Рабочая программа учебной дисциплины фортепиано
рабочая программа по музыке на тему
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины фортепиано для преподавателей ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1.doc | 122 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Город Мамадыш
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ имени композиторов Яруллиных
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФОРТЕПИАНО
2012г.
.
Пояснительная записка
Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие способностей человека в различных областях, порой не связанных с музыкой.
По окончании обучения, учащийся сумеет грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа.
В учебном процессе педагог учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы. Независимо от степени одаренности учит понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений.
Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой интерес проявляется к произведениям современных композиторов, джазовой музыке. Такое разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ.
Программа рассчитана на 7-летний срок обучения, рекомендуемый возраст для начала занятий 6,5 – 9 лет. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме индивидуального занятия . 1-6 классы – 2 ч. в неделю, 7 класс — 3 ч. в неделю. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.
Цель программы – сформировать правильный художественный вкус к музыкальной культуре. Развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонический), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.
Задачи:
- индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.
- способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.
- научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения.
- сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях.
- приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений.
- привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;
- сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.
Ожидаемые результаты
В процессе обучения учащиеся должны:
- овладеть навыками индивидуальной и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;
- уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле
- читать нотный текст с листа;
- владеть знаниями в области музыкального искусства;
- уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т.е. сделать его анализ.
Результаты освоения программы и способы их проверки:
- воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений различных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
Структура и примерное содержание учебной дисциплины
1 КЛАСС
- введение ребенка в мир музыки;
- знакомство с музыкальным инструментом, его возможностями;
- постановка пианистического аппарата;
- познание принципа нотописания, запоминание расположения нот на нотоносце;
- хорошего ориентирования на клавиатуре фортепиано;
- первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание),
сходстве и контрастности мелодических построений;
- выработка слуховых различий простейших длительностей;
- основные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);
- развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших
одноголосных мелодий.
2 КЛАСС
- владение элементарных, двигательных навыков (экономичность и
пластичность движений, удобство и легкость исполнения);
- знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики;
- добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки;
- развивать слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани двумя руками одновременно;
- совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники.
3 КЛАСС
- добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения;
- понятие основных темповых и динамических обозначений;
- осознание учащимися характера, образа исполняемых произведений;
- накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений;
- привитие самостоятельности в разборе текста;
- развитие гармонического, тембро-динамического слуха.
4 КЛАСС
- естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений;
- понятие основных темповых, динамических обозначений;
- освоение пунктирного ритма;
- понимание музыки, ее формы и содержания;
- развитие музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки;
- осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов.
5 КЛАСС
- развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы); других видов фортепианной техники;
- совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными;
- понятие основных темповых и динамических обозначений;
- формирование активного, самостоятельного, творческого мышления;
- владение интонационной сферой звучания, динамической и агогической нюансировкой, ритмо-темповой выразительностью.
6 КЛАСС
- формирование масштабного музыкального мышления при исполнении произведений крупной формы;
- овладение навыками полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония);
- добиваться естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой;
- работа над разными видами мелкой и крупной техники;
- подбор песен с аккомпанементом;
- чтение 2-х и 3-х-голосных партитур.
- .7 КЛАСС
- овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности;
- педализация исполняемых произведений;
- работа над развитием способности мыслить более масштабно;
- сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактур;
- подбор песен с более сложным аккомпанементом;
- чтение 2-х, 3-х-голосных хоровых партитур.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ класса | ТЕМА | |
1. |
| |
2. |
| |
3. |
| |
4. |
| |
5. |
| |
6. |
подбор песен с аккомпанементом;
| |
7. | овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности; педализация исполняемых произведений; работа над развитием способности мыслить более масштабно; сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактур; подбор песен с более сложным аккомпанементом. | |
В процессе обучения учащиеся должны:
- овладеть навыками индивидуальной и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;
- уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле
- читать нотный текст с листа;
- владеть знаниями в области музыкального искусства;
- уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т.е. сделать его анализ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Способы проверки знаний:
- контрольные уроки, зачеты по развитию технических навыков (в зависимости от степени подготовленности учащегося),
- академические концерты (2 раза в год) с оценкой по 5-ти бальной системе,
- творческие вечера,
- в конце обучения учащийся 7-го класса сдает экзамен.
Список рекомендуемой литературы для педагога.
- Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978.
- Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П. И. Чайковского. - М.;Классика. 2003.
- Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974 .
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. Советский композитор,1979.
- Болино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974.
- Браудо И. А. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» - Музыка,1979.
- Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика,2005.
- Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21,2004.
- «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997.
- Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
- Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961.
- Голубовская Н. «Искусство педализации». – Л., 1974 .
- Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979.
- Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005.
- Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М: Музыка,1971.
- Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967.
- Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001.
- Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М., 1967.
- Николаев А.Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980.
- Носина В. «Символика музыки Баха».
- Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка,1992.
- Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI. – М., 2002.
- Тимакин Е. «Воспитание пианиста». – М., 1984.
- Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987.
- Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001 .
- Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». – М., 1958.
- Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика,2002.
- Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.;Классика, 2002.
- Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». – М. Классика, 2002.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
- Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
- Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
- Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.
6. Юдовина – Гольперина Т. «За роялем без слез, или я – детский педагог». – СПб. Союз художников, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык (английский)" по программам подготовки квалифицированных рабочих, 2015
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины "Английский язык" для профессиональных образовательных организаций, Москва, "Академия", 2015...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по спе...
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...