Урок музыки ФГОС 3 класс "Прощание с Масленицей"
методическая разработка по музыке по теме

Болотнова Елена Владимировна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Прилагается технологическая картаи самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_proshchanie_s_maslenitsey.rar87.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  музыки 3  класс

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Цель: 

 - Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.

- Развивать способности «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку.

Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за использованием   музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

 Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания  народной музыки в различных  видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов  решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и   речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности  в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа

 

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

  • Слушание музыки
  • Пение
  • Инструментальное музицирование
  • Музыкально –пластическое движение

Музыкальный материал:

  • Проводы зимы ( р. н. п. Л.Зыкина)
  • Р.н.п. «Как вставала я ранешенько»
  • Р.н.п.«Блины»
  • Частушки…
  • П.И.Чайковский «Февраль»
  • Песня «Масленица»

 

Ход урока.

           1.Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» (Поем).

2. Актуализация знаний

У. Ребята, вам понравилась музыка, под которую вы заходили в класс? Почему?

У. Замечательно.  А о каком народном празднике шла речь в песне, как он называется? (Масленица).

У. Скажите, какие картинки вы представляете под эту песню? (картинки праздника, народного  гуляния).

У. Совершенно верно. А как вы увидели эти картины, ведь я ничего вам не показывала? (с помощью внутреннего слуха)

У. Молодцы! Вот мы и определили тему нашего урока: (СЛАЙД № 2) (Звучащие картины. Прощание с Масленицей).

3. Постановка цели и задач урока:

У. А что такое Масленица? (Долгожданные  проводы зимы и веселая встреча весны и солнечного тепла).  

У. А как вы думаете, какая цель нашего урока? (продолжить изучение традиций народного праздника  Масленица.)

У. Совершенно верно! Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сегодня проявил свои музыкальные, артистические и творческие  способности.

4. Первичное усвоение новых знаний.

У. Вы знакомы с этим народным праздником?   (Да, он проходил у нас в школе в прошлом году).

У: Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)

У: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)

У: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить? (Зимушку)

У: Правильно! А как называется народная песенка, которую поют для того, чтобы позвать весну или солнышко, или Масленицу? (заклички)

У. Давайте, вспомним масленичную закличку.

                     (Исполнение заклички (слова на слайде).

У. Молодцы, не забыли!

У. Вам каждому  на прошлом уроке было дано домашнее задание – вы должны были вспомнит,  как назывались дни масленичной недели и что интересного в эти дни происходило. Все готовы? (да).

Тогда начинаем!

                              Слайд №3  

Ребенок. Я узнала, что  «Масленица» был языческим праздником поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длился праздник целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, весело. В каждом доме пекли блины. А еще каждый день недели имел свое название и свои обычаи.

У. Верно.  Первый день недели – Понедельник. Кто расскажет, что это был за день?

                                 Слайд №4

1 ребенок: Понедельник - Встреча Масленицы.  В первый день наряжали Масленицу. Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую  величали, блинами угощали,  в санях возили, а еще начинали печь блины.

У. Молодец! Все верно, а еще любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили. Давайте вместе встретим масленицу песней. А что это за песня вы определите сами.

(слушание фрагмента «Как вставала я ранешенько».)

(Исполнение песни).

У: Молодцы, здорово получилось. Итак, чем мы встретили Масленицу?  (песней)

У: Второй день недели – вторник. Как он назывался?

                                                               Слайд  № 5-8

2 ребенок: Второй день Масленицы – заигрыш! Все выходили гулять, резвиться. Игры и потехи были самыми разными: катание на лошадях, бой мешками, ледяной столб, игра в снежки. Играющие мерялись силой, ловкостью, удалью. Победители получали призы и всех угощали блинами и горячим чаем.

У. Совершенно верно! А чем сопровождаются все народные игры? (присказками). Какие присказки вы знаете? (Солнышко, солнышко, полети на небко…;

Дождик, дождик пуще, будет травка гуще;

Раз, два, три – начало игры.)

У. Молодцы! А есть еще одна замечательная присказка к народной игре «Горелки»

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

(проговаривание хором) – работа над дикцией, дыханием и произнесением в унисон)

У: Итак, чем  Масленичный вторник встречали? (играми)

У. Следующий день недели – среда.

3 ребенок: среду называют «Лакомкой»! В этот день все хозяюшки старались похвастаться умением печь разные вкусности: и сырники, и пироги, но самым главным угощением были блины. Каких только блинов не бывает:  и тонкие  вареньем, и толстые со сметаной,  и с разными начинками.   Каждая хозяйка придумывала что-то свое.

                                                                Слайд № 9

У: А на что блины похожи? (на солнышко) 

Блины на Масленицу имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца.  Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок!  

У. А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте    русскую народную песню  «Блины».

(Слушание песни «Блины»)

(Сигнальные карточки)

У: Вам понравилась эта песня? (поднимают сигнальные карточки)

У. Какая песня по настроению? (поднимают карточки).

У. Хотите ее выучить?

У. Перед разучиванием  настроимся  на хоровую работу:

(проговаривают вместе с учителем)

 «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь,

ноги в пол  упри  смелей, спинку выпрями скорей,

руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно!»

Слайд № 10

У.  Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.

(Разучивание песни

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

1.Дикцию (четкое произношение текста);

2.Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой).

У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что в среду на Масленицу делали? (кушали блины)

5. Физ. Минутка на песню Блины

У:  Мы немножко засиделись, давайте подвигаемся и поиграем. Я предлагаю исполнить нашу новую песенку с танцевальными движениями. Кто хочет нам эти движения показать? А мы все вместе будем повторять!

(Исполнение песни «Блины» с движениями).

У. Молодцы! А теперь продолжаем наше знакомство с Масленицей.

Слайд№11

У:   Наступает четверг! Как он называется?

1 ребенок: Четверг называется - «ШИРОКИЙ РАЗГУЛЯЙ». В этот день устраивали разные потехи: катались на качелях, на лошадях, съезжали со снежных горок,  устраивали кулачные бои и перетягивания каната.

У. А теперь обратимся к нашему учебнику. На странице 64-65 вы видите две картины. Кто автор этих картин? (Борис Кустодиев). Как они называются? (Зима. Масленичное гуляние и Масленица)

Не только писатели, поэты, но и художники, и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.

Внимательно вглядитесь в эти  картины и ответьте на вопрос из учебника.

                  (ответы детей)

У. Все правильно. А  если внимательно вслушаться в эти  картины, они  звучат или  безмолвны?  Что вы услышали?

(Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).

– Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)

– Я включу небольшое музыкальное произведение.

– Созвучна ли эта музыка по своему настроению с репродукцей  Б.Кустодиева? Внимательно слушайте.

                 (Слушание  П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»)

У. Подходит эта музыка к картине? (От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна).

У. Какой  инструмент  звучал? (рояль)

Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов, звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.

Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

У. А написал эту чудесную музыку Петр Ильич Чайковский. Это пьеса из цикла «Времена года» под названием «Февраль. Масленица».

(Слайд 11

У. Давайте, еще раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний. И отразим свое настроение на лицах наших бумажных кукол, представим себя художниками.

                        (Слушание и  рисование).

У. Посмотрите, ребята, что общего у  разных произведений  искусства (картины Кустодиева, музыка Чайковского и ваших  работ)?

Д. Все они отражают  одно и тоже настроение  – радость, веселье, празднечность.

У: А какую задорную праздничную песенку каждый может спеть по куплетику, что-то я забыла, как она называется, подскажите мне…частушка.  А  что такое частушки? (Ответы детей).

4 ребенок: Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад.

У. Какой характер у частушки?

2 ребенок:  Характер у частушки - озорной, насмешливый, шутливый

У. Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?

Д. Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.

У. А мы умеем петь частушки? Давайте проверим. (шумовые инструменты).

Частушки про Масленицу.

Вместе дружно мы живем

 вам частушки пропоем

Нынче масленку встречаем

 всех блинами угощаем.

У: А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее!

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют. (Поет 1 ребенок, остальные аккомпонируют).

А теперь,  мы все вместе споем  частушки. Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!

Слайд№ 14

                        Частушки исполняем

Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

У. Замечательно веселый получился у нас четверг! Веселая у нас Масленица!

У. А что делали в пятницу и в субботу?

3 ребенок. В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости. Носили угощенья, пели песни, танцевали, желали друг другу, здоровья и хорошего урожая, дарили подарки.  

У. Верно! Ведь  самое важное в жизни любого человека – это дружная, большая семья.

У. Итак, всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней прощалась.  Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника Масленицы? ( сжигали  чучело в костре.)

                                                                  Слайд 15

У. Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, над лютой зимой.) 

1 ребенок. В последний день  праздника люди просили друг у друга прощения. Воскресенье так и называется – Прощеное.

У: Шумный веселый праздник  заканчивался большой ярмаркой.

Рефлексия (подведение итогов урока)

У:  И наш  урок подошел  к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока?  где побывали? Мы сейчас проверим насколько вы были внимательны на уроке.  Давайте отгадаем мои загадки:

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)  

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-…
(блины)!
 

- Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

- Картины какого художника мы сегодня «смотрели и слушали»?

- А как зовут композитора написавшего цикл  «Времена года»?

У: Молодцы, на все вопросы ответили. А теперь сами оцените свою работу на уроке: кто доволен своей работой? (Сигнальные карточки) Почему ты доволен? (Мы выполнили цель урока, узнали новое о народных традициях и повеселились).   А трудности вам встречались? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?  (Учителя, соседа по парте, кого-то из детей).

(раздаю солнышки с домашними заданиями).

У: Ребята,  я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы  все очень замечательно пели, играли, размышляли - Молодцы! И в заключении, из ваших рисунков мы составим Масленичный Коллаж.

(Звучит песня «Масленица», дети клеят Коллаж)

Слайд 16

         До свидания!    

(Выход под музыку «Проводы зимы», раздаю баранки).

Список используемой литературы

  1. УМК «Музыка» 2 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, Просвещение, 2004.
  2. Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально- игровой материал для  дошкольников и младших школьников «Весна идет»- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004 год

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Материалы официального сайта Анастасии Смирновой http://ana-sm.ru/ideas/interest/186-maslenica-nachalo-maslenichnojj-nedeli.html , выложенные в открытом доступе
  2. материалы сайта  EVA.RU http://eva.ru/maslo/?gclid=CJjgwv6C6J8CFVeEzAodEHQ9qA , находящиеся в открытом доступе
  3. Материалы сайта «школа Синергия». Создатели проекта: Миронова Ирина (школа №494) Миронова С.Ю. Миронов А.М.

http://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/projects/ottnas/26291-prazdnichno 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Звучащие картины.Прощание с масленицей"

Вниманию представлен конспект урока музыки, проведенного в 3 классе по теме "Звучащие картины. Масленица"....

урок музыки "Масленица"

Конспект урока музыки 1-4 класс  "Масленица"...

Урок музыки по ФГОС во 2 классе по программе Е.Д.Критской, тема урока "Масленица. Проводы зимы"

Урок   музыки во 2 классе по программе Е.Критской, раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло" знакомит учащихся с историей и традициями народного календарного праздника Масленица, с жанром русско...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Интегрированный урок музыки и ИЗО "Широкая Масленица", 7 класс

Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО "Широкая Масленица", 7 класс...

Конспект урока музыки "Масленица и Цаган Сар"

Конспект урока музыки "Празднование праздников Масленица и Цаган Сар"...

Урок музыки в 6 классе на тему "Широкая Масленица. Разгуляй"

Урок способствует пониманию учащимися значения праздника в русской культуре, через средства выразительности  музыки и изобразительного искусства....