Проект урока музыки для 6 класса «Образ Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snegurochka.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УРОК МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ
Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Образ Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе.
ЗАДАЧИ:
- Формирование у учащихся умение следить за развитием музыкальных образов героев оперы;
- Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;
- Раскрыть главную идею оперы, торжество народного искусства, сила его воздействия – прославление красоты природы – источника жизни и любви;
- Воспитание интереса и любви к красоте музыки, рисующей картину природы и бережного отношения к ней.
ТИП УРОКА: комбинированный
СТРУКТУРА УРОКА:
- Вход, организация
- Певческая деятельность
- Сообщение темы урока
- Ознакомление с новым материалом
- Закрепить мысль о синтезе музыки, литературы и драматургии в опере
- Подведение итогов урока
ОБОРУДОВАНИЕ: портреты Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Островского, репродукции картин В.Васнецова «Снегурочка» и «Лель», музыкальный центр, проигрыватель, телевизор, DVD-проигрыватель.
ХОД УРОКА
- Вход, организация
Вход под хор «Ай, во поле липенька», хороводная песня из III действия оперы «Снегурочка».
- Певческая деятельность
2.1. Распевание:
Задачи:
- Подготовить учащихся к певческой деятельности;
- Совершенствовать основные певческие навыки: метод пластического интонирования;
- Работа над формированием навыка кантиленного пения.
Выстраиваем звук на слог «лё», поем легко, светло. Дети поют вверх по ступеням и вниз, показывая движение мелодии жестами рук.
2.2. Разучивание песни «Караваны птиц надо мной летят» (музыка Г. Жуковского, слова А. Фатьянова)
Задачи:
- Разучить первый куплет песни;
- Добиваться чистого интонирования, кантилены;
- Добиваться передачи в пении ощущения фразы.
Разучиваем песню «Караваны птиц надо мной летят».
- Сообщение темы урока
3.1. Стадия вызова
Учитель: «Сегодня наш урок посвящен великому русскому композитору, автору 15 опер, одному из самых младших членов кружка «Могучая кучка» Н. А. Римскому-Корсакову и его опере «Снегурочка».
3.2. Осмысление
Учитель: «Вся жизнь композитора связана с Петербургом. Он не только здесь учился, но и преподавал в консерватории, а сегодня Петербургская консерватория носит его имя.
Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке как Н. А. Римский-Корсаков. Свою третью по счету оперу Римский-Корсаков назвал «Весенней сказкой». Одна из самых поэтичнейших опер занимает первое место во всем мировом оперном искусстве. Итак, по какой пьесе создана опера?»
Дети: «Опера «Снегурочка», одна из самых любимых опер Н. А. Римского-Корсакова, создана по одноименной пьесе великого русского драматурга Александра Николаевича Островского и посвящена природе, пробуждению весны, солнцу».
Учитель: «Н. А. Римский Корсаков сказал: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель и Весна, не было лучше Царства Берендеев с их чудным Царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу». А сейчас посмотрим начало оперы».
Просмотр фрагмента оперы.
Учитель: «Ребята, как вы думаете, какие миры противопоставлены в опере?»
Дети: «Реальный и сказочно-фантастический».
Учитель: «Вызываю ученика к доске разделить действующих лиц оперы в 2 колонки:
I колонка – реальный мир – Лель, Купава, Мизгирь, Царь Берендей;
II колонка – сказочно-фантастический мир – Дед-Мороз, Весна, Леший».
Учитель: «Кто такой Ярило?»
Дети: «Это Бог Солнца – источника света и жизни на Земле».
Учитель: «Кто такая Снегурочка?»
Дети: «Это дочь Весны и Мороза, символ холода, зимы и стужи, сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными».
Учитель: «Кто такой Лель?»
Дети: «Лель – это персонаж народных сказок и преданий. Лель – символ Весны и Лета. Он несет в себе тепло солнца. Это пастушок, который в сказках неразлучен со своей свирелькой».
Учитель: «Где происходит действие оперы?»
Дети: «Действие оперы происходит в сказочном Царстве Берендеев, где царствует мудрый и добрый Царь Берендей. Берендеи поклоняются природе и солнцу – источнику жизни на Земле. Жизнь Берендеев течет мирно и спокойно, пока не появляется на свет Снегурочка. Мороз опасается, что солнце собирается сгубить Снегурочку».
Учитель: «На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? Что заставило ее остаться с людьми?»
Дети: «Она полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувство нежной любви к человеку».
Учитель: « Слушаем арию «С подружками по ягоду ходить».
Слушание арии «С подружками по ягоду ходить».
Учитель: «Ребята, прослушав первую арию, как вы думаете, каков портрет Снегурочки?»
Дети: «Она веселая, ей интересно наблюдать за играми девушек, очень хочется водить с подружками хороводы, ходить по ягоды».
Учитель: «Какая форма арии?»
Дети: «Ария написана в 3х частной форме»
Учитель: «Ребята, всегда ли Снегурочка бывает веселая?»
Дети: «Иногда ей бывает грустно оттого, что она одинока. Ей нравятся песни Леля, девичьи хороводы, она хочет быть похожа на людей, подражать им».
Учитель: «Слушаем вторую арию Снегурочки «Слыхала я…»
Слушание арии «Слыхала я…».
Учитель: «Вторая ария еще полнее выражает чувство Снегурочки, таящееся в ее душе и стремлении к людям, к песням.
Ребята, кто помог Снегурочке полюбить?»
Дети: «Мать Весна. Она надела на голову Снегурочки волшебный венок из душистых цветов и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир. Но любовь для нее – это гибель».
Учитель: «Давайте посмотрим этот фрагмент в фильме!»
Просмотр фрагмента.
Учитель: «Наступает кульминация в развитии образа Снегурочки – это сцена таяния. Момент таяния становится минутой подлинного блаженства, когда любовь Снегурочки, ее живая душа достигают своего наивысшего расцвета. В своей последней арии «Люблю и таю…» Снегурочка воспевает великую силу человеческой любви. Смотрим видеофрагмент сцены таяния Снегурочки».
Просмотр фрагмента.
3.3. Рефлексия.
Учитель: «Сто лет слушают миллионы людей эту оперу и восхищаются ею. Чему учит нас опера?»
Дети: «Опера Н. А. Римского-Корсакова учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств».
Учитель: «И не только любоваться, но и беречь их. Какими важными качествами определяется сила музыки?»
Дети: «Красотой, бережным отношением к прекрасному».
Учитель: «Заканчивается опера величественным гимном Солнцу, а в стране Берендеев восстановится прежняя спокойная и счастливая жизнь».
- Домашнее задание:
- продолжите ряд создателей оперного спектакля: либреттист, композитор, дирижер, …
- нарисуйте декорацию к сцене таяния Снегурочки;
- напишите либретто своей оперы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"
разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...
Проект урока музыки для 7 класса «Музыкальный образ, содержание и характер произведений А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова»
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с контрастными музыкальными образами....
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....
урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"
Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Открытый урок на тему: «Музыкальное творчество Н.А.Римского-Корсакова. Опера "Снегурочка". Образ героини»
Цели и задачи:1.Продолжение знакомства с творчеством Римского-Корсакова2. Значение оперы "Снегурочка" в мировом оперном искусстве3.Прослеживание развития образа главной героини через всю опе...
Технологическая карта к уроку музыки 3 класс Н.А. Римский-Корсаков Опера "Снегурочка"
Научить ребят увидеть красоту русской природы и её влияние на формирование чувств и правдивого её отражения в музыке....