Урок музыки в 6 классе на тему "Широкая Масленица. Разгуляй"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Урок способствует пониманию учащимися значения праздника в русской культуре, через средства выразительности музыки и изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки на тему "Широкая Масленица. Разгуляй" | 32.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 6 классе.
Авторы разработки: учитель музыки Воевода А.М. и учитель изобразительного искусства Воевода Е.А.
Тема урока: «Широкая Масленица. Разгуляй».
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий, поисковый, метод эмоциональной драматургии, метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки.
Технологии: информационные, здоровьесберегающие, технология ассоциативно-образного мышления, технология развития голоса и слуха.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о произведениях изобразительного искусства и музыкальных произведениях, изображающих праздник как яркое проявления народного духа, национального характера; способствовать пониманию учащимися значения праздника в русской культуре, развитию представлений о средствах выразительности в музыке и изобразительном искусстве.
Задачи:
-Развивающие:
Развивать у учащихся наблюдательность. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях обряда проводов зимы.
Образовательные:
Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа через современность. Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России;
- обогащать духовный мир учащихся;
- содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей;
- воспитывать чувство коллективной ответственности, способствовать развитию творчества в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
Познакомятся:
- с музыкой композитора: И.Ф. Стравинского;
- с творчеством художника Б. Кустодиева;
- с историей проведения народного обряда Масленицы.
Научатся:
- определять сюжет праздника в изобразительном искусстве;
- размышлять над содержанием музыкального произведения.
Получат возможность научиться:
- изготавливать куклу Масленицы из соломы как символа уходящей зимы.
- устанавливать связи между музыкальными и художественными произведениями.
Метапредметные:
Познавательные: развивают воображение и фантазию, приобретая представление о сюжете праздника в изобразительном искусстве и музыке; определяют учебную цель в жизненно-практическую проблему; понимают способы достижения цели в процессе создания масленичной куклы; используют речевые средства в соответствии ситуации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания) организуют работу в паре: распределяют роли, вырабатывают решения; анализируют произведения по заданным критериям; выдвигают контраргументы, делают выводы.
Личностные:
- формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;
∙ развитие духовно-эстетических потребностей учащихся;
∙ обогащение эмоциональной сферы ребенка;
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), мультимедийный проектор и экран.
Оборудование:
ИЗО: мочало, ножницы, ленты, материя.
Музыка: баян, деревянные ложки, трещотки, бубны, свирели.
Наглядно-демонстрационный материал: Репродукции картин Б. Кустодиева «Широкая Масленица», «Масленичное гулянье», презентация «Широкая масленица», видеоролик «Изготовление куклы Масленица».
Виды деятельности учащихся:
- Слушание музыки.
- Вокально-хоровая работа.
- Музыкально – ритмическая деятельность.
- Практическая работа по ИЗО.
Музыкальный материал:
- И.Ф. Стравинский – «Гуляние на Масленой» из балета «Петрушка».
- «Масленица» (ансамбль «Ивана Купала»).
- Ансамбль русской песни «Забава» р.н.п. «Масленица».
- Ансамбль «Чебатуха» песня «Масленица».
- «Скоро весна»
Ход урока:
1. Организационный момент (дети входят в класс под музыку ансамбля «Ивана Купала» «Масленица») Музыкальная попевка-приветствие.
Учитель: (поет приветствие)
Всех приветствуем сейчас,
Очень рады видеть вас
Ученики: (поют в ответ)
Прозвенел уже звонок,
С нетерпеньем ждём урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: - Перед вами различные предметы: самовар, вязанка бубликов, стопка блинов, сметана, икра, музыкальные инструменты (жалейка, свирель, ложки, бубен, балалайка), шутовской колпак… С чем ассоциируются эти предметы?
Ученики: - С праздником масленицы, народными гуляниями…
Учитель: - А что такое для вас Масленица?
Ученики: праздник, блины, частушки, катание на лошадях, лазание по столбу за подарками, ярмарка, балаган…
Учитель: - Скажите, в чем заключается смысл этого праздника?
Ученики: - Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны.
Учитель: - Посмотрим, что обозначает слово праздник.
Слайд № 1
Праздник – яркое проявление народного духа, национального характера («Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова).
- Продолжите предложение:
Праздник – образ счастья…
Ученики: радости, веселья смеха…
Слайд № 2
3. Постановка цели и задач урока.
Учитель: - И тема нашего сегодняшнего урока - «Широкая Масленица. Разгуляй».
Мы будем учиться у великих художников и композиторов передавать эти чувства в картинах и в музыке и сами создавать необычные произведения на эту тему.
Слайд № 3 Портреты: Б. Кустодиева, И. Стравинского
4. Подготовка к усвоению нового материала
Учитель: - Ребята, представьте, если бы вы были художниками, то какие краски использовали для передачи атмосферы праздника?
Ученики: - Для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и контрастные сочетания.
Учитель: - Рассмотрим картину Б.М. Кустодиева на тему русского праздника Масленицы. Что изобразил художник на своей картине?
Слайд№ 4
Картина Б.М. Кустодиева на тему русского праздника Масленицы.
Ученики: - Гуляют богато наряженные в пестрые шубы и шали люди. Все это разнообразие цвета создает особый колорит праздника.
Мы видим ярко украшенных лошадей с бубенцами. Художник изобразил на картине воздушные шары, добавив яркого цвета в картину
Учитель: - Обратите внимание на снег. Какой он?
Ученики: - Снег переливается разными цветами. Контрастом ему служат яркие, сочные краски народного гуляния.
В своей картине художник стремится передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем.
Учитель: - Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
Ученики: - Радостные, хочется уже сейчас пойти на праздник, где всем весело и никто не унывает.
Учитель: - Да, действительно, картина захватывает своим размахом и яркостью. Она очень пестрая, с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Художник мастерски объединил разные детали: людей, тройки, балаган - в одно единое целое.
Учитель: - Эта картина передаёт стихию масленичного карнавала, она написана Б.М. Кустодиевым в то время, когда сам он был тяжело болен и прикован к инвалидному креслу.
- Как вы думаете, почему он передаёт в своих картинах ощущение движения, праздничной суеты, ритм, динамику, жизнь?
Ученики: - Движение, которого он был лишен, врывается в каждую его картину.
Учитель: - Какие еще виды искусства помогают передать праздничное настроение?
Ученики: - Музыка, песни, танцы.
- Правильно, какой праздник без музыки!
Учитель: - Ребята, я вам предлагаю послушать картину.
- Что вы услышали?
Ученики: - Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана - кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра.
Учитель: - Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами?
Ученики: - Веселую, задорную, легкую, быструю.
Учитель: - Я вам предлагаю послушать музыку русского композитора Игоря Федоровича Стравинского из балета «Петрушка». Свой балет он посвятил празднику Масленицы.
Слушание фрагмента «Гуляние на Масленой».
Учитель: - Что общего между музыкой И. Стравинского и картиной Б. Кустодиева?
Ученики: - От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость.
Учитель: - Я тоже считаю, что музыка созвучна картине.
Да и сама музыка - это целая картинка шумного, многолюдного праздника Масленицы.
Слайд №5 – 6
5. Открытие и усвоение новых знаний (Объяснение и работа по теме урока).
Учитель: Давным-давно Масленица была языческим праздником поклонения богу солнца Яриле. Древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, частушками, которые дошли и до наших дней.
Все дни масленой недели имеют свои названия:
(Сообщения учащихся. Фоном звучит песня «Скоро весна»)
Слайд №7
Ученик 1: Понедельник – Встреча.
Сообщение ученицы (……..)
К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, столы со сладкими яствами. В домах начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили.
Слайд № 8 Вторник – Заигрыш.
Сообщение ученика (…….)
На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления.
На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.
Слайд № 9
Среда – Лакомка
Сообщение ученика (……)
Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. Блины пеклись из разной муки и с разными начинками: пшеничные, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду поводились ярмарки, шли народные гуляния.
Слайд № 10 Четверг – Разгуляй.
Сообщение ученика (……..)
Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем.
Слайд № 11
Пятница - Тещины вечеринки.
Сообщение ученика (…….)
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.
Слайд № 12
Суббота - Золовкины посиделки.
Сообщение ученика (……)
Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.
Слайд № 13
Воскресенье – Прощёное Воскресенье (Целовальник)
Сообщение ученика (…….)
Последний день Масленицы - самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью. В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. Сожжение чучела Масленицы - главный ритуал масленичной недели, это и проводы Масленицы, и прощание с зимой, прощание со всеми болезнями и несчастьями.
6. Вокально-хоровая работа и музыкально ритмическая деятельность.
(Разучивание и исполнение частушек о Масленице, сопровождая игрой на шумовых музыкальных инструментах).
Слайд № 14
Учитель:
Что же это за красотка? -
Из соломы грудь, бока,
Ни старуха, ни молодка,
Парни носят на руках.
Что за куколка такая? -
Каждый рад ей, каждый ждёт,
Удалая, озорная,
Вкусные блины печёт.
Что же это за девица? -
С ней мы будем день за днём
Всю неделю веселиться,
А потом ее сожжём.
Рассказ учителя о соломенной кукле, как символе Масленицы.
Учитель: Основным символом Масленицы была плетеная из соломы кукла. Одевали во все старое, негодное, что являлось символом старого, уходящего времени. Обычное место для этой куклы – у двери. Только в среду масленой недели, когда принято было ходить «к теще на блины», в ожидании молодых выставляла теща куклу в окно или даже на улицу – гостей встречать. Домашнюю Масленицу считали мощным оберегом дома от всяческих напастей.
В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.
Обрядовые куклы – это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. Домашняя Масленица отличалась не только ростом (20-25 см). Ее тоже делали из соломы, лыка или веточек, но обязательно красиво одевали, в руки иногда давали сковороду, помазок или блин.
Такие куклы, как правило, жили не долго – несколько дней или даже часов. По завершению обряда их сжигали, разрывали и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям. Умрет кукла – и пройдут болезни и беды. Так считали наши предки.
Предлагаю вам изготовить куклу Масленицы.
7. Практическая работа. (Просмотр видеоролика по изготовлению куклы)
Материалы для работы:
- Хозяйственный помазок из соломы.
- Цветная ткань (ситец, хлопок, бязь).
- Нить хозяйственная.
- Ножницы.
Дети в парах изготавливают куклу вместе с учителем. (Звучит музыка в исполнении ансамбля «Чебатуха»).
Готовую куклу дети прикрепляют на демонстрационный стенд.
Подведение итогов.
8. Домашнее задание. Нарисовать рисунок и сочинить частушку на тему «Масленица».
9. Рефлексия. По окончании урока приклеить луч к солнышку, цвет которой показывает, с каким настроением вы уходите с урока.
Соответствие цветов настроению:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
Спасибо вам за работу уроке! С праздником!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"
Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
Интегрированный урок в 6 классе на тему масленица
Интегрированный урок (технология – русская литература), готовится и проводится по проектному методу учениками 6 класса. Тема урока: Культура дома. Русские календарные праздники. Цель урока: ...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....