Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет.
рабочая программа (5 класс) по теме
Данная программа ориетирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования, на применение индивидуальных приемов обучения к каждому учащемуся. Программа осуществляет дифференцированный подход к учащимся, отличающимся по уровню подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_truba_5_let.doc | 328.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 1»
с.п. Салым
Рекомендована
НРМОУ ДОД «ДШИ № 1»
методическим советом
протокол № 1
от « » ______2010г.
Утверждаю
директор__________А. В. Лавров
приказ №__от_____2010г.
Образовательная рабочая программа
по предмету
«Музыкальный инструмент»
Труба
для учащихся отделения духовых инструментов
( по учебному плану сроком обучения 5 лет)
Составитель: Иргалин Рамазан Абдрахманович
Пояснительная записка
Важной задачей образования в нашей стране является всестороннее развитие молодого поколения.
Сейчас, когда широко развита электроника и техника, когда Интернет глубоко укоренился в человеческом сознании, молодое поколение все больше отдаляется от искусства и замыкается на компьютерных развлечениях. Все меньше можно найти ребят, увлеченных музыкой, желающих посещать творческие коллективы, коллективы художественной самодеятельности. Особую актуальность сейчас приобретает проблема тенденции к снижению художественно-творческого уровня в музыкальном творчестве. В связи с демографической ситуацией стало меньше детей, обучающихся на духовых инструментах, т.е. сократилось количество детей, желающих обучаться на духовых инструментах, заметно упал возраст поступающих.
Значительный вклад в решение этой проблемы вносят музыкальные школы, школы искусств, где дети через мир музыки постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить, искать, творить. Очень важно, чтобы каждому была привита любовь к музыке, чтобы каждый, независимо от того, станет он профессионалом или нет, научился передавать свои переживания, мысли языком музыки и понимать ее.
Музыкальные школы призваны, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу расширения сферы своего воздействия, обучая практически всех желающих.
Данная программа составлена на основе типовой программы «Специальные классы духовых и ударных инструментов» для детских музыкальных школ под редакцией В.Н. Литвинова, утвержденной Министерством культуры СССР 1975 г., «Примерных репертуарных списков для медных духовых и ударных инструментов» под редакцией Р.М. Гехта, В.Б. Кричевского, утвержденных Министерством культуры СССР, 1992 г., «Методических указаний по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ, утвержденных приказом Министерства культуры СССР, 1988 г.
Срок обучения игре на трубе (5 лет) определен действующим в ДМШ учебным планом, утвержденным Министерством культуры РФ 2005г.
Программа ориентирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования, на применение индивидуальных приемов обучения к каждому учащемуся, основанных на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники, воспитания художественного мышления.
Программа осуществляет дифференцированный подход к учащимся, отличающимся по уровню подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.
Предлагаемые примерные репертуарные списки по классам содержат произведения различной степени трудности и дают большие возможности для проявления педагогической инициативы.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, раскрывается в годовых требованиях по годам обучения. Программа предлагает различные по степени трудности перечни музыкальных произведений для использования на академических концертах, экзаменах, которые отражены примерных переводных и экзаменационных выступлениях по годам обучения и разному уровню подготовки учащихся: уровень общеэстетического образования, повышенный уровень, уровень раннего профессионального ориентирования.
Срок обучения игре на трубе (5 или 7 лет) определен действующим в ДМШ учебным планом, утвержденным Министерством культуры РФ 2001г.
Выбор программы сроком обучения 5 или 7 лет зависит от возраста учащегося, общей подготовки, физических и музыкальных данных.
В класс трубы принимаются дети, как правило, в возрасте 10-12 лет, не имеющие специальной подготовки, но обладающие хорошим здоровьем, физически развитые (здоровые сердце, легкие, правильная структура и форма губ, зубов, рук). Если ребенок поступает в класс трубы с 8-9 лет, то он обучается по 7-летней программе.
Различное продвижение учеников в обучении и воспитании отражено в годовых и примерных переводных и экзаменационных требованиях программы.
Цели курса.
1. Создание условий для гармоничного сочетания музыкально-художественного воспитания и технического обучения детей на музыкальном инструменте, формирования их активной позиции в музыкальной жизни (домашнее музицирование, школа, самодеятельность, профессиональное учебное заведение);
формирования художественно-эстетических вкусов учащихся на лучших образцах классической и современной духовой музыки.
2. Создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса.
Задачи курса.
1. Обучить практическим навыкам владения музыкальным инструментом (трубой):
- научить грамотно, точно, выразительно исполнять инструктивно-технический материал (гаммы, арпеджио, упражнения на разные виды техники, этюды),
- а также музыкально-художественные произведения – пьесы, соло и с сопровождением фортепиано, ансамбли, отрывки оркестровых сочинений разных жанров.
- обучить владению всеми исполнительскими средствами звукоизвлечения (техника дыхания, губ, языка, пальцев), а также общемузыкальными выразительными средствами – осмысленной фразировкой, динамикой, штрихами.
- развивать взаимодействие координированных функций – зрительных, слуховых, двигательных и т.д., а также развивать слух, ритм, музыкальную память
- Приобщить к музыке, познакомить с лучшими образцами духовой музыки.
- Формировать желание быть активным участником домашнего музицирования, художественной самодеятельности, заложить профессионально-технический фундамент для дальнейшего развития учащегося.
- Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки самостоятельного анализа своего исполнения, а также других исполнителей, познакомить детей с важнейшими принципами самоконтроля.
Содержание и структура программы
Основополагающим материалом методики обучения детей игре на трубе программы послужили общепризнанные методические труды С. В. Розанова, А. И. Усова, Б. А. Дикова, С. В. Болотина, Л. Е. Липкина; статьи и специальные разработки последних лет по вопросам преподавания игры на трубе.
Программа излагает общие принципы методики преподавания игры на трубе, основанные на трудах М. Табакова, С. Розанова Т. Докшицера:
— развитие технических навыков у учащегося должно проходить в тесной связи с художественным развитием;
— в процессе работы учащихся над музыкальным материалом необходимо добиваться сознательного его усвоения;
— в основу правильной постановки игры на том или ином духовом инструменте должно быть положено знание анатомии и физиологии органов, участвующих в процессе игры.
Обучение игре на трубе - сложный, кропотливый процесс.
Поступив сразу в две школы (общеобразовательную и музыкальную), дети сталкивается с большим потоком новой информации. Они начинают понимать, что учение – это, прежде всего труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений.
Поэтому у многих детей наступает разочарование, т.к. они не выдерживают больших физических и психических нагрузок, не могут приспособиться к новому режиму.
Задача педагога предотвратить этот критический момент и сформировать желание учиться в музыкальной школе.
Перед начинающим учеником нельзя ставить сразу большие задачи, т.к. нарушение основного дидактического принципа последовательности в обучении вызывает психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций.
Эмоциональный тонус преподавателя создает благоприятное условие для быстрого образования рефлекторных навыков ребенка. Необходимо искать новые формы занятий с применением разнообразного изучаемого материала
Основной формой учебно-воспитательной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. Однако в первые годы обучения (подготовительная группа, 1-2 кл.), наряду с традиционной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется для работы с двумя – тремя учениками одновременно.
На первом этапе обучения важно заложить правильные основы формирования исполнительского аппарата.
Первоначальный этап обучения - это этап приспособления к инструменту, этап доинструментального обучения.
Задачей доинструментального периода обучения является подготовка исполнительского аппарата учащегося к выполнению функций, для выработки как общей, так и индивидуальной техники.
Одна из важных функций данного периода заключается в освобождении мышц и мышечных групп от излишнего напряжения.
До того как взять инструмент в руки, необходимо с помощью специально подобранных упражнений подготовить исполнительский аппарат к управлению звучанием трубы.
В работе используется такой прием, как наигрывание несложных песенок при помощи губ. Например, преподаватель играет при помощи губ песенки «В лесу родилась елочка», «Старинная французская песенка» Чайковского, «В траве сидел кузнечик» Шаинского, а дети угадывают прослушанные мелодии. Желательно учебные задания проводить в форме игры типа «Угадай мелодию». Можно чередовать игру педагога на губах с детским исполнением: запев играет педагог, а учащийся – припев, или наоборот.
Затем дети самостоятельно учатся наигрывать при помощи губ несложные песенки. Учащимся объясняют для чего им необходимо научиться «играть на губах». Дети, которые хорошо научатся играть на губах, вырабатывают остроту слуха. На этом этапе обучения дети перед зеркалом отрабатывают упражнения, которые тренируют губные мышцы («хоботок»- на напряжение, «подставочка», «жужжание» - на расслабление и т. д.). Чтобы у детей не пропадал интерес к урокам необходимо применять разнообразные приемы.
Например, преподаватель выстукивает барабанными палочками не сложные ритмы, а дети наигрывают их при помощи губ. Такая работа дает интересные результаты по развитию ритмического чувства, а также улучшению координации работы рук.
Доинструментальному периоду обучения необходимо уделять достаточно времени, он является частью общей методики и имеет свое научно – теоретическое обоснование. Только после этого детям предлагается инструмент для наработки тактильных ощущений, навыков по правильному держанию инструмента.
Следовательно, до того как взять инструмент в руки, необходимо с помощью специально подобранных упражнений подготовить исполнительский аппарат к управлению звучанием инструмента.
Мышечная организация исполнительского аппарата строится с опорой на представления качественного звучания, так звук является материальным носителем в музыкальном искусстве.
Подготовка компонентов исполнительского аппарата к управлению звучанием инструмента, основанная на психофизиологических закономерностях построения и координации исполнительских движений с учетом механизмов звукообразования на духовых инструментах, является той базой, на которой постепенно и последовательно формируется основа музыкально-художественного мышления учащегося.
Каждый вид духового инструмента предполагает организацию специфических движений и действий, т.е. «постановку» губного, двигательного аппарата, исполнительского дыхания и др.
Организация двигательной координации на определенном инструменте, в основном, свойственна всем исполнителям на данном инструменте. Поэтому технику, освоенную с учетом специфики звукообразования на трубе, следует назвать обобщенной или базовой.
Базовая техника имеет основные свойства, связанные с общей постановкой исполнителя: дыхание амбушюром (состояние мышц губ и
губ вокруг рта, регулирующие воздушную струю), движением языка и пальцев. Общая техника позволяет постепенно и последовательно осваивать индивидуальную технику, которая тесно связана с развитием музыкального мышления исполнителя. Чем тоньше музыкальный слух, тем сложнее и многообразнее координационные связи базовой техники, присущими особенностями и способностями. Удачное определение инструмента положительно сказывается на процессе формирования навыков игры на духовом инструменте.
При игре на трубе большое значение имеет постановка корпуса, головы, рук, ног. Каждый инструмент имеет свои особенности и в зависимости от этого исполнитель принимает наиболее рациональное для данного инструмента положение корпуса и, в особенности, рук. При игре на трубе ученику не следует голову отклонять назад, т.к. мундштук при этом оказывает излишнее давление на нижнюю челюсть. А при наклоне головы вниз - мундштук давит на верхнюю челюсть.
На начальном этапе обучения особое внимание следует уделить темпу урока. Чрезмерно быстрый или замедленный темп одинаково отрицательно влияет на устойчивость и концентрацию внимания детей.
В инструментальном классе необходимо разумно сочетать возможности индивидуального обучения с коллективными формами занятий (внутриклассные ансамбли, аккомпанемент). Такой путь поможет успешнее найти оптимальное решение проблемы обучения очень разных по своим способностям детей.
Начальную подготовку учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста могут получить, обучаясь на блок-флейте и других детских музыкальных инструментах.
Особенно следует учитывать, что исполнительство на трубе имеет свою закономерность. Основные свойства этой закономерности связаны с общей постановкой исполнителя: дыханием, амбушюром (состоянием губ и мышц вокруг рта, регулирующих воздушную струю), движением языка и пальцев.
Необходимо проводить уроки по ознакомлению с устройством, названием частей, взаимодействием механизмов трубы, применением этого инструмента в музыкальной практике.
Детям показывают, как надо стоять и держать инструмент при игре, объясняют основные правила разборки, обращения с инструментом, хранения его в футляре. Учащихся знакомят с историей возникновения трубы, принципами работы внутренних механизмов разных духовых инструментов. Флейтовые, в которых вибратором служит струя воздуха; язычковые – где движется эластичная пластина-прерыватель. Мундштуковые, в которых вибратором являются губы исполнителя – трубача, тенориста, баритониста.
Овладение игрой на трубе во многом зависит от рациональной постановки мундштука. Поэтому необходимо помочь ученику найти наиболее правильное расположение мундштука на его губах, учитывая индивидуальные особенности. Детям показывается, как надо формировать губы для игры. Прежде чем дать ученику трубу, следует провести с ним несколько уроков звукоизвлечения на мундштуке, т.к. ученику первого года обучения (9-10 лет) физически тяжело держать трубу на протяжении всего урока, даже пользуясь перерывами, а еще более трудно сразу начать играть протяжные, выдержанные ноты.
После того, как учащийся привыкнет правильно и удобно устанавливать мундштук на губах, необходимо его научить приемам извлечения звука. После он переходит к ознакомлению с комплексом исполнительской техники и систематическим занятием на инструменте.
Умелое владение дыханием – важнейшее звено исполнительской техники. От дыхания зависит чистое интонирование, качество звука нюансировка, а также правильное членение музыкальной фразы. Поэтому следует уделить особое внимание трем основным видам дыхания (грудное, диафрагмальное (брюшное), грудо-брюшное), а также способом дыхания и показу их выполнения. Вдох через нос – основной способ дыхания трубача. Такой способ вдоха не нарушает форму губ, они остаются в той же позиции, в какой бывают с приставленным мундштуком для звукоизвлечения.
После того, как окрепнет амбушюр, можно ознакомить ученика с комбинированным дыханием через нос и рот, не допуская растяжки губ. Систематическая тренировка с помощью упражнений без инструмента и на инструменте поможет научиться управлять дыхательной мускулатурой, заставляя ее работать без усилий на опертом дыхании.
Программа рекомендует серию упражнений дыхательной гимнастики. На протяжении всего обучения педагог тщательно работает над качеством звука ученика, извлекаемого на трубе. Качество звука зависит от степени развития дыхания, губ и языка, а также пальцев рук.
Работа губ – одно из основных и сложных действий процесса звукоизвлечения. С первых же уроков следует контролировать формирование амбушюра ученика, не допуская растягивания губ, обращая внимание на сосредоточивание мускульных усилий в центре, где должна создаваться вибрация.
Для развития силы напряжения и сокращения губных мышц применяются различные упражнения, и среди них – систематическое исполнение продолжительных звуков в медленном темпе, а также упражнения
ввиде ряда арпеджио, составляющих определенную ладогармоническую последовательность.
Детей знакомят с функциями языка в процессе игры на инструменте, различными способами атаки языка: твердая, мягкая, вспомогательная. Качество атаки – ее четкость, ясность – зависит от правильного и согласованного взаимодействия губ, языка, дыхания, пальцев.
На первых уроках надо объяснить, как добиться четкости, ясности извлечения звуков без резкости, приводящих к напряжению языка, но и без лишней мягкости, что ведет к неопределенности начала звука. Овладение этим исполнительским приемом требует упорной, продолжительной работы. Только после усвоения твердой и мягкой атаки, а также плавного, непрерывного ведения звука, можно познакомить ученика со способами соединения звуков (легато), общими употребительными динамическими оттенками.
Тренировочным упражнениям артикуляционного аппарата, упражнениям по звукоизвлечению следует уделять серьезное внимание, начиная с 1-х уроков. Практика показывает, что полезны упражнения для укрепления мышц, языка и губ, построенные на игре половинных, четвертных и целых нот в среднем регистре.
Основная форма обучения игре на медных духовых инструментах, приобретения и закрепления знаний, навыков – регулярные индивидуальные занятия ученика в классе под руководством преподавателя.
Важнейший принцип методики преподавания – систематическое руководство процессом обучения на основе продуманного индивидуального плана, составляемого на каждую учебную четверть.
В индивидуальном плане должны найти отражения:
а) способы решения главной педагогической задачи – обучение и воспитание учащегося;
б) обоснование намеченных мер, исходя из реальных результатов предшествующих занятий, а также примерный репертуар, предусматривающий прохождение произведений, которые содействовали бы раскрытию лучших задатков ученика, развитию его исполнительской техники, художественного воспитания, связанного с вхождением в мир музыки.
Целесообразно выбирать произведения не слишком чуждые характеру ученика, а чем-то интересующие его.
Задача педагога – тактично, умело помочь ребенку определить отношение к музыке, развить замеченное тяготение к сочинениям определенного жанра.
При подборе репертуара не рекомендуется включать в него произведение завышенной трудности. Это может отразиться на качестве исполнения, породить небрежность в игре.
Однако, если есть уверенность, что учащийся справится с заданием и ему не грозит опасность перенапряжения губного аппарата, отказываться от трудных сочинений не следует.
План занятий предусматривает, прежде всего, работу по развитию технических навыков, систематическую тренировку – игру гамм, упражнений, освоение разных видов фактуры, высокого и низкого регистров и т.д.
Для расширения репертуара ученика полезно включать в план несколько произведений в порядке ознакомления с музыкой разных стилей, сочинениями выдающихся композиторов прошлого и современности. Ознакомление с разнообразными по жанру произведениями: народные песни, романсы классиков, отрывки из оперных, балетных, симфонических, камерных произведений, расширяет кругозор ученика и дает возможность упражняться в разборе нотного текста, чтении нот с листа, транспонировании в разные строи, ансамблевом исполнении.
В индивидуальном плане надо предусмотреть, что будет исполнять ученик на экзамене, зачетах, концертах, вечерах и т.д.
В конце каждого полугодия составляются краткие характеристики учащихся, где указываются успеваемость, отношение к работе, успехи и недостатки.
Методически правильно построенный урок состоит из проверки выполнения домашнего задания, разбора исполненных произведений, объяснения задания к следующему уроку. Урок будет не полноценным, если нарушить этот основной принцип его построения. Даже самый хороший ученик не будет стараться как можно лучше приготовить урок, если его не проверять на каждом занятии.
Работа над произведением заключается в прослушивании его и высказывании замечаний, поправок; ученик должен показать, чего он достиг,
работая над звучностью, ритмом, динамикой, выразительностью и т.п. Такая форма работы позволяет решать исполнительскую задачу, устранять недостатки, практически овладевать основными принципами работы над произведениями.
Очень важно на каждом уроке уделять время разбору незнакомого нотного текста, чтению с листа, выбирая доступные этюды, пьесы. Разбору нового произведения лучше посвятить середину урока или его конец. Для того, чтобы помочь ученику понять характер и особенности нового произведения, педагог проигрывает его полностью или частично, а потом дает пояснения.
Игра педагога – важный элемент урока как в учебно-воспитательном, так и в психологическом отношении. Поэтому она должна доставлять художественное удовольствие, обогащать яркими впечатлениями, служить своего рода эталоном, стимулировать стремление к дальнейшей самостоятельной работе ученика. Проигрывание приносит большую пользу, чем самые подробные словесные объяснения, т.к. содержание и особенности даже легкой пьесы, этюда, нельзя передать словами. Однако частое и постоянное проигрывание изучаемого произведения не рекомендуется, т.к. оно может затормозить развитие инициативы ребенка. Поэтому надо стараться больше давать самостоятельных заданий и руководить их выполнением, поощрять их инициативу, активность и настойчивость в достижении цели. Словесные объяснения педагога занимает довольно большую часть урока. Они должны быть понятными, доходчивыми, убедительными, с учетом возраста и музыкальной подготовки ученика. Кроме словесных пояснений и проигрывания,
педагог пользуется другими методами, раскрывая содержание произведения. Например, когда ученик играет, то педагог корректирует темп и характер музыки посредством жестикуляции – дирижирования или подпевает в полголоса, тактично воздействуя на игру ученика.
Задачей педагога – не только обучать игре на трубе, но и воспитывать навыки самостоятельной работы, организуя, направляя и контролируя домашнее занятие ученика. Самостоятельная работа уже частично начинается в классе. Педагог должен приучить ученика на уроке заниматься также свободно, как он делает это дома, без педагога, и дома – также сосредоточенно, как на уроке. При организации самостоятельной работы ребенка надо учитывать степень его способности и подготовки, музыкальное развитие и индивидуальные особенности. Главное условие прочности знаний и навыков, получаемых в классе – регулярные домашние занятия, т.к. исполнительский аппарат трубача должен находиться в подготовленном к работе состоянии. Работа органов дыхания, губ, языка и пальцев в процессе игры на трубе должна приобрести специфический характер, тем самым резко должна отличаться от действий в обычных бытовых условиях. Пропущенный день занятий отрицательно отражается на успеваемости учащегося. Надежда наверстать упущенное удвоением часов домашних занятий не дает положительных результатов, а наоборот, приводит к переутомлению губных мышц. Заниматься рекомендуется в три приема (утром, днем, вечером). Примерная длительность ежедневных занятий в первый год обучения: в первом полугодии не более 1 часа, а во втором – 1,5- 2 часа. На втором году обучения – 2,5- 3 часа, на третьем году – 3- 3,5 часи больше. Этот приблизительный расчет не является обязательным регламентом, а лишь помогает ученику распределять время на домашнюю работу.
Порядок распределения изучаемого материала при самостоятельной работе ученика состоит: а) проигрывание небольшого количества тренировочных упражнений, необходимых для привидения исполнительского аппарата в рабочее состояние; б) работа над этюдами, которые тщательно разучиваются и это дает улучшение качества звучания, точность интонации, ритмической устойчивости и выразительности.
Важной частью самостоятельной работы является приобретение навыков самоконтроля, умения внимательно слушать собственное исполнение и отдавать себе отчет в том, что из сыгранного удалось, а что требует доработки, исправления, в каких местах возникают неверные ноты, нарушается темп, не хватает дыхания для ровного окончания фразы, отчетливости звукоизвлечения и т.д. Важно приучить ученика выяснять причины неудачи.
Чтение нот, искусство игры с листа занимает важное место в подготовке юного музыканта. Необходимо с первого года обучения уделять чтению с листа 15 минут на уроке по любой специальности. Первый этап формирования навыка чтения с листа – разбор нотного текста, т.е. медленное, точное извлечение отдельных звуков мелодии, записанной нотами, соблюдением дополнительных знаков текста. Не пропускается ни один штрих,
ни одно указание в отношении динамики, нюансов и т.д. Произведение проигрывается в темпе, позволяющем сосредоточить внимание на важных местах; при надобности из текста выделяются какие-то детали и воспроизводится повторно.
При таком способе разбора возможны остановки в конце построения мелодических фраз, предложений, а также возвращение к одному и тому же трудному месту. Для воспитания навыка чтения нот важно приучить ученика предварительно просматривать новый текст, мысленно прослушивая его. Это дает возможность представить себе характер пьесы, способствовать развитию внутреннего слуха. Необходимо приучить ученика во время исполнения зрительно охватывать как можно больший отрезок нотного текста. Умение смотреть вперед и слышать внутренним слухом предыдущий такт – залог успеха в овладении игрой с листа.
Воссоздание нотного текста – это ряд целенаправленных, взаимосвязанных исполнительских действий:
1. Определение общего характера произведения, его темпа, тональности; беглый просмотр текста для того, чтобы понять звуковысотные и метро-ритмические особенности.
2. Собственное исполнение, т.е. одновременно происходит зрительный охват, мысленное восприятие текста и его озвучивание, в котором участвует весь игровой комплекс музыканта.
Важное значение для успешного чтения с листа имеет мгновенная двигательная реакция на указания («сигналы» нотного текста).
Быстрота и точность моторной реакции на обозначении текста зависят от владения аппликатурной техникой. Аппликатура может быть сведена к небольшому количеству основных формул, из которых получаются всевозможные сочетания. Усвоение основных форм аппликатуры гарантирует свободное владение ими; игровые движения, доведенные до автоматизма, формулы, запечатлевшиеся в мозгу исполнителя, трансформируются в моторно-технические действия, направленные на творческое воссоздание музыкального произведения.
Методически целесообразным считается способ, при котором мелодия воспринимается группами нот, фразами, имеющими смысловое значение, с учетом ритмического элемента, как одного из главных компонентов музыки.
Очень важно обратить внимание на то, что в музыке есть много готовых музыкально-технических формул, знание которых облегчает приобретение навыков чтения с листа. Находить их в нотном тексте – значит более свободно читать с листа. Проигрывая гаммы (во всех тональностях и с любой ступени звукоряда), арпеджио, ученик работает над усвоением системы элементарных музыкальных формул и комплексов, тем самым приобретает техническую свободу исполнения, запоминает большое количество формул и привыкает к изображению в нотной записи. Например, ученику предлагается сыграть гамму до мажор, а потом дается задание – сыграть с листа упражнение, этюд, включающее эту гамму; таким же образом, играются арпеджио и читается с листа соответствующие упражнения.
Рекомендуется практиковать как индивидуальные формы занятий, так и совместные (коллективное музицирование, ансамблевые формы игры по типу ученик с педагогом, ученик с учеником, квартет учеников).
На уроке можно организовать игру с листа таким образом: часть учеников играют с листа, а другие внимательно следят за игрой ансамбля; затем группы меняются. Этот способ может научить играть с листа, следить по нотам за исполнением (читать и слушать), что очень важно – одновременно тренироваться в развитии внутреннего слуха.
Труба – относятся к группе транспонирующих музыкальных инструментов, т.е. таких, звучание которых как бы смещено вверх или вниз по сравнению с нотной записью; партия их в зависимости от их строя нотируется на определенный интервал выше или ниже подлинного звучания. Этот инструменты имеют возможность исполнять музыкальные произведения в любой тональности, не меняя при этом техники звукоизвлечения и сохраняя общепринятой аппликатуру.
К изучению способов транспонирования необходимо приступить в первый же год обучения игре на трубе, организуя практические занятия в классе и дома.
Начинать упражнения следует на легком знакомом, пройденном материале, хорошо закрепленном в слуховой памяти. Практиковаться в транспонировании можно несколькими вспомогательными способами:
1) читать ноты в слух, как книгу, транспонируя на заданный интервал, называя (напевая) звуки новой тональности; материалом для этой цели может служить любой нотный текст – гаммы, этюды, пьесы и т.д.; этим же способом можно упражняться дома, на прогулке, в классе;
2) сольфеджировать (петь) нотный текст, транспонируя на заданный интервал (вверх или вниз), произнося при этом звуки новой тональности и одновременно применяя соответствующую аппликатуру;
3) упражняться в транспонировании нотного текста на инструментах, взяв за основу выученные ранее этюды, пьесы.
Работа над упражнениями, гаммами, этюдами и музыкальными произведениями.
С целью содержательного исполнения музыкальных произведений учеником необходима постоянная и настойчивая работа над развитием исполнительской техники и овладением выразительными средствами. Техническая подготовка должна сочетаться с работой над музыкальным произведением. Подлинного технического мастерства можно достичь, используя систему ежедневных тренировочных занятий, в которую входит игра звуков продолжительной длительности, гамм, арпеджио, упражнений в интервалах и этюдах.
Игра звуков продолжительной длительности – одно из распространенных и эффективных видов упражнений, которые комплексно развивают технику дыхания губ, языка, всех видов звукоизвлечения. Играя эти упражнения, ученик должен внимательно следить за четким началом звука, устойчивостью интонирования; контролировать качество динамических оттенков, точность окончания звуков в соответствии с заданным размером. Среди различных средств, обеспечивающих успешное развитие технических навыков, важное место занимает работа над гаммами.
Начинать изучение лучше всего с мажорных гамм; играть их следует в медленном или среднем темпе в пределах освоенного диапазона. После освоения несколько мажорных гамм можно приступить к минорным гаммам. Ежедневно ученик должен работать над одной двумя гаммами и соответствующими арпеджио.
Непременным условием успешной работы над гаммами и арпеджио является усвоение принципов их строение, умение различать гаммы на слух и строить любую из них от любой ступени. При любом способе гаммы и арпеджио следует играть штрихами деташе, стаккато, легато, различными ритмическими группами, применяя разнообразную аппликатуру. Дыхание брать через нос, последнюю ноту перед взятием дыхания доигрывать до конца, не укорачивая, не обрывая, филируя до полного затухания; исполнение гаммы начинать и заканчивать с сильной доли.
В старших классах работа над гаммами должна быть самостоятельной и творческой.
Переходом к игре этюдов завершается первоначальный период тренировочных упражнений и начинается новый, более ответственный, в котором специальные технические задачи сочетаются с музыкальными, создаются предпосылки для успешной работы над музыкальным произведением. Необходимо подбирать для учащегося такие этюды, которые на
данной ступени развития соответствуют подготовке, способностям и индивидуальным особенностям учащегося.
Работа над этюдами имеет свои особенности и закономерности. В начале объясняется цель, которая преследуется этим заданием, а также особенности данного этюда. Затем этюд проигрывается в медленном темпе без остановок. Педагог обращает на режим дыхания, который изменяется от темпа исполнения.
Основная работа над этюдами состоит, во-первых, в том, что ученик несколько раз проигрывает его в медленном темпе, обращая внимание на детали фактуры, качество звучания, работу исполнительского аппарата; во-вторых, в тщательной проработке наиболее трудных мест.
Переходным этапом от этюдов к произведениям крупной формы являются миниатюры. Рекомендуется подбирать для разучивания миниатюры двух-трех частного строения, с контрастными по характеру частями.
Основные принципы работы над музыкальным произведением предусматривают разделение процесса на три этапа.
На первом этапе объясняется форма, содержание, характерные особенности (тональность, метроритмическая структура, динамика и т.д.) пьесы, сообщаются краткие сведения о композиторе и его творчестве, намечается план и способы работы над произведением.
Ознакомившись с нотным текстом, содержанием и формой произведения, авторскими и исполнительскими обозначениями темпа, динамики, штрихов, режимом дыхания, приступают к проигрыванию музыки в медленном темпе.
Второй этап работы над музыкальным произведением – самый ответственный, сложный и длительный. На этом этапе осуществляется одновременный процесс совершенствования техники исполнения и проникновения в содержание пьесы, обращается большое внимание на фразировочные лиги, знаки цезур, обозначения динамики, различия в артикуляции. После глубокого анализа пьесы, она играется целиком с начала до конца. Особое внимание должно быть сосредоточенно на двух основных задачах: мелодической и ритмической.
Третий, заключительный этап работы, предусматривает игру без остановок и обязательно с аккомпанементом.
Произведение исполняется на память, уверенно, устойчиво в интонационном отношении. В исполнении произведения целиком и на память проверяется качество общемузыкальной подготовки ученикам. Если происходит срыв, остановка, то в этом обвиняют память, хотя истинным виновником почти всегда является несовершенство техники. Техника помогает памяти, а игра на память помогает технике. Большое значение для успешного выступления имеет хорошо продуманная и планомерно проведенная подготовка, которая включает – исполнение в сопровождении фортепиано. Аккомпанемент является органической частью художественного произведения, одним из важных средств воплощения музыкального образа. Изучать партию аккомпанемента надо во всех подробностях, т.к. в ней заключены гармонические, ритмические, динамические, штриховые особенности, которые очень важно согласовать с партией трубы. Недооценка этой стороны приводит к нарушению ансамбля.
Важнейшей частью подготовительной работы является техническое состояние исполнительского аппарата. Чем ближе время, назначенное для концертного выступления, тем меньше следует затрачивать сил на технику исполнения. Вместе с тем, не следует резко менять привычный режим, т.к. это может не благоприятно отразиться на состоянии нервной системы и общем самочувствии.
К непременным условиям успешного концертного выступления относятся:
1. Прочное усвоение, твердое запоминание произведения, его составных частей в логическом единстве, включая партию аккомпанемента.
2. Сосредоточенность внимания на исполняемой музыке: ничем не отвлекаться, бережно хранить ее в памяти, стараясь полностью осуществить исполнительский замысел.
3. Полная исправность, надежность, точная настройка инструмента.
4. Как можно более частые публичные выступления. Они воспитывают волевые качества, необходимые концертанту, уверенность и самообладание, опыт и творческое эстрадное самочувствие; кроме этого развиваются необходимые исполнительские качества, укрепляется память, выдержка, приобретается навык эмоциональной настройки, сосредоточенности в процессе игры.
Контроль и учет успеваемости.
Проверка технической подготовки учащихся, умение читать ноты с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору, по слуху, транспозиции на доступном для ученика уровне осуществляется педагогом во время уроков на протяжении всего периода обучения, а также на контрольном уроке в присутствии 2-х, 3-х педагогов отдела.
Зачеты по проверке технической подготовке учащихся проводится два раза в год со 2 класса. При учете успеваемости необходимо уделять серьезное внимание качеству исполнения произведений на академических концертах, экзаменах и других публичных выступлениях, а также оценивать его умение самостоятельно и разносторонне изучать произведения разных жанров, играть в ансамблях, аккомпанировать, читать ноты с листа, овладевать исполнительской техникой на материалах этюдов и упражнений. Рекомендуется в течение учебного года не менее 2-х, 3-х раз выступить на академических концертах с исполнением произведений различных жанров и форм (сольных и ансамблевых). Количество произведений не ограничивается.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускных классах (5 класс).
Экзаменационные программы, составляются в соответствии прогаммных требований по годам обучения и разного уровня подготовки учащихся: уровень общеэстетического образования, повышенный уровень, уровень раннего профессионального ориентирования.
В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая (без оценки) произведения выпускной программы.
В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах.
Участие в отборных прослушивания, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлениям на академическом концерте. Все выступления должны тщательно обсуждаться. Важно проанализировать развитие учащихся, затрагивая такие вопросы, как подбор репертуара, недостатки исполнения, пути их преодоления с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Программы всех выступлений учащихся, а также выводы обсуждения фиксируются в книге отдела и в индивидуальных планах учащихся.
При выведении итоговой (переводной) оценки:
1. Оценка итоговой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения.
2. Оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков.
3. Другие выступления ученика в течение учебного года.
Характеристика ученика на конец года должна освещать следующие стороны его индивидуальности:
1. Уровень музыкальных данных (слух, ритм, память), соответствие исполнительского аппарата ученика данному инструменту, степень приспособляемости к инструменту.
2. Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции.
3. Отношение к музыке, музыкальным занятиям.
4. Работоспособность, собранность.
5. Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений.
6. Успехи к концу года.
7. Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.
Для характеристики учащихся с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества, как наличие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные.
Годовые требования
1 год обучения
Технологические задачи:
- Познакомить с правилами постановки трубача: положение корпуса, ног, головы, пальцев, а также инструмента во время игры.
- Дать краткие сведения по истории трубы; устройство современной трубы, название ее частей, их взаимодействие во время игры; правила ухода за трубой и мундштуком.
- Практическое знакомство с понятием амбушюр; развитие губных мышц; освоение основных видов дыхания; овладение простейшими исполнительскими навыками: изготовка к звукоизвлечению; вдох- выдох; игра натурального звукоряда.
- Развитие технических приемов и укрепление исполнительского аппарата посредством твердой атаки, усвоить на практике способы атаки; научить четкому, правильному произношению (артикуляции) слогов «ту»- твердая атака.
- Освоить основные штрихи, применяемые при извлечении, ведении и соединении и окончании звуков (деташе и легато).
- Добиваться ровного, чистого звука, устойчивого по интонации, разнообразного по динамике.
Музыкально-художественные задачи:
- формировать и развивать музыкальное образное мышление, умение чувствовать и передавать строение музыкальных фраз и предложений в их связях и взаимосвязях.
- Развивать музыкально-ритмическое чувство, умение воспринимать и воспроизводить простые ритмические группы и последовательности групп с метроритмическими закономерностями.
- Развивать музыкально-слуховые представления, умение воспринимать и передавать жанровые особенности песни, марша, танца.
- Добиваться выразительного звучания отдельного звука и технически освоенных музыкальных эпизодов.
В течение первого года учащийся выучивает и играет мажорные и минорные гаммы до одного знака при ключе, а также арпеджированные трезвучия в прямом движении;
играет в одну октаву гаммы до мажор, ля минор, ре минор и ми минор, используя весь регистр малой октавы;
играет гаммы и арпеджио целыми половинными, четвертными длительностями штрихами деташе, легато;
усваивает соответствующую аппликатуру в первой октаве, в том числе и в малой октаве, применяет динамические оттенки p, f, mp, mf.
Изучает упражнения в исполнении продолжительных звуков в медленном движении, упражнения в применении основных динамических оттенков p, f, mp, mf., упражнения в интервалах секунды, терции, кварты, упражнения для изучения штриха легато; 4-6 этюдов, 5-6 легких пьес в пределах освоенного диапазона.
. Экзаменационные требования.
В конце первого полугодия проводится контрольный урок, на котором учащийся исполняет гаммы до мажор, ля минор в одну октаву в умеренном темпе; одну пьесу наизусть.
В конце года проводится концерт-дебют, на котором учащийся исполняет выразительно и технически правильно две разнохарактерные пьесы с фортепиано.
Примерные программы переводных выступлений:
1-й вариант
(уровень допрофессиональной подготовки)
1. Д. Кабалевский «Песенка про Петю»
2. У.н.п. «Лисичка»
2-й вариант
(повышенный уровень)
1. В. Калинников «Тень-тень»
2.Л Бетховен «Цветок чудес»
3-й вариант
(уровень общего художественно-эстетического образования)
1.Р.н.п. «Не летай, соловей»
2. Р.н.п. «Диби-диби»
Репертуарные списки первого года обучения
Этюды.
И. Станкевич | Этюды №1-20 (по выбору) | «Легкие этюды для валторны» М.1981 г. |
Л. Чумов | Этюды (по выбору) стр. 10-15 | «Школа начального обучения игры на трубе» М. 1939г. |
Ю Усов | Этюды (по выбору) стр.15-20 | «Школа игры на трубе» М. 1991 |
Л. Липкин | Этюды (по выбору) стр. 10-20 | «Начальные уроки на трубе» М.1959 |
Л Чумов | Этюды (по выбору) стр.3-16 | «Первые шаги трубача» М. 1987г. |
Пьесы
Р.н.п. | «Я гуляю» | «Школа начального обучения игре на трубе» составитель Л. Чумов М.1979г. |
В. Моцарт | «Азбука» | Школа начального обучения игре на трубе» составитель Л. Чумов М.1979г. |
Р.н.п. | «Качи» | Школа начального обучения игре на трубе» составитель Л. Чумов М.1979г. |
В. Калинников | «Тень-тень» | «Школа игры на трубе» С. Баласанян М.1988г. |
Р.н.п. | «Соловей Будимирович» | «Начальные уроки на трубе» Л. Липкин М. 1959г. |
М. Красев | «Песня» | «Начальные уроки на трубе» Л. Липкин М. 1959г. |
В. Ребиков | «Песня» | «Начальные уроки на трубе» Л. Липкин |
Р.н.п. | «Ходила младешенька» | «Начальные уроки на трубе» Л. Липкин
|
У.н.п. | «Журавель» | Начальные уроки на трубе» Л. Липкин М. 1959г. |
Р.н.п. | «Во поле береза стояла» | Начальные уроки на трубе» Л. Липкин |
Р.н.п. | «Детская песенка» | «Юный тромбонист» составитель В. Огия М. 1990г |
Р.н.п. | «На зеленом лугу» | Юный тромбонист» составитель В. Огия М. 1990г |
Х. Альберт | «Анданте» | Юный тромбонист» составитель В. Огия М. 1990г |
Р.н.п. | «Ходит зайка по саду» | Юный тромбонист» составитель В. Огия М. 1990г |
Р.н.п. | «Во саду ли, во огороде» | «Хрестоматия для кларнета» составитель А. Штарк, И. Мозговенко М.1981г. |
Р.н.п. | «Ах, вы сени, мои сени» | Хрестоматия для кларнета» составитель А. Штарк, И. Мозговенко М.1981г. |
М. Глинка | «Песня» | «Хрестоматия для кларнета» составитель А. Штарк, И. Мозговенко М.1981г |
У.н.п. | «Лисичка» | «Школа игры на кларнете» С. Розанов М. 1982 г. |
Л. Бекман | «Елочка» | «Школа игры на кларнете» С. Розанов М. 1982 г. |
Годовые требования
2 год обучения
Технологические задачи:
- Восстановить исполнительский аппарат посредством комплексов упражнений, в которых входит игра продолжительных выдержанных звуков в нюансе piano и mezzo forte.
- Закрепление навыков по уходу и проверкой состояния инструмента (смазка вентильного механизма, кронов, промывка инструмента, настройка крона и общего строя).
- Упражнять учащихся в развитии техники игры (дыхание и музыкальная фразировка).
- Дальнейшее развитие технических приемов и укрепление исполнительского аппарата посредством твердой атаки, произношения артикуляции гласных и согласных во время игры.
- Отрабатывать функциональные навыки работы губ (выносливость, подвижность); навыки работы пальцев (беглость, четкость, согласованность с действиями всех элементов исполнительского аппарата).
- Освоить новый штрих стаккато, отрабатывать навыки исполнения гамм с применением штрихов (легато, деташе, стаккато) как отдельно, так и в парной комбинации (легато и деташе, легато и стаккато), навыки применения аппликатуры и основных штрихов, навыки исполнения с применением различных динамических оттенков ( дуолями, триолями), навыки исполнения с правильной сменой дыхания (вдох после вводного тона).
- Отработка полного, ровного, выдержанного звука, соответствующего тембра, устойчивой и осмысленной интонации.
Музыкально-художественные задачи:
- Воспитывать заинтересованное, ценностное отношение учащегося к музыкальному произведению.
- Уметь не только передавать нотный текст, но и стремиться передавать настроения музыкальных фраз, выявлять образы произведения.
- Дальнейшее развитие музыкально-ритмического чувства, умения чувствовать и передавать сильное и слабое время в такте. Временные отношения во фразе, музыкальном предложении в качестве значения и смысла.
- Осваивать умение вызывать требуемый характер звучания в процессе игры наизусть.
- Совершенствовать навыки игры в ансамбле с фортепиано, обращать особое внимание на точность текста, выразительность и интонацию.
В течение второго года учащийся выучивает и играет мажорные и минорные гаммы до двух знаков в ключе включительно в умеренном движении: си-бемоль мажор и соль минор, ре мажор и си минор в 1,5 октавы, а также арпеджированные трезвучия в прямом движении в умеренном движении; продолжает осваивать регистр малой октавы;
играет гаммы и арпеджио целыми половинными, четвертными длительностями в штрихах деташе, легато, стаккато;
отрабатывает соответствующую аппликатуру в первой октаве, в том числе и в малой октаве, применяет динамические оттенки p, f, mp, mf.
Закрепляет упражнения в исполнении продолжительных звуков в медленном движении, упражнения в применении основных динамических оттенков p, f, mp, mf., упражнения в интервалах секунды, терции, кварты, упражнения для изучения штрихов легато, деташе, стаккато; выучивает 10-15 этюдов, 8-10 легких пьес в пределах освоенного диапазона.
Экзаменационные требования.
В конце первой и третьей четверти проводятся технические зачеты, на которых учащийся исполняет мажорные и минорные гаммы до двух знаков при ключе, а также один этюд наизусть.
В конце второй и четвертой четверти учащийся исполняет выразительно и технически правильно две разнохарактерные пьесы с фортепиано наизусть.
Примерные программы переводных выступлений:
1-й вариант
(уровень допрофессиональной подготовки)
1. Б.н.п. «Перепелочка»
2. Ж. Люлли «Песенка»
2-й вариант
(повышенный уровень)
1. С. Прокофьев «Песня без слов»
2.В. Лютославский «Коляда»
3-й вариант
(уровень общего художественно-эстетического образования)
1.П.Чайковский «Сенокос»
2.У.н.п. «Журавель
Репертуарные списки второго года обучения
Этюды.
Ф. Шоллар | Этюды (по выбору) стр. 10-17 | «Школа игры на валторне» М. 1989 г. |
Л. Чумов | Этюды (по выбору) Стр. 20-27 | «Первые шаги трубача» М.1987 г. |
Ю. Усов | Этюды (по выбору) стр. 31-41 | «Школа игры на трубе» М.1991 г. |
И. Станкевич | Этюды (по выбору) стр. 21-29 | «Легкие этюды для валторны» М.1991г. |
Л. Чумов | Этюды (по выбору) стр. 18-20 | «Школа начального обучения игры на трубе» М. 1979 г. |
Л. Липкин | Этюды (по выбору) стр. 11-18 | «Начальные уроки игры на трубе» М.1959 г. |
С. Баласанян | Этюды (по выбору) стр. 11-18 | «Школа игры на трубе» М.1988 г. |
Пьесы
В. Витлин | «Моряки» | «Начальные уроки игры на трубе» составитель Л. Липкин М.1959. |
Д. Кабалевский | «Наш край» | «Начальные уроки игры на трубе» составитель Л. Липкин М.1959. |
Л. Бетховен | «Торжественная песнь» | «Начальные уроки игры на трубе» составитель Л. Липкин М.1959 |
У.н.п. | «Зайчик» | Начальные уроки игры на трубе» составитель Л. Липкин М.1959 |
С. Губайдуллина | «Элегия» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 г. |
В Лютославский | «Коляда» | Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
Ж. Люлли | «Песенка» | Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
Л.н.п. | «Серебристые три речки» | Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
В. Агафонов | «Русский напев» | Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
С. Прокофьев | «Песня без слов» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
У.н.п. | «Ой, на горе та, жнецы жнуть» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
Л. Бетховен | «Сурок» | «Юный тромбонист» составитель В. Огия М.1990г. |
А. Кригер | «Аллегретто» | «Юный тромбонист» составитель В. Огия М.1990г |
Годовые требования
3 год обучения
Технологические задачи:
- Продолжать отрабатывать технику правильного исполнения арпеджированных трезвучий в гаммах, имеющих до 3-х знаков в ключе. Играть гаммы, арпеджио трезвучий, применяя штрихи деташе, легато. Развивать технику исполнения штриха стаккато посредством игры упражнений, этюдов, гамм, арпеджио, пьес.
- Дальнейшее развитие и совершенствование техники губ и языка посредством свободного и уверенного применения твердой атаки, а также посредством упражнений, помогающих четкому произношению слогов, укреплению выносливости губ и подвижности языка.
- Продолжать разучивать этюды технического характера, соответствующие возможностям ученика, исполнять наизусть разнохарактерные этюды и пьесы в сопровождении с фортепиано.
- Учить исполнять подготовительные упражнения на все виды основных мелизмов
6. Отработка полного, ровного, выдержанного звука, соответствующего тембра, устойчивой и осмысленной интонации.
Музыкально-художественные задачи:
- Вызывать и воспитывать в ученике неудовлетворенность достигнутым результатом.
- Закреплять умение играть в «образе».
- Добиваться согласованности в игре согласованного единства эмоциональности и исполнительской техники.
- Формировать образное мышление в процессе игры по нотам.
- Дальнейшее развитие музыкально-ритмического чувства, музыкального мышления.
- Совершенствовать навыки в ансамбле с фортепиано и другими инструментами.
- Учить правилам поведения и особенностям выступления на различных концертах.
В течение третьего года учащийся выучивает и играет мажорные и минорные гаммы до трех знаков в ключе включительно в умеренном движении: си- бемоль мажор и соль минор в 1,5 октавы, а также арпеджированные трезвучия в прямом движении в умеренном движении;
продолжает осваивать регистр малой октавы, ре мажор играет в 1,5 октавы, но начинает с ре 1-й октавы;
играет гаммы и арпеджио целыми половинными, четвертными длительностями в штрихах деташе, легато, стаккато;
отрабатывает соответствующую аппликатуру в первой октаве, в том числе и в малой октаве, применяет динамические оттенки p, f, mp, mf.
Закрепляет упражнения в исполнении продолжительных звуков в медленном движении, упражнения в применении основных динамических оттенков p, f, mp, mf., упражнения в интервалах секунды, терции, кварты, упражнения для изучения штриха легато; выучивает 10-15 этюдов, 8-10 легких пьес в пределах освоенного диапазона.
Экзаменационные требования.
В конце первой четверти сдается технический зачет, на котором учащийся сдает по технике исполнения гаммы мажорные и минорные до 3-х знаков в умеренном темпе; один этюд наизусть.
В конце второй четверти проводится академический концерт, на котором учащийся исполняет технически правильно и выразительно две разнохарактерные пьесы с фортепиано.
В конце третьей четверти сдается технический зачет, на котором учащийся сдает по технике исполнения гаммы мажорные и минорные до 3-х знаков в умеренном темпе; один этюд наизусть.
В конце года проводится академический концерт, на котором учащийся исполняет технически правильно и выразительно две разнохарактерные пьесы с фортепиано.
Примерные программы переводных выступлений:
1-й вариант1-й вариант
(уровень допрофессиональной подготовки)
1. Д. Шостакович «Песня о встречном»
2. И. Брамс «Петрушка»
2-й вариант
(повышенный уровень)
1. Д. Шостакович «Возвращение с охоты»
2.П. Чайковский «Итальянская песенка»
3-й вариант
(уровень общего художественно-эстетического образования)
1. Б. Барток «Вечер в деревне»
2. И. Дунаевский «Марш»
Репертуарные списки третьего года обучения
Этюды.
Л. Чумов | Этюды (по выбору) стр.22-24, 30-34 | «Школа начального обучения игры на трубе» М. 1979 |
И. Станкевич | Этюды (по выбору) стр.31-56 | «Легкие этюды для валторны» М.1991г. |
Ю. Усов | Этюды (по выбору) стр.46-66 | «Школа игры на трубе» М.1991 г. |
Л. Чумов | Этюды (по выбору) стр.28-35 | «Первые шаги трубача» М.1987 г. |
Ф. Шоллар | Этюды (по выбору) стр.32-34 | «Школа игры на валторне» М. 1989 г. |
Пьесы
Т. Хренников | «Как соловей о розе» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
Ф. Гендель | «Адажио» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
Б. Барток | «Вечер в деревне» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
Э. Григ | «Норвежская народная песня» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
Л. Бетховен | «Сурок» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
Д. Шостакович | «Песня о встречном» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
И Матей | «Токката» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
П. Чайковский | «Марш деревянных солдатиков» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
И. Брамс | «Петрушка» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
Ч.н.п. | «Попляши-ка» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979. |
И Дунаевский | «Марш» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979. |
Годовые требования
4 год обучения
Технологические задачи:
- Закреплять основной учебно-тренировочный материал: игра гамм до 3-х знаков включительно, а также арпеджированных трезвучий. доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов в тональностях с обращениями (в прямом движении).
- Продолжать учить контролировать ритмичность исполнения, применение различных штрихов, динамических оттенков, аппликатуры.
- Разучить мажорные и минорные гаммы до 4-х знаков включительно, доминантсептаккорды и уменьшенные септаккорды в прямом движении, вырабатывать привычку ежедневно играть гаммы.
- Систематически работать над качеством звука, его интонацией и динамикой посредством исполнения этюдов и пьес напевного характера в медленном темпе, сосредотачивая внимание на отработке всех элементов фактуры, упражнений для развития дыхания.
- Продолжать работать над чистотой интонирования посредством систематического исполнения упражнений, построенных на звуках продолжительной длительности, игра протяженных нот под контролем слуха, игра упражнений, в которых сочетаются различные интервалы, игра гамм и т. д.
- Познакомить с мелизмами, встречающиеся в этюдах и музыкальных произведениях: их начертание, особенности ритмической структуры, техника исполнения при наличии достаточных исполнительских навыков. Учить исполнять подготовительные упражнения на все виды основных мелизмов.
- Продолжать работать над динамикой звука: осмыслить важность выразительной, динамической разнообразной игры; выполнять упражнения на крещендо и диминуэндо (добиваться точного и ясного окончания звук); рассчитать дыхание, чтобы динамика нарастания и снижения была постепенной, с заметной кульминацией на середине; не допускать ускорения темпа при крещендо и замедления при диминуэндо.
- Исполнять упражнения на динамические оттенки от еле слышного pp до мягкого и красивого ff.
Музыкально-художественные задачи:
1. Вызывать и воспитывать в ученике неудовлетворенность достигнутым результатом.
2.Закреплять умение играть в «образе».
- Добиваться согласованности в игре согласованного единства эмоциональности и исполнительской техники.
- Формировать образное мышлении в процессе игры по нотам.
- Дальнейшее развитие музыкально-ритмического чувства, музыкального мышления.
- Совершенствовать навыки в ансамбле с фортепиано и другими инструментами.
- Учить правилам поведения и особенностям выступления на различных концертах.
В течение года выучить мажорные и минорные гаммы до 4- х знаков при ключе, тонические трезвучия в прямом движении и их обращения в умеренном темпе, 6-8 этюдов на различные виды техники, 6-8 разнохарактерных пьес, а также ансамблевые пьесы и оркестровые произведения.
Экзаменационные требования
В конце первой и третьей четверти сдают технический зачет, на котором учащийся сдает по технике исполнения гаммы мажорные и минорные гаммы до 4-х знаков в умеренном темпе, 1 этюд наизусть.
В конце второй и четвертой четверти проводится академический концерт, на котором учащийся исполняет технически правильно и выразительно две разнохарактерные пьесы с фортепиано.
Примерные программы переводных выступлений:
1-й вариант
(уровень допрофессиональной подготовки)
1.Ш. Гуно «Марш»
2. Ф. Шуман «Смелый наездник»
2-й вариант
(повышенный уровень)
1. В. Щелоков «Юный кавалерист»
2.М. Глинка «Краковяк»
3-й вариант
(уровень общего художественно-эстетического образования)
1. В. Косенко «Скерцино»
2.С. Губайдуллина «Сказка»
Репертуарные списки четвертого года обучения
Этюды
Ф. Шоллар | Этюды (по выбору) стр.54-55 | «Школа игры на валторне» М. 1989 г |
Л. Чумов | Этюды (по выбору) стр.66-69 | «Первые шаги трубача» М.1987 г. |
Ю. Усов | Этюды (по выбору) стр.68-70 | «Школа игры на трубе» М.1991 г. |
Л. Чумов | Этюды (по выбору) стр.42-45, 48-49, 52 | «Школа начального обучения игры на трубе» М. 1979 |
И. Станкевич | Этюды (по выбору) стр.57-77 | «Легкие этюды для валторны» М.1991г. |
Л. Липкин | Этюды (по выбору) стр.38-51 | «Начальные уроки на трубе» М 1959 г. |
Пьесы
М. Глинка | «Краковяк» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
Ш. Гуно | «Марш» из оперы «Фауст» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
Б. Бриттен | «Сентиментальная сарабанда» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
С. Губайдуллина | «Сказка» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
Г. Перселл | «Мелодия трубы» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
Л. Бетховен | «Менуэт | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
Д. Шостакович | «Возвращение с охоты» | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
Р. Шуман | «Смелый наездник» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
В. Щелоков | «Юный кавалерист» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
П. Чайковский | «Итальянская песенка» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
В. Косенко | «Скерцино» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
Годовые требования
5 года обучения
Технологические задачи:
- Отрабатывать основой тренировочной материал: игра всех видов гамм и арпеджио до 5 знаков включительно с целью совершенствования качества звука, чистоты интонации, ровности звучания во всех регистрах, динамического разнообразия и других компонентов исполнения.
- Работать над произведениями крупной формы: познакомить на практике с особенностями исполнения концертов, сонат; систематически укреплять исполнительский аппарат; развивать чувство ритма, слух, играть наизусть; приобретать концертную манеру игры; накапливать разнообразный концертный репертуар, повторять и отделывать выученные произведения, повышая мастерство исполнения.
В течение учебного года учащиеся выпускного класса выступают на прослушиваниях, обыгрывая (без оценки) произведения выпускной программы.
На экзамене учащийся должен исполнить одно произведение крупной формы и две разнохарактерные пьесы или три разнохарактерные пьесы (одно из них - кантилена)
По окончании курса обучения выпускники должны:
1. уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений из репертуара школы.
2. Владеть на уровне требований программы умениями играть в ансамбле, аккомпанировать, читать ноты с листа и подбирать по слуху.
3. Обладать общим музыкальным развитием и знаниями в области музыкального искусства. Уметь анализировать исполняемые произведения.
Итоговая оценка выпускника должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной программы, результаты собеседования по исполняемым произведениям, активность работы учащегося на протяжении обучения в школе.
Требования к уровню подготовки выпускника
Виды деятельности | Уровни освоения | ||
Уровень общего художественно-эстетического образования | Повышенный уровень | Уровень до профессиональной подготовки (раннее профессиональное ориентирование) | |
Учебно-исполнительская | Обладание минимум знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкального искусства: умение самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять произ-ведения разных жанров и направ-лений, читать с листа, играть в ансамбле. | Обладание доста-точно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необходимых самоятоятельной исполнительской практике, игре в различных ансамблях. Формирование умений: самостоя-тельно разучивать и художественно исполнять произведения разных жанров и стилей. Формирование навыков чтения с листа, подбора по слуху и применение их в концертной практике. | Освоение знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения сольных концертных прог-рамм, ансамблевого исполнительства. Формирование качеств личности (волевых, эмоцио-нальных), необходимых для осознанного выбора профессии. Овладение навы-ками самостоя-тельного осознан-ного прочтения нотного текста. Формирование навыков чтения с листа, подбора по слуху и применение их в концертной практике. |
Культурно-просветительная | Формирование навыков культурно-просветительной деятельности, умение сочетать разные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях. | Формирование навыков исполнительской практики, формирование навыков коллективной творческой деятельности, умение сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях. |
Примерные программы выпускных выступлений:
1-й вариант
(уровень допрофессиональной подготовки)
1. Л. Коган «Концерт № 1»
2. Б. Асафьев «Скерцо»
3. Д. Шостакович «Романс»
2-й вариант
(повышенный уровень)
1.В. Моцарт «Сонатина»
2. Кабалевский «Клоуны»
3. В. Калинников «Грустная песенка»
3-й вариант
(уровень общего художественно-эстетического образования)
1.М. Глинка «Краковяк»
2. П. Чайковский «Итальянская песенка»
3. «Юный калерист»
Репертуарные списки пятого года обучения
Этюды и упражнения
Л. Чумов | Этюды и упражнения стр.62-63, 68-82, 94-95 | «Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М. 1979 |
Ю. Усов | Этюды и упражнения стр. 71-86 | «Школа игры на трубе» М. 1991 |
С. Баласанян | Этюды и упражнения стр. 66-75,86. | «Школа игры на трубе» М.1988 |
И. Станкевич | Этюды и упражнения №78-100 | «Легкие этюды для валторны» М.1991г |
Ф. Шоллар | Этюды и упражнения (по выбору) № 80-85 | «Школа игры на валторне» М. 1989 г |
Ж. Арбан | Упражнения стр.44-56, 57-63 | «Школа игры на трубе» М.1990 |
пьесы
В. Щелоков | «Проводы в лагерь» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
Д. Кабалевский | «Клоуны» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 г. |
В. Калинников | «Грустная песенка» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 |
П. Чайковский | «Вальс» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 |
М. Раухвергер | «Шутка» | «Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян М. 1988 |
Л. Коган | «Романс» | Ю. Усов «Пьесы советских композиторов» М. 1971 |
В. Щелоков | «Этюд № 2» | Ю. Усов «Пьесы советских композиторов» М. 1971 |
Р. Свирский | «Ноктюрн» | Ю. Усов «Пьесы советских композиторов» М. 1971 |
А. Арутюнян | «Концертное скерцо» | Ю. Усов «Пьесы советских композиторов» М. 1971 |
Ф. Лукин | «Адажио» | Ю. Усов «Пьесы советских композиторов» М. 1971 |
В. Кикта | «Сонатина» | Л. Чумов «Школа начального обучения игры на трубе» М. 1979 |
М. Глинка | «Северная звезда» | Б. Чаканов «Романсы и пьесы для трубы с фортепиано» С.-П. 2004 |
М. Глинка | «Попутная песня» | Б. Чаканов «Романсы и пьесы для трубы с фортепиано» С.-П. 2004 |
М. Глинка» | «Вальс» из оперы «Иван Сусанин» | Б. Чаканов «Романсы и пьесы для трубы с фортепиано» С.-П. 2004 |
М. Глинка | «Я помню чудное мгновение» | Б. Чаканов «Романсы и пьесы для трубы с фортепиано» С.-П. 2004 |
В. Щелоков | «Концерт № 3» | |
Д. Скарлатти | «Соната № 17» | |
Дж. Тартини | «Ларго и аллегро» | |
В. Щелоков | «Арабеска» | |
С. Рахманинов | «Вокализ» | |
И.С. Бах | «Пассакалья» |
Список используемой литературы:
- «Уроки игры на горне» Л. Чумов М. 1979 г.
- «Практическое пособие для игры на трубе» П. Прокофьев Л. 1968 г.
- «Упражнения для учащихся ДМШ» М.1965 г.
- «Начальные уроки игры на трубе» Л. Липкин М.1959 г.
- «Школа игры на трубе» А. М
- «Легкие пьесы для трубы» 1-2 кл. Л. 1964г.
8. «Легкие пьесы для трубы» Ю. Усов 1-2 кл. М.1970 г.
9 «Произведения и обработки для трубы и фортепиано» С. Болотин М. 1952 г.
10. «Легкие пьесы композиторов соц. стран» М. 1974 г.
11. «Пьесы для трубы» С. Еремин М. 1963 г.
12. «Пьесы для трубы советских композиторов» М. 1976 г.
13. «Пьесы советских композиторов для трубы» Л. Чумов М. 1980 г.
14. «Сборник пьес для трубы» М. Табаков, Г. Орвид М. 1954 г.
15. «Сборник пьес для трубы» К. Озол Рига. 1962 г.
16. «Сборник для трубы» №1 Прага 1969 г.
17. «Старинные концерты для трубы» Т. Докшицер М.1976 г.
18. «Сборник пьес» учебный репертуар ДМШ 1 кл. Киев 1978 г.
19. «Сборник пьес» учебный репертуар ДМШ 2 кл. Киев 1979 г.
20. «Сборник пьес» учебный репертуар ДМШ 3 кл. Киев 1980 г.
21. «Школа игры на трубе» Ж. Арбан М. 1954, 1964, 1970
22. «Школа игры на трубе» С Баласанян М. 1982
23 «Начальная школа игрына трубе» И. Кобец Киев 1970
24. «Начальные уроки игры на трубе» Л. Липкин 1959
25. «Школа игры на трубе» А. Митронов М.1965
26. «Первоначальная прогрессивная школа игры на трубе» М Табаков М.1948
2.7. «Школа игры на трубе» Л. Лютак Варшава 1966
28. «Практическое пособие игры на трубе» С. Прокофьев Л. 1968
29. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы» П. Волоцкой М. 1963
30. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы» Ю. Усов 1-2 кл ДМШ
31. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы» Ю. Усов 1-3 кл ДМШ
32. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы» Ю. Усов 3-4 кл ДМШ
33. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы» Ю. Усов 3-4 кл ДМШ
34. «Избранные этюды для трубы» С. Баласанян М. 1966
35. «Этюды для трубы» т.№ 1 С. Баласанян М. 1951
36. Этюды для трубы» т.№ 2 С. Баласанян М. 1952
37. «Этюды для трубы» т.№ 3 С. Баласанян М. 1953
38. «Этюды для трубы» Н Бердыев М. 1964
39. «Легкие этюды для трубы» Н Бердыев М. 1968
40. «30 этюдов для трубы» Н Бердыев Киев 1976
41. «34 этюда для трубы» В Брандт М. 1960
42. «Избранные этюды для трубы» Ю. Варшава 1972
43 « 45 легких этюдов для трубы» В. Вурм М.1969
44. «Избранные этюды для трубы» т.№1 С. Еремин М. 1960
45. Избранные этюды для трубы» т.№ 2 С. Еремин М. 196346
46. «Тематические этюды для трубы» И. Кобец Киев 1969
47. «Этюды для начинающих трубачей» Л. Чумов М. 1969
48. «Легкие этюды и упражнения для трубы» Л. Чумов М. 1973
49. «Легкие этюды для трубы» Л. Чумов М. 1980
50. «Легкие пьесы для трубы» С. Болотин Ленинград. 1968
51. «Альбом ученика- трубача» О. Белофастов Киев. 1972
52. «Легкие пьесы для трубы» Ю. Усов М. 1970
53. «Легкие пьесы композиторов соц. стран» М. 1974
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ФОРТЕПИАНО" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЙ "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" СО СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ 5 ЛЕТ.
Содержание программы:1. Пояснительная записка2. Содержание учебного предмета3. Требования к уровню подготовки обучающихся4. Формы и методы контроля, система оценок5. Методическое обеспечение учебного ...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...
Программа учебного предмета "Фортепиано" обязательной и вариативной частей дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты. Срок обучения 5 лет.
Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...
Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты". срок обучения 8 лет.
Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...
Образовательная рабочая программа по физической культуре для учащихся 9 классов
Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство, где главную роль играют воспитательная, игровая, соревновательная деятельности, основанные на применении физических упражнений...
Рабочая программа по математике по профессии: 38.02.04. Коммерция по отраслям. (Срок обучения -2 года 10 мес)
Рабочая программа по математике по профессии: 38.02.04. Коммерция по отраслям. (Срок обучения -2 года 10 мес)...