Урок «Три чуда»из оперы Н.А.Римского-Корсакова
план-конспект урока по музыке по теме
Самоанализ урока музыки + Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_otkryrogo_uroka_muzyki_v_3_klasse.doc | 113 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока музыки в 3 классе.
Урок музыки проходил в 3 классе по теме «Три чуда» из оперы Н. А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» с использованием игры на детских музыкальных шумовых инструментах и арт-терапевтических упражнений.
Тип урока - урок-сказка.
Цель данного урока :
- развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Эта цель реализуется через решение следующих задач:
- развивать навыки музыкального восприятия произведения;
- обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку.
- развитие образных музыкально-слуховых представлений;
- воспитание интереса к музыке.
Урок искусства необычный урок и методы от искусства
- словесные (сравнения и сопереживания);
- наглядный метод, который преломлялся в наглядно-слуховой и наглядно- выразительный;
- метод наблюдения за музыкой;
- метод импровизации;
- метод размышления о музыке;
- интегрированный метод сочетания восприятия музыки с художественным словом и изобразительным искусством.
На уроке использовались следующие средства обучения:
- аудио-видео материал;
- репродукции картин русских художников;
- музыкальные шумовые инструменты.
-кроссворд, как средство проверки знаний.
При проведении урока использовались элементы следующих педагогических технологий:
- информационно-комуникационной;
- здоровьесберегающей;
- личностно-ориентированного подхода;
- проблемного обучения.
Структура урока:
- организационный момент был построен так, что учащиеся сразу ощутили себя на уроке музыки.
- основная часть урока имела следующие этапы:
- постановка проблемы решалась после прослушивания каждого фрагмента оперы
- мотивация к обучению- желание разгадать замысел композитора.
3. итогом урока стало решение кроссворда.
Организация деятельности детей на уроке была разнообразной:
- слушание музыки;
-игра на детских музыкальных шумовых инструментах;
-арт-терапевтические упражнения;
-музыкально-исполнительская деятельность;
-пластическое интонирование;
-кроссворд.
Я считаю, что задания соответствовали поставленной цели и задачам урока.
( Поскольку цель урока и тема была направлена в основном на слушание музыки и определения образов, то вокально-хоровую работу пришлось сократить до минимума.)
Мой урок был направлен на формирование творческой личности и раскрытие индивидуального подхода.
Темп выбран оптимальный, на протяжении урока у учащихся поддерживался интерес, в том числе и с помощью сменой видов деятельности, применялись приемы арт-терапевтических упражнений, исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
Итог урока был проведен приемом рефлексивного обучения (оценка учащихся полезности урока, своего психологического состояния)
Домашнее задание дано дифференцировано.
Качкина Любовь Евгеньевна. МОУ СОШ №5 г. Миллерово,Ростовская обл.
Урок музыки в 3 классе по теме «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Вход детей под музыку «В гостях у сказки» в класс.
Приветствие.
Прозвенел звонок, начался урок!
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!
(тихо звучит тема царевны-лебедь)
Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается сказка…Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие образы возникнут у вас при прослушивании.
-Какие образы возникли у вас?
-Легко ли они у вас возникали?
Посмотрите, какие разные у всех образы.
Художник создает образ при помощи кисти и красок.
Поэт с помощью слова.
Интересно, а какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.
Сегодня мы с вами в этом попробуем разобраться.
Тема нашего урока»Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
И на примере этого музыкального произведения мы посмотрим какими средствами пользовался Римский- Корсаков при создании образов.
Ребята, Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.
Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. Сказка о царе Салтане привлекла композитора изобилием чудес, и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Ребята, давайте отправимся в путешествие на чудный остров. Послушаем шум моря и ощутим себя в бескрайнем синем просторе. Посмотрите как русские художники изображали море на своих картинах. (Зучит шум моря, на слайдах репродукции Айвазовского)
Море спокойное ----море не спокойное-----буря-------море спокойное
Шшшш---шшшш----шшшшш пластическое интонирование
Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.
Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар
Фанфары- сигнал торжественного действия.
-какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар? духовые медные инструменты.
Правильно духовые медные инструменты, посмотрите на их изображение.
Фанфары приказывают : «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»
Чудо первое. Отгадайте какое.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра- чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
Послушаем тему белочки и определим, какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно.
-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)
-Какие элементы муз.речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки?
- Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте? Правильно, «Во саду ли в огороде»
Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию самостоятельно.
Разучивание игры на шумовых инструментах.
Исполнение с оркестром народных инструментов «Во саду ли в огороде».
И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» второе чудо, .отгадайте какое?
На фоне видеофрагмента:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Ребята, послушайте как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере.
Слушаем тему богатырей.
- как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей
-какой кит звучит?
-Какой характер мелодии?
-Какие элементы музыкальной речи использовал композитор?
(слышится мощь богатырей, кит марш, быстрый темп, громкая динамика звука)
По мановению моей волшебной палочки мальчикам я предлагаю превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри» посмотрите на картину. Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными, как Александр Невский на картине художника Павла Корина (кулачки вперед, слушаем музыку и делаем упр.)
Чудо третье. И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз? Правильно, о третьем чуде.
Говорят царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава
Выступает будто пава;
Сладку речь то говорит,
Будто реченька журчит.
Послушаем тему царевны-лебеди. Определим какой темп, какие инструменты звучат. (волшебная музыка рисует образ сказочной красавицы, инструмент- скрипка)
По мановению все той же волшебной палочки девочки превращаются в царевен-лебедушек. Посмотрите как художник Врубель изобразил царевну-лебедь. Кажется, что она вот-вот сойдет с картины и окажется среди нас. Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно. головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками.
Молодцы и девочки, и мальчики, вы замечательно справились с заданиями. Я думаю. Что вы не раз будете возвращаться к этим образам.
Я предлагаю вам завершить наше чудесное путешествие песней «Сказка». Поем. Вокально-хоровая работа.
Подведем итог урока.
Отрывок из какой оперы мы с вами слушали на уроке?
Кто автор оперы «Сказка о царе Салтане»?
Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»?
С какими чудесами мы познакомились на уроке?
Как называется торжественный сигнал, который использовал Римский-Корсаков перед каждым действием?
Проверь себя!
- Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент.
- Большой коллектив музыкантов для совместного исполнения музыкальных произведений, бывает симфонический, бывает народный.
- Один из «китов» музыки, с помощью которого Римский-Корсаков изобразил «богатырей» в опере «Сказка о царе Салтане».
- Автор музыкального произведения, например, Н.А.Римский-Корсаков.
- Автор сказки «О царе Салтане… ».
- Сигнал торжественного действия, который приказывает: «Слушайте! Слушайте!»
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием!
Продолжите фразу, которую увидите перед собой:
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке я почувствовал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я вспомнил…
Сегодня на уроке я представил…
Сегодня на уроке я был…
Домашнее задание.
Ребята, нарисуйте иллюстрации к музыкальным фрагментам оперы. Можно в словесной форме, можно изобразить изобразительными средствами, т.е нарисовать рисунки.
Звучит «В гостях у сказки» .На этом наш урок закончен. Спасибо большое, дети. До свидания.
Сказка.
1.Всем известно только в сказках,
Есть чудесная страна
Там волшебной чудо краской
Разрисованы дома
Припев:
Растет цветочек аленькой
Шумит дремучий лес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес
2.Перевернута страница,
Что же ждет нас впереди
Как прекрасную Жар-птицу,
Сказку ждем приди-приди!
Припев:
Растет цветочек аленькой
Шумит дремучий лес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опера Былина "Садко" Римского-Корсакова
Опера-былина «Садко» - одно из первых значительных произведений композитора. В опере-былине , Садко, предстает перед нами, как русский Орфей, который своим искусством покоряет природу, пок...
Образы драмы А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” в опере Н. А. Римского – Корсакова
Если темой пушкинской драмы, является трагедия Сальери, которую следует воспринимать, как проблему “гения и злодейства”, то у Римского – Корсакова акцент перенесен на Моцарта, то есть на т...
Урок - презентация по теме Опера Н.А.Римского - Корсакова "Снегурочка"
Урок - презентация по теме Опера Н.А.Римского - Корсакова "Снегурочка"....
Проект урока музыки для 6 класса «Образ Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе....
Урок музыки «Музыкальная живопись и живописная музыка в опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"». 5-й класс
Интегративный урок музыки и изобразительного искусства на примере творчества Н.Римского-Корсакова и И.Айвазовского...
Открытый урок на тему: «Музыкальное творчество Н.А.Римского-Корсакова. Опера "Снегурочка". Образ героини»
Цели и задачи:1.Продолжение знакомства с творчеством Римского-Корсакова2. Значение оперы "Снегурочка" в мировом оперном искусстве3.Прослеживание развития образа главной героини через всю опе...