970
Рзаев Г. Концертино для ксилофона с оркестром
Сарасате П. «Интродукция и тарантелла»
Сарасате П. «Цыганские напевы»
Сборник пьес для ксилофона и фортепиано, Тетр.1 /сот. В.Штейман ,А.Жак-М,1953
Сборник пьес для ксилофона и фортепиано, Тетр2 /сот. В.Штейман ,А.Жак-М,1954
Сборник пьес для ксилофона : перелож.К.Купинского-М,1955
Сборник пьес для ксилофона /сост. Ю. Кузьмин-М,1950
Сборник пьес для ксилофона /сост. В.Баранкин-М,1971
Сборник пьес русских и советских композиторов для ксилофона и
фортепиано/сост.К.купинский-М,1949
Сборник пьес советских композиторов для ксилофона и фортепиано /
сост.В.Штейман-М,1963
Снегирев в. Этюды для ксилофона
Учебный репертуар для ксилофона .1 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1975
Учебный репертуар для ксилофона .2 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1976
Учебный репертуар для ксилофона .3 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1977
Учебный репертуар для ксилофона .4 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1978
Учебный репертуар для ксилофона .5 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1980
Фельцман О. Полька для ксилофона и фортепиано-М,1965
Финк З. «Бабочки»(маримба)
Хрестоматия для ксилофона /сост.В.Блок, В.Снегирев-М,1979
Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепиано,
выпуск 3 / сот.Ю.Уткин-М,1972
Чайковский П. «Русский танец» (ред.К.Купинского)
Чайкин Н. Концертная пьеса на темы американских народных песен для ксилофона и
фортепиано-Музыка,1965
Черненко Г. Этюд-каприс «Русский винегрет»
Шишаков Ю. Концерт для ударных инструментов с оркестром
Шостакович Д. Полька из балета «Золотой век» (ред.В.Снегирева)
Малый барабан (перкуссия):
Агостини-Этюды для малого барабана
Ахунов Е. Этюды для малого барабана – «Музыка»,1988
Баньян Л. Школа игры на джазовом барабане.- Будапешт,1962
Барлетт К. «Чай без сахар»
Бутов Г. «В ожидании поезда»
Ветров С. Упражнения и этюды для малого барабана
Гайков В.«Погоня»
Капио Ч. «Обойма»
Cappio J. «The cat’s meow» ( Капио Ч. «Кошачий мяу»)
Маленькие пьесы для ударных инструментов/сост.В.Ловецкий- Композитор,2003
Митчел Питерс Этюды для малого барабана
Оркестровые трудности для малого барабана/сост.В.Штейман-М,1962
Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана, - М,1956
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана, - М,1957
Осадчук В.Этюды для малого барабана-Музыка,1988
Палиев Д. Этюды №1,2,,4,,6,10 (для малого барабана в сопровождении фортепиано)
Pratt S. «Guidepost» (Почтальон) - (м.б.)
Pratt S. «Licorice and Molasses» - (из сборника пьесы для малого барабана)
Пьесы для ударных инструментов / сост.В.Снегирев-М,1979
Пьесы для малого барабана /сост.В.Снегирев
Ритмические упражнения для малого барабана /сост. В.Штейман и Т.Егорова
Сковер В. 70 этюдов для барабана-Польша,1964
Снегирев В. Этюды дл малого барабана –М,1970
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, в аранжировке В.Ловецкого - Композитор,1999
Ансамбли:
Ансамбли для ударных инструментов, хрестоматия/сост.М.Пекарский-М,1988
Играем в оркестре/сост.Л.Климова-Композитор,2002
Оркестр в классе/сост.И.Лаптев- М,1980
Оркестр в классе, выпуск 2 /сост.И.Лаптев- М,1991
Произведения для ансамбля ударных инструментов,/сост.В.Гришин-М,1981
Произведения для ансамбля ударных инструментов, выпуск 3-Музыка,1987
Пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, переложение для школьного оркестра
И.Г.Лаптева-М,2001
Пьесы для двух ксилофонов в сопровождении фортепиано : перелож. В.Снегирев-М.1967
Пьесы и ансамбли /сост. Ж.Металлиди-М,1983
Пьесы для ансамбля ударных инструментов/ сост. Г.Удовенко-Тула,2008
Сборник дуэтов для ксилофона /сот.В.Штейман-М,1972
Ударная установка:
Acuna Alex - Drums and percussion
Баньян Л. Rhythm improvisation(школа парадидлов) - Будапешт 1985
Галоян Э. Ритмические этюды - вариации для ударных, - М,1977
Elder Bill - «Drumers guide to - hip-hop, house ,new jeck swing, hiphouse»
Cobham Billi - Drums by Design
Lauritsen Craig – Drum Grooves, 1994
Latham Rick «Advanced funk studies» , 10 этюдов для ударной установки,1980
Lombardo John Rockin’ bass drum
Lombardo John Rockin’ bass drum, часть 2
Макиевский С. Гармония ритма – Киев,2006
Макиевский С. Техника игры на ударной установке, – Киев,1991
Макуров А. Аранжировка мелодий на ударной установке,2007
Mounier Flo – Extreme Metal Drumming 101(ударная установка)
Росетти Эд (Ed Roscetti) игра на ударных в стилях фанк и хип-хоп-М,2005
Rabb Johnny - 30 days to better hands (ударная установка)
Reed Ted –Syncopation for the modern drummer, 1958
Финк З. «Время молодых» - (ударная установка) соло
Shier Steve «Beats fills and solos’ for drums»,1993
Weckl Dave-Ultimate play-along for drums, 1993
(ударная установка с фонограммами - минус)
Weckl Dave-Ultimate play-along for drums, 1996
(ударная установка с фонограммами - минус)
Weckl Dave- In session, 1998
(ударная установка с фонограммами - минус)
Общие сборники:
Бутов Г. Нотная папка ударника-М, 2005
Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах, ч I и II
Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах-Киев,1986
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах-М, 2000
Макиевский С. Ритмика для всех, постановка барабанщика-Киев.2005
Стойко Й Школа игры на ударных инструментах-Польша,1970
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Младшие классы ДМШ /сост.В.Штейман
и Т.Егорова-М,1991
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Старшие классы ДМШ /сост.В.Штейман
и Т.Егорова-М,1985
Рекомендуемая литература
Бутов Г. Методика игры на малом барабане,2010
Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах: автор Волков Н.-М,2002
Гинзбург Л. Методический очерк «о работе над музыкальным произведением»
(для педагогов ДМШ)-М,1953
Инструменты духового оркестра / сост.Б.Кожевников-М,1984
Исполнительство на духовых инструментах/сост. И.Пушечников-М1979
Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры-Л,1973
Макиевский С. Ритмика для всех, постановка барабанщика-Киев.2005
Макуров А. Аранжировка мелодий на ударной установке, 2007
Михаил Вайман-исполнитель и педагог: авторы Л.Раабен, О.Шульпяков-Л,1984
Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.1-М,1964
Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.2-М,1966
Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.3-М,1971
Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.4-М,1976
Методическое пособие для преподавателей. «Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ» / ред.- сост. Р.Степанова-М,1977
Назаров И. «Основы музыкально- исполнительской техники и метод ее совершенствования»-Л,1969
Нежинский О. Детский духовой оркестр «Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов»- М,1981
«Педагогические принципы Л.М.Цейтлина»: авторы Б.Беленький и Э.Эльбойм-М, 1990
Периодические издания журналов:
«Music box» (Москва), «Community drums»(Санкт-Петербург).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет.
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет....
Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет.
Данная программа ориетирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования, на применение индивидуальных п...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ "БАЯН" для обучающихся по программе "Инструментальное музицирование" срок реализации 7 (семь) лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПУРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Обсуждена на заседании...
Паспорт проекта "Реализация предмета «Технология» в рамках сетевого взаимодействия". Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Паспорт проекта.Приложение с активными ссылками....
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...