ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ДМШ и ДШИ по предмету «Ударные инструменты" (Срок реализации 5-7 лет)
рабочая программа по музыке на тему

Кулиев Альберт Эюбович

 

       Данная программа составлена на основе программы, утвержденной министерством культуры СССР в 1988 году (составитель - преподаватель ДМШ Ю.И.Кузьмин), так же действующих учебных планов, утвержденных приказом Министерства культуры от 28.05.87 г. № 242.

  В  пояснительная записке обозначена новизна представляемой программы , оптимальные сроки обучения игры на ксилофоне,  малом барабане и ударной установке.

     В программе  предлагаются различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений, что даёт возможность  педагогу осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

  Годовые требования по классам, педагогический репертуар и рекомендуемые учебные пособия и сборники.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ  МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

МБОУ  ДОД  «Пироговская  СДШИ»

Мытищинского муниципального района Московской области

Принято педагогичским советом                                                                   Утверждаю

Протокол № 1                                                                                Директор  МБОУ ДОД

От 30 августа 2012 г.                                                                    «Пироговская  СДШИ»

                                                                                     _____________/Г. Е. Нечипоренко/    

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

по предмету  «Ударные инструменты»

Отделение: эстрадно-духовое

Возраст детей: от 6-7 лет  

Срок реализации: 5 лет, 7 лет

Составитель:  преподаватель  Кулиев А. Э.

п. Пироговский

2012 г.

Пояснительная записка

      Занятия на ударных инструментах в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств во многих регионах России проводятся по устаревшим программам, утвержденным Министерством культуры СССР еще в 80-х годах прошлого столетия или на основе местных (региональных) авторских программ.

     На сегодняшний день единой программы обучения на ударных инструментах нет ни в Москве, ни в Московской области. Данная программа составлена на основе программы, утвержденной министерством культуры СССР в 1988 году (составитель - преподаватель ДМШ Ю.И.Кузьмин), так же действующих учебных планов, утвержденных приказом Министерства культуры от 28.05.87 г. № 242.

           На современном этапе развития исполнительского искусства профессиональное  обучение на ударных инструментах  становится более актуальным и востребованным. Практически во всех музыкальных коллективах (профессиональных и самодеятельных) активно используется ударная установка, ксилофон, колокольчики, многочисленная перкуссия, вибрафон, маримба. В современном симфоническом оркестре группу ударных инструментов называют не иначе как «Оркестр в оркестре».

       Исполнители на ударных инструментах все чаще выступают в сольных концертах. Популярность и интерес к ансамблям ударных инструментов возрастает.  Среди подростков и студентов становится модным и престижным умение играть на ударных инструментах, в особенности на ударной установке.

           Современные конкурсные требования к молодым исполнителям на ударных инструментах и требования при поступлении в средние учебные музыкальные заведения по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия неизмеримо возросли.

      Существенно изменилась методика  обучения на малом барабане. Расширился репертуар специально написанных произведений (как соло, так и в сопровождении фортепиано). Благодаря сети Интернет библиотека всевозможных школ для различных ударных инструментов, стала более доступной. Сейчас в интернете можно найти любой учебный и концертный материал. Мультимедийные средства позволяют вести обучение  визуально, используя видеоматериалы выдающихся зарубежных и отечественных барабанщиков.

           Так же существенно изменился подход и принцип обучения постановки рук. Современный исполнитель на ударных инструментах – это, в основном, универсальный музыкант, играющий на многих инструментах, а значит и постановка рук должна быть универсальной, свободной и должна качественно улучшать звукоизвлечение и технику игры на ударных инструментах.

          Новизна представляемой программы заключается в том, что в ней были максимально учтены все современные требования к исполнителю на ударных инструментах, предусмотрено так же обучение на большой ударной установке.

          Так в программе обучения на малом барабане помимо упражнений и этюдов обязательным условием является исполнение пьес для малого барабана соло или в сопровождении фортепиано. А методика исполнения основных элементов техники: дробь, двойка, форшлаги помогает юному исполнителю четко различать эстрадно-джазовую (роковую) манеру исполнения этих элементов от классической.

           Оптимальные сроки обучения игры на ксилофоне и малом барабане (классическая школа) 5-7 лет. При этом возраст учащихся может начинаться с 6 лет. Для поступающих в музыкальную школу после 10 лет программа предусматривает полный пятилетний курс обучения на ударной установке.

          В силу активной акселерации в современном мире качественно возрос уровень исполняемого репертуара в начальных классах музыкальных учебных заведений.

          Детская музыкальная школа является основой профессионального воспитания исполнителей на ударных инструментах в трехуровневой системе музыкального образования. За время обучения в детской музыкальной школе учащийся должен овладеть определенным набором музыкально-исполнительских навыков, основами ансамблевого музицирования и чтения нот с листа, научиться самостоятельно работать над музыкальным произведением,  уметь импровизировать в определенной манере, стилях и со вкусом использовать тембровое многообразие ударных инструментов. И , на конец, важной целью образовательного процесса в классе ударных инструментов является формирование и развитие художественного вкуса учащегося.

           Основной формой учебной и воспитательной работы в классе ударных инструментов является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.

          Обучение учащихся игре на ударных инструментах требует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки.

    Правильная осанка тела, а также правильная постановка кистевого аппарата, гибкость пальцев и работа предплечья являются одним из необходимых условий успешного обучения. Первые уроки должны быть посвящены освоению приемов правильной постановки рук, способа извлечения звука, изучению аппликатуры и умению правильно держать палочки. В течение первых лет обучения, когда у подрастающих учеников анатомически формируется костно-мышечная и опорно-двигательная система, необходимо обращать внимание  учащихся на правила рациональной постановки.

          Постоянное внимание следует уделять также развитию внутреннего чувства ритма и темповых изменений. Для этого надо постоянно практиковать работу с метрономом и развевать темповый самоконтроль.

          Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером (на ударной установке работа с фонограммами). Исполнение учеником произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Играя на ударной установке под фонограмму, учащейся наглядно знакомится и изучает разнообразие современных стилей и манеру исполнения в данном музыкальном направлении. Исполнение с аккомпанементом (фонограммой) укрепляет и совершенствует ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

         В программе по классу ударных инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамблей для ударных инструментов. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе или современной группе.

   Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи-с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

    В программе  предлагаются различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений для исполнения на академических концертах в течение учебного года, а так же экзаменах. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

    Дополнительные сведения о формах и методах работы с учащимися в классах ударных инструментов педагоги могут получить в специальной методической литературе (смотрите список рекомендуемой литературы и учебных пособий в конце программы).

Ударные инструменты

ПРОГРАММА

Для детских школ искусств и детских музыкальных школ

Первый класс

Годовые требования

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 На ксилофоне:

-устройство инструмент а и правила обращения с ним; постановку рук,

- упражнения одиночными ударами (по одной пластине) в одном темпе, правильное и четкое симметричное движение рук, строго по центру клавиши (пластины), своевременное поочередное поднятие кистей и предплечья в момент удара, все упражнения играть двумя способами: кистями и с предплечьем;

- мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях с 1-м знаком четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе в 2 октавы;

-упражнения в гаммах;  по два, три и четыре удара на каждую ступень гаммы;

-простейшие  упражнения и приемы развития исполнения тремоло;

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)

-одну пьесу на колокольчиках (как ознакомления)

На малом барабане:

-устройство инструмента и правила обращения с ним;

-постановку рук; упражнения на глухом барабане или practice pad (тренажер): одиночные удары правой и левой рукой, кистевой удар, кистевой с пальцами и удар с помощью предплечья (плеточка), упражнение по два, три и четыре удара попеременно каждой рукой в умеренном темпе, упражнения на развитие техники кистей, постепенное ускорение и замедление, кратное увеличение темпа одиночных ударов;

-первый вид парадидла- [R L R R    L R L L]  в умеренном темпе;

- соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые) в размерах: 2/4, 3/4, 4/4 ( с акцентом на сильной доле такта);

- в сборниках под редакцией В. Штеймана и Т. Егоровой, Г. Бутова или С. Ветрова упражнения для малого барабана (первые разделы - на четверти, восьмые и шестнадцатые);

-одна - две пьесы на малом барабане.

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения*

 Ксилофон:

Гамма соль мажор (фа мажор) и арпеджио трезвучия в прямом движении (две октавы)

Русская народная песня «Заинька»

Б. Барток «Пьеса»

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 1

Белорусская полька «Янка»

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма соль мажор (ми минор гармонический) и арпеджио трезвучия в прямом движении и в обращении (две октавы)

Д. Кабалевский «Клоуны»

М.Глинка «Андалузский танец»

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 3

Х. Вольфрат «Маленький барабанщик»

*При обучении игре на ударных инструментах программы не всегда совпадают по годам обучения. Поэтому в зависимости от музыкальных способностей, физических данных и других индивидуальных качеств ученика (например, нет возможности заниматься в полном объеме в домашних условиях), педагог может свободно варьировать материал, подбирая конкретному ученику музыкальный и тренировочный материал, необходимый ему на данной стадии обучения. Поэтому требования к зачетам, академическим концертам и переводным экзаменам здесь и далее примерные и могут варьироваться.

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

 Ксилофон:

Гамма ре минор (ми минор) гармоническая и арпеджио трезвучия в прямом движении (две октавы)

М. Глинка «Андалузский танец»

Й. Гайдн «Анданте»

Г. Бутов «Грустная песенка»

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 3

Х. Вольфрат  «Маленький барабанщик»

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма ре минор гармоническая (фа мажор)  и арпеджио трезвучия в прямом движении и в обращении (две октавы)

Р.Шуман «Смелый наездник »

К.М.фон Вебер «Хор охотников» из оперы «Вольный стрелок»

П.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» (колокольчики)

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 5

И.Иордан «Охота за бабочкой»

Второй класс

Годовые требования

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 На ксилофоне:

- мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в тональностях до 2-х знаков четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе (2 октавы);

-упражнения в гаммах;  по два, три и четыре удара на каждую ступень гаммы;

- приемы исполнения тремоло и различные упражнения для его развития;

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)

-одну пьесу на колокольчиках (как ознакомление)

На малом барабане:

- упражнения на глухом барабане или тренажере - одиночные удары правой и левой рукой, кистевой удар, кистевой с пальцами и удар с помощью предплечья («плеточка»); упражнение по два, три и четыре удара попеременно каждой рукой в умеренном темпе, а затем увеличивая темп (под метроном);

-второй вид парадидла- [R R L R    L L R L]  в умеренном темпе и далее ускоряя;

-упражнения на 4/4-первый такт четверти (попеременной левой и правой рукой), второй такт- восьмые  в ровном, третий такт – шестнадцатые, в умеренном темпе, с ускорением и замедлением;

-дальнейшее развитие исполнения с длительностями нот  и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые) в размерах: 2/4, 3/4, 4/4 (ala breve) в подвижном темпе;

- нота с точкой (пунктирный ритм, по возможности триоли восьмыми нотами в простейшем виде);

- К. Купинский с 1-5 этюд в указанном автором темпе, 6,7,8,9 и 10 этюды

- в сборниках под редакцией Штеймана и Егорова, Г. Бутова или Ветрова упражнения для малого барабана (разделы – пунктирный ритм, трехдольные размеры, синкопа);

- для более способных учеников знакомство с техникой up-down (второй удар в двойке с помощью пальцев, т.е. на один замах два удара), а так же с рикошетной дробью - двойка на отскоке.

-одна - две пьесы на малом барабане.

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения

 Ксилофон:

Гамма ре мажор (си-бемоль мажор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Д. Кабалевский «Клоуны»

Ф. Госсек «Гавот»

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 7

И.Иордан «Охота за бабочкой»

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма ре мажор (си минор гармонический и мелодический) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Л.Бетховен Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

А.Дворжак «Танец»

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 10

Х. Мане  «Пес и кот»

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

 Ксилофон:

Гамма соль минор (си-минор) гармоническая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Р.Шуман «Смелый наездник »

А.Дворжак «Танец»

П.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» (колокольчики)

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 10

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма соль минор (си-бемоль мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Д. Кабалевский Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»

Ф.Шуберт «Музыкальный момент»

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 15

А. Глазунов  «Раймонда»

Третий класс

Годовые требования

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 На ксилофоне:

- мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, в тональностях до 3-х знаков включительно; приемы исполнения тремоло;

-2-3 этюда или упражнений

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)

-одну пьесу на колокольчиках (как ознакомление)

На малом барабане:

- упражнения на глухом барабане или тренажере - одиночные удары по два, три, четыре, пять и шесть ударов попеременно каждой рукой, максимально увеличивая темп (можно  под метроном); знакомство с ритмическими группами - квартоль, квинтоль и секстоль;

- освоение техники игры только пальцами (техника исполнения тремоло на литаврах), одиночные удары по шесть, девять и двенадцать ударов, тремоло одиночными ударами.*

-упражнения на координацию движений рук: третий и четвертый вид парадидла:

[R L L R    L R R L]  и [R L R L   L R L R]

-знакомство с техникой up-down** (второй удар в двойке с помощью пальцев, т.е. на один замах два удара) четвертый вид парадидла                      [R L R L   L R L R] может помочь освоить эту технику;

-в медленном темпе двойки с акцентом на второй удар; эти «сложные двойки» постепенно ускорять и замедлять.

-простейшие виды исполнения «рикошетной» дроби (отдельно левой и правой отдробки, дробь восьмая нота - удар, дробь четвертная нота - удар)

-триоли восьмыми и шестнадцатыми нотами в размерах 2/4,3/4,4/4; примеры сочетания триолей с дуолями;

- в сборниках под редакцией В. Штеймана и Т. Егоровой, Г.Бутова  или С.Ветрова упражнения для малого барабана (разделы – пунктирный ритм, трехдольные размеры, синкопа);

-форшлаг из одной и двух нот (двойной форшлаг одиночными ударами- RL R и LR L, а так же RR L и LL R), для более способных учеников – тройные форшлаги; в сборнике Г. Бутова  раздел - форшлаги

- для более способных учеников упражнения на роллы (up-down)

- две пьесы на малом барабане.

* надо отметить, что, играя только пальцами, необходимо развернуть кисть, что нежелательно при исполнении тремоло на ксилофоне. Такой вид техники эффективен на малом барабане, ударной установке, а так же на литаврах. При исполнении тремоло на ксилофоне, для полной свободы необходимо приучать учащегося играть кистью, максимально помогая третьим, четвертым и пятым пальцами.

** техникой up-down исполняют двойки (роллы) - при подъеме кисти исполняется второй удар в двойке  с помощью пальцев, т.е. на один замах два удара. Четвертый вид парадидла

 [R L R L   L R L R], американские этюды Charger Cappio, F.Albright и т.д., то есть, где есть точно обозначенное количество ударов в дроби, так же играют такой техникой. «Ролловая дробь» широко используются в американских этюдах, пьесах, маршах, при игре на ударной установке.

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения

 Ксилофон:

Гамма ми-бемоль мажор (до минор  гарм.  и  мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

М. Балакирев  «Полька»

Л. Бетховен Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 34

Х. Мане  «Маленькая серая кошечка»

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма ми-бемоль мажор (до  минор гарм.  и  мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Д. Кабалевский  Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»

В. Моцарт «Рондо» С-dur

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 41

А. Глазунов  «Град»

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

 Ксилофон:

Гамма фа-диез минор (ля мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

М. Мусорсгский Гопак из оперы  «Сорочинская  ярмарка»

Д. Кабалевский Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»

А. Лядов «Музыкальная табакерка» (колокольчики)

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 41

А. Глазунов  «Град»

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма фа-диез минор (ля мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы)

Ж.Бизе увертюра к опере «Кармен»

Ж.Ф.Рамо «Тамбурин»

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 45

В. Гайков  «Погоня»

Четвертый класс

Годовые требования

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 На ксилофоне:

- мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, в тональностях до 4-х знаков включительно; доминантсептаккорд и вводный септаккорд;

-приемы исполнения тремоло;

- гамма терциями и октавами

-2-3 этюда или упражнений

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане)

-одно произведение крупной формы.

На малом барабане:

Продолжение занятий над следующими упражнениями:

         - упражнения на глухом барабане или тренажере - одиночные удары по два, три,         четыре, пять, шесть, семь и восемь ударов попеременно каждой рукой,         максимально увеличивая темп (можно  под метроном); септоль и тридцать вторые;         тремоло одиночными ударами.

        - освоение техники игры только пальцами (техника исполнения тремоло на         литаврах), одиночные удары по шесть, девять и двенадцать ударов, тремоло         одиночными ударами.

        -упражнения на роллы (up-down): «двойки» с ускорением, переходом на   ролловую дробь и возращением в первоначальный темп;

        -упражнения на рикошетную дробь: «двойки» с отскоком максимальное ускорение,         переход до дроби и назад в первоначальный темп; отдробы правой, потом левой         четвертями, затем, в разных темпах и в различных         динамических нюансах;

        -трехдольные и сложные размеры

          -форшлаг из трех нот (аппликатура - RLR L и LRL R, а так же RRL R и    LLR L), для более способных учеников – форшлаги из четырех нот, по той же схеме аппликатуры; (см. в Нотной папке ударника  Г. Бутова  раздел – форшлаги, дробь);

        -развитее навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий, освоение приемов игры на оркестровых ударных инструментах (тарелки, большой барабан, бубен, тарелки, кастаньеты ит.д.)

        -4-6 этюдов  (см. в сборниках К. Купинского, , Г. Бутова, С. Ветрова, В.  Штеймана, а также В. Снегирева-этюд №1, Осадчук –этюд №1, F. Albright - этюд №1)

       - две пьесы на малом барабане.

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения

 Ксилофон:

Гамма ля-бемоль мажор (фа минор гарм. и  мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями

Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»

М.Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 43

Х. Мане «Пес и кот»

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма ля-бемоль мажор (фа минор гарм. и  мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями

Д. Шостакович Танец из балета «Болт»

Ж. Бизе Менуэт из музыки к драме «Арлезианка»

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 64

Д. Палиев Этюд № 2 ( с ф-но)

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

 Ксилофон:

Гамма ми-мажор (до диез-минор), гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;

В. Моцарт   Рондо C- dur  (ред. Г. Бутова)

А.Рубинштейн «Мелодия» (ред. Е.Тверской)

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 55

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма ми-мажор (до диез-минор) гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;

Будашкин  Концерт для домры с оркестром (1 часть)

А.Рубинштейн  Вальс-каприс

Малый барабан:

К.Купинский Этюд № 67

Р. Анико, С. Боде, Ф. Пассероне «Маленькие пьесы»-1 часть

Пятый класс

Годовые требования

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 На ксилофоне:

- мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, в тональностях до четырех знаков включительно; доминантсептаккорд и вводный септаккорд; гамму терциями и октавами;

- гамма терциями и октавами

- беглость исполнения и совершенствование приемов исполнения тремоло;

-2-3 этюда или упражнений

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле)

-одно произведение крупной формы

для более способных учеников и поступающих

в средние специальные учебные заведения

-ознакомление с такими инструментами как виброфон и маримба

На малом барабане:

- продолжение работы над совершенствованием исполнения трех видов дроби(одиночная, ролловая («двойками») и рикошетная);

- сложные размеры

-форшлаг из четырех нот

(аппликатура - LRLR L и RLRL R, а так же RRLL R и LLRR L), (см. в Нотной папке ударника  Г. Бутова  раздел – форшлаги, дробь)

-развитее навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий, знакомство с латино - американской перкуссией, особенности игры и манеры этно – музыки (бонги, конги, маракасы, гуиро, чокало, кабаса,  ковбелл и т.д.)

- для более способных учеников изучение латино и афро-американских ритмов на ударной установке;

-4-6 этюдов  (см. в сборниках К.Купинского, В.Снегирева –этюд №2, Осадчука-этюд№2, Г. Бутова,С. Ветрова, В.Штемана, этюды №2 - F. Albright)

- две пьесы на малом барабане.

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения

 Ксилофон:

Гамма си  мажор (соль – диез минор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;

И.Бах   Скрипичный         концерт № 1 (1 часть)

Дж.Россини  Неаполитанская тарантелла

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 78

Д. Палиев-этюд №2 с ф-но

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма си  мажор (соль – диез минор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;

Лысенко Н. Украинский танец, переложение для ксилофона и фортепиано В.Иванов или А. Бацини «Рондо гномов» как максимум, альтернатива - П.Сарасате «Цыганские напевы»

П. Чайковский «Русский танец» (ред. К. Купинского)

Малый барабан:

К. Купинский Этюд № 85

Гайков «Погоня»

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

 Ксилофон:

Гамма ля-бемоль мажор (фа-минор гармонический и мелодический), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и с обращениями (две октавы);

А. Вивавльди  Скрипичный концерт  ля - минор(1 часть)

И.Брамс  Венгерский танец №5

Малый барабан:

К. Купинский  Этюд № 85

К. Барлетт «Чай без сахара»

Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гамма ля-бемоль мажор (фа-минор гармонический и мелодический), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и с обращениями (две октавы);

Ф. Зуппе Увертюра к оперетте «Поэт и крестьянка»

А.Рубинштейн  Вальс-каприс

Малый барабан:

F. Albright-этюд № 3

Митчел  Питерс Этюд № 1

Экзаменационные требования и примерные экзаменационные программы

 для учащихся, заканчивающих музыкальную школу по учебному плану

 сроком обучения 5 лет

Ксилофон:

-Одна гамма мажорная и минорная (гармоническая и мелодическая), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и в обращении, в две октавы в тональностях до 4-х знаков (по выбору комиссии).

-Одно произведение крупной формы и одно - малой.

 Для учеников, готовящихся к поступлению среднее специальное учебное заведение:

 - все мажорные и минорные гаммы, в терцию и октаву;

 - крупная форма и два разнохарактерных произведения (по выбору комиссии);

Малый барабан:

-один этюд К.Купинского

-пьеса (с ф-но или соло)

- дробь: рикошетная в различных динамических оттенках;

              ролловая - «двойки» с ускорением, переходом на дробь  и возвращением  к  первоначальному темпу.

-форшлаги: из одной, двух, трех и четырех нот (различной аппликатурой)

-отрывок  из оркестровой партии ( можно в сопровождении фортепиано)

Примерные экзаменационные программы

На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:

На ксилофоне:

- одна гамма мажорная и минорная (гармоническая и мелодическая), арпеджио трезвучия и септаккорды в прямом движении и в обращении, в две октавы до 4-х знаков(по выбору комиссии). Для более способных учеников и поступающих в музыкальное училище- все гаммы по установленной схеме плюс в терцию и октаву (по выбору комиссии).

- И. Бах Концерт ля минор для скрипки и фортепиано (ч.1)

- П. Чайковский «Русский танец» (ред. К. Купинского)

 

На малом барабане:

-К. Купинский Этюд № 62

-В. Гайков «Погоня»

- Оркестровые трудности для малого барабана, например: М.Равель «Болеро» или Д.Шостакович 7 симфония (при наличии нотного материала)

Для более способных учеников и поступающих

в среднии спецальные учебные заведения

На ксилофоне:

-все гаммы по установленной схеме плюс в терцию и октаву (по выбору комиссии);

-А. Бацини «Рондо гномов»

-П.Чайковский «Русский танец»

На малом барабане:

-рикошетная дробь и форшлаги в разных динамических оттенках

- этюд К. Купинского (по выбору комиссии )

-Д. Палиев Этюд №4  (в сопровождении фортепиано)

-Оркестровые трудности для малого барабана.

Шестой класс

Годовые требования

В течение года педагог должен проработать с учеником:

 На ксилофоне:

- все мажорные гаммы, арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, доминантсептаккорд; гамму терциями и октавами;

- беглость исполнения и совершенствование приемов исполнения тремоло;

-3-4 этюда или упражнений

-4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле)

-одно произведение крупной формы

-ознакомление с техникой игры четырьмя палочками. Как вариант могут быть предложены два вида постановки:  классической (через один палец) и через два пальца.

-ознакомление с такими инструментами как маримба и виброфон*

       * Если в классе нет таких инструментов, то постановку рук для игры четырьмя палочками можно изучать на ксилофоне в три с половинной октавы и простейшие партии, к примеру, из балета «Кармен-сюита» Р.Щедрина, всегда можно пройти как ознакомление.

На малом барабане:

- продолжение работы над совершенствованием исполнения трех видов дроби (одиночная, ролловая («двойками») и рикошетная);

- форшлаги с различной аппликатурой

- сложные размеры

-все этюды по школе К.Купинского, В.Сковера

-продолжение развития навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий, знакомство с латино - американской перкуссией, особенности игры и манеры этно-музыки (бонги, конги, маракасы, гуиро, чоколо, кабаса, ковбелл и т.д.)

- для более способных учеников, как ознакомление, изучение ритмов на ударной установке в стиле хип-хоп и фанк;

-4-6 этюдов  (первые пять - В. Снегирева и первых пять этюдов F. Albright или других этюдов на роллы и большие триоли)

- две пьесы на малом барабане

-одна пьеса на ударной установке под фонограмму

Технический зачет и академический концерт

по итогам первого полугодия обучения

 Ксилофон:

Гамма (мажор –минор на выбор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), доминантсептакорд в прямом движении и с обращениями; гамму терциями и октавами

В.Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Н. Минх  Парафраз на темы И.Дунаевского

       Малый барабан:

В.Снегирев  Этюд № 4

Д. Палиев Этюд № 6 (с ф-но)

Для наиболее способных учеников

      Ксилофон:

-Гамма (мажор – минор на выбор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы),  доминантсептакорд в прямом движении и с обращениями; гамму терциями и октавами; гамму терциями и октавами;

-Паул  Крестон   Концертино для маримбы с оркестром - 1 часть, (можно на ксилофоне 3 ½ октавы)

-Ф.Шопен Вальс ми-бемоль мажор (ред. К. Купинского)

     Малый барабан:

-Митчелл Питерс Этюд №2

Технический зачет и академический концерт

по итогам второго полугодия обучения

     Ксилофон:

Гаммы минорная (на выбор) гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), уменьшенный вводный в прямом движении и с обращениями;

Н. Голещанов «Скерцо»

Н. Римский – Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»

    Малый барабан:

В.Снегирев Этюд №5

               Для наиболее способных учеников

Ксилофон:

Гаммы (мажор-минор на выбор)  гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия  в прямом  движении и с обращениями (две октавы),  уменьшенный вводный в прямом  движении и с обращениями;  гамма терциями и октавами;

Ф.Лист Рапсодия №13 (ред.В.Снегирева)

П.Чайковский Вальс-скерцо (ред. В. Штеймана и А. Жака)

Малый барабан:

Г.Бутов Пять пьес (из музыки к спектаклю «Волшебник Изумрудного города»)

J. Cappio  «Обойма

Седьмой класс (выпускной)

     Годовые требования

В течение года педагог должен проработать с учеником:

     На ксилофоне:

- все минорный гаммы (мелодические и гармонические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, уменьшенный вводный септаккорд; гамму терциями и октавами;

-подготовка к выпускным экзаменам (подготовка к вступительным экзаменам в средние специальные музыкальные учебные заведения)

-одно произведение крупной формы

-две разнохарактерных пьесы

-одна пьеса на маримбе или одна на виброфоне или колокольчиках

-продолжение работы над техникой игры четырьмя палочками по двум постановкам - классической и американской

     На малом барабане:

- продолжение работы над совершенствованием исполнения трех видов дроби (одиночная, ролловая («двойками») и рикошетная);

- форшлаги с различной аппликатурой

- сложные размеры (Этюды Ахунова)

-все этюды по школе К.Купинского и В.Снегирев Этюды №№ 11- 21

-продолжение развития навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий,

- манеры и особенности свинга

- одна пьеса на малом барабане

- один отрывок из оркестровых партий

-простая композиция по фонограмму или соло на ударной установке.

Экзаменационные требования и примерные экзаменационные программы

 для учащихся, заканчивающих музыкальную школу по учебному плану

 сроком обучения 7 лет

     Ксилофон:

-Одна мажорная или минорная (гармоническая и мелодическая), гаммы по выбору комиссии (в две октавы), доминантсептаккорд,  вводный септаккорд, терциями, октавами.

-Одно произведение крупной формы и одно малой формы

-Одно на вибрафоне или колокольчиках или маримбе

     Малый барабан:

-Дробь в нюансах, форшлаги.

-Этюд К. Купинского по выбору комиссии.

-Пьеса (в сопровождении с фортепиано)  или - соло.

-Авторское соло на ударной установке или композиция под фонограмму.

-Отрывок из оркестровой партии.

Примерные экзаменационные программы

     Ксилофон:

-В.Моцарт Рондо соль мажор (ред. В. Штеймана) или

 Г. Рзаев Концертино для ксилофона с оркестром

-Д.Шостакович Полька из балета «Золотой век» (ред.В.Снегирева)

    Малый барабан:

- Этюд К. Купинского (по выбору комиссии)

- Д. Палиев Этюд №10

- Dave  Weckle -  1993г. «Ultimate play-along», на выбор (ударная установка с фонограммой - минус) или авторское соло  

Оркестровые трудности

-А.Глазунов «Раймонда» сюита из балета (малый барабан)

Для более способных учеников и поступающих в средние специальные учебные заведения:

Ксилофон:

-П.Сарасате «Интродукция и тарантелла»

Г.Черненко Этюд-каприс «Русский винегрет»

Малый барабан:

- Этюд К. Купинского (по выбору комиссии)

- Pratt S. «Licorice and Molasses» - (из сборника пьесы для малого барабана)

или Г.Бутов «В ожидании поезда»- малый барабан в сопровождении фортепиано

-З.  Финк «Время молодых» - ударная установка соло или авторское соло

Оркестровые трудности.

 -Р. Щедрин «Кармен-сюита» (партии малого барабана, ксилофона, маримбы, виброфона)

- С. Прокофьев 4 концерт для фортепиано с оркестром (партия колокольчиков)

Рекомендуемые учебные пособия и

сборники педагогического репертуара

Ксилофон (колокольчики, виброфон и маримба):

Акколаи Ж. Концерт №1 ля минор для скрипки и фортепиано

Андерсон А. «Пустячок»

 Бацини А. «Рондо гномов»

Бах И.С. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано, ч I

Бах И.С.Ария, Менуэт, Буре (переложение для виброфона)

Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром, исполнительская редакция В.Чунина

Бутов Г. Этюды для маримбы (ксилофона) - New York, 2009

Венявский Г. Каприс ля минор

Вивальди А. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано, ч I

Вивальди А. Концерт соль мажор для скрипки и фортепиано, ч I, II иIII

Вивальди А. Шторм из сюиты «Времена года»

Виртуозные пьесы для ксилофона и фортепиано /обработка В.Снегирева - М,1974

Виртуозные пьесы для ксилофона и фортепиано, выпуск 2

      обработка В.Снегирева - М,1974

Гайдн И. Дивертисмент ре мажор (переложение для виброфона)

Голденберг Морис Современная школа для ксилофона, маримбы и виброфона

Голещанов Н. Скерцо для ксилофона и фортепиано-Музыка,1971

Goldenberg Morris «Modern school for xylophone, marimba, vibraphone»-New York,1950

Доминчен К. Скерцо, переложение для ксилофона и фортепиано В.Иванов-М,1964

Живкович Н. Пьесы для маримбы-соло,1992г.

Крестон П. (Paul Creston) Концертино для маримбы с оркестром

Косенок В. Скерцино, перелож. для ксилофона и фортепиано В.Иванов-М,1964

Лысенко Н. Украинский танец, переложение для ксилофона и фортепиано В.Иванов-М,1964

Минх Н. Парафраз на темы И.Дунаевского-М, 1966

Моцарт Рондо соль мажор (ред. В.Штеймана)

Оркестровые трудности для колокольчиков /сост. В. Штейман – М,1958

Прокофьев С. «Скерцо»

Пьесы для ксилофона и фортепиано / сост. В.Снегирев-М,1969

Пьесы для ксилофона и фортепиано / сост. В.Снегирев-М,1982

Пьесы для ксилофона и фортепиано / сост. С.Макаров-М,2002

Пьесы: переложение для ксилофона м фортепиано К.Купинский-М,1987

Пьесы советских композиторов для ксилофона и фортепиано /сост.В.Штейман-М.1968

Пьесы русских композиторов: перелож. для ксилофона и фортепиано В.Штейман и    

     А.Жак-М,1964

Пьесы русских композиторов,5 класс для скрипки и фортепиано-М 1974

Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано/сост.Е.Баранкина-М,1970

Рзаев Г. Концертино для ксилофона с оркестром

Сарасате П. «Интродукция и тарантелла»

Сарасате П. «Цыганские напевы»

Сборник пьес для ксилофона и фортепиано, Тетр.1 /сот. В.Штейман ,А.Жак-М,1953

Сборник пьес для ксилофона и фортепиано, Тетр2 /сот. В.Штейман ,А.Жак-М,1954

Сборник пьес для ксилофона : перелож.К.Купинского-М,1955

Сборник пьес для ксилофона /сост. Ю. Кузьмин-М,1950

Сборник пьес для ксилофона /сост. В.Баранкин-М,1971

Сборник пьес русских и советских композиторов для ксилофона и    

     фортепиано/сост.К.купинский-М,1949

Сборник пьес советских композиторов для ксилофона и фортепиано /

     сост.В.Штейман-М,1963

Снегирев в. Этюды для ксилофона

Учебный репертуар для ксилофона .1 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1975

Учебный репертуар для ксилофона .2 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1976

Учебный репертуар для ксилофона .3 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1977

Учебный репертуар для ксилофона .4 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1978

Учебный репертуар для ксилофона .5 класс ДМШ / сост. Н.Мултанова-Киев,1980

Фельцман О. Полька для ксилофона и фортепиано-М,1965

Финк З. «Бабочки»(маримба)

Хрестоматия для ксилофона /сост.В.Блок, В.Снегирев-М,1979

Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепиано,

    выпуск 3 / сот.Ю.Уткин-М,1972

Чайковский П. «Русский танец» (ред.К.Купинского)

Чайкин Н. Концертная пьеса на темы американских народных песен для ксилофона и            

    фортепиано-Музыка,1965

Черненко Г. Этюд-каприс «Русский винегрет»

Шишаков Ю. Концерт для ударных инструментов с оркестром

Шостакович Д. Полька из балета «Золотой век» (ред.В.Снегирева)

Малый барабан (перкуссия):

Агостини-Этюды для малого барабана

Ахунов Е. Этюды для малого барабана – «Музыка»,1988

Баньян Л. Школа игры на джазовом барабане.- Будапешт,1962

Барлетт К. «Чай без сахар»

Бутов Г. «В ожидании поезда»

Ветров С. Упражнения и этюды для малого барабана

Гайков В.«Погоня»

Капио Ч. «Обойма»

Cappio J. «The cat’s meow» ( Капио Ч. «Кошачий мяу»)

Маленькие пьесы для ударных инструментов/сост.В.Ловецкий- Композитор,2003

Митчел Питерс Этюды для малого барабана

Оркестровые трудности для малого барабана/сост.В.Штейман-М,1962

Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана, - М,1956

Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана, - М,1957

Осадчук В.Этюды для малого барабана-Музыка,1988

Палиев Д. Этюды №1,2,,4,,6,10 (для малого барабана в сопровождении фортепиано)

Pratt S. «Guidepost» (Почтальон) - (м.б.)

Pratt S. «Licorice and Molasses» - (из сборника пьесы для малого барабана)

Пьесы для ударных инструментов / сост.В.Снегирев-М,1979

Пьесы для малого барабана /сост.В.Снегирев

Ритмические упражнения для малого барабана /сост. В.Штейман и Т.Егорова

Сковер В. 70 этюдов для барабана-Польша,1964

Снегирев В. Этюды дл малого барабана –М,1970

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, в аранжировке В.Ловецкого - Композитор,1999

Ансамбли:

Ансамбли для ударных инструментов, хрестоматия/сост.М.Пекарский-М,1988

Играем в оркестре/сост.Л.Климова-Композитор,2002

Оркестр в классе/сост.И.Лаптев- М,1980

Оркестр в классе, выпуск 2 /сост.И.Лаптев- М,1991

Произведения для ансамбля ударных инструментов,/сост.В.Гришин-М,1981

Произведения для ансамбля ударных инструментов, выпуск 3-Музыка,1987

Пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, переложение для школьного оркестра  

      И.Г.Лаптева-М,2001

Пьесы для двух ксилофонов в сопровождении фортепиано : перелож. В.Снегирев-М.1967

Пьесы и ансамбли /сост. Ж.Металлиди-М,1983

Пьесы для ансамбля ударных инструментов/ сост. Г.Удовенко-Тула,2008

Сборник дуэтов для ксилофона /сот.В.Штейман-М,1972

Ударная установка:

Acuna Alex - Drums and percussion

Баньян Л. Rhythm improvisation(школа парадидлов) - Будапешт 1985

Галоян Э. Ритмические этюды - вариации для ударных, - М,1977

Elder Bill  -  «Drumers guide to -  hip-hop, house ,new jeck swing, hiphouse»

Cobham Billi - Drums by Design

Lauritsen Craig – Drum Grooves, 1994

Latham Rick  «Advanced funk studies» , 10 этюдов для ударной установки,1980

Lombardo John Rockin’ bass drum

Lombardo John Rockin’ bass drum, часть 2

Макиевский С. Гармония ритма – Киев,2006

Макиевский С. Техника игры на ударной установке, – Киев,1991

Макуров А. Аранжировка мелодий на ударной установке,2007

Mounier Flo – Extreme Metal Drumming 101(ударная установка)

Росетти Эд (Ed Roscetti) игра на ударных в стилях фанк и хип-хоп-М,2005

Rabb Johnny -  30 days to better hands (ударная установка)

Reed Ted –Syncopation for the modern drummer, 1958

Финк З. «Время молодых» - (ударная установка) соло

Shier Steve  «Beats fills and solos’ for drums»,1993

Weckl Dave-Ultimate play-along for drums, 1993

   (ударная установка с фонограммами - минус)

Weckl Dave-Ultimate play-along for drums, 1996

  (ударная установка с фонограммами - минус)

Weckl Dave- In session, 1998

   (ударная установка с фонограммами - минус)

Общие сборники:

Бутов Г. Нотная папка ударника-М, 2005

Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах, ч I и II

Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах-Киев,1986

Купинский К. Школа игры на ударных инструментах-М, 2000

Макиевский С. Ритмика для всех, постановка барабанщика-Киев.2005

Стойко Й Школа игры на ударных инструментах-Польша,1970

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана.  Младшие классы ДМШ /сост.В.Штейман  

    и Т.Егорова-М,1991

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана.  Старшие классы ДМШ /сост.В.Штейман    

   и Т.Егорова-М,1985

Рекомендуемая литература

Бутов Г. Методика игры на малом барабане,2010

Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах: автор Волков Н.-М,2002

Гинзбург Л. Методический очерк «о работе над музыкальным произведением»

                     (для педагогов ДМШ)-М,1953

Инструменты духового оркестра / сост.Б.Кожевников-М,1984

Исполнительство на духовых инструментах/сост. И.Пушечников-М1979

Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры-Л,1973

Макиевский С. Ритмика для всех, постановка барабанщика-Киев.2005

Макуров А. Аранжировка мелодий на ударной установке, 2007

Михаил Вайман-исполнитель и педагог: авторы Л.Раабен, О.Шульпяков-Л,1984

Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.1-М,1964

Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.2-М,1966

Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.3-М,1971

Методика обучения игре на духовых инструментах, вып.4-М,1976

Методическое пособие для преподавателей. «Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ» / ред.- сост. Р.Степанова-М,1977

Назаров И. «Основы музыкально- исполнительской техники и метод ее совершенствования»-Л,1969

Нежинский О. Детский духовой оркестр «Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов»- М,1981

 «Педагогические принципы Л.М.Цейтлина»: авторы Б.Беленький и Э.Эльбойм-М, 1990

Периодические издания журналов:

«Music box» (Москва), «Community drums»(Санкт-Петербург).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет.

Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет....

Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет.

Данная программа ориетирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования,  на применение индивидуальных п...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...