урок музыки в 8 классе "Авангард в музыке"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
Урок музыки в 8 классе, знакомство с музыкальными понятиями "авангард", разграничить понятия «традиции» и «новаторство» в музыке, дать понятия «авангардизма»; привести примеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_8_klasse.doc | 36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 8 классе
Тема урока: НОВЫЕ КРАСКИ МУЗЫКИ XX ВЕКА
Цели: разграничить понятия «традиции» и «новаторство» в музыке, дать понятия «авангардизма»; привести примеры.
Музыкальный материал: А. Шенберг «Уцелевший из Варшавы», А. Онеггер «Пасифик 231»- фрагмент.
Ход урока
Истинное новация в искусстве-
это, прежде всего, новация духа,
идеи. Форма лишь выражает
найденное художником новое
содержание, воплощает его в
материале искусства.
Д. Шостакович
I. Рассказ учителя о новаторстве в современной музыке.
Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в XX веке охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, ее образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим. В искусстве всегда существовала связь времен, таким образом оно доказывала значение человеческой памяти. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.
В искусстве новаторство заключается не в самоцельном поиске необычных (никем и никогда не использованных!) выразительных средств, а в новом взгляде на жизнь, постановке новых проблем, рождении новых мыслей и чувств, правдивое выражение которых приводит к появлению новых средств выразительности. Поэтому нет «плохих» или «запрещенных» выразительных средств. Все зависит от того, как и для чего они использованы. Мы с вами знаем, что в искусстве красота не разделима с жизненной правдой, если нет правды то и нет красоты. Искусство исчезает.
Представители крайнего авангарда сознательно «перерубают корни», связывающие современное искусство с прошлым. Они на прочь отрицают художественную традицию. В их произведениях вы не услышите ни песенности, ни маршевости, ни танцевальности.
Французский авангардист Пьер Булез говорил: «Существуют три вещи, из которых нельзя создавать музыку – мелодия, гармония и ритм».
Например:
Додекафония ( буквально- двенадцатизвучие) – способ сочинять музыку, используя лишь 12 соотнесенных между собой звуков, то есть сочинение внетональными звуками. Термина «мелодия» не существует вместо него серия повторяющихся звуков , построенных по принципу точного отсчета. Ганс Эслер говорил: 2По этой системе может сочинять каждый дурак, усвоивший правила игры».
Алеаторика ( от греческого «алеа» - игра в кости) – течение , в основе творчества которого лежит принцип случайности . музыкальные композиции могут строится с помощь «жребия»- на основе ходов шахматной партии, разбрызгивание чернил по нотной бумаге, бросание игральных костей и т.д.
Авангардизм отрицает все, что характерно для классической музыки. Но ведь нельзя создать новый литературный язык или язык другого искусства , также нельзя создать совсем новый музыкальный язык. Можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов и электромузыкальных инструментов, новыми ритмами рок – музыки, новыми акустическими эффектами, какими-то новыми инженерно - режиссёрскими решениями.
Если в середине XX в. Новейшая музыка бурно развивалась по трем направлениям: современная классика, «поп- музыка», и «авангардизм», то к концу XX в. Эти направления в своих лучших проявлениях начинают объединяться.
II Знакомство с австрийским композитором А Шенбергом и его произведением «Уцелевший из Варшавы». Обсуждение.
Австрийского композитора Арнольда Шенберга считают «отцом» современного «авангарнизма». К началу 20-х годов ХХ века он создал 12 тоновую систему музыкального –додекафонию, в которой отсутствует выразительная интонация, тональность, ладовая организация.
Шенберг как талантливый музыкант и честный человек не мог оставаться равнодушным к тем зверствам, которые чинили фашисты на оккупированных территориях стран Европы. «Уцелевший из Варшавы» написан на собственный текст автора для чтеца, оркестра и хора. Рассказ ведется от имени человека , чудом уцелевшего в варшавском гетто, где были уничтожены тысячи людей, в том числе и дети.
Слушание « Уцелевший из Варшавы»
- Какое впечатление произвела на вас музыка?
- помогает ли выразительность интонация чтеца понимать аномальную музыку?
III Знакомство с авторской песней Б.Окуджавы.
Б. Окуджава – один из тех, людей кто напоминал о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.
Музыкант.
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
«Песенная поэзия Булата Окуджавы – упрямое объяснение в любви к жизни, людям, добру. Объяснение, которое никогда никому не прискучит, потому что оно всегда недостаточно….»
IV Разучивание песни Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».
V Итог урока.
Вывод: в произведениях разных искусств человек стремится познать законы не менее важные , чем законы физики и химии, - извечные законы нравственности, человеческих отношений. Ведь искусство - это грандиозная память нравственного, эмоционального опыта человечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в V классе. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»
Vкласс. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»Тип урока:урок-состояние.Цель: Пробуждение творческого потенциала детей.Задачи: Развитие внутреннего мироощущения через воплощение себя в разных ...
Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)
Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?». На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись), с...
Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют задания по карточкам. В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ».
Разработанный урок по музыке...
Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...
Урок музыки в 8 классе "Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
Презентация к уроку музыки в 8 классе, тема урока - "Музыка в кино. Музыка к кинофильму "Властелин колец"". В презентации представлены главные музыкальные темы фильма "Властел...